Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатно для конструкторов   


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

от 13 августа 2003 года

[О проверке на соответствие Конституции Республики Карелия правовых предписаний части 1 статьи 12 Закона Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» и Приложения N 11 к указанному закону. ]

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В. Сухачевой, судей В.П. Наговицына, Е.М. Переплесниной рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия правовых предписаний части 1 статьи 12 Закона Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» и Приложения N 11 к указанному закону.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство гражданки Г.С. Гальцовой.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия правовые предписания части 1 статьи 12 Закона Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» и Приложение N 11 к указанному закону.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.П. Наговицына, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия - М.А. Куликовскую; представителей Главы Республики Карелия - консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия Л.М. Воронову, начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Карелия З.В. Леонтьеву; а также: от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия - начальника отдела социального и экономического законодательства С.А. Беньяминову; от местного самоуправления города Петрозаводска - заместителя начальника нормативно-правового управления О.В. Ломакину; от Региональной энергетической комиссии Республики Карелия - ведущего специалиста по правовым вопросам А.И. Наумова; от Министерства экономического развития Республики Карелия - начальника отдела правового и кадрового обеспечения Е.Н. Гуляеву, исследовав материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

1. Гальцова Галина Сергеевна обратилась в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о проверке конституционности правовых предписаний части 1 статьи 12 Закона Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» от 29 июля 2002 года N 615-ЗРК и Приложения N 11 к указанному закону, так как, по ее мнению, оспариваемые нормы закона, установившие республиканские социальные нормативы обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, противоречат провозглашенному Конституцией Республики Карелия принципу равенства.

Из ходатайства и приложенных к нему материалов следует, что заявительница не согласна с установленной социальной нормой площади жилья, влияющей на расчет субсидий, предоставляемых на оплату жилья и коммунальных услуг. Для нее с сыном, проживающих в однокомнатной квартире, социальная норма площади жилья составляет 45 квадратных метров, или по 22,5 квадратных метра на человека, в то время как для одиноко проживающего в однокомнатной квартире эта норма установлена в размере 38 квадратных метров.

Конституционный Суд Республики Каре лия при принятии данного решения не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве, и разрешает исключительно вопросы права.

2. В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, возлагая на участвующие в нем государства обязанность принять меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление признаваемых в пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер, дозволяет осуществлять эти меры в «максимальных пре делах имеющихся ресурсов» и «постепенно» (статья 2).

Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года N 4218-1 (в редакции, действовавшей до 6 мая 2003 года) был предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в течение 15 лет. Этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 15).

Концепцией проводимой в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства, сформулированной в Указе Президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28 апреля 1997 года N 425 и в Постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» от 26 мая 1997 года N 621, установлены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, который составляет 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек и 33 квадратных метра - на одиноко проживающего человека.

Указанным постановлением за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления сохранено право определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Федеральным бюджетом обеспечивается тот уровень социальной помощи на выплату компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг, который рассчитан на основе федерального стандарта социальной нормы площади жилья и ниже которого субъект Российской Федерации не вправе вводить свои социальные нормы.

В целях реализации мер по социальной защите населения в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» Правительством Российской Федерации принято Постановление «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» от 2 августа 1999 года N 887 (с изменениями на 21 января 2003 года), которым утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Положение определяет принципы и порядок предоставления этих субсидий.

3. Закон Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» N 615-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 17 июля 2002 года, подписан Главой Республики Карелия 29 июля 2002 года и опубликован в газете «Карелия» N 80 (927) 3 августа 2002 года, вступил в силу с 1 января 2003 года.

Рассматриваемым законом установлены республиканские социальные и финансовые нормативы, определен порядок их применения для целей выравнивания социального развития муниципальных образований Республики Карелия и удовлетворения потребностей населения общедоступными социальными услугами на основе норм и финансовых нормативов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12 закона и Приложением N 11 к нему предусмотрено, что в качестве республиканских социальных нормативов обеспечения населения жилищно-ком-мунальными услугами принимаются социальные нормы площади жилья, утвержденные Постановлением Верховного Совета Республики Карелия от 17 марта 1994 года N ХII-24/649, в пределах которых осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с Приложением N 11 к закону социальные нормы площади жилья составляют: для семьи, проживающей в отдельной квартире, 18 квадратных метров на человека плюс 9 квадратных метров на семью; на одиноко проживающего человека - 38 квадратных метров; для граждан, проживающих в коммунальной квартире, - фактически занимаемая площадь.

Таким образом, рассматриваемый закон устанавливает социальную норму площади жилья в Республике Карелия в указанных пределах в качестве самостоятельного социального норматива.

Установив повышенную социальную норму площади жилья, законодатель Республики Карелия действовал в рамках требований нормативных правовых актов Российской Федерации,принятых по вопросам совместного ведения. А потому эти нормативы соответствуют Конституции Республики Карелия, гарантирующей в республике верховенство права и предписывающей необходимость всех законов и иных правовых актов, принимаемых в Республике Карелия, не противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Карелия (части 1 и 2 статьи 5).

4.Федеральные стандарты социальной нормы площади жилья установлены с учетом данных о структуре жилищных фондов в Российской Федерации и определены на основе общей, а не жилой площади жилых помещений.

Конституционный принцип равенства прав граждан на жилище не исключает наличия для отдельных категорий граждан различных льгот и преимуществ, установленных государством и направленных на возможность реального использования этого права.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от социальной нормы площади жилья дают возможность обеспечить лицам реальное юридическое равенство в реализации этого права, так как оно подкрепляется равенством социальных возможностей.

В Республике Карелия порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг регламентируется Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия «О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Карелия» от 5 ноября 1998 года N 752 (с изменениями и дополнениями на 19 ноября 2001 года) и решениями органов местного самоуправления.

Социально оправданная дифференциация правового регулирования в данной сфере отношений не может расцениваться как нарушение конституционного принципа равенства.

Устанавливая социальную норму площади жилья в 38 квадратных метров для одиноко проживающих в отдельной квартире, законодатель Республики Карелия руководствовался принципом равенства в сочетании с принципом справедливости. При этом в целях обеспечения достойных условий проживания в отдельных однокомнатных квартирах одиноких малообеспеченных лиц учитывалась структура жилого фонда в республике.

Законодатель Республики Карелия, установив социальные нормы площади жилья, различные для семьи и одиноко проживающих граждан в отдельных квартирах, не нарушил конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, так как эти различия объективно обусловлены, соответствуют конституционно значимым целям и требованиям, обеспечивают баланс между публичными и частными интересами, а потому не противоречат положениям статьи 19 Конституции Республики Карелия.

Суд не оценивает целесообразность действий законодателя при установлении конкретных социальных норм площади жилья, так как это находится за рамками полномочий Конституционного Суда Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд постановил:

1. Признать правовые предписания пункта 1 статьи 12 Закона Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» от 29 июля 2002 года N 615-ЗРК и Приложения N 11 к указанному закону соответствующими Конституции Республики Карелия.

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3.В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Карелия» и сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:
Газета "Карелия" N 91 (1077) от 21 августа 2003 г. С.19

Ссылается на


 


 

Яндекс.Метрика    © 2021 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane