Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении в адрес руководителя Администрации Президента Российской Федерации и Представителя Президента Российской Федерации в Республике Карелия

Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия постановляет:

Поддержать обращение Комитета по законности и правопорядку Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия в адрес руководителя Администрации Президента Российской Федерации и Представителя Президента Российской Федерации в Республике Карелия.

Председатель Палаты Республики Н. В. КОЦЮБА

Петрозаводск
17 декабря 1998 г.
№ 204 ПР

Руководителю Администрации
Президента Российской Федерации,
Секретарю Совета безопасности
Бордюже Н. Н.
Представителю Президента России
в Республике Карелия
Ушакову В. Н.

ОБРАЩЕНИЕ

Считаем необходимым обратить Ваше внимание на проявления, напоминающие сепаратизм в действиях судебной власти Республики Карелия. Речь идет об устойчивом, целенаправленном стремлении Верховного Суда республики принимать судебные решения, игнорируя требования законов Российской Федерации.

По нашему мнению, особую опасность для целостности России представляют попытки произвольно трактовать законы, регулирующие вопросы государственного устройства, не исполнять на территории республики Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Известно, что в силу статьей 72, 76 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в тех случаях, когда «...законы субъектов Российской Федерации... противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы... Федерального закона». Ясная, очевидная для каждого законопослушного гражданина норма.

Однако, отвечая на жалобу Центральной избирательной комиссии Республики Карелия в Верховный Суд Республики Карелия, связанную с выборами депутатов в Законодательное Собрание Республики Карелия по Питкярантскому округу, Председатель Верховного Суда Республики Карелия пишет: «...ссылки на то, что определение коллегии противоречит Федеральному закону, не могут быть признаны обоснованными. Споры, связанные с выборами депутатов в Законодательное Собрание Республики Карелия, разрешаются в соответствии с Законом Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия».

Предельно откровенно Верховный Суд республики практически отказывается оценивать нарушения закона Российской Федерации. Не трудно представить, к чему может привести подобная практика.

Выборы в законодательные органы республики в 1998 году показали, что все попытки избирательных комиссий добиваться соблюдения Закона Российской Федерации на территории Карелии Верховный Суд Карелии не поддержал. В четырех округах и в г. Петрозаводске избирательные комиссии добивались в судебном порядке соблюдения закона и во всех случаях Верховный Суд Карелии отказал в исках, оправдав нарушителей, ссылаясь на приоритетность Закона Республики Карелия.

Наиболее показательным является судебное разбирательство по выборам в Питкярантском районе.

24 июня 1998 года Питкярантская территориальная избирательная комиссия единогласно отменила регистрацию одного из кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия ввиду грубых нарушений им правил финансирования избирательной кампании.

Комиссией было установлено и документально подтверждено, что один из кандидатов в депутаты использовал для финансирования избирательной кампании денежные средства помимо избирательного фонда. На день заседания комиссии на спецсчет кандидата поступило 5000 руб., снято со счета 1800 руб., а использовано свыше 23 000 руб. Это прямое нарушение статьи 47 пункта 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который, как и соответствующий Закон Республики Карелия, гласит: «...кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в избирательный фонд... В случае, если... зарегистрированный кандидат... в период предвыборной агитации... помимо средств собственного избирательного фонда использовал и иные денежные средства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата...». Что и сделала Питкярантская избирательная комиссия.

В этот же день Питкярантский федеральный городской суд подтвердил правильность решения избирательной комиссии, отклонив жалобу кандидата, снятого с регистрации, указав при этом, что «решение подлежит немедленному исполнению ».

Использование денежных средств из неизвестного источника помимо спецсчета избирательного фонда кандидата, как юридический факт, было установлено в ходе судебных заседаний Питкярантского федерального городского суда и 22 сентября 1998 года, и на заседаниях судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия 31 июля и 20 октября 1998 года.

26 июля 1998 года прошли выборы депутата Законодательного Собрания по Питкярантскому округу. Они состоялись в полном соответствии с законом и результаты волеизъявления избирателей установлены с достоверностью. Ни в участковые, ни в территориальную комиссию не поступило ни одной жалобы от 19140 избирателей района, включенных в списки. Ни один житель города и района не посчитал, что были нарушены его воля и избирательное право.

Протоколы всех 25 участковых и территориально-избирательной комиссии подписаны всеми членами комиссий, с итогами ознакомлены доверенные лица кандидатов, члены счетных комиссий с правом совещательного голоса, представители средств массовой информации. Ни один из них не обжаловал итоги.

30 июля 1998 года Центральная избирательная комиссия Республики Карелия признала выборы состоявшимися, отметив, что они прошли в полном соответствии с законом. Депутатом был избран С. М. Яскунов.

Однако дальнейшие события показали, что в республике по-своему читают одинаковые для всей России законы.

31 июля 1998 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия отменяет решение Питкярантского городского суда и территориальной избирательной комиссии. При этом в определении суда записано, что «...решение избирательной комиссии принято в соответствии с пунктом 12 статьи 47 Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав..." и кандидат действительно грубо нарушил нормы закона, но «...выборы в Законодательное Собрание Республики Карелия регламентируются Законом Республики Карелия «О выборах депутатов...». То есть Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия отказалась применять норму Федерального закона по конкретному делу, установив при этом нарушение Федерального закона.

Очевидно, что с нарушением Конституции и Закона Российской Федерации, Конституции Республики Карелия не согласилась ни территориальная, ни Центральная избирательная комиссия, ни депутат Яскунов С. М. Однако все их усилия, жалобы, судебные разбирательства натыкаются на позицию Верховного Суда Карелии, непонятное нежелание оценить очевидное нарушение законодательства о выборах и применить к нему нормы Закона Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Республики Карелия посчитала такое положение недопустимым и обратилась с жалобой в Верховный Суд России. Рассмотрение вопроса еще предстоит, надеемся, что будет принято правильное решение, однако на этом примере считаем необходимым тщательно проанализировать деятельность судебных и надзорных органов Карелии.

Такими решениями разрушается не только целостность федеральной судебной системы, но подвергаются сомнению и ревизии положения Конституции России, установившей высшую юридическую силу конституционных норм, непосредственное действие Конституции России (статья 15), в т.ч. в области прав и свобод, обеспечиваемых правосудием (статья 18), в котором реализуется их судебная защита (статья 46).

На суды, как на независимые органы правосудия, возложены конституционные полномочия - обеспечивать судебную защиту прав и свобод человека, включая равенство перед законом и судом (статьи 18, 19 и 46), подчиняясь при этом Конституции России и Федеральному закону (статья 120).

Неприменение в конкретном деле Федерального закона противоречит не только конституционным положениям, согласно которым законы действуют единообразно на всей территории России (статьи 4, 15 и 76), но и ставит под сомнение верховенство Конституции России, т.к. оно не может быть реализовано, если допускается разноречивое толкование различными судами конституционных норм статей 4, 15 и 76.

Особое беспокойство вызывает факт, что позиция Верховного Суда Карелии не получает оценки Прокуратуры республики. Более того, Верховный Суд Карелии при поддержке и. о. прокурора Карелии принимает постановление, которое прекращает полномочия депутата Законодательного Собрания Яскунова С. М.

Игнорируя разъяснения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации за подписью ее Председателя Иванченко А. В. о том, что «решения о прекращении депутатских полномочий являются прерогативой Законодательного органа субъекта Российской Федерации и избирательные комиссии не наделены правом прекращения полномочий», возбуждается исполнительное производство, в котором на Центральную избирательную комиссию Карелии возлагается обязанность прекратить полномочия депутата Яскунова С. М.

Позиция Верховного Суда Карелии о приоритетности законов Карелии не случайна и уже известна и в Республике, и за ее пределами, подталкивает и другие государственные органы, в частности налоговые, к неисполнению федеральных законов, гарантирующих социальные права граждан (льготы чернобыльцам, инвалидам ВОВ и т.д.).

Мы считаем, что принятие вышеописанных решений на уровне Федерального Суда в субъекте Российской Федерации является опасным прецедентом, который может быть распространен на территории всей России. Хочется верить, что Федеральным органам власти и ее представителям на территории субъектов Российской Федерации небезразлично сохранение единого законодательного пространства, первичности российского законодательства перед законодательством субъектов России, и они соответствующим образом смогут оценить возможные проявления судебного сепаратизма в Республике Карелия.

Председатель Комитета М. БЫКАНОВ


Текст сверен по:
"Собрание законодательства
Республики Карелия"
N 26-27 (31 декабря 1998 г.)
ст. 1940


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ