ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об обращении к законодательным
(представительным) органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации, правозащитным
детским неправительственным
организациям Российской Федерации "О
создании государственной системы
управления и контроля по вопросам защиты
прав несовершеннолетних в Российской
Федерации"
Законодательное Собрание Республики
Карелия постановляет:
1. Принять обращение к законодательным
(представительным) органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации, правозащитным
детским неправительственным
организациям Российской Федерации "О
создании государственной системы
управления и контроля по вопросам защиты
прав несовершеннолетних в Российской
Федерации" (прилагается).
2. Просить законодательные
(представительные) органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также
правозащитные детские
неправительственные организации
Российской Федерации (по списку),
обсудить данное обращение и направить
свои предложения в адрес
Законодательного Собрания Республики
Карелия до 15 июля 2003 года.
3. Опубликовать текст данного обращения в
газете "Карелия".
Председатель
Законодательного Собрания Республики
Карелия Н. И. ЛЕВИН
Петрозаводск
22 мая 2003 г.
N 619-III ЗС
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Законодательного
Собрания
Республики Карелия
от 22 мая 2003 г. N 619-III ЗС
ОБРАЩЕНИЕ
к законодательным
(представительным) органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации, правозащитным
детским неправительственным
организациям Российской Федерации "О
создании государственной системы
управления и контроля по вопросам защиты
прав несовершеннолетних в Российской
Федерации"
Уважаемые
коллеги, друзья, соратники!
В
России почти 40 млн. несовершеннолетних
граждан. Это практически шестая часть
населения нашей страны.
Если сложить цифры, приведенные в
Государственном докладе Правительства
Российской Федерации "О положении
детей в Российской Федерации" о
безнадзорных и беспризорных, инвалидах,
правонарушителях, жертвах
межнациональных и вооруженных
конфликтов, сиротах и других детях,
оказавшихся в особо трудных
обстоятельствах, то получится, что
каждый шестой российский ребенок
находится сегодня в экстремальной
ситуации.
Сколько их всего - неучтенных, не
обратившихся за помощью к государству в
силу разных обстоятельств, брошенных,
голодающих, не знает никто.
В Российской Федерации более десяти лет
идет поиск оптимальной модели, которая
могла бы обеспечить благоприятные
условия для жизни и развития будущих
граждан, защиты их прав. В 1990 году нашей
страной ратифицирована Конвенция ООН о
правах ребенка. В 1995 году были приняты
указы Президента Российской Федерации
"Об утверждении Основных направлений
государственной социальной политики по
улучшению положения детей в Российской
Федерации до 2000 года (Национального
плана действий в интересах детей)" (1995
год), "О президентской программе
"Дети России" на 1998-2000 годы", а
также основополагающие законы "Об
основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" (1998 год) и "Об
основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних".
Что касается вышеназванных законов, то
они во многом противоречат
международным правовым актам и не решают
проблем, порождаемых межведомственной
раздробленностью, отсутствием целевых
источников финансирования, системы
государственного управления и контроля
за исполнением законодательных и
нормативных актов, обеспечивающих
защиту прав детей.
Федеральный закон "Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних"
не только не сумел кардинально повлиять
на положение детей в стране, но и во
многом "узаконил" нарушение прав
ребенка органами исполнительной власти
и местного самоуправления, а также
соответствующими учреждениями. Это
подтверждается выводами, содержащимися
в заключении экспертов Совета Европы
(Нью-Йорк, 15 марта 2000 года):
"Всеобъемлющий характер Российского
Федерального закона о профилактике
правонарушений несовершеннолетних
представляет определенный риск для
эффективного осуществления своих прав
лицам, подпадающих под действие
разнообразных положений данного Закона.
Основной акцент при составлении Закона
был сделан на определение функций и
полномочий различных органов власти, при
этом недостаточное внимание было
уделено случаям, в которых в ходе
осуществления данных функций или
полномочий происходит нарушение прав
отдельного человека".
На практике действия должностных лиц, а
также специалистов разного уровня в
таких полномочных органах, как комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их
прав и опеки и попечительства по сути
своей направлены на нарушение прав
ребенка, в первую очередь, в вопросах
лишения его свободы, предотвращения
любых случаев жестокого, унижающего
личность обращения. При этом ныне
действующее законодательство не
предусматривает оказания
несовершеннолетним обязательного
юридического консультирования и
бесплатной помощи адвоката, разъяснения
несовершеннолетним их прав и
обязанностей.
Дело усугубляется еще и тем, что
специалисты, работающие в указанных
органах, не имеют необходимой
профессиональной подготовки, в том числе
в области социальной, педагогической,
психологической работы с детьми и прав
человека.
Статьи 2 и 38 Конституции России
гарантируют защиту детства
государством. Но существующие в
настоящее время опека и попечительство в
соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации являются органами
местного самоуправления.
Не закреплена конституционно
ответственность родителей за
воспитание, обучение, а также за
сохранность своих детей на благо
государства.
Отсутствует самостоятельный
государственный орган, обеспечивающий
правовую защиту детей и подростков.
Нет реально действующей системы по
защите прав и законных интересов
несовершеннолетних, включая
несовершенство действующего
законодательства.
Проблема защиты прав и законных
интересов ребенка вызывает
озабоченность во всем мире. Россия взяла
на себя выполнение Конвенции ООН о
правах ребенка, то есть реальное
обеспечение защиты прав детей.
В 1999 году Комитетом ООН по правам ребенка
было рекомендовано России создать
единый орган, ответственный за всю
стратегию, политику и деятельность в
области защиты прав детей.
До настоящего времени рекомендации ООН
по проблеме детства не приняты во
внимание Правительством России. Может
быть поэтому в 2002 году в ООН не
представлен очередной доклад Российской
Федерации.
Решение проблемы видится в
необходимости создания государственной
системы управления в вопросах защиты
детства, которая в обязательном порядке
должна включать механизмы независимого
контроля за положением детей, а также
механизмы сотрудничества государства с
общественными организациями. В такую
вертикаль управления должны быть
включены полномочные специальные органы
- организаторы и координаторы,
наделенные правом государственного
контроля, и органы опеки и
попечительства.
Таким образом, главную государственную
задачу защиты детства должно взять на
себя государство со всеми вытекающими
последствиями: штатные государственные
структуры, финансируемые из
федерального бюджета и подчиняющиеся
Президенту Российской Федерации как
гаранту обеспечения и защиты прав
человека.
Полагаем, что такой подход будет
соответствовать международным
правозащитным актам, прежде всего
Конвенции ООН о правах ребенка.
Мы предлагаем:
1. Провести анализ всей законодательной
базы в области детства с привлечением
специалистов и профессионалов, в том
числе из регионов России, а также
неправительственных организаций.
2. Создать Федеральный центр по проблемам
детей, молодежи и семьи при Президенте
Российской Федерации с функциями
координации и контроля.
3. Обсудить проблему защиты прав детей во
всех субъектах Российской Федерации,
широко осветив ход дискуссий в средствах
массовой информации.
4. Провести в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской
Федерации парламентские слушания на
тему: "О создании государственной
системы управления и контроля за
обеспечением и защитой прав ребенка в
Российской Федерации".
Депутаты Законодательного Собрания
Республики Карелия надеются на Вашу
поддержку и убедительно просят
направить предложения по поднятым в
данном обращении проблемам в наш адрес
не позднее 15 июля 2003 года.
Текст сверен по:
Собрание
Законодательства
Республики Карелия N 5 май 2003 года,
ст. 516