ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О
проекте федерального закона
"О внесении изменения в статью 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации"
В
соответствии со статьей 104 Конституции
Российской Федерации Законодательное
Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Внести на рассмотрение
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы проект
федерального закона "О внесении
изменения в статью 34 Гражданского
кодекса Российской Федерации".
2. Направить законопроект в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации,
депутатам Государственной Думы Мяки А.Э.,
Пивненко В.Н., в законодательные органы
субъектов Российской Федерации с
просьбой поддержать законодательную
инициативу Законодательного Собрания
Республики Карелия.
3. Назначить официальным представителем
Законодательного Собрания Республики
Карелия при рассмотрении данного
законопроекта в Государственной Думе
депутата Палаты Республики Погудалову
Г.Н.
Председатель Палаты Председатель
Палаты
Представителей Республики
Н.И.Левин В.В.Шильников
г.Петрозаводск
6 февраля 2002 года
N 486-II ЗС
Приложение к постановлению
Законодательного
Собрания Республики Карелия от 6
февраля
2002 года N 486-II ЗС
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
О внесении изменения в
статью 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации
Статья 1. Внести в
статью 34 Гражданского кодекса
Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1994, N 32, ст.3301) следующее изменение:
Пункт первый изложить в следующей
редакции:
"1. Органами опеки и попечительства
являются федеральные органы
исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в пределах их
компетенции, установленной федеральным
законодательством.".
Статья 2.
Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты
в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 3. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации"
Цель
подготовки законопроекта
Основная цель разработанного
законопроекта - необходимость
исключения противоречий в правовом
регулировании вопросов организации
опеки и попечительства в Российской
Федерации.
Справка о состоянии
законодательства,
регулирующего вопросы опеки и
попечительства
Исходя из логики федерального
законодательства социальная защита
детей и семей является государственной
функцией.
В соответствии со статьей 38 Конституции
Российской Федерации материнство и
детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон "Об основных
гарантиях прав ребенка" приоритетной
областью деятельности органов
государственной власти Российской
Федерации определят государственную
политику в интересах детей.
Такой же подход к функциям по опеки и
попечительству как к государственным
функциям содержится и в Федеральном
законе "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей",
который определяет меры государственной
поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в пункте 1 статьи 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации закреплено, что "органами
опеки и попечительства являются органы
местного самоуправления". Данная
функция выходит за рамки организации и
осуществления местного самоуправления и
регулируется Гражданским (ст.31-41) и
Семейным (ст.28, 48, 54, 58, 59, 62, 64-67, 71, 74, 75, 77-79,
121-123) кодексами Российской Федерации, так
как федеральный закон "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации" в статье 6 содержит
исчерпывающий перечень предметов
ведения муниципальных образований, а
вопросы опеки и попечительства не
отнесены к вопросам местного значения.
Исходя из этого можно сделать вывод, что
функции по опеке и попечительству - это
государственные функции.
Тем не менее, согласно положениям статьи
34 Гражданского кодекса Российской
Федерации и статьи 121 Семейного кодекса
Российской Федерации органы опеки и
попечительства являются органами
местного самоуправления, а согласно
части 5 статьи 14 Федерального закона
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" "органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти". Таким образом, нормы
действующего законодательства,
закрепленные в разных нормативных
правовых актах, противоречат друг
другу. Также, согласно части 3 статьи
17 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации" "образование органов
местного самоуправления …органами
государственной власти и
государственными должностными лицами не
допускается".
Поскольку речь идет о функциях органов
опеки и попечительства как о функциях
государственных органов, то должна
действовать часть 2 статьи 132 Конституции
Российской Федерации, которая
определяет, что "органы местного
самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых
материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
Такое же положение в соответствии с
упомянутой статьей Конституции
Российской Федерации содержится в части
4 статьи 6 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации", которая предусматривает
одновременную передачу материальных и
финансовых средств в связи с наделением
органов местного самоуправления
государственными полномочиями.
Таким образом, следуя предписаниям
Конституции Российской Федерации и
принятого в соответствии с ней
федерального законодательства, органы
местного самоуправления могут быть
наделены этой государственной функцией
только после принятия специального
закона с передачей соответствующих
финансовых средств.
Но это нецелесообразно, следовательно,
необходимо создать систему
государственных органов (в том числе в
каждом районе) по социальной защите
детей, так как это улучшит управляемость
системы, позволит отслеживать ситуацию в
государственном масштабе и,
соответственно, корректировать
государственную политику по этому
вопросу.
Характеристика законопроекта
Настоящий законопроект состоит
из 3 статьей и предусматривает внесение
изменений в статью 34 Гражданского
кодекса Российской Федерации, которое
позволит исключить противоречия между
Гражданским кодексом Российской
Федерации и статьями 38 и 132 Конституции
Российской Федерации, а также
Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации" (ст.ст.6, 7, 14).
Новая редакция пункта 1 статьи 34
Гражданского кодекса Российской
Федерации определяет функцию по опеке и
попечительству как государственную,
осуществляемую соответствующими
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое
обоснование
Принятие настоящего законопроекта не
потребует дополнительных финансовых
затрат, а повлечет за собой
перераспределение средств между
бюджетами различных уровней в пределах
средств, выделяемых на эти цели в составе
федерального бюджета.
Предложения по внесению изменений в
действующие
нормативные правовые акты и принятию
дополнительных
нормативных правовых актов
В случае внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации потребуется внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации (ст.77, 121), а также принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов опеки и попечительства.
Текст сверен по:
Собрание Законодательства
Республики Карелия N 2, февраль 2002 г.
ст.116
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2023 года) (редакция, действующая с 26 октября 2023 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)