Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

21 марта 2002 года

[По делу о соответствии Конституции Республики Карелия
Решения Муезерского районного Совета от 24 мая 2001 года
"О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг для населения"]

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В. Сухачевой, судей А.И. Киннера, В.П. Наговицына, П.А. Союнена, руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, частью 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия Решения Муезерского районного Совета от 24 мая 2001 года "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг для населения".

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Муезерского поселкового Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В. Сухачевой; пояснения сторон: Председателя Муезерского поселкового Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов А.М. Ерина; от Муезерского районного Совета - Н.П. Куренковой, начальника юридического отдела районной администрации;

а также: ведущего специалиста Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Н.М. Пасаманик; ведущего специалиста по правовым вопросам Региональной энергетической комиссии Республики Карелия А.И. Наумова; прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Карелия И.А. Шакшина,

исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Решение Муезерского районного Совета (представительного органа) от 24 мая 2001 года "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг для населения" опубликовано в газете "Наше время" от 29 июня 2001 года N 43-44 (5269).

Заявитель считает, что при принятии данного Решения Муезерский районный Совет (представительный орган) вышел за рамки своей компетенции, установленной Законом Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия".

Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемым решением значительно ухудшен ранее существовавший порядок социальной защиты ветеранов, а определенные нормативы потребления коммунальных услуг ниже установленных Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 20 ноября 1999 года. По указанным основаниям заявитель считает, что оспариваемый им нормативный правовой акт не соответствует Конституции Республики Карелия. Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного решения не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве, и разрешает исключительно вопросы права.

2. В соответствии со статьей 11 Международного пакта от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" за каждым человеком государство обязано признавать право на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

По смыслу статьи 2 в системной связи со статьями 5 и 25 Конституции Республики Карелия в республике также гарантируется социальное обеспечение, развивается система социальной защиты, поощряются различные формы социальной помощи в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Карелия. Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", пункту 1 Положения "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887, гражданам органами местного самоуправления предоставляются компенсации, обеспечивающие оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.

Федеральный закон "О ветеранах" установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула).

Этим федеральным законом ветеранам предоставлена льгота по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов за водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, за пользование газом, электрической и тепловой энергией - в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления (статьи 14, 15 и другие). Следовательно, предоставление льгот ветеранам по оплате коммунальных услуг в пределах 50 процентов от нормативов потребления, установленных оспариваемым решением на территории муниципального образования, соответствует правовым предписаниям федерального законодательства и статьям 2, 5 и 25 Конституции Республики Карелия.

3. Расходы, связанные с реализацией льгот ветеранам по оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 10 Федерального закона "О ветеранах").

Ежегодно законами Республики Карелия о республиканском бюджете на соответствующий год предусматриваются расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", а также другими нормативными правовыми актами органам местного самоуправления предоставлено право утверждать нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на эти услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг, в пределах которых ветеранам предоставляются льготы, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" устанавливаются органами местного самоуправления (статьи 14, 15 и другие).

Из указанных правовых предписаний федерального законодательства следует, что органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования вправе устанавливать на своей территории нормативы потребления коммунальных услуг для населения. В соответствии со статьей 6 Устава Муезерского района таким правом наделен представительный орган местного самоуправления.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят надлежащим органом местного самоуправления в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, что согласуется с положениями статей 5, 70, 71 Конституции Республики Карелия.

4. Российская Федерация - "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (статья 7 Конституции Российской Федерации). Конституция Республики Карелия предусматривает, что человек, его жизнь и здоровье являются высшей ценностью (часть 1 статьи 2), в республике охраняется здоровье людей, определяется прожиточный минимум (часть 2 статьи 4). Эти конституционные установления возлагают определенные обязанности на органы публичной власти.

Заявителем оспариваются в рассматриваемом решении физические показатели нормативов потребления коммунальных услуг, количественные показатели которых меньше, чем объемы этих услуг, предусмотренные Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", а поэтому оспариваемое решение, по мнению заявителя, противоречит федеральному законодательству.

Однако данный закон действовал лишь до 31 декабря 2000 года, ссылки на него не являются обоснованными, так как оспариваемое решение принято в 2001 году.

В настоящее время минимальные требования к уровню потребления населением услуг устанавливаются иными нормативными актами, в частности, теми, которые регламентируют прожиточный минимум. К ним относятся Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Закон Республики Карелия "О прожиточном минимуме", постановление Законодательного Собрания Республики Карелия "О потребительской корзине по Республике Карелия" и иные нормативные акты.

Они устанавливают состав и физические показатели объемов потребления, исходя из которых, на основании действующих цен и тарифов, рассчитывается величина прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения. Показатели прожиточного минимума предназначены для формирования республиканского бюджета, определения размеров государственной социальной помощи малоимущим категориям граждан, пособий по безработице, финансирования региональных и местных социальных программ, оценки уровня жизни населения. Назначение прожиточного минимума предопределяет и методику его расчета, что приводит к определению усредненных по республике показателей объемов потребления.

Утвержденные Муезерским районным Советом нормативы предназначены для определения платы за предоставленные коммунальные услуги. В условиях, когда индивидуальный учет объема потребляемых услуг для абсолютного большинства жителей невозможен, объем потребления этих услуг устанавливается посредством расчетов с использованием специальных методик, в результате которых определяются усредненные нормативы потребления коммунальных услуг для населения данной местности.

Сравнение физических показателей нормативов потребления, установленных при утверждении потребительской корзины, с физическими показателями, утвержденными оспариваемым решением, суд находит недопустимым, поскольку они не сопоставимы по своему предназначению, а также по своим целям и задачам. Установление же минимальных стандартов, обеспечивающих здоровье и жизнедеятельность человека, находится за рамками полномочий Конституционного Суда Республики Карелия.

При таких обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" суд считает необходимым дело в этой части производством прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 31, 33, 40, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:

1. Признать Решение Муезерского районного Совета от 24 мая 2001 года "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг для населения" соответствующим Конституции Республики Карелия.

2. Дело в части проверки на соответствие Конституции Республики Карелия физических показателей нормативов потребления коммунальных услуг, определенных Решением Муезерского районного Совета от 24 мая 2001 года "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг для населения", производством прекратить.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Текст сверен по:
официальная рассылка


 


 

   Яндекс.Метрика    © 2023 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane