ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О
проекте федерального закона
"О внесении изменений в Семейный
кодекс Российской Федерации"
В
соответствии со статьей 104 Конституции
Российской Федерации Законодательное
Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Внести на рассмотрение
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы проект
федерального закона "О внесении
изменений в Семейный кодекс Российской
Федерации".
2. Направить законопроект в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации,
депутатам Государственной Думы Мяки А.Э.
и Пивненко В.Н., в законодательные органы
субъектов Российской Федерации с
просьбой поддержать законодательную
инициативу Законодательного Собрания
Республики Карелия.
3. Назначить официальным
представителем Законодательного
Собрания Республики Карелия при
рассмотрении данного законопроекта в
Государственной Думе депутата Палаты
Республики Погудалову Г.Н.
Председатель Палаты
Председатель Палаты
Представителей
Республики
Н.И. Левин
В.В.
Шильников
г. Петрозаводск
6 февраля 2002 года
N 487-II ЗС
Приложение к постановлению
Законодательного
Собрания Республики Карелия от 6
февраля
2002 года N 487-II ЗС
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в
Семейный
кодекс Российской Федерации
Статья
1. Внести в Семейный кодекс
Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1996, N 1, ст. 16) следующие изменения:
1. В статье 77:
абзац второй пункта 1 исключить;
в пункте 2 исключить слова "после
вынесения органом местного
самоуправления акта об отобрании
ребенка".
2. В статье 121 пункт 2 исключить.
Статья 2.
Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты
в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 3.
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу со дня его официального
опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Семейный кодекс
Российской Федерации"
Цель
подготовки законопроекта
Основная цель
разработанного законопроекта -
необходимость исключения противоречий в
правовом регулировании вопросов
организации опеки и попечительства в
Российской Федерации.
Справка о состоянии
законодательства,
регулирующего вопросы опеки и
попечительства
Исходя из логики федерального
законодательства социальная защита
детей и семей является государственной
функцией.
В соответствии со статьей 38
Конституции Российской Федерации
материнство и детство, семья находятся
под защитой
государства.
Федеральный закон "Об основных
гарантиях прав ребенка" приоритетной
областью деятельности органов
государственной власти Российской
Федерации определят государственную политику в
интересах детей.
Такой же подход к функциям по опеки
и попечительству как к государственным
функциям содержится и в Федеральном
законе "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей",
который определяет меры государственной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В настоящее время в пункте 1 статьи
34 Гражданского кодекса Российской
Федерации закреплено, что "органами
опеки и попечительства являются органы
местного самоуправления". Данная функция
выходит за рамки организации и
осуществления местного самоуправления и
регулируется Гражданским (ст.31-41) и
Семейным (ст.28, 48, 54, 58, 59, 62, 64-67, 71, 74, 75, 77-79,
121-123) кодексами Российской Федерации, так
как федеральный закон "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" в
статье 6 содержит исчерпывающий перечень
предметов ведения муниципальных
образований, а вопросы опеки и
попечительства не отнесены к вопросам
местного значения.
Исходя из этого можно сделать
вывод, что функции по опеке и
попечительству - это государственные функции.
Тем не менее, согласно положениям
статьи 34 Гражданского кодекса
Российской Федерации и статьи 121
Семейного кодекса Российской Федерации,
органы опеки и попечительства являются
органами местного самоуправления, а
согласно части 5 статьи 14 Федерального
закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" "органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти". Таким
образом, нормы действующего
законодательства, закрепленные в разных
нормативных правовых актах,
противоречат друг другу. Также, согласно
части 3 статьи 17 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
"образование органов местного
самоуправления … органами
государственной власти и
государственными должностными лицами
не
допускается".
Поскольку речь идет о функциях
органов опеки и попечительства как о
функциях государственных органов, то
должна действовать часть 2 статьи 132
Конституции Российской Федерации,
которая определяет, что "органы местного
самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными
полномочиями с
передачей необходимых материальных и
финансовых средств. Реализация
переданных полномочий подконтрольна
государству.
Такое же положение в соответствии с
упомянутой статьей Конституции
Российской Федерации содержится в части
4 статьи 6 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации",
которая предусматривает одновременную передачу
материальных и финансовых средств в
связи с наделением органов местного
самоуправления государственными
полномочиями.
Таким образом, следуя предписаниям
Конституции Российской Федерации и
принятого в соответствии с ней
федерального законодательства, органы
местного самоуправления могут быть
наделены этой государственной функцией
только после принятия специального
закона с передачей соответствующих
финансовых средств.
Но это нецелесообразно,
следовательно, необходимо создать
систему государственных органов (в том
числе в каждом районе) по социальной
защите детей, так как это улучшит
управляемость системы, позволит
отслеживать ситуацию в государственном
масштабе и, соответственно,
корректировать государственную
политику по этому вопросу.
Характеристика законопроекта
Настоящий законопроект состоит из 3
статей и предусматривает внесение
изменений в статьи 77, 121 Семейного
кодекса Российской Федерации, которые
позволят исключить противоречие между
указанными нормами и статьей 132
Конституции Российской Федерации, а
также Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(ст.ст. 6, 7, 14).
Статья 121 Семейного кодекса
Российской Федерации в действующей
редакции устанавливает, что вопросы
организации и деятельности органов
местного самоуправления по
осуществлению опеки и попечительства
над детьми, определяются Уставами
муниципальных образований. В связи с
этим, даже в рамках одного субъекта
Федерации могут существовать (и
практически существуют) различные
подходы к организации и деятельности
органов опеки и попечительства в
различных муниципальных образованиях.
Это негативно сказывается, прежде всего,
на интересах детей, оставшихся без
родительского попечения.
Этим обусловлены изменения,
предлагаемые в Семейный кодекс
Российской федерации. Из ст. 77, 121
исключаются нормы, определяющие органы
опеки и попечительства как органы
местного самоуправления, так как функции
по опеке и попечительству являются
государственными функциями и
осуществлять их должны государственные
органы. Предлагаемая редакция позволит
включить органы опеки и попечительства
в существующую систему органов и
учреждений, осуществляющих единую
государственную политику по защите прав
несовершеннолетних.
Пункт 2 статьи 121 предлагается к
исключению также в связи с тем, что
определение органов опеки и
попечительства закрепляется
Гражданским кодексом и не относится к
сфере регулирования Семейного кодекса.
Финансово-экономическое обоснование
проекта
Принятие настоящего законопроекта
не потребует дополнительных финансовых
затрат, а повлечет за собой
перераспределение средств между
бюджетами различных уровней в пределах
средств, выделяемых на эти цели в составе
федерального бюджета.
Предложения
по внесению изменений в
действующие
нормативные правовые акты и принятию
дополнительных
нормативных правовых актов
Принятие данного законопроекта
возможно только одновременно с
внесением изменений в Гражданский
кодекс Российской Федерации (ст. 34).
В случае принятия данного
законопроекта потребуется принятие
нормативных правовых актов в
регулирующих порядок организации и
деятельности органов опеки и
попечительства.
Текст
сверен по:
Собрание Законодательства
Республики Карелия N 2, февраль 2002 г.
ст.117
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 23 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 5 февраля 2025 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Конституция Республики Карелия (с изменениями на 27 мая 2022 года)