Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Акция для пищевой промышленности


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 февраля 2002 года

[По делу о соответствии Конституции Республики Карелия правовых предписаний пункта 1
Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 "О введении расчетов за тепловую энергию с разбивкой расходов на календарный год" и пункта 2
Решения Олонецкого районного Совета от 19 апреля 2001 года N 55
"О дифференцированной оплате за жилье и коммунальные услуги"]


Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей А.И.Киннера, В.П.Наговицына, П.А.Союнена, руководствуясь частью 2 статьи 68, частью 1 статьи 18 Конституции Республики Карелия, частью 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия правовых предписаний пункта 1 Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 "О введении расчетов за тепловую энергию с разбивкой расходов на календарный год" и пункта 2 Решения Олонецкого районного Совета от 19 апреля 2001 года N 55 "О дифференцированной оплате за жилье и коммунальные услуги".

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство гражданки Г.И.Ерофеевой.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.П.Наговицына;

стороны: заявителя Г.И.Ерофееву, от Олонецкого районного Совета - заместителя Главы Администрации местного самоуправления Олонецкого района С.П.Иванова;

а также А.И.Наумова - ведущего специалиста по правовым вопросам Региональной энергетической комиссии Республики Карелия и Н.М.Пасаманик, ведущего специалиста отдела экономического и социального законодательства Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия,

исследовав материалы дела, Конституционный Суд

Установил:


1. Гражданка Ерофеева оспаривает конституционность положений пункта 2 Решения Олонецкого районного Совета от 19 апреля 2001 года N 55 "О дифференцированной оплате за жилье и коммунальные услуги", опубликованного в газете "Олония" от 20 июля 2001 года N 29, и положений пункта 1 Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 "О введении расчетов за тепловую энергию с разбивкой расходов на календарный год", опубликованного в газете "Олония" от 28 сентября 2001 года N 39.


Решение Олонецкого районного Совета N 55 устанавливает методику начисления платы за "сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг".

Пунктом 2 этого решения для всех квартиросъемщиков, за исключением нанимателей и собственников жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 3 решения, "ставки и тарифы для оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг устанавливаются в зависимости от превышения социальной нормы".

Пунктом 1 Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 введены расчеты за тепловую энергию для населения по тарифам, рассчитанным на весь календарный год, с 1 октября 2001 года.

Заявительница считает, что правовые предписания пункта 2 Решения Олонецкого районного Совета от 19 апреля 2001 года N 55 значительно ухудшают ее положение по сравнению с другими нанимателями жилых помещений такой же площади, а правовые предписания пункта 1 Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 обязывают платить ее за тепловую энергию в летний период, когда отопление жилья не производится.

Оспариваемые положения решений Олонецкого районного Совета, по мнению заявительницы, нарушают ее право на жилище и не соответствуют статье 26 Конституции Республики Карелия.

Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного решения не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве, и разрешает исключительно вопросы права.

2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, возлагая на участвующие в нем государства обязанность принять меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер, дозволяет осуществлять эти меры в "максимальных пределах имеющихся ресурсов" и "постепенно" (статья 2).

Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 (с последующими дополнениями и изменениями) в течение 15 лет предусмотрен переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 15).

Этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года

N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Одним из положений реформирования жилищно-коммунального хозяйства является установление повышенных ставок оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также повышенных тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящийся на одного человека, в пределах которого осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (статья 1 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики").

В Республике Карелия социальная норма площади жилья составляет 38 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего, для семьи, проживающей в отдельной квартире, - 18 кв.м. общей площади жилья на человека, плюс 9 кв.м. на семью (Закон Республики Карелия "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" в редакции закона от 21 июля 2001 года N 525-ЗРК).

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации предусматривает на уровне субъектов Российской Федерации государственное регулирование развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе координацию деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, которые должны осуществляться органами управления жилищно-коммунальным хозяйством субъектов Российской Федерации (Раздел 2).

В Республике Карелия таким органом управления жилищно-коммунальным хозяйством является Региональная энергетическая комиссия.

С учетом Концепции поэтапного ведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19 сентября 1997 года N 544 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия" одобрена Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия, в которой определены этапы перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с этой программой Региональная энергетическая комиссия разработала Положение о порядке оплаты жилья, коммунальных услуг и дифференцированной плате с учетом потребительских свойств жилья в Республике Карелия (зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Карелия 27 ноября 1998 года N 67, опубликовано в Собрании законодательства Республики Карелия N 24-25 за 1998 год).

Пунктом 11 данного Положения ставки и тарифы для оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг устанавливаются в зависимости от уровня превышения над нормативными: при превышении социальной нормы площади жилья до 10% действующий тариф повышается на 5%; от 10% до 20% - на 15%; от 21% до 30% - на 25%; от 31% до 50% - на 50%; свыше 50% - оплата производится по полному тарифу.

Эти нормативы основываются на разработанном Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства Положении по оплате жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий). Положение рекомендовано Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства России для использования в ходе проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года, статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14 апреля 1995 года и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органам местного самоуправления предоставлено право утверждать нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на эти услуги.

Решение Олонецкого районного Совета от 19 апреля 2001 года N 55 "О дифференцированной оплате за жилье и коммунальные услуги" принято в соответствии с действующим законодательством и с учетом рекомендаций, изложенных в Положении, утвержденном Региональной энергетической комиссией Республики Карелия в пределах своих полномочий.

Дифференцированная плата предполагает установление заведомо заниженной (по сравнению с экономически обоснованной) платы за жилье и коммунальные услуги для собственников и нанимателей жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилых помещений, а при превышении социальной нормы площади жилья оплата за жилье и коммунальные услуги увеличивается в зависимости от величины этого превышения, причем по повышенным тарифам оплачивается только площадь, находящаяся за пределами социальной нормы (в том числе и второе жилье).

На случаи, когда граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также право на дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством, дифференцированная оплата жилья и коммунальных услуг не распространяется.

В процессе проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства предполагается постепенный переход к уровню оплаты за жилье и коммунальные услуги, отражающему реально произведенные затраты на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг.

Существующая система содержания жилищно-коммунальной инфраструктуры носит бюджетно-затратный характер. В настоящее время граждане платят за потребленные жилищно-коммунальные услуги не по их полной стоимости, а лишь часть, определенную органами местного самоуправления. Остальная часть (в Олонецком районе 60%) предприятиям жилищно-коммунального хозяйства возмещается из местных бюджетов, а также за счет трансфертов из федерального и республиканского бюджетов, выделяемых на эти цели.

Такая упрощенная система бюджетных дотаций населению по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг приводит к ситуации, когда тот, кто имеет большую площадь жилья и больше потребляет коммунальных услуг, соответственно получает и большую помощь из бюджета, независимо от размера доходов.

Кроме того, при равной площади жилых помещений больший размер бюджетных дотаций приходится на малосемейных, но чем больше семья, тем меньшее количество средств из бюджета они получают.

Однако такое финансирование не соответствует общеправовым принципам справедливости и соразмерности, поставленной цели - социальной защите населения и не отвечает провозглашенным в статье 7 Конституции Российской Федерации положениям о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Дифференцированная система оплаты жилья и коммунальных услуг позволяет пропорционально социальной норме площади жилья и нормативам потребления коммунальных услуг оказывать помощь из средств бюджета гражданам с низким уровнем доходов. Если жилье превышает социальную норму на каждого проживающего, то оплата за жилье и коммунальные услуги увеличивается в зависимости от величины этого превышения.

Статья 19 Конституции Республики Карелия гарантирует равенство всех перед законом. Запрещается дискриминация по признакам расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает дискриминацию и по другим обстоятельствам. Тем самым, при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений соответствующие органы публичной власти должны учитывать эти конституционные требования.

Учет государственными и иными органами публичной власти неравенства жизненных условий через дифференциацию оплаты сверхнормативного жилья и коммунальных услуг является одним из способов обеспечения равноправия и социальной справедливости в правовом социальном государстве. На это ориентирована и практика Европейского суда по правам человека, который в своем решении "Национальный профсоюз полиции Бельгии против Бельгии" постановил, что " равенство нарушено, если различие не имеет никакого объективного и разумного оправдания", и что " если такое оправдание существует, то оно должно быть оценено с точки зрения цели и эффективности рассматриваемой меры, с учетом принципов, которые превалируют в демократическом обществе".

Отступление от формального равенства в оплате жилья и коммунальных услуг отвечает принципам соразмерности, разумности, сбалансированности публичных и частных интересов и является допустимым, если при этом учитывается в том числе фактическая способность граждан нести эти дополнительные затраты.

Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде постановлений, например, в постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.

Решение о дифференцированной оплате за жилье и коммунальные услуги, связанное с увеличением финансовых затрат граждан, должно учитывать сбалансированность публичных и частных интересов и, в первую очередь, интересов малообеспеченных слоев населения, работников учреждений образования, здравоохранения, пенсионеров, инвалидов и других, а также неработающих, при повышении качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Это позволяет считать, что оспариваемые правовые предписания пункта 2 Решения Олонецкого районного Совета от 19 апреля 2001 года N 55 не нарушают конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом и соответствуют статье 19 Конституции Республики Карелия в той мере, в какой они учитывают сбалансированность публичных и частных интересов на территории Олонецкого района.

Не противоречат оспариваемые положения и статье 26 Конституции Республики Карелия, закрепляющей право граждан на жилище, так как они не препятствуют получению жилья и не являются основанием для произвольного его лишения.

Кроме того, если гражданин имеет жилое помещение, значительно превышающее размеры социальной нормы, и не может его оплачивать, то местная администрация в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и статьей 75 Жилищного кодекса Российской Федерации по обращению гражданина обязана предоставить ему жилое помещение меньшего размера с той же степенью благоустройства. Причем, с момента подачи заявления о замене жилого помещения и до его замены, граждане оплачивают жилое помещение лишь в пределах социальной нормы жилья. Если такое жилое помещение находится у гражданина в собственности, то он вправе распорядиться им по своему усмотрению: обменять, продать, сдать в аренду и т.д. в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством.

Конституционный Суд, принимая решение по данному делу, исследует исключительно вопросы права и воздерживается от оценки способа исчисления и правильности исчисления размера оплаты за жилье и коммунальные услуги в отношении конкретных граждан, так как это связано с исследованием фактических обстоятельств дела, а это входит в компетенцию других судебных органов.

3. Решением Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 для населения с 1 октября 2001 года введены расчеты за тепловую энергию по тарифам, рассчитанным на календарный год (пункт 1).

Тариф за тепловую энергию установлен в размере 3,35 руб. за 1 квадратный метр жилья (пункт 2).

До принятия оспариваемого нормативного правового акта на территории Олонецкого района действовали тарифы на тепловую энергию, установленные Решением районного Совета от 19 апреля 2001 года N 39, рассчитанные на 8 месяцев (отопительный сезон), по 4,79 рубля за 1 квадратный метр общей площади.

По мнению заявительницы, правовые предписания пункта 1 Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 противоречат федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия, так как за не предоставленные услуги по теплоснабжению плата в летний период взиматься не должна. Кроме того, в Олонецком районе эта коммунальная услуга, предоставляемая населению, не отвечает требованиям качества.

Вопрос о расчете тарифа и о порядке внесения платы за тепловую энергию на территории того или иного муниципального образования по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Оценка оснований, по которым представительный орган местного самоуправления Олонецкого района счел необходимым установить оспариваемый расчет тарифа на тепловую энергию на территории своего муниципального образования, а также проверка доводов заявительницы о плохом качестве предоставляемых услуг находятся за рамками полномочий Конституционного Суда.

В соответствии с этим, на основании части 2 статьи 43 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" дело в части требований заявительницы о проверке конституционности пункта 1 Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 подлежит прекращению производством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 26, 31, 33, частью 2 статьи 43, статьей 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Суд

Постановил:

1. Признать правовые предписания пункта 2 Решения Олонецкого районного Совета от 19 апреля 2001 года N 55 "О дифференцированной оплате за жилье и коммунальные услуги" соответствующими Конституции Республики Карелия в той мере, в какой они учитывают сбалансированность публичных и частных интересов на территории Олонецкого района.

2. Дело по ходатайству гражданки Ерофеевой Г.И. в части проверки на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 1 Решения Олонецкого районного Совета от 19 сентября 2001 года N 85 "О введении расчетов за тепловую энергию с разбивкой расходов на календарный год" производством прекратить.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".


Текст сверен по:
официальная рассылка


 


 

Яндекс.Метрика    © 2020 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane