ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О
проекте федерального закона
"О внесении изменений в Семейный
кодекс Российской Федерации"
В
соответствии со статьей 104 Конституции
Российской Федерации Законодательное
Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Внести на рассмотрение
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы проект
федерального закона "О внесении
изменений в Семейный кодекс Российской
Федерации".
2. Направить законопроект в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации,
депутатам Государственной Думы Мяки А.Э.
и Пивненко В.Н., в законодательные органы
субъектов Российской Федерации с
просьбой поддержать законодательную
инициативу Законодательного Собрания
Республики Карелия.
3. Назначить официальным представителем
Законодательного Собрания Республики
Карелия при рассмотрении данного
законопроекта в Государственной Думе
депутата Палаты Республики Погудалову
Г.Н.
Председатель Палаты Председатель
Палаты
Представителей Республики
Н.И. Левин В.В. Шильников
г. Петрозаводск
6 февраля 2002 года
N 487-II ЗС
Приложение к постановлению
Законодательного
Собрания Республики Карелия от 6
февраля
2002 года N 487-II ЗС
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в
Семейный
кодекс Российской Федерации
Статья 1. Внести в
Семейный кодекс Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 1, ст. 16) следующие
изменения:
1. В статье 77:
абзац второй пункта 1 исключить;
в пункте 2 исключить слова "после
вынесения органом местного
самоуправления акта об отобрании
ребенка".
2. В статье 121 пункт 2 исключить.
Статья 2.
Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты
в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 3. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Семейный
кодекс
Российской Федерации"
Цель
подготовки законопроекта
Основная цель разработанного
законопроекта - необходимость
исключения противоречий в правовом
регулировании вопросов организации
опеки и попечительства в Российской
Федерации.
Справка о состоянии
законодательства,
регулирующего вопросы опеки и
попечительства
Исходя из логики федерального
законодательства социальная защита
детей и семей является государственной
функцией.
В соответствии со статьей 38 Конституции
Российской Федерации материнство и
детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон "Об основных
гарантиях прав ребенка" приоритетной
областью деятельности органов
государственной власти Российской
Федерации определят государственную политику в
интересах детей.
Такой же подход к функциям по опеки и
попечительству как к государственным
функциям содержится и в Федеральном
законе "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей",
который определяет меры государственной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В настоящее время в пункте 1 статьи 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации закреплено, что "органами
опеки и попечительства являются органы
местного самоуправления". Данная
функция выходит за рамки организации и
осуществления местного самоуправления и
регулируется Гражданским (ст.31-41) и
Семейным (ст.28, 48, 54, 58, 59, 62, 64-67, 71, 74, 75, 77-79,
121-123) кодексами Российской Федерации, так
как федеральный закон "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации" в статье 6 содержит
исчерпывающий перечень предметов
ведения муниципальных образований, а
вопросы опеки и попечительства не
отнесены к вопросам местного значения.
Исходя из этого можно сделать вывод, что
функции по опеке и попечительству - это
государственные
функции.
Тем не менее, согласно положениям статьи
34 Гражданского кодекса Российской
Федерации и статьи 121 Семейного кодекса
Российской Федерации, органы опеки и
попечительства являются органами
местного самоуправления, а согласно
части 5 статьи 14 Федерального закона
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" "органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти".
Таким образом, нормы действующего
законодательства, закрепленные в разных
нормативных правовых актах,
противоречат друг другу. Также, согласно
части 3 статьи 17 Федерального закона
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" "образование органов
местного самоуправления …органами
государственной власти и
государственными должностными лицами
не
допускается".
Поскольку речь идет о функциях органов
опеки и попечительства как о функциях
государственных органов, то должна
действовать часть 2 статьи 132 Конституции
Российской Федерации, которая
определяет, что "органы местного
самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными
полномочиями с
передачей необходимых материальных и
финансовых средств. Реализация
переданных полномочий подконтрольна
государству.
Такое же положение в соответствии с
упомянутой статьей Конституции
Российской Федерации содержится в части
4 статьи 6 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации", которая предусматривает
одновременную
передачу материальных и финансовых
средств в связи с наделением органов
местного самоуправления
государственными полномочиями.
Таким образом, следуя предписаниям
Конституции Российской Федерации и
принятого в соответствии с ней
федерального законодательства, органы
местного самоуправления могут быть
наделены этой государственной функцией
только после принятия специального
закона с передачей соответствующих
финансовых средств.
Но это нецелесообразно, следовательно,
необходимо создать систему
государственных органов (в том числе в
каждом районе) по социальной защите
детей, так как это улучшит управляемость
системы, позволит отслеживать ситуацию в
государственном масштабе и,
соответственно, корректировать
государственную политику по этому
вопросу.
Характеристика законопроекта
Настоящий законопроект состоит из 3
статей и предусматривает внесение
изменений в статьи 77, 121 Семейного
кодекса Российской Федерации, которые
позволят исключить противоречие между
указанными нормами и статьей 132
Конституции Российской Федерации, а
также Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации" (ст.ст. 6, 7, 14).
Статья 121 Семейного кодекса Российской
Федерации в действующей редакции
устанавливает, что вопросы организации и
деятельности органов местного
самоуправления по осуществлению опеки и
попечительства над детьми, определяются
Уставами муниципальных образований. В
связи с этим, даже в рамках одного
субъекта Федерации могут существовать (и
практически существуют) различные
подходы к организации и деятельности
органов опеки и попечительства в
различных муниципальных образованиях.
Это негативно сказывается, прежде всего,
на интересах детей, оставшихся без
родительского попечения.
Этим обусловлены изменения,
предлагаемые в Семейный кодекс
Российской федерации. Из ст. 77, 121
исключаются нормы, определяющие органы
опеки и попечительства как органы
местного самоуправления, так как функции
по опеке и попечительству являются
государственными функциями и
осуществлять их должны государственные
органы. Предлагаемая редакция позволит
включить органы опеки и попечительства в
существующую систему органов и
учреждений, осуществляющих единую
государственную политику по защите прав
несовершеннолетних.
Пункт 2 статьи 121 предлагается к
исключению также в связи с тем, что
определение органов опеки и
попечительства закрепляется
Гражданским кодексом и не относится к
сфере регулирования Семейного кодекса.
Финансово-экономическое обоснование
проекта
Принятие настоящего законопроекта не
потребует дополнительных финансовых
затрат, а повлечет за собой
перераспределение средств между
бюджетами различных уровней в пределах
средств, выделяемых на эти цели в составе
федерального бюджета.
Предложения
по внесению изменений в
действующие
нормативные правовые акты и принятию
дополнительных
нормативных правовых актов
Принятие данного законопроекта возможно
только одновременно с внесением
изменений в Гражданский кодекс
Российской Федерации (ст. 34).
В случае принятия данного законопроекта
потребуется принятие нормативных
правовых актов в регулирующих порядок
организации и деятельности органов
опеки и попечительства.
Текст сверен по:
Собрание Законодательства
Республики Карелия N 2, февраль 2002 г.
ст.117
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2023 года) (редакция, действующая с 26 октября 2023 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Конституция Республики Карелия (с изменениями на 27 мая 2022 года)