Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проекте федерального закона
"О внесении изменений в Семейный
кодекс Российской Федерации"

     В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
     
     1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации".
     
     2. Направить законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Мяки А.Э. и Пивненко В.Н., в законодательные органы субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Законодательного Собрания Республики Карелия.
     
     3. Назначить официальным представителем Законодательного Собрания Республики Карелия при рассмотрении данного законопроекта в Государственной Думе депутата Палаты Республики Погудалову Г.Н.

Председатель Палаты               Председатель Палаты
  Представителей                         Республики

               Н.И. Левин                         В.В. Шильников


г. Петрозаводск
6 февраля 2002 года
N 487-II ЗС

Приложение к постановлению Законодательного
 Собрания Республики Карелия от 6 февраля
 2002 года N 487-II ЗС

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Семейный
кодекс Российской Федерации

     Статья 1. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16) следующие изменения:
     
     1. В статье 77:
     
     абзац второй пункта 1 исключить;
     
     в пункте 2 исключить слова "после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка".
     
     2. В статье 121 пункт 2 исключить.
     
     Статья 2. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
     
     Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
     Президент
     Российской Федерации
     
     
     
     
     
     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Семейный кодекс
Российской Федерации"

Цель подготовки законопроекта

     Основная цель разработанного законопроекта - необходимость исключения противоречий в правовом регулировании вопросов организации опеки и попечительства в Российской Федерации.
     

Справка о состоянии законодательства,
регулирующего вопросы опеки и попечительства  

     
     Исходя из логики федерального законодательства социальная защита детей и семей является государственной функцией.
     
     В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
     
     Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации определят государственную политику в интересах детей.
     
     Такой же подход к функциям по опеки и попечительству как к государственным функциям содержится и в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     
     В настоящее время в пункте 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что "органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления". Данная функция выходит за рамки организации и осуществления местного самоуправления и регулируется Гражданским (ст.31-41) и Семейным (ст.28, 48, 54, 58, 59, 62, 64-67, 71, 74, 75, 77-79, 121-123) кодексами Российской Федерации, так как федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 6 содержит исчерпывающий перечень предметов ведения муниципальных образований, а вопросы опеки и попечительства не отнесены к вопросам местного значения.
     
     Исходя из этого можно сделать вывод, что функции по опеке и попечительству - это государственные функции.
     
     Тем не менее, согласно положениям статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, а согласно части 5 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Таким образом, нормы действующего законодательства, закрепленные в разных нормативных правовых актах, противоречат друг другу. Также, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "образование органов местного самоуправления … органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается".
     
     Поскольку речь идет о функциях органов опеки и попечительства как о функциях государственных органов, то должна действовать часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что "органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
     
     Такое же положение в соответствии с упомянутой статьей Конституции Российской Федерации содержится в части 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая предусматривает одновременную передачу материальных и финансовых средств в связи с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями.
     
     Таким образом, следуя предписаниям Конституции Российской Федерации и принятого в соответствии с ней федерального законодательства, органы местного самоуправления могут быть наделены этой государственной функцией только после принятия специального закона с передачей соответствующих финансовых средств.
     
     Но это нецелесообразно, следовательно, необходимо создать систему государственных органов (в том числе в каждом районе) по социальной защите детей, так как это улучшит управляемость системы, позволит отслеживать ситуацию в государственном масштабе и, соответственно, корректировать государственную политику по этому вопросу.


Характеристика законопроекта

     
     Настоящий законопроект состоит из 3 статей и предусматривает внесение изменений в статьи 77, 121 Семейного кодекса Российской Федерации, которые позволят исключить противоречие между указанными нормами и статьей 132 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст. 6, 7, 14).
     
     Статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации в действующей редакции устанавливает, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, определяются Уставами муниципальных образований. В связи с этим, даже в рамках одного субъекта Федерации могут существовать (и практически существуют) различные подходы к организации и деятельности органов опеки и попечительства в различных муниципальных образованиях. Это негативно сказывается, прежде всего, на интересах детей, оставшихся без родительского попечения.
     
     Этим обусловлены изменения, предлагаемые в Семейный кодекс Российской федерации. Из ст. 77, 121 исключаются нормы, определяющие органы опеки и попечительства как органы местного самоуправления, так как функции  по опеке и попечительству являются государственными функциями и осуществлять их должны государственные органы. Предлагаемая редакция позволит включить органы опеки  и попечительства в существующую систему органов и учреждений, осуществляющих единую государственную политику по защите прав несовершеннолетних.

     Пункт 2 статьи 121 предлагается к исключению также в связи с тем, что определение органов опеки и попечительства закрепляется Гражданским кодексом и не относится к сфере регулирования  Семейного кодекса.


Финансово-экономическое обоснование проекта

     
     Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, а повлечет за собой перераспределение средств между бюджетами различных уровней в пределах средств, выделяемых на эти цели в составе федерального бюджета.


Предложения по внесению изменений в действующие
нормативные правовые акты и принятию дополнительных
нормативных правовых актов  

     
     Принятие данного законопроекта возможно только одновременно с внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 34).
     
     В случае принятия данного законопроекта потребуется принятие нормативных правовых актов в регулирующих порядок организации и деятельности органов опеки и попечительства.


     
     

     Текст сверен по:
     Собрание Законодательства
     Республики Карелия N 2, февраль 2002 г.
     ст.117


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ