ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2001 года N 238-П
О республиканской целевой программе
"Сельская школа" на 2001-2003 годы
В
целях государственной поддержки
развития общего образования на
территории Республики Карелия
Правительство Республики Карелия
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую
республиканскую целевую программу
"Сельская школа" на 2001-2003 годы (далее -
Программа) и в установленном
законодательством порядке представить
ее на утверждение в Законодательное
Собрание Республики Карелия.
2. Установить, что реализация
предусмотренных Программой мероприятий
в 2001 году осуществляется в пределах
средств, предусмотренных Законом
Республики Карелия "О республиканском
бюджете на 2001 год".
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления, государственным
образовательным учреждениям
федерального подчинения, являющимся
исполнителями Программы,
предусматривать выделение необходимых
финансовых средств на ее реализацию.
4. Контроль за выполнением
постановления возложить на Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия.
Председатель Правительства С.Л.Катанандов
|
Одобрена постановлением |
|
|
Республиканская целевая программа
“Сельская школа" на 2001-2003 годы
Паспорт
республиканской целевой программы
“Сельская школа" на 2001-2003 годы
1. Наименование Программы |
- республиканская целевая программа “Сельская школа" на 2001-2003 годы |
2. Государственный заказчик Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
3. Основной разработчик Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
4. Цель и задачи Программы |
- обеспечение
необходимых условий для
функционирования и развития сельских
школ |
5. Важнейшие целевые показатели Программы |
- стабильное
функционирование образовательных
учреждений |
6. Сроки реализации Программы |
- 2001-2003 годы |
7. Основные исполнители Программы |
- Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия |
8. Объемы и источник финансирования Программы |
- республиканский
бюджет Республики Карелия - 1492
тыс.рублей, в том числе |
9. Ожидаемые конечные результаты Программы |
- обеспечение
кадрами |
10. Порядок корректировки Программы |
- ежегодно в порядке, установленном законодательством |
11.Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность отчета исполнителей, дата представления материалов |
- контроль за
выполнением осуществляется
исполнителями мероприятий Программы,
которые несут ответственность за
своевременное и рациональное
использование средств, выделяемых на их
реализацию. |
I. Содержание проблем и
обоснование необходимости их
решения
Из 808 населенных пунктов
Республики Карелия 12 являются поселками
городского типа, 785 относятся к сельской
местности.
Особенностью системы образования
республики является то, что из 328
общеобразовательных учреждений
большинство (210) составляют сельские
школы, 2/3 из них - малочисленные и
малокомплектные. Детские дошкольные
учреждения Министерства образования и
по делам молодежи Республики Карелия
составляют 90 процентов от общей
численности (всего 343), из них расположено
в сельской местности 176 учреждений.
Численность детских дошкольных
учреждений по сравнению с 1995 годом
сократилась вдвое, и более чем на 50
процентов уменьшилась численность детей
в них. В сельских школах и детских
дошкольных учреждениях обучается и
воспитывается около 30 процентов детей.
Каждый второй педагог работает в
образовательных учреждениях на селе.
В связи со сложившимися
социально-экономическими условиями,
региональными и этническими
особенностями республики остро
обозначились проблемы, связанные с
возрождением семейного и общественного
воспитания в образовании, характерные
для социокультурной среды на селе.
В небольших населенных пунктах
школа является стабилизирующим фактором
существования села, оказывает влияние на
демографические, экономические и
культурные факторы, преобразующие облик
села.
Сокращение финансирования
сельских образовательных учреждений,
резкое уменьшение строительства,
реконструкции и ремонта сельских школ,
закрытие пришкольных интернатов и
дошкольных учреждений вызывает законные
опасения у населения за будущее своих
детей.
243 школы республики имеют
учебно-опытные участки и подсобные
хозяйства, которые играют важную роль в
приобщении учащихся к
сельскохозяйственному труду,
исследованиям и экспериментальной
деятельности, в пополнении
учебно-наглядными пособиями кабинетов,
лабораторий, мастерских.
Часть выращиваемой на участках
сельскохозяйственной продукции сдается
в школьные столовые, тем самым
удешевляются школьные обеды, часть
продается населению. Доходы от школьных
учебно-опытных участков составили в 1999
году 264,0 тыс.рублей, от теплиц - 18,750
тыс.рублей. Полученные средства
используются на приобретение садового
инвентаря, семян и удобрений.
Вместе с тем этих средств
недостаточно для содержания больших
земельных площадей, приобретения
сельскохозяйственной техники и
оборудования. По сравнению с 1996 годом
количество школьных учебно-опытных
участков сократилось на 19 процентов,
школьных теплиц - на 30 процентов,
обрабатываемых учениками площадей - на 5
процентов. Сокращение количества теплиц
объясняется тем, что ряд школ не могут
содержать “зеленые классы” из-за
больших расходов на
тепло-энергоносители и низкой
рентабельности. Однако объемы
выращиваемой сельскохозяйственной
продукции (овощи и картофель)
увеличились. Объем производства
картофеля увеличился на 468 процентов,
овощей на - 140 процентов. Это стало
возможным за счет перераспределения
площадей, совершенствования агротехники
и семеноводческой работы.
Все работы на участках ведутся в
основном вручную. Из-за непомерно
высоких цен на сельскохозяйственную
технику, инвентарь школы не имеют
возможности их приобретения.
Для дальнейшего развития
пришкольных участков, подсобных
хозяйств необходимо:
- откорректировать учебные планы и
программы;
- иметь малогабаритную технику,
безопасную в работе;
- достаточное количество
сельскохозяйственного оборудования.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является
обеспечение оптимальных условий для
функционирования и развития сельских
образовательных систем, внедрения
социально-педагогических инициатив и
новаций, способствующих
совершенствованию системы образования
на селе, созданию условий для развития
личности, повышению престижа работников
образования на селе.
Достижение поставленной цели
реализуется путем решения следующих
задач:
- сохранение сети сельских школ,
укрепление и развитие
учебно-материальной базы сельских
малокомплектных и малочисленных школ,
организация адресной их поддержки;
- создание необходимых условий
функционирования сельских
образовательных учреждений, разработка
региональных нормативов финансирования
их с учетом видовых отличий и
особенностей муниципальных
образовательных систем;
- поддержка инновационных
образовательных структур, формирующихся
на селе;
- разработка и внедрение технологий
дистанционного обучения школьников и
повышения квалификации учителей
сельских школ, обеспечение их
соответствующими средствами;
- обеспечение межведомственной
поддержки образовательных учреждений,
сохраняющих сельский социум.
Программа является первой
комплексной программой в Республике
Карелия. В основе реализации Программы
заложена межведомственность и
непосредственное участие сельских
образовательных учреждений и
муниципальных органов управления
образованием. Она разработана на основе
практических предложений участников I
Республиканского педагогического схода
“Школа и семья - хранители села” (1999 г.).
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий
включает:
- обновление содержания
образования и педагогических технологий
в сельских образовательных
учреждениях разных типов и видов;
- профессиональное образование на
селе;
- сохранение и развитие сельской
школы как национально-культурного
комплекса.
IV.
Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение
Программы составляет:
1. кадровое обеспечение:
- подготовка кадров для
малокомплектных и малочисленных школ;
- открытие специализаций на базе
педагогического колледжа N 1 с целью
повышения уровня мобильности
учреждений;
- переподготовка и повышение
квалификации кадров с учетом
регионального компонента содержания
образования;
- проведение мероприятий по
оздоровлению директоров школ и
педагогов;
2. материально-техническое
обеспечение:
- инвентаризация (составление
паспортов) школьных зданий;
- обеспечение сельскохозяйственной
техникой;
3. научно-методическое обеспечение:
- разработка региональных
стандартов образовательных областей
“Культура Карелии”, “История Карелии”,
“География Карелии”, “Экономика
Карелии”, “Технология”;
- разработка учебно-методических
комплектов, учебников и методических
пособий региональных курсов;
- разработка программ
факультативных курсов для сельских
школ.
V. Перечень
мероприятий Программы
N |
Мероприятия и первоочередные меры |
Перечень нормативных документов, необходимых для реализации Программы |
Ожидаемые результаты (социально-экономические, бюджетные, количественная оценка) |
Средства, требуемые для реализации мероприятий (тыс.руб.) |
Сроки
реализации |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Оздоровление
директоров школ и |
договор о сотрудничестве |
50 человек |
|
2001 2002 |
органы местного
самоуправления (далее - ОМС) (по
согласованию), |
2. |
Создание базовых школ по преподаванию сельхозтруда (укрепление материальной и учебно-методической базы) |
положение о базовом сельском образовательном учреждении |
15 |
|
|
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. |
Открытие
экспериментальных площадок,
разработка: |
приказ Министерства
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
|
|
|
КРИПКРО, |
4. |
Проведение экспертной оценки апробации региональных программ, учебных курсов |
приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия |
|
|
2001 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
5. |
Оказание научной и методической помощи сельским образовательным учреждениям в проведении экспериментальной деятельности по развитию вариативных моделей образовательных учреждений на селе |
|
|
10,0 |
2001 |
КРИПКРО, |
6. |
Проведение республиканских совещаний по вопросам развития сельской школы |
приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия |
ежегодно |
25,0 |
2001 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7. |
Совершенствование системы информации жителей Республики Карелия о состоянии и перспективах развития сельской школы. Подготовка газетных публикаций, организация тематических теле- и радиопередач |
|
один раз в |
10,0 |
2001 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
8. |
Издание сборника авторских программ для сельской школы |
договор |
|
10,0 |
2001 |
КРИПКРО, |
9. |
Разработка Положения
об учебно-опытном участке
общеобразовательного учреждения
Республики Карелия |
|
1 |
|
2001 |
КРИПКРО |
10. |
Разработка учебных
программ по предметам: |
договор (трудовое соглашение) |
|
|
|
КРИПКРО, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11. |
Издание программ учебных курсов для сельских школ |
договор |
4 |
|
2001 |
КРИПКРО, |
12. |
Издание программ по сельхозтруду и экологии |
договор |
4 |
|
2001 |
КРИПКРО, |
13. |
Участие в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе по комплексной программе Российской академии образования “Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики” |
решение российской
академии образования, |
1 |
10,0 |
2001 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
14. |
Оказание помощи сельским малокомплектным и малочисленным школам в приобретении учебно-методической литературы и учебно-наглядных пособий |
соглашения Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия с главами местного самоуправления |
ежегодно |
200,0 |
2001 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
15. |
Проведение курсов для учителей сельских школ по подготовке выпускников, рекомендованных для поступления в вузы |
договоры Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия с вузами Республики Карелия |
ежегодно |
5,0 |
2001 |
Министерство
образования и по делам молодежи
Республики Карелия, |
16. |
Издание информационно-методического журнала для руководителей и учителей сельской школы |
|
1 раз в квартал |
5,0 |
2001 |
Министерство образования и по
делам молодежи Республики Карелия, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
480,0 |
2002 |
|
|
|
|
|
576,0 |
2003 |
|
Текст
сверен по:
официальная рассылка