Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

1 августа 1996 года

[По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 38 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях"]

г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия - в составе председательствующего П. А. Союнена, судей Л. М. Жарковой, В. В. Сухачевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений статьи 38 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".

Поводом к рассмотрению дела согласно статье 51 закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" явилась жалоба Пахомовой Оксаны Николаевны о проверке конституционности отдельных положений статьи 38 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", примененных в деле о привлечении ее к административной ответственности.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия положения статьи 38 названного закона в части полномочий органов внутренних дел накладывать взыскания за административные правонарушения, предусмотренные статьей 21 (часть 4) того же закона.

Заслушав представителя Пахомовой О. Н. - адвоката Оникиенко И. А., представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - председателя Комитета по законности и правопорядку Рошкиева М. А., консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Прокину О. А., заместителя представителя Председателя Правительства в Законодательном Собрании Республики Карелия Андреева А. П., выступление старшего юрисконсульта УВД г. Петрозаводска Березнева A.H., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Согласно статье 38 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" органы внутренних дел (милиция) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 21, а именно, в отношении "торговли продовольственными товарами в нарушение санитарных и иных правил либо без сертификата (или) знаков соответствия".

За "торговлю продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей" (часть 2 статьи 146-4) по Кодексу РСФСР об административных правонарушениях дела рассматриваются административными комиссиями (статья 199), районными (городскими) народными судами (статья 202), в части нарушения санитарных правил - органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (статья 216), органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (статья 224-6), органами Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (статья 224-7).

Постановлением начальника центрального органа внутренних дел г. Петрозаводска от 29.02.96 Пахомова О. Н. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 21 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" и подвергнута административному взысканию в виде штрафа.

Решением Петрозаводского городского народного суда от 22.03.96 действия начальника органов внутренних дел признаны соответствующими статье 38 вышеназванного закона и жалоба Пахомовой О. Н. на данное постановление оставлена без удовлетворения.

Пахомова О. Н. оспаривает конституционность статьи 38 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях". По ее мнению, данная норма не соответствует статье 203 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях о компетенции органов внутренних дел и статье 41 Конституции Республики Карелия.

В ходе судебного разбирательства представитель заявительницы уточнила предмет обращения, просила проверить на соответствие Конституции Республики Карелия часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 38 закона "Об административных правонарушениях" в отношении полномочий органов внутренних дел и их должностных лиц рассматривать правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 21 данного закона.

2. Обеспечение общественной, экологической безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство (статья 72, пункты "б", "д", "к" части 1 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 4, 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия) находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Карелия.

Статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации по предметам совместного ведения, действует федеральный закон.


Правовые нормы о подведомственности дел об административных правонарушениях являются частью административно-процессуального законодательства.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о возможности правовой регламентации деятельности и компетенции органов внутренних дел как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

Согласно закону РСФСР "О милиции" от 18.04.91 в правовую основу деятельности органов внутренних дел включены законы республик в составе Российской Федерации; одной из задач милиции, а именно - милиции общественной безопасности (местной милиции), является предупреждение и пресечение административных правонарушений (статьи 2, 3, 9).

Статьями 5 (пункт 15), 6 (пункты 7, 8, 21) федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 01.09.95 субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать законы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления (обеспечение санитарного благополучия населения, охрана общественного порядка, создание условий для обеспечения населения услугами торговли, организация соответствующих органов).

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, действующий с 1 января 1985 года, является федеральным законом, однако, его применение в силу пункта 2 заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации должно осуществляться в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Если считать, что фиксированная рамочная компетенция различных органов (судов, органов, исполнительной власти и местного самоуправления), установленная в разделе 3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, является исчерпывающей, то субъекты Российской Федерации лишаются возможности реализовать как закон Российской Федерации "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации", так и конституционные полномочия по защите прав и свобод человека, по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, а также по административно-процессуальному законодательству.

Подобное толкование норм о подведомственности Кодекса РСФСР, в том числе статьи 203 о компетенции милиции, не соответствует статьям 5, 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, подведомственность дел об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, может регулироваться субъектами Российской Федерации, но только путем принятия соответствующих законов.

3. Оспариваемые положения статьи 38 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" неразрывно связаны со статьей 21 (часть 4), которой установлена административная ответственность за торговлю продовольственными товарами без сертификата.

В целом, норма части 4 статьи 21 закона Республики Карелия аналогично части 2 статьи 146-4 Кодекса РСФСР.

Рассмотрение правонарушений, предусмотренных статьей 146-4, возложено на 5 различных органов.

В перечне правонарушений, рассматриваемых органами внутренних дел (статья 203), отсутствует статья 146-4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, хотя в компетенции милиции находятся дела о незаконной торговле товарами... (статья 146-3) и о продаже товаров без документов (статья 146-5).

Конституцией Республики Карелия (статья 5) закреплены обязанности государства (Республики Карелия) по охране здоровья людей и обеспечению экологической безопасности. Следовательно, органы государственной власти Республики Карелия вправе в целях защиты населения осуществлять собственное правовое регулирование, адекватное существующей действительности, не допуская вторжения в исключительную компетенцию Российской Федерации и противоречий федеральным законам по совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Наделение законом Республики Карелия органов внутренних дел (начальников милиции общественной безопасности и их заместителей), входящих в структуру исполнительной власти Республики Карелия, правом рассматривать дела о торговле продовольственными товарами без сертификата является правомерным, не нарушающим, а дополняющим действующее законодательство Российской Федерации, не затрагивающим компетенцию властных органов, применяющих статью 146-4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, соответствующим полномочиям Республики Карелия по статье 42 Конституции Республики Карелия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 33, 56, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:

1. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия (статьям 2, 5, 41, 42) часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 38 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" в части наложения административных взысканий органами внутренних дел и их должностными лицами за правонарушения, предусмотренные статьей 21 (часть 4) этого закона.

2. Согласно части 5 статьи 31 закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".


Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:
“Собрание законодательства
Республики Карелия”
№ 10 (октябрь 1996 г.),
ст. 1466


 


 

Яндекс.Метрика    © 2020 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane