ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об обращении в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации, Председателю Правительства
Российской Федерации
Черномырдину В. С.
Палата Республики Законодательного
Собрания Республики Карелия
постановляет:
1. Принять обращение в
Государственную Думу Российской
Федерации о проекте бюджета на 1998 год.
2. Направить данное постановление,
обращение в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации, Председателю Правительства
Российской Федерации Черномырдину В. С.
Председатель Палаты Республики И. П. Александров
Петрозаводск
19 сентября 1997 г.
N 244 ПР
ОБРАЩЕНИЕ
Законодательного Собрания Республики
Карелия к депутатам Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Председателю Правительства
Российской Федерации
ЧЕРНОМЫРДИНУ В. С.
Законодательное Собрание
Республики Карелия рассмотрело проект
федерального закона "О федеральном
бюджете на 1998 год". Данный законопроект
не вносит улучшений в действующую
систему определения взаимоотношений
федерального бюджета с бюджетами
субъектов Российской Федерации.
Проводимая экономическая региональная
политика в России содействует
сокращению доходной базы бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Структура представленного
консолидированного бюджета Российской
Федерации на 1998 год свидетельствует о
том, что основные жизнеобеспечивающие
государственные расходы переданы в
бюджеты субъектов Федерации, но передача
соответствующей дополнительной
доходной базы бюджетам регионов в
проекте бюджета не предусмотрена, а
наоборот, предполагается заведомо
завышенный уровень дефицита
территориальных бюджетов.
В проекте федерального бюджета на
1998 год сокращен общий объем (размер)
расходов на формирование Фонда
финансовой поддержки регионов. При
распределении средств Фонда по
субъектам Российской Федерации искажена
исходная база по доходам и расходам.
Государственные социальные стандарты не
разработаны и не учтены в расчетах
расходной части проекта бюджета.
Методика определения минимально
необходимого объема расходов бюджета
каждого субъекта Российской Федерации,
исходя из индексации базы 1991 года, в
значительной степени деформирует всю
систему межбюджетных отношений. В более
благоприятной ситуации оказались
регионы, находящиеся в 1991 году в более
выгодной экономической ситуации.
Республика Карелия, имеющая одно из
наименьших значений обеспеченности
расходов на душу населения, имеет
наименьшую долю в финансовой поддержке
регионов. В целом по II группе колебания
обеспеченности расходов доходами,
учтенными при определении трансфертов,
составляют от 74 до 254% . Регионы, имеющие
превышение доходов над расходами,
одновременно отнесены к получателям
крупных дотаций из Фонда. Все это
свидетельствует об отсутствии анализа
подходов к формированию системы
межбюджетных отношений федерального
бюджета субъектов Российской
Федерации.
При расчете трансфертов не в полном
объеме или вообще не учитываются
расходы по реализации многих решений
федеральных органов законодательной и
исполнительной власти. Вызывает
сомнение конституционность положений о
финансировании за счет бюджетов
субъектов Российской Федерации таких
федеральных законов, как "О ветеранах", "О
государственных гарантиях для лиц,
проживающих в районах Крайнего Севера",
"О повышении минимального размера оплаты
труда", "О пожарной безопасности" и т. д.
Республика Карелия является
дотационной, в 1996 - 1997 гг. плановый
годовой объем трансферта превышал 400
млрд. рублей и составлял треть доходов
бюджета Республики Карелия. Республика
не может полностью и своевременно
рассчитываться по защищенным статьям
бюджета - по выплате заработной платы,
ежемесячных пособий на детей, за
медикаменты и питание.
Материальная база бюджетных
учреждений пришла в упадок, растет
задолженность учреждений по платежам
за коммунальные услуги, по платежам в
государственные внебюджетные фонды,
растут штрафные санкции, и нет реальных
источников для покрытия этих расходов. В
1998 году Карелия отнесена к
регионам-донорам - трансферт
предусмотрен в размере 9,7 млрд. рублей
(или 2,2% от запланированного трансферта
1997 года).
При определении межбюджетных
отношений не учитываются расходы на
обслуживание внутреннего долга
территориальных бюджетов, который, в
свою очередь, является прямым следствием
бюджетной политики последних лет,
направленной на ущемление интересов и
прав субъектов Российской Федерации.
Выпали из расчетов и расходы
регионов по возврату в 1998 году целевых
долгосрочных ссуд, полученных на
погашение кредиторской задолженности
по заработной плате. Единственным
источником их покрытия остаются новые
внутренние заимствования, а значит,
новые дополнительные расходы.
Неравнозначен в проекте
федерального бюджета на 1998 год и подход к
определению расходов на содержание
аппарата управления. На федеральном
уровне предусмотрены дополнительные
расходы на реализацию федерального
закона "Об основах государственной
службы в Российской Федерации", на
региональном уровне аналогичные расходы
проигнорированы и их рост не
предусматривался с 1991 года.
В проекте федерального бюджета на
1998 год имеет место несоответствие между
продекларированными принципами
социально-экономического развития
страны, согласно которым в 1998 году
ожидается спад производства не более чем
на 2%, и методикой расчета доходов
регионов. В расчетах доходной части
бюджетов субъектов Федерации
предусмотрен рост на 40 процентов к
базовому уровню 1997 года, тогда как по
федеральному бюджету предполагается
снижение к уровню 1997 года на 22 процента.
Не учтены в проекте выпадающие доходы,
связанные с введением в действие
Налогового кодекса.
Значительный объем выпадающих
доходов после введения нового
Налогового законодательства ожидается в
бюджете Территориального дорожного
фонда Республики Карелия (более 50 млрд.
рублей). Вопрос компенсации их за счет
дотаций и субвенций из федерального
бюджета не решен.
Статья 1 федерального закона
"О порядке внесения, рассмотрения и
принятия федерального закона "О
федеральном бюджете на 1998 год" и о
порядке внесения изменений и
дополнений в федеральный бюджет"
предусматривает внесение на
рассмотрение Государственной Думы
одновременно с проектом федерального
закона "0 федеральном бюджете на 1998 год"
предложения " об основных принципах
взаимоотношений федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации
в 1998 году и соответствующими расчетами и
протоколами согласований (разногласий) с
субъектами Российской Федерации".
В 1998 году согласования
Правительства Российской Федерации с
субъектами проведено не было.
На основании вышеизложенного,
обращаемся к вам, коллеги-депутаты, с
просьбой: принять все меры по улучшению
взаимоотношений федерального бюджета с
бюджетами субъектов Российской
Федерации, по объективному формированию
Фонда финансовой поддержки субъектов
России, исключить нарушения пропорций
доходной и расходной частей
федерального бюджета и бюджетов
субъектов. Считаем необходимым
пересмотреть показатели,
представленные в пакете документов
проекта федерального бюджета на 1998 год
в части формирования межбюджетных
отношений с бюджетами субъектов
Российской Федерации, и провести
согласование показателей, учтенных при
определении трансферта на 1998 год,
индивидуально с каждым субъектом
Российской Федерации.
Председатель Палаты
Представителей В. Н. Пивненко
Председатель Палаты Республики И. П.
Александров
Текст
документа сверен по:
официальное издание
"Собрание Законодательства
Республики Карелия"
N 11 (27
ноября 1997 г.)
ст. 1220