ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
Палата Республики
Законодательного Собрания Республики
Карелия, рассмотрев принятый
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации в первом
чтении проект федерального закона "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации",
постановляет:
1. На основании статьи 104
Конституции Российской Федерации
обратиться в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации с законодательной инициативой
о внесении в представленный
законопроект следующих изменений и
дополнений:
1.1. Статью 1 изложить в следующей
редакции:
"1. Местное самоуправление в
Российской Федерации - форма
народовластия, обеспечивающая населению
возможность самостоятельно и под свою
ответственность путем референдума,
выборов, других форм прямого
волеизъявления, через выборные и другие
органы местного самоуправления решать
вопросы местного значения и
осуществлять отдельные государственные
полномочия.
2. Местное самоуправление
составляет одну из основ
конституционного строя Российской
Федерации."
1.2. Часть 2 статьи 2 дополнить
словами: "в порядке определяемом
законодательством субъектов Российской
Федерации."
1.3. Часть 1 статьи 3 изложить в
следующей редакции:
"Местное самоуправление
осуществляется в муниципальных
образованиях: городских, сельских
поселениях и на других территориях,
устанавливаемых законами субъектов
Российской Федерации с учетом
исторических, национально-этнических и
иных местных традиций."
1.4. В части 2 статьи 5 исключить
слова: "и утверждается".
1.5. Статью 11 изложить в следующей
редакции:
"1. Территориями местного
самоуправления являются:
территории городских и сельских
поселений;
территории, установленные органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации с учетом
национально-этнических традиций, образа
жизни, хозяйствования и мнения
населения;
объединенные территории
нескольких местных сообществ в случае
добровольного объединения нескольких
местных сообществ в одно или
присоединения одного местного
сообщества к другому.
2. Для решения отдельных вопросов
местного значения могут устанавливаться
объединенные территории нескольких
местных сообществ (школьные, медицинские
округа и т. п.).
3.
Местное самоуправление осуществляется
на всей территории Российской Федерации.
Никакие территории не могут быть
исключены из сферы местного
самоуправления или ограничены дли
осуществления местного самоуправления
иначе, как законом."
1.6. Дополнить законопроект статьями
12' и 12":
"Статья 12'. Установление границ
территории местного сообщества.
1. Границы территории местного
сообщества устанавливаются органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации на основе
исторически сложившихся территории
компактного проживания граждан с учетом
мнения населения.
2. Передача земель в ведение
местного сообщества производится на
основе нормативов обеспечения
земельными ресурсами с обязательным
выделением земель общего пользования,
рекреационных зон и земель, необходимых
для развития.
3. Граница территории местного
сообщества может быть изменена только с
учетом мнения населения, выраженного
непосредственно (путем референдума,
схода), либо в порядке, предусмотренном
положением (уставом) о местном
самоуправлении данного местного
сообщества.
Статья 12". Земельные отношения на
территории местного сообщества.
1. Территорию местного сообщества
составляют все земли, находящиеся в
ведении данного сообщества, независимо
от форм собственности и целевого
назначения.
2. Порядок использования земель,
переданных в ведение местного
сообщества, устанавливается местным
сообществом в сooтветствии с земельным,
градостроительным и
природоохранительным
законодательством.
3. Органы местного самоуправления
могут в интересах местного сообщества
устанавливать, в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
дополнительные условия использования
земель, находящихся в их ведении."
1.7. Статью 21 исключить.
1.8. Статьи 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 заменить
на статьи:
"Статья . . . Органы и должностные
лица местного самоуправления.
1. Для реализации представительных,
распорядительных, исполнительных,
контрольных и иных функций местное
сообщество образует органы местного
самоуправления и наделяет их
соответствующими полномочиями
(представительными, распорядительными,
исполнительными, контрольными и иными).
2. Органами местного самоуправления
в городских, сельских поселениях, других
населенных пунктах и территориях
являются выборные и другие органы
местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления
не входят в систему органов
государственной власти.
4. Структура и организационные
формы местного самоуправления
определяются населением самостоятельно
в соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации и
закрепляются в положении (уставе) о
местном самоуправлении.
5. Образование органов местного
самоуправления и наделение их
полномочиями, определенными положением
(уставом) о местном самоуправлении,
осуществляются:
посредством выборов на основе
всеобщего равного и прямого
избирательного права;
представительным выборным
органом.
6. Лица, наделенные местным
сообществом полномочиями по
осуществлению представительных,
распорядительных, исполнительных,
контрольных и иных функций местного
самоуправления, являются должностными
лицами местного самоуправления.
Должностные лица местного
самоуправления обладают полномочиями, с
момента вступления в должность в
результате:
выборов на основе прямого равного
всеобщего избирательного права:
выборов или назначения органом
местного самоуправления;
назначения должностным лицом
местного самоуправления.
Выборные должностные лица могут
наделяться полномочиями органа местного
самоуправления, в соответствии с
законодательством субъектов Российской
Федерации, за исключением полномочий.
указанных в части . . . статьи . . .
настоящего Закона (исключительных
полномочий представительного выборного
органа).
7. Органы местного самоуправления
являются юридическими лицами (имеют
обособленное имущество, финансирование
за счет местного бюджета, могут от своего
имени приобретать и осуществлять
имущественные н неимущественные права и
обязанности, быть истцом и ответчиком и
суде, в арбитражном суде, имеют печати,
штампы, бланки с собственной символикой,
расчетные, валютные и иные счета в
учреждениях банков).
Статья . . . Полномочия органов и
должностных лиц местного
самоуправления.
1. Органы и должностные лица
местного самоуправления самостоятельно
решают вопросы местного значения.
2. Полномочия органов и должностных
лиц местного самоуправления
определяются в соответствии с
законодательством субъектов Российской
Федерации и положениями (уставами) о
местном самоуправлении."
1.9. Статьи 31, 32, 33, 34, 35 исключить.
1.10. Статью 36 изложить в следующей
редакции:
"1. Выборный представитель
является членом представительного
органа местного самоуправления.
2. Статус выборного представителя и
должностного лица определяется в
соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации."
1.11. Часть 2 статьи 39 изложить в
следующей редакции:
"Законом субъекта российской
Федерации могут быть установлены иные
ограничения для муниципальных служащих."
1.12. Статью 41 изложить в следующей
редакции:
"Предметы ведения органов местного
самоуправления включают в себя вопросы
местного значения и отдельные функции
государственного управления переданные
органам местного самоуправления.
Функции государственного
управления передаются органам местного
самоуправления с обязательным
обеспечением их осуществления
финансовыми и материальными
ресурсами."
1.13. Статью 42 изложить в следующей
редакции:
"Перечень вопросов местного
значения и государственного значения, в
решении которых принимают участие
органы местного самоуправления,
определяется законодательством
субъектов Российской Федерации."
1.14. Статьи 43, 44, 46, 56 исключить.
1.15. В статье 54 исключить слова "а
также средств органов территориального
общественного самоуправления."
1.16. В статье 55:
а) Часть 1 изложить в следующей
редакции:
"К местным бюджетам относятся
бюджеты муниципальных образований";
б) Часть 2 дополнить словами "и ее
субъектов".
1.17. Статью 57 изложить и следующей
редакции:
"Разработка проекта бюджета и
исполнения бюджета осуществляется
органами местного самоуправления в
соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации.
Вмешательство иных органов и
организаций и процесс разработки,
утверждения и исполнения бюджета,
утверждения отчета об его исполнении не
допускается."
1.18. В статье 60 после слов "расходов
бюджетов" дополнить слова "муниципальных
образований". Дальнейший текст
исключить.
1.19. В статье 68:
а) наименование статьи дополнить
словами: "и актов должностных лиц";
6) в части 1 после слов "решения
органов", "а также органами" дополнить
соответственно слова: "и актов
должностных лиц", "и должностными
лицами";
в) в части 2 после слов "решения
органов", "другими органами"
соответственно дополнить слова: "и актов
должностных лиц", "должностными лицами".
1.20 В статье 69:
а) в части 1 исключить слова
"представительных и исполнительных";
б) в части 2 перед словами "органы
местного" и "органами местного" дополнить
соответственно слова "представительные"
и "представительными".
1.21. Наименование раздела VI и главы II
соответственно дополнить словами: "и
должностных лиц".
1.22. Статьи 73, 74, 75, 77, 78 дополнить
соответственно словами: "актов
должностных лиц", "должностные лица".
Председатель Палаты Республики И. П. Александров
Петоозаводск
20 anpeля 1995 г.
N 105 ПР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к поправкам Законодательного Собрания
Республики Карелия к проекту
федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
1.
Поправки к статье 1, на наш взгляд,
улучшают редакцию.
2. Принятием поправки к статье 2
исключается необходимость излишней
регламентации, содержащейся в статьях
31-35 законопроекта.
3. Поправка к статье 3 исходит из
следующего:
- местное самоуправление в
соответствии со статьей 131 Конституции
Российской Федерации в первую очередь
должно осуществляться в городских и
сельских населенных пунктах;
- другие территории местного
самоуправления могут создаваться в
соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации с учетом
местных особенностей.
4. Поправка к статье 5
обосновывается тем, что из существующей
редакции можно понять, что уставы
местного самоуправления принимаются
представительными органами, и
утверждаются населением. Поскольку
утверждение населением может
осуществляться только через референдум,
то тогда становится обязательным
проведение референдума по утверждению
устава.
5. Поправки в статью 11 развивают
смысл поправки к статье 3. Поправка к
части 3 данной статьи делает ее более
гибкой. К примеру, на территории, на
которой введено чрезвычайное положение,
поскольку на период введения
чрезвычайного положения местное
самоуправление может отменяться. Это
должно регулироваться Законом.
6. Статьи 12' и 12" вводятся вместо
статьи 21 и преследуют следующие цели:
- использование термина "территории
местного сообщества" вместо
"административно-территориальная
единица" расширяет права местных
сообществ на объединение и не
закладывает противоречии в самом Законе
(в частности между данной статьей и
статьей 11);
- определение порядка установления
границ должно сопровождаться порядком
установления земельных отношений;
- терминология данных статей
аналогична терминологии, предлагаемой
поправками в других статьях.
7. Статьи 22-29 излишне регламентируют
вопросы законодательства о местном
самоуправлении, что выводит
законопроект за рамки основ, а это
противоречит Конституции Российской
Федерации в части определения порядка
осуществления совместной компетенции
Российской Федерации и ее субъектов.
Предлагаемые нами статьи эти
противоречия устраняют.
8.
Вместо статей 31-35 предложена поправка в
статью 2.
9. Статья 36 излишне регламентирует
вопросы статуса выборных представителей
и должностных лиц, что можно
рассматривать как вмешательство в
компетенцию субъектов Российской
Федерации.
10. Статья 39 дает исчерпывающий
перечень ограничений для муниципальных
служащих. Представляется, что с учетом
местных особенностей законодательством
субъектов Российской Федерации могут
вводиться и иные ограничения
11. Поправки к статье 41 улучшают
редакцию и обязывают органы
государственной власти в решении
вопросов разграничения компетенции
обращать внимание на возникающие при
этом финансовые аспекты.
12. Статьи 42-46 законопроекта не могут
рассматриваться как определяющие основы
законодательства и тем самым вновь
нарушают Конституцию Российской
Федерации. Вместо них достаточно
записать статью 42 в предлагаемой нами
редакции.
13. Поправка к статье 54 исходит из
того, что средства органов
территориального общественного
самоуправления не могут быть отнесены к
финансовым ресурсам местного
самоуправления.
14. Поправки к статье 55 улучшают
редакцию и обозначают место субъектов
Российской Федерации.
15. Статья 56 предусматривает
соподчиненность местных бюджетов, что,
на наш взгляд, недопустимо.
16. В статье 57 вновь делается попытка
излишней регламентации. Наша редакция
этот недостаток устраняет.
17. Поправка к статье 60 улучшает
редакцию.
18. Поправка к части 1 статьи 69
улучшает редакцию. Поправка к части 2
данной статьи направлена на то, чтобы
правом законодательной инициативы
пользовались только представительные
органы местного самоуправления.
19. В статьях 68, 73 и разделе
"Ответственность органов местного
самоуправления" из-под действия закона
почему-то выведены должностные лица и
издаваемые
ими акты.
Председатель Палаты
Республики Законодательного Собрания
Республики Карелия П. П. Александров
Текст сверен по:
Собрание законодательства
Республики Карелия N 6, 1995 г.,
ст. 668