Внимание! Документ недействующий.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
О нормативных правовых актах Республики
Карелия
Принят Палатой Республики 11 мая 2000 года
Настоящий Закон направлен на создание
единой правовой системы Республики
Карелия и имеет целью урегулирование
процесса подготовки, принятия,
опубликования, вступления в силу и
действия нормативных правовых актов,
издаваемых на территории Республики
Карелия.
Глава 1.
Общие положения
Статья
1. Порядок подготовки, принятия,
опубликования, вступления в силу и
действия нормативных правовых актов
Республики Карелия регулируется
Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, Конституцией
Республики Карелия, настоящим Законом и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Республики
Карелия.
Статья 2. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации Республика Карелия
вне пределов ведения Российской
Федерации, совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации осуществляет
собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных
нормативных правовых актов.
Республика Карелия по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации принимает законы и иные
нормативные правовые акты, которые не
могут противоречить федеральным
законам.
Законы и иные нормативные правовые акты,
принятые в соответствии с настоящей
статьей, подлежат применению на всей
территории Республики Карелия.
Статья 3. Нормативный правовой акт -
официальный письменный документ,
принятый (изданный) в определенной форме
нормотворческим органом в пределах его
компетенции, направленный на
установление, изменение либо отмену
правовых норм и обладающий обязательной
юридической силой.
Для целей настоящего Закона под правовой
нормой понимается общеобязательное
предписание постоянного или временного
характера, направленное на
регулирование общественных отношений и
рассчитанное на многократное
применение.
Статья 4. Нормативными правовыми актами
Республики Карелия являются:
Конституция Республики Карелия, законы
Республики Карелия, постановления
Законодательного Собрания Республики
Карелия, постановления палат
Законодательного Собрания Республики
Карелия, постановления Председателя
Правительства Республики Карелия,
постановления Правительства Республики
Карелия, нормативные правовые акты
министерств Республики Карелия,
государственных комитетов Республики
Карелия и иных органов исполнительной
власти Республики Карелия
(постановления, приказы, распоряжения,
правила, инструкции и положения),
нормативные правовые акты органов и
должностных лиц местного самоуправления
районов, городов, Вепсской национальной
волости.
Порядок подготовки, принятия,
опубликования, вступления в силу и
действия нормативных правовых актов
органов и должностных лиц местного
самоуправления районов, городов,
Вепсской национальной волости
определяются уставами соответствующих
муниципальных образований в
соответствии с настоящим Законом.
Статья 5. Нормативные правовые акты, в том
числе органов и должностных лиц местного
самоуправления районов, городов,
Вепсской национальной волости, подлежат
официальному опубликованию и могут быть
направлены в Министерство юстиции
Республики Карелия. Неопубликованные
нормативные правовые акты не
применяются.
Не подлежат официальному опубликованию
нормативные правовые акты или их
отдельные положения, содержащие
сведения, составляющие в соответствии с
законодательством государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера.
Статья 6. Нормативные правовые акты
органов исполнительной власти
Республики Карелия, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающие правовой
статус организаций или имеющие
межведомственный характер, независимо
от срока их действия, в том числе акты,
содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера, подлежат
государственной регистрации в
Министерстве юстиции Республики
Карелия. Порядок государственной
регистрации утверждается Председателем
Правительства Республики Карелия.
Нормативные правовые акты органов
исполнительной власти Республики
Карелия, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные,
но не опубликованные в установленном
настоящим Законом порядке, не влекут
правовых последствий как не вступившие в
силу и не могут служить основанием для
регулирования соответствующих
правоотношений, применения санкций к
гражданам, должностным лицам и
организациям за невыполнение
содержащихся в них предписаний.
Указанные акты не имеют юридической
силы, на них нельзя ссылаться в
правоприменительной деятельности, в том
числе при разрешении споров.
Статья 7. Основные требования,
предъявляемые к нормативным правовым
актам:
а) принятие акта уполномоченным на то
органом в пределах его компетенции;
б) принятие акта в порядке и форме,
установленных законом;
в) соответствие содержания акта
потребностям социально-экономического и
политического развития общества;
г) обеспеченность реализации
предписаний акта;
д) согласованность акта с другими
нормативными правовыми актами;
е) согласованность правовых норм одного
и того же нормативного правового акта
между собой;
ж) соответствие акта установленным
настоящим Законом правилам
нормотворческой техники.
Глава 2
Правила нормотворческой техники
Статья 8. Нормативные правовые акты
излагаются на русском языке.
Статья 9. Нормативные правовые акты
должны содержать:
а) указание на форму (вид) акта;
б) наименование (заголовок), в краткой
форме обозначающее предмет
регулирования;
в) подписи лиц (наименование должности,
фамилия и инициалы), официально
уполномоченных подписывать
соответствующие нормативные правовые
акты;
г) дату, место подписания, утверждения и
номер акта.
В случае необходимости в нормативный
правовой акт могут включаться преамбула
или введение, содержащие в себе
разъяснение мотивов и целей его издания.
Положения нормативного характера в
преамбулу или во введение не
включаются.
Статья 10. В законах Республики Карелия
нормативные предписания излагаются в
виде статей, нумерация которых должна
быть единой (сквозной) для всего закона. В
необходимых случаях статьи могут иметь
заголовки. Статьи законов Республики
Карелия могут подразделяться на части,
имеющие порядковые номера или не имеющие
таковых. В частях статей могут
содержаться пункты и подпункты, которые
имеют буквенную или цифровую нумерацию и
абзацы.
В иных нормативных правовых актах
нормативные предписания излагаются в
виде пунктов, нумерация которых должна
быть единой (сквозной) для всего акта.
Пункты могут подразделяться на
подпункты.
Статьи (пункты) близкого содержания
значительных по объему нормативных
правовых актов могут объединяться в
главы. В необходимых случаях главы могут
объединяться в разделы.
Статья 11. Наименование упоминаемых в
нормативном правовом акте органов,
организаций приводятся в полном
соответствии с их официальным
наименованием, предусмотренным в
законодательстве, уставах, положениях,
иных учредительных документах, в
решениях о создании, переименовании и
других правовых актах.
Статья 12. Термины употребляются в
нормативном правовом акте в одном
значении в соответствии с общепринятой
терминологией.
В нормативном правовом акте даются
определения впервые вводимых
юридических, технических и других
специальных терминов, а также терминов,
допускающих несколько вариантов
толкования, недостаточно ясных и четких
без дополнительного пояснения.
Не допускается употребление устаревших
и многозначных слов и выражений,
образных сравнений, эпитетов, метафор.
Статья 13. В нормативный правовой акт,
рассчитанный на бессрочное действие, с
соответствующей оговоркой могут
включаться нормативные предписания,
действие которых ограничивается
сроком.
Статья 14. Ссылки в статьях, частях,
пунктах, подпунктах или абзацах
нормативного правового акта на другие
его статьи, части, пункты, подпункты или
абзацы, а также на иные действующие
нормативные правовые акты, их отдельные
положения применяются в случаях, когда
необходимо показать взаимную связь
нормативных предписаний либо избежать
повторений.
Не допускаются отсылки к норме, которая в
свою очередь отсылает к другой норме.
Ссылки в нормативных правовых актах на
недействующие нормативные правовые акты
не допускаются.
Статья 15. Внесение изменений и
дополнений в нормативные правовые акты,
признание нормативных правовых актов
утратившими силу производится в порядке,
установленном настоящим законом для
принятия самих нормативных правовых
актов.
Глава 3
Подготовка и принятие нормативных
правовых актов
Статья
16. Проект нормативного правового акта
может быть разработан как:
нормативный правовой акт;
изменения и (или) дополнения
действующего нормативного правового
акта;
новая редакция (новый текст)
действующего нормативного правового
акта.
Статья 17. Нормотворческий орган может
поручить подготовку проекта
нормативного правового акта
подведомственным ему органам,
организациям или заказать его
подготовку на договорной основе
государственным органам, научным
учреждениям, отдельным ученым,
экспертам, специалистам или их
коллективам.
Нормотворческий орган вправе поручить
подготовку альтернативных проектов
нескольким органам, учреждениям,
организациям, лицам или заключить с ними
договоры, а также объявить конкурс на
лучший проект.
Статья 18. В текст проекта нормативного
правового акта должны быть
непосредственно включены положения о
сроке и о порядке вступления его в силу, о
признании утратившими силу или о
приостановлении действия ранее принятых
нормативных правовых актов или
отдельных их положений в связи с
принятием данного нормативного
правового акта.
В необходимых случаях, когда в связи с
принятием нормативного правового акта
имеется значительное число актов или их
отдельных положений, подлежащих
изменению и дополнению, признанию
утратившими силу, либо когда для
отдельных положений нормативного
правового акта предусмотрен разный
порядок вступления их в силу, может быть
принят отдельный акт о порядке
вступления нормативного правового акта
в силу. Проект акта, в котором
регламентируются вопросы отмены или
изменения и дополнения ранее принятых
нормативных правовых актов либо их
отдельных положений, сроки введения в
действие нормативного правового акта в
целом или отдельных его предписаний,
формулируются правила распространения
нормативного правового акта на
отношения, возникшие до его введения в
действие, готовится одновременно с
проектом основного нормативного
правового акта.
В случае, если для развития и
конкретизации положений проекта
нормативного правового акта необходимо
принятие других нормативных правовых
актов, в проекте нормативного правового
акта или в проекте акта о порядке
вступления его в силу предусматривается
поручение соответствующим органам
подготовить и принять в установленные
нормотворческим органом сроки такие
акты.
Статья 19. Проекты нормативных правовых
актов согласовываются с
заинтересованными органами и
организациями.
Согласование нормативного правового
акта оформляется визами. Виза включает в
себя: наименование должности
руководителя органа или организации
либо его заместителя, личную подпись
визирующего, расшифровку подписи и
дату.
Проекты постановлений Председателя
Правительства Республики Карелия,
Правительства Республики Карелия,
затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина,
устанавливающие правовой статус
организаций, подлежат согласованию с
Министерством юстиции Республики
Карелия.
Статья 20. Проекты нормативных правовых
актов, непосредственно затрагивающие
интересы населения, могут публиковаться
в средствах массовой информации для их
обсуждения. Поступившие предложения и
замечания рассматриваются при доработке
проекта.
Статья 21. Для оценки качества проекта
нормативного правового акта, имеющего
важное политическое, экономическое и
социальное значение, может проводиться
независимая научная (юридическая,
финансовая, научно-техническая,
экологическая и др.) экспертиза.
Независимая научная экспертиза проектов
нормативных правовых актов
осуществляется научными учреждениями и
высшими учебными заведениями
соответствующего профиля, экспертами из
числа ведущих ученых и специалистов в
зависимости от содержания
рассматриваемых проектов. В качестве
экспертов привлекаются ученые и
специалисты, не принимавшие
непосредственного участия в подготовке
соответствующего проекта.
Для проведения научной экспертизы могут
быть приглашены также ведущие ученые и
специалисты из зарубежных государств и
международных организаций.
Статья 22. Подготовленный проект вносится
в нормотворческий орган с приложением
пояснительной записки, в которой
содержатся:
а) обоснование необходимости принятия
проекта;
б) место проекта в системе действующего
законодательства, соответствие его
основных положений Конституции
Российской Федерации, федеральным
законам, Конституции Республики Карелия,
законам Республики Карелия;
в) прогноз социально-экономических и
иных последствий его принятия;
г) перечень нормативных правовых актов,
отмены, изменения и дополнения которых
потребует принятие данного акта;
д) предложения о разработке нормативных
правовых актов, принятие которых
необходимо для реализации данного
акта;
е) финансово-экономическое обоснование (
в случае внесения проекта, реализация
которого потребует дополнительных
материальных и иных затрат);
ж) перечень органов и лиц, являющихся
инициаторами разработки проекта, лиц и
организаций, принимавших участие в его
подготовке;
з) указание органов и лиц, с которыми
проект был согласован, краткое изложение
содержания разногласий и мотивированное
мнение о них.
В случае, если проект нормативного
правового акта представлен с нарушением
требований, установленных настоящей
статьей, он может быть возвращен с
мотивированным обоснованием.
Статья 23. Порядок принятия законов
Республики Карелия, требования,
предъявляемые к законопроектам, и
процедура их внесения в Законодательное
Собрание Республики Карелия (его палату),
а также порядок принятия постановлений
Законодательного Собрания Республики
Карелия (его палат) устанавливаются
федеральными законами, Конституцией
Республики Карелия, настоящим Законом,
регламентом Законодательного Собрания
Республики Карелия и регламентами его
палат.
Законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет средств
республиканского бюджета, о введении или
отмене налогов, либо освобождении от их
уплаты вносятся при наличии заключения,
которое предоставляется Правительством
Республики Карелия палатам
Законодательного Собрания Республики
Карелия в 15-дневный срок со дня получения
запроса от соответствующей палаты.
Проекты законов Республики Карелия, а
также планы законопроектной работы
направляются Законодательным Собранием
Республики Карелия (его палатами)
Председателю Правительства Республики
Карелия.
Рассмотрение законопроектов
Законодательным Собранием Республики
Карелия осуществляется не менее чем в
двух чтениях.. Рассмотрение проектов
Конституции Республики Карелия,
законопроектов о внесении в нее
изменений и дополнений, а также
законопроектов, регламентирующих
деятельность Правительства Республики
Карелия, Конституционного суда
Республики Карелия, вопросы
административного и территориального
устройства Республики Карелия, на одном
заседании более чем в одном чтении не
допускается.
Статья 24. Порядок принятия нормативных
правовых актов Председателя
Правительства Республики Карелия,
требования, предъявляемые к проектам
этих нормативных правовых актов, и
процедура их внесения устанавливаются
Председателем Правительства Республики
Карелия в соответствии с действующим
законодательством и на основании
настоящего Закона.
Порядок принятия постановлений
Правительства Республики Карелия,
требования, предъявляемые к проектам
этих нормативных правовых актов, и
процедура их внесения устанавливаются
настоящим Законом, Законом Республики
Карелия "О Правительстве Республики
Карелия", регламентом Правительства
Республики Карелия.
Порядок принятия нормативных правовых
актов министерств Республики Карелия,
государственных комитетов Республики
Карелия и иных органов исполнительной
власти Республики Карелия, требования,
предъявляемые к проектам этих
нормативных правовых актов,
устанавливаются Председателем
Правительства Республики Карелия на
основании настоящего Закона.
Глава 4
Опубликование и вступление в силу
нормативных правовых актов
Статья 25. Законы и иные нормативные
правовые акты Республики Карелия
вступают в силу после их официального
опубликования.
Законы и иные нормативные правовые акты
Республики Карелия по вопросам защиты
прав и свобод человека и гражданина
вступают в силу не ранее чем через десять
дней после их официального
опубликования.
Нормативные правовые акты, подлежащие
государственной регистрации в
соответствии с частью первой статьи 6
настоящего Закона и прошедшие такую
регистрацию, вступают в силу через 5 дней
после их официального опубликования,
если в самом акте не указан иной срок
введения их в действие.
Статья 26. Нормативные правовые акты,
содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера и не
подлежащие в связи с этим официальному
опубликованию, вступают в силу со дня их
подписания либо со дня их
государственной регистрации, если они
подлежат таковой в соответствии с частью
первой статьи 6 настоящего Закона.
Статья 27. Официальным опубликованием
нормативного правового акта считается
первая публикация полного текста
нормативного правового акта в
официальном периодическом издании.
Датой официального опубликования
нормативного правового акта считается
дата первой публикации его полного
текста в официальном периодическом
издании.
Официальными периодическими изданиями
Законодательного Собрания Республики
Карелия, Председателя Правительства
Республики Карелия, Правительства
Республики Карелия, иных органов
исполнительной власти Республики
Карелия являются газета "Карелия" и
"Собрание законодательства
Республики Карелия".
Официальные периодические издания
органов и должностных лиц местного
самоуправления районов, городов,
Вепсской национальной волости
определяются соответствующими
муниципальными образованиями.
Статья 28. "Собрание законодательства
Республики Карелия" состоит из шести
разделов:
в первом разделе публикуются законы
Республики Карелия;
во втором разделе публикуются акты
Законодательного Собрания Республики
Карелия и его палат;
в третьем разделе публикуются акты
Председателя Правительства Республики
Карелия;
в четвертом разделе публикуются акты
Правительства Республики Карелия;
в пятом разделе публикуются прошедшие
государственную регистрацию акты
министерств Республики Карелия,
государственных комитетов Республики
Карелия и иных органов исполнительной
власти Республики Карелия;
в шестом разделе публикуются решения
Конституционного суда Республики
Карелия.
Третий раздел подразделяется на две
части: в первой части публикуются
постановления Председателя
Правительства Республики Карелия, во
второй - распоряжения Председателя
Правительства Республики Карелия.
Четвертый раздел подразделяется на две
части: в первой части публикуются
постановления Правительства Республики
Карелия, во второй - распоряжения
Правительства Республики Карелия.
Распоряжения Председателя
Правительства Республики Карелия и
Правительства Республики Карелия могут
быть опубликованы по их решению.
Статья 29. Публикуемые в "Собрании
законодательства Республики Карелия"
акты помещаются в статьях, имеющих
соответствующие порядковые номера.
Приложения к актам помещаются в тех же
статьях, что и сами акты.
При публикации закона Республики
Карелия указываются наименование
закона, дата его принятия (одобрения)
Палатой Республики и Палатой
Представителей Законодательного
Собрания Республики Карелия,
должностное лицо, его подписавшее, место
и дата его подписания, регистрационный
номер.
При публикации иного нормативного
правового акта указываются его
наименование, место и дата его принятия
(подписания), должностное лицо, его
подписавшее, регистрационный номер.
При публикации нормативного правового
акта, подлежащего государственной
регистрации в соответствии с частью
первой статьи 6 настоящего Закона,
обязательным также является указание на
номер и дату государственной
регистрации.
В случае, если нормативный правовой акт
содержит сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера, то
официальному опубликованию подлежит
только наименование акта, его реквизиты,
а также положения, не содержащие
подобных сведений.
Статья 30. Нормативный правовой акт, в
который внесены многочисленные
изменения и дополнения, по решению
нормотворческого органа, принявшего
соответствующий акт, может быть
официально опубликован повторно в
полном объеме.
Статья 31. Законы и иные нормативные
правовые акты могут быть опубликованы и
в иных печатных изданиях (в том числе в
виде отдельного издания), а также
доведены до всеобщего сведения
(обнародованы) по телевидению и радио,
разосланы органам государственной
власти, местного самоуправления,
должностным лицам, организациям,
гражданам, переданы по каналам связи,
распространены в машиночитаемой форме.
Такое опубликование не является
официальным.
Статья 32. Датой принятия закона
Республики Карелия является день
принятия закона в окончательной
редакции одной из палат
Законодательного Собрания Республики
Карелия.
Датой принятия (подписания) иных
нормативных правовых актов является
день их принятия (подписания)
соответствующим нормотворческим
органом в пределах его компетенции.
Датой закона или иного нормативного
правового акта Республики Карелия
является дата его подписания.
Статья 33. Нормативный правовой акт
направляется для официального
опубликования лицом, его подписавшим.
Нормативные правовые акты, подлежащие
государственной регистрации в
соответствии с частью 1 статьи 6
настоящего Закона и прошедшие такую
регистрацию, направляются для
официального опубликования
Министерством юстиции Республики
Карелия с указанием даты и номера его
государственной регистрации не позднее
чем на следующий день после
регистрации.
Министерство юстиции Республики Карелия
в случае выявления несоответствия
опубликованного нормативного правового
акта органа местного самоуправления,
выборного или иного должностного лица
местного самоуправления района, города,
Вепсской национальной волости
Конституции Российской Федерации,
федеральным законам и иным нормативным
правовым актам Российской Федерации,
Конституции Республики Карелия, законам
и иным нормативным правовым актам
Республики Карелия представляет в
Правительство Республики Карелия
заключение.
Статья 34. Если нормативный правовой акт
не опубликован официально до указанной в
нем даты вступления в силу, то датой его
вступления в силу является дата его
официального опубликования.
В случае, когда принимается отдельный
нормативный правовой акт о порядке
вступления нормативного правового акта
в силу, он подлежит подписанию
одновременно с основным актом тем же
лицом, которое подписало основной акт, и
подлежит опубликованию вместе с ним.
Глава 5
Действие нормативных правовых актов
Статья
35. Нормативный правовой акт действует
бессрочно, если в самом акте или акте о
введении его в действие не оговорено
иное.
Срок действия нормативного правового
акта может быть ограничен для всего акта
или его отдельных положений (разделов,
глав, частей, пунктов, подпунктов). До
истечения срока орган, принявший акт,
может принять решение о продлении
действия акта на новый срок или о
придании ему бессрочного характера в
порядке, предусмотренном настоящим
Законом для принятия соответствующего
нормативного правового акта.
Статья 36. Нормативные правовые акты
действуют на основе принципа
верховенства актов, обладающих более
высокой юридической силой.
Законы и иные нормативные правовые акты,
устанавливающие или отягчающие
ответственность, обратной силы не
имеют.
В нормативном правовом акте или в акте о
порядке вступления его в силу, за
исключением случаев, предусмотренных в
части 2 настоящей статьи, может быть
предусмотрено, что он распространяется
на отношения, возникшие до его
вступления в силу.
Статья 37. В случае коллизии между
нормативными правовыми актами субъекты
правоотношений обязаны
руководствоваться нормой акта,
обладающего более высокой юридической
силой.
В случае коллизии между нормативными
правовыми актами, обладающими равной
юридической силой, действуют положения
акта, принятого позднее.
В случае коллизии между общим
нормативным правовым актом и актом той
же юридической силы, предусматривающим
исключение из общего регулирования
(специальный акт), действуют нормы
специального акта.
Статья 38. В случае ликвидации или
реорганизации нормотворческого органа
вопросы о признании его актов
утратившими силу, их изменении и
дополнении решаются его правопреемником
или, в случае его отсутствия, вышестоящим
органом.
Статья 39. Орган, принявший нормативный
правовой акт, либо иной уполномоченный
на то орган может принять решение о
приостановлении действия этого акта. В
таком случае действие этого акта
приостанавливается до момента отмены
такого решения.
Статья 40. Нормативный правовой акт или
его отдельные положения прекращают свое
действие в следующих случаях:
1) истечение срока, на который было
рассчитано действие акта (его отдельных
положений);
2) принятие нового акта той же
юридической силы, которому противоречат
нормативные предписания ранее изданного
акта (его отдельных положений) или
который поглощает ранее изданный акт
(его отдельные положения);
3) признание акта (его отдельных
положений) утратившим силу органом,
принявшим этот акт, либо иным
уполномоченным на то органом.
Статья 41. Официальные разъяснения по
применению нормативных правовых актов
могут даваться органом, принявшим этот
акт, или органом, на который законом или
соответствующим нормативным правовым
актом возложена обязанность давать
такие разъяснения.
Глава 6
Заключительные положения
Статья
42. Настоящий Закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Признать утратившим силу Закон
Республики Карелия "О порядке
опубликования и вступления в силу
законов Республики Карелия и иных актов
нормативного характера" (Собрание
законодательства Республики Карелия, 1994,
N 1, ст. 8; 1997, N 7, ст. 676; 1998, N 1, ст. 3).
Председатель Правительства Республики Карелия С. Катанандов
г. Петрозаводск
24 мая 2000 года № 410-ЗРК
Текст сверен
по:
Газета "Карелия", 31 мая 2000 г.
N 42(641), с.14-15