ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2001 года N 246-П
О Программе развития Карельского
государственного педагогического
университета на 2002-2006 годы
Распоряжение введено в действие с 13.11.01
г.
С изменениями, внесенными
29.12.06 г. Распоряжением Правительства
Республики Карелия N 411р-П (Собрание
Законодательства Республики Карелия N 12
(Ч.2) 2006 г. Ст.1572) - Утверждены
постановлением Законодательного
Собрания Республики Карелия от 22 февраля
2007 г., N 243-IV ЗС
В целях
государственной поддержки подготовки
педагогических кадров для системы
образования Республики Карелия
Правительство Республики Карелия
постановляет:
Одобрить прилагаемую Программу развития
Карельского государственного
педагогического университета на 2002-2006
годы.
Председатель Правительства С.Л.Катанандов
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 13 ноября 2001 года N 246-П
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
КАРЕЛЬСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
НА 2002 - 2007 ГОДЫ
(Наименование программы изменено распоряжением Правительства Республики Карелия от 29.12.06 г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 12 (Ч.2) 2006 г. Ст.1572 - см. предыдущую редакцию)
Паспорт
Программы развития Карельского
государственного
педагогического университета на 2002-2007
годы
1. Наименование Программы |
- Программа развития Карельского государственного педагогического университета на 2002-2007 годы (далее - Программа) |
2. Основание для
разработки |
- поручение
Председателя Правительства Республики
Карелия от 29 ноября 2000 года |
3. Разработчики Программы |
- Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Карельский государственный педагогический университет (далее - КГПУ) |
4. Государственный
заказчик |
Министерство
образования Республики Карелия- |
5. Цели Программы |
- обеспечение сельских школ и других образовательных учреждений Республики Карелия педагогическими кадрами, сохранение и возрождение национальных языков и культуры на территории Карелии, перестройка содержания подготовки учителя в соответствии с региональными особенностями, переход на современные технологии подготовки специалистов, преобразование вуза в центр психолого-педагогического образования в регионе, постепенное становление его как исследовательского педагогического университета, совершенствование управления процессом подготовки педагогических кадров для школ Карелии; деятельность, направленная на реализацию программ развития региона; интеграция университета в мировое образовательное сообщество |
6. Основные исполнители мероприятий Программы |
- Министерство образования Республики Карелия, КГПУ |
7. Сроки реализации Программы |
- 2002-2007 годы |
8. Перечень основных мероприятий Программы |
- решение проблемы
дефицита педагогических кадров в
сельских школах Карелии, подготовка
учителей карельского, вепсского и
финского языков, перевод учебного
процесса на новые информационные
технологии, преобразование вуза в центр
психолого-педагогического образования в
Карелии, совершенствование управления
вузом, интеграция университета в мировое
образовательное пространство; |
9. Объемы и источники финансирования Программы |
- Программа
финансируется из федерального бюджета
(по согласованию), бюджета Республики
Карелия, собственных средств КГПУ (по
согласованию). |
10. Ожидаемые конечные
результаты |
- существенное
улучшение положения с обеспеченностью
сельских школ Карелии педагогическими
кадрами, сближение вуза со школами,
приближение содержания образования к
региональным интересам, организация
дистанционного образования, подготовка
учительских кадров по национальным
языкам, развитие национальной культуры,
усиление позиций вуза в области
открытого образования, создание системы
оценки качества подготовки
специалистов, создание факультетов
довузовской подготовки и
дополнительного образования, создание
университетского педагогического
комплекса, преобразование вуза в центр
психолого-педагогического образования в
регионе, постепенное становление его как
исследовательского педагогического
университета, дальнейшее развитие
структуры специальностей в интересах
республики; внедрение методов работы,
позволяющих закреплять специалистов в
сельской школе; подготовка
преподавательских кадров, владеющих
основами безопасной организации
педагогической деятельности; интеграция
университета в международное
образовательное пространство, развитие
материальной базы вуза |
11. Организация
контроля |
- контроль
осуществляется Министерством
образования Республики Карелия в
процессе реализации Программы и по ее
итогам, представление информации к 15
июля и 15 февраля |
(Паспорт
изменен распоряжением Правительства
Республики Карелия от 29.12.06 г., Собрание
Законодательства Республики Карелия N 12
(Ч.2) 2006 г. Ст.1572 - см. предыдущую редакцию)
Программа развития Карельского государственного педагогического университета на 2002-2006 годы разработана Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия, КГПУ (по согласованию) во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Карелия от 29 ноября 2000 года по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Цели и приоритеты
Главными стратегическими целями
Программы являются:
- обеспечение сельских школ и других
образовательных учреждений Республики
Карелия педагогическими кадрами;
- сохранение и возрождение национальных
языков и культуры на территории Карелии,
перестройка содержания подготовки
учителя в соответствии с региональными
особенностями;
- переход на современные технологии
подготовки специалистов, достижение
высокого качества и гибкости высшего
педагогического образования;
- преобразование КГПУ в центр
психолого-педагогического образования в
регионе, занятие вузом ключевых позиций
в системе непрерывного педагогического
образования в Республике Карелия,
постепенное становление его как
исследовательского педагогического
университета;
- совершенствование управления
процессом подготовки педагогических
кадров для школ Карелии; деятельность,
направленная на реализацию программ
развития региона;
- интеграция КГПУ в качестве
равноправного партнера в мировое
образовательное сообщество.
2. Задачи, средства и методы
Ориентация КГПУ на подготовку
специалистов для сельских школ,
способных выполнять образовательную и
культурно-просветительскую миссии в
сельской местности, на исследования по
проблемам сельской школы. Развитие
системы довузовской подготовки
выпускников сельских школ,
дистанционного образования, развитие
информационных образовательных
технологий, позволяющих осуществлять
дистанционное образование.
Разработка и реализация регионального
компонента государственных
образовательных стандартов по
лицензированным в КГПУ специальностям с
учетом особенностей региона. Подготовка
преподавателей карельского, вепсского и
финского языков для национальной школы.
Учебно-методическое и научное
сопровождение этой подготовки.
Повышение качества образования,
формирование совместно с другими
образовательными учреждениями единого
образовательного пространства в
Республике Карелия; создание
внутривузовской системы контроля за
качеством образования, компьютеризация
учебного процесса и научных
исследований, обеспечение работникам и
студентам вуза доступа к российским и
международным информационным базам
данных, обеспечение развития
индивидуальных творческих способностей
студентов.
Совершенствование содержания
психолого-педагогического образования в
Республике Карелия, его организационных
форм, методов и технологий; развитие
системы повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров,
системы дополнительного образования;
содействие развитию научных школ,
внедрение результатов научных
исследований в учебный процесс;
использование уникального
психолого-педагогического опыта КГПУ в
интересах социально-экономического
развития региона.
Совершенствование управления вузом и
внутривузовской нормативной базой.
Обеспечение социальной защиты
работников и студентов КГПУ.
Материально-техническое и финансовое
обеспечение процесса подготовки
специалистов и научных исследований.
Обеспечение международного
сотрудничества в сфере образовательных
технологий и научных исследований,
вхождение в систему международного
информационного и коммуникационного
пространства, использование
положительного международного опыта для
повышения качества подготовки
специалистов.
II. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Источники |
Объем финансирования по годам, тыс. руб. |
| |||||||
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
всего |
||
Федеральный бюджет Российской Федерации |
8675 |
7965 |
1520 |
1520 |
1520 |
0 |
21200 |
||
Бюджет Республики Карелия |
0 |
604 |
1105 |
0 |
0 |
12900 |
14609 |
||
Собственные |
7164 |
6313 |
3667 |
3107 |
3117 |
0 |
23368 |
||
Всего по годам |
15839 |
14882 |
6292 |
4627 |
4637 |
12900 |
59177 |
(Раздел в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 29.12.06 г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 12 (Ч.2) 2006 г. Ст.1572 - см. предыдущую редакцию)
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3. Обеспечение
педагогическими кадрами сельских школ
Республики Карелия
В Республике Карелия дефицит
учительских кадров наиболее остро
ощущается в сельской школе. Главная
задача университета - максимально
способствовать решению этой проблемы.
Для сельских школ, характеризующихся
большим разнообразием, требуются
специалисты разного профиля и уровня
квалификации, по возможности
ориентированные на конкретные условия
того или иного села. Университет намерен
изучать эти условия и развивать целевую
подготовку специалистов в соответствии
с ними. Получат дальнейшее развитие:
многоуровневое образование с различными
программами подготовки, развитие
индивидуальных творческих способностей
студентов. Будет обеспечен по
возможности больший набор
индивидуальных траекторий обучения. В
связи с этим особое внимание будет
уделяться гибким технологиям подготовки
педагогов, при которых на основе
некоторого базового образования можно
получить широкий спектр квалификаций.
Будет пересмотрено содержание
региональной составляющей
образовательных программ, программ
курсов по выбору и часов, отводимых на
дополнительную специализацию с целью
формирования качеств, необходимых
учителю сельской школы для выполнения
культурной миссии (патриотизм, мораль,
знакомство с искусством, культура труда
учителя, культура общения и публичного
выступления, просветительство, умение
вести клубную и социальную работу и
т.п.).
Изменится содержание педагогической
практики, в ее программу будут включены
разнообразные формы работы с сельским
населением, расширится ее проведение в
сельских школах (возможно с выходом
студента на работу по месту будущего
распределения за год до окончания вуза, с
переводом на индивидуальный план
обучения).
На базе КГПУ будет организована
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации учителей сельских школ.
Некоторые из сельских школ будут
включены в качестве базовых в
создаваемый университетский
педагогический комплекс с целью
внедрения новых технологий обучения и
воспитания в условиях села. Предстоит
совместно с Министерством образования и
по делам молодежи Республики Карелия
разработать технологию гибкой
подготовки учителей по системе целевого
приема.
Одним из важных направлений, которое
будет развиваться в КГПУ для оказания
эффективной помощи сельской школе,
является дистанционное образование,
необходимое многим категориям жителей
Карелии. Подготовка специалистов будет
максимально приближена к потребностям
региона.
4. Сохранение и возрождение
национальных языков и культуры
За последнее десятилетие университет
предпринял определенные усилия в
направлении возрождения, сохранения и
развития национальной культуры карелов,
вепсов и финнов. Открыта подготовка
учителей финского языка на факультете
иностранных языков, на двух факультетах
(педагогики и методики начального
образования и дошкольной педагогики и
психологии) организована подготовка
учителей карельского и вепсского языков,
многие студенты других факультетов
занимаются изучением национальных
языков. Разработана серия учебников и
учебных пособий для начальной и средней
школы на финском, карельском и вепсском
языках. Освоена технология изготовления
студентами национальных музыкальных
инструментов (кантеле и вепсские гусли),
которые начали широко использоваться в
культурной жизни Карелии и ансамблях
кантелистов университета. Работа по
развитию национальной культуры будет
продолжена.
5. Совершенствование
содержания и технологии подготовки
специалистов, повышение роли КГПУ в
системе непрерывного педагогического
образования в Республике Карелия
От уровня подготовленности студентов и
преподавателей зависит качество
выпускаемых специалистов. Поэтому
значительное внимание будет уделено
системам довузовской и послевузовской
подготовки и переподготовки
педагогических кадров, повышению
квалификации
профессорско-преподавательского
состава, созданию благоприятных условий
труда студентов и преподавателей. Будут
созданы факультеты довузовского и
дополнительного образования, бюджетное
подготовительное отделение для сельских
школьников, продолжена работа лагеря
"Юный педагог" для учащихся старших
классов сельских школ.
Для закрепления выпускников вуза в
школах республики предполагается
создать службу трудоустройства
выпускников и студентов.
Одна из главных задач вуза - подготовка
специалистов, способных легко
адаптироваться к изменениям среды.
Каждый студент должен овладеть одним из
иностранных языков, получить навыки
пользователя ПЭВМ, научиться работать с
базами данных в различных сетях, в том
числе в Интернет.
Предстоит создать материальную базу для
организации дистанционного обучения:
включить библиотеку университета в
единую автоматизированную библиотечную
сеть Карелии, создать необходимые
электронные пособия, установить прямые
связи вуза с партнерами на местах.
В учебном процессе будет продолжаться
постепенный перенос центра тяжести на
самостоятельную работу студентов. Для
этого будут созданы комплексы новых
учебных пособий и учебных материалов,
будет использоваться перевод хорошо
успевающих студентов на обучение по
индивидуальным планам (в том числе, в
качестве эксперимента, в масштабах курса
на одном из факультетов). Будет создана
внутривузовская система контроля за
качеством образования.
Будет продолжено совершенствование
системы непрерывного педагогического
образования, дальнейшее развитие
образовательных комплексов, участие
совместно с другими образовательными
учреждениями республики в формировании
единого образовательного пространства
на территории Карелии, расширение
сотрудничества вуза со школами разных
типов.
Переход на многоуровневую систему даст
реальную основу для индивидуализации
учебного процесса. Имеющийся в вузе опыт
позволяет проводить распределение
бакалавров после 4 курса в сельские школы
с правом обучения на 5 курсе по
индивидуальному плану.
К 2005
году все студенты будут оканчивать вуз с
защитой дипломной работы, усилится
ориентация тематики спецкурсов на
региональные особенности.
Важнейшая задача, которую предстоит
решить в предстоящие 5 лет, - создание
условий для перевода специальностей
университета на современные
информационные системы и технологии
обучения, соответствующие мировому
уровню. С этой целью будет завершена
компьютеризация учебного процесса,
создана сеть пользовательских мест
открытого доступа для выхода в
библиотечные сети, Интернет,
внутривузовские базы данных, что даст
возможность индивидуализировать
процесс обучения. Библиотека вуза будет
полностью переведена на современные
методы хранения, обработки и
использования информации. Каждый
студент получит свой электронный адрес.
Расширятся возможности издательства
университета, усилится интеграция
результатов научных исследований кафедр
в образовательный процесс и другие сферы
общественной деятельности. Будут
непрерывно наращиваться объемы
разнообразных образовательных услуг
населению, изданий для школы. Усилятся
позиции вуза в области открытого
образования.
Для более полного удовлетворения
потребностей сельской школы в
учительских кадрах путем организации
разноуровневого непрерывного
педагогического образования и
проведения экспериментальной работы в
сфере образования начато создание на
базе КГПУ университетского
педагогического комплекса, с участием
педагогического колледжа N 1,
социально-педагогического колледжа в
г.Петрозаводске и других учреждений
образования.
В образовательных учреждениях комплекса
будут созданы лаборатории, кабинеты
педагогического мастерства,
методические кабинеты и педагогические
классы, оборудованные в соответствии с
требованиями современной науки и
передовой педагогической практики,
профильные кафедры и лаборатории с
участием ученых КГПУ в качестве научных
руководителей и консультантов.
Предполагается организовать стажировку
и обучение в аспирантуре КГПУ или
соискательство ученых степеней под
руководством ученых вуза для
преподавателей этих учебных заведений.
На базе университетского
педагогического комплекса с целью
сближения вуза с образовательными
учреждениями Карелии будет проведен
эксперимент по созданию
"виртуальной" школы, которая
позволит проводить тестовый контроль
знаний учащихся, организовать
профориентационную работу, работу с
одаренными детьми и детьми, требующими
специальной педагогической
корректировки; обеспечить всем учащимся
(как городским, так и сельским) равные
права на получение дополнительных
образовательных услуг.
При
поддержке Министерства образования и по
делам молодежи Республики Карелия будет
создан центр непрерывного
математического образования с целью
дистанционной поддержки
математического образования через
Интернет, организации заочной
математической школы (с участием
сельских школьников), проведения
математических соревнований и летних
школ, повышения квалификации учителей
математики.
Будут пересмотрены содержание и объемы
изучаемых дисциплин с точки зрения их
значимости для будущей профессии,
перенесен акцент на активные формы
занятий, предполагается усилить
исследовательский характер учебной
деятельности студентов. Будут
разработаны необходимые педагогические
программные средства, созданы
необходимые базы данных и дидактические
материалы, будет проводиться активный
обмен новыми технологиями между
кафедрами, изучение и использование
опыта других вузов и т.п.
Будет сформирована корпоративная сеть
вуза как один из сегментов
информационной научно-образовательной
сети Республики Карелия. Начато создание
лаборатории современных технических
средств обучения на основе широкого
использования телевидения и
компьютерной техники. В дальнейшем
лаборатория может быть преобразована в
региональный центр современных
технических средств обучения, на ее
основе может быть организована
подготовка и переподготовка работников
системы образования.
6. Преобразование вуза
в центр психолого-педагогического
образования Республики Карелия
Университет должен стать центром
психолого-педагогической науки,
инициатором разработки и внедрения
новых технологий обучения и воспитания,
центром переподготовки кадров на
учительскую профессию и повышения
квалификации педагогических кадров.
Система повышения квалификации
педагогических кадров должна быть
гибкой и оперативной, приближенной к
интересам обучаемых, способной быстро
реагировать на изменения в сфере
образования.
Одной из стратегических целей КГПУ
является постепенное становление его
как исследовательского педагогического
университета, основой которого могут
стать: научные исследования по проблемам
образования и воспитания, инновационной
деятельности по заказам Правительства
Республики Карелия, Министерства
образования и по делам молодежи
Республики Карелия; разработка
совместных с зарубежными университетами
проектов в области дидактики школы;
изучение ситуации на рынке
образовательных услуг и мирового
инновационного опыта в сфере
образования; прогнозирование путей
развития вуза, участие в разработке
программ совершенствования системы
образования и воспитания в регионе и др.
В вузе имеются необходимые для этого
предпосылки.
Предполагается создать ряд лабораторий
с региональной направленностью, к сбору
и обработке материалов для которых будут
привлечены студенты старших курсов. В
лабораториях предполагается обеспечить
систематизацию и хранение источников
информации, разного рода материалов,
относящихся к Карелии, с целью их
эффективного использования в практике
школ, вуза и научной работе,
популяризации знаний среди населения о
родном крае.
Достаточно молодой и квалифицированный
профессорско-преподавательский состав
университета (средний возраст 44 года, 54% с
учеными степенями и званиями, в том числе
более 8% доктора наук и профессора),
наличие аспирантуры и системы
соискательства, возможность обучения в
аспирантуре других научных центров дают
хорошие перспективы роста квалификации
преподавателей.
Всестороннее развитие научных
исследований - не только один из основных
ориентиров развития университета, но
также и средство для достижения успеха
на всех приоритетных направлениях,
основа повышения качества образования,
совершенствования содержания и
технологий обучения, использования и
разработки наукоемких образовательных
технологий. В этой связи университету
предстоит решить ряд важных задач:
- расширить исследования по проблемам
образования, в том числе по заказам
Правительства Республики Карелия,
Министерства образования и по делам
молодежи Республики Карелия, через
создание научных лабораторий и
временных творческих коллективов;
- обеспечить преемственность
исследований, поддержку существующих и
создание новых научных школ,
приоритетную поддержку докторантов,
молодых исследователей и их научных
руководителей, существенно увеличить
долю публикаций в центральной печати,
изданий с грифами и монографий;
- активизировать участие университета в
конкурсах, научных программах, добиться
включения важнейших направлений
тематического плана вуза в план
бюджетного федерального
финансирования;
- реализовать долгосрочную программу
подготовки научно-педагогических кадров
на всех кафедрах, роста
профессионального, научного и
методического мастерства
преподавателей.
Исследования в области технологий
обучения сельских школьников должны
составить самостоятельное направление
при переходе вуза на уровень
исследовательского педагогического
университета.
7. Совершенствование
управления процессом подготовки
педагогических кадров
Университет оперативно
реагирует на потребности региональной
системы образования в специалистах той
или иной категории. Так, в 1992 году по
просьбе Правительства Республики
Карелия открыта подготовка учителей
карельского и вепсского языков. В 1993 году
открыт прием на специальность
"психология", в 1998 году - на
специальность "история", в 1999 году -
на специальность "социальная
педагогика", в 1998 году - на
специальность "специальная
дошкольная педагогика и психология,
логопедия", в 2001 году открываются
специальности "информатика" и
"изобразительное искусство".
Сохранен и расширяется внеконкурсный
прием для выпускников сельских школ.
Факультет технологии и
предпринимательства перешел на
подготовку специалистов по трем
направлениям, охватывающим полный
комплекс технологий в соответствии с
требованиями школьных программ. В 1996-1997
годы естественно-географический и
физико-математический факультеты
осуществили переход на двухуровневую
систему подготовки студентов по
направлению "540100 - Естествознание".
В пределах направления была
организована подготовка бакалавров по
специальностям: биология, химия,
география, математика и физика. В 2000 году
на естественно-географическом
факультете открыт прием по заочной форме
обучения на специальности
"география" и "биология". При
наличии материальной базы университет
готов к открытию специальности
"музыкальное воспитание",
подготовка по которой в вузах Карелии не
ведется.
На заочном отделении появились новые
специальности: "Педагогика и методика
начального образования, социальная
педагогика", "Социальная
педагогика", "Специальная
дошкольная педагогика и психология".
За последние 3 года по очно-заочной форме
обучения открыт прием на специальности:
"Психология", "Русский язык и
литература, английский язык",
"Русский язык и литература, русский
язык как иностранный", "Русский язык
как иностранный" (на базе высшего
педагогического образования по
специальности "Иностранные языки"
или "Русский язык и литература"),
"Английский язык" (на базе высшего
педагогического образования по
специальности "Русский язык и
литература"). Практика расширения
спектра специальностей на заочном
отделении будет продолжена.
Предполагается и в дальнейшем
максимально приближать подготовку
специалистов к потребностям региона за
счет открытия необходимых
специальностей и специализаций,
спецкурсов, учитывающих потребности
региона в образовательных услугах,
изучения рынка труда в системе
образования и его потребностей.
Планируется разработать систему
дополнительной подготовки специалистов
руководящего состава учреждений
образования через систему специализаций
и спецкурсов, предусмотреть
дополнительную послевузовскую
подготовку специалистов с
педагогическим базовым образованием для
органов здравоохранения, внутренних дел,
культуры, других министерств и ведомств
по соответствующим правительственным
заявкам. Все поступающие в университет
на места в соответствии с планом приема
по-прежнему будут получать образование
бесплатно.
При решении вопросов планирования и
повышения качества подготовки
педагогических кадров университет
продолжит работу в тесном контакте с
Правительством Республики Карелия,
муниципальными органами образования,
школами и другими учебными
заведениями.
Университет будет продолжать оказывать
систематическую помощь учреждениям
образования: издавать учебники и учебные
пособия для школ, редактировать
научно-методические работы учителей,
участвовать в разработке различных
программ для школы, в проведении
школьных олимпиад, организации
республиканских конференций, круглых
столов, семинаров, повышении
квалификации учителей. Наиболее
подготовленные работники образования
будут приниматься в аспирантуру КГПУ.
Будет продолжена работа по коррекции и
созданию внутривузовской
нормативно-правовой базы университета,
получит дальнейшее развитие практика
совершенствования управления вузом.
Университет будет расширять
сотрудничество со школами разных типов,
развивать студенческое самоуправление.
Вуз будет стремиться к выполнению
аттестационных, лицензионных и
аккредитационных показателей
деятельности педагогического
университета.
8. Интеграция университета
в мировое образовательное
сообщество
В настоящее время можно выделить три
основных направления международного
сотрудничества КГПУ:
- прямое сотрудничество на основе
двусторонних соглашений с вузами
Финляндии, Швеции, Норвегии, США, Франции,
Великобритании, Германии, Польши и
других стран в сфере подготовки
педагогических кадров (стажировки,
совместные научные исследования,
семинары и конференции, педагогические и
полевые практики, летние языковые лагеря
и т.п.);
- участие преподавателей в
индивидуальных конкурсных программах
организаций и фондов США, Германии,
Финляндии, Швеции, Франции и других,
конкурсе на стипендию Президента
Российской Федерации на обучение за
рубежом, работа в качестве
преподавателей русского языка за
рубежом;
- участие университета в долгосрочных
многосторонних международных проектах.
Университет будет развивать
международное сотрудничество по этим
направлениям. Будет обеспечено широкое
представительство КГПУ в зарубежных
университетах, созданы условия для
повышения мобильности российских и
зарубежных преподавателей, сотрудников,
аспирантов, стажеров и студентов на
межгосударственном, межведомственном и
межвузовском уровнях, будет расширяться
международное сотрудничество в сфере
научных исследований, создаваться и
продвигаться на мировой рынок
конкурентоспособная продукция.
Университет будет постепенно включаться
в международную инновационную
деятельность в сфере образования. Будет
изучаться, использоваться и развиваться
положительный международный опыт
повышения качества подготовки
специалистов. Будет продолжено
распространение научно-педагогической
мысли и культуры России, русского языка
на международной арене, знакомство с
зарубежными культурами, развитие
взаимопонимания и взаимопроникновения
культур, подготовка национальных кадров
- специалистов для зарубежных стран.
Будет создана нормативно-правовая база
для выдачи дипломов двух университетов
студентам, прошедшим обучение по
согласованным образовательным
программам; будут предприняты шаги по
организации совместных с зарубежными
вузами кафедр, факультетов, отделений,
учебных заведений различных уровней.
9. Развитие
материальной базы
Основные учебные корпуса университета
подключены к сети Интернет, идет
быстрыми темпами модернизация
компьютерной техники. В ближайшие годы
будет продолжаться концентрация средств
на быстрое развитие современной
технической базы вуза.
Одна из задач вуза - добиться экономии и
повышения эффективности использования
бюджетных средств и материальных
ресурсов университета.
В сфере капитального ремонта
планируется в 2003 году завершить
реконструкцию 29-квартирного общежития,
построить спортивный зал в спортивном
городке на пр.Ленина, к 2005 году завершить
капитальный ремонт третьего и
четвертого этажей здания по ул.Кирова, 8,
завершить реконструкцию спортивной базы
в п. Спасская Губа, реконструировать
Агробиологическую станцию, провести
плановый ремонт аудиторных помещений в
учебных корпусах.
В целях привлечения дополнительных
источников финансирования планируется
развить к 2006 году внебюджетную
деятельность университета до уровня 50%
от финансирования по бюджету. Основные
направления внебюджетной деятельности -
наука (российские и международные
гранты), дополнительные платные
образовательные услуги, внебюджетная
хозяйственная деятельность,
благотворительные средства.
Приложение к Программе
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
N |
Направление деятельности, |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Объемы финансирования, тыс.руб. |
Источники финансирования | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||||
Мероприятия, которые
предполагается осуществить за счет
средств |
|||||||||||
1. |
Организация
при КГПУ |
2004 г. |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
150 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
2. |
Организация в
создаваемых |
2004 г. |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
135 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
3. |
Кадровая и
материально - техническая поддержка
издательской деятельности |
2003- 2004 гг. |
Министерство |
2003 г. - 79 2004 г. -103 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
4. |
Компьютеризация учебного |
2004 г. |
Министерство |
200 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
5. |
Подготовка
преподавателей карельского и вепсского
языков для сельских школ |
2004 г. |
Министерство |
150 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
6. |
Целевая
адресная поддержка научных исследований
молодых преподавателей |
2004 г. |
Министерство |
150 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
7. |
Организация
соискательства для преподавателей
инновационных учебных заведений Карелии
в КГПУ (по 8 человек в год), допуск
наиболее подготовленных из них к
обучению в аспирантуре университета (по 4
человека в год) |
2004 г. |
Министерство |
37 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
8. |
Разработка программы улучшения социально-бытовых условий студентов и социально-воспитательной работы со студентами |
2003 г. |
Министерство |
525 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
9. |
Техническое
оснащение |
2004 г. |
Министерство |
180 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
10. |
Проведение социологического исследования по теме "Актуализация антинаркоической политики в Республике Карелия с учетом современных условий". Обобщение материалов исследования, создание учебно-методической литературы по данной проблеме для образовательных учреждений Республики Карелия |
2007 г. |
Министерство |
5500 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
11. |
Проведение научного исследования по теме "Совершенствование многоуровневой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Разработка программы социологического исследования по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Обобщение материалов, создание учебно-методической литературы по данной проблеме |
2007 г. |
Министерство |
5800 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
12. |
Подготовка руководителей инновационных сельских школ (40 человек) для Республики Карелия |
2007 г. |
Министерство |
600 |
бюджет Республики Карелия |
||||||
13. |
Проведение исследований по вопросам эффективности трудоустройства выпускников учреждений среднего и высшего педагогического профессионального образования. Разработка прогноза потребности образовательных учреждений Республики Карелия в педагогических кадрах. Разработка программы "Педагогические кадры в Республике Карелия" |
2007 г. |
Министерство |
1000 |
бюджет Республики Карелия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Мероприятия, которые
предполагается осуществить за счет
средств федерального | ||||||||
|
Мероприятия, связанные с обеспечением педагогическими кадрами сельских школ Республики Карелия |
|
|
|
|
|||
14 |
Участие в конкурсе Российского фонда федеральных исследований по проекту "Модель структуры подготовки и закрепления учительских кадров в сельских школах (на примере Республики Карелия)" |
заявка подана |
КГПУ |
2002 г. - 300 |
гранты Министерства образования Российской Федерации |
|||
15 |
Кадровая и материально-техническая поддержка издательской деятельности вуза для обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе учебно-методической литературой (20 изданий в год) |
2002-2006 гг. |
КГПУ, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия |
по 80 в год |
бюджет Российской Федерации |
|||
16 |
Включение библиотеки в единую автоматизированную библиотечную сеть. Предоставление возможности учителям и учащимся школ Карелии пользоваться фондами библиотеки КГПУ |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
по 145 в год |
гранты Министерства образования Российской Федерации |
|||
17 |
Компьютеризация учебного процесса |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 400 в год |
бюджет Российской Федерации |
|||
|
Совершенствование управления процессом подготовки специалистов |
|
|
|
|
|||
18 |
Открытие в КГПУ новых специальностей (изобразительное искусство, специальная психология и логопедия - в 2001 году, социальная работа и музыкальное воспитание - в 2002 году) и специализаций с целью расширить спектр возможностей для трудоустройства в условиях малокомплектной школы |
2002- |
КГПУ |
|
решение Министерства образования Российской Федерации |
|||
19 |
Увеличение предельного контингента студентов КГПУ на 500 человек и расширение за счет этого объемов подготовки специалистов по заочной форме обучения с сохранением для работников народного образования в рамках контрольных цифр приема бесплатного обучения |
2002 г. |
КГПУ |
|
решение Министерства образования Российской Федерации |
|||
20 |
Открытие магистратуры по направлению "Естественнонаучное образование" |
2002 г. |
КГПУ |
|
решение Министерства образования Российской Федерации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Интеграция в мировое образовательное сообщество |
|
|
|
|
21 |
Создание международной информационно-образовательной системы на базе Североладожского филиала КГПУ (подана заявка на конкурс научных проектов) |
2002 г. |
КГПУ |
2002 г. - 300 |
гранты Министерства образования Российской Федерации |
|
Развитие материальной базы | ||||
22 |
Разработка и реализация 5-летней программы ремонта и эстетического оформления зданий и сооружений университета |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 320 в год |
бюджет Российской Федерации |
23 |
Разработка программы улучшения социально-бытовых условий студентов и социально-воспитательной работы со студентами |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 160 в год |
бюджет Российской Федерации |
24 |
Разработка и реализация плана технического перевооружения лабораторий, кабинетов и мастерских вуза |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 320 в год |
бюджет Российской Федерации |
25 |
Обеспечение библиотеки новинками учебной и научной литературы, подписными изданиями |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 240 в год |
бюджет Российской Федерации |
26 |
Строительство спортивно-выставочного зала на Ленина, 29 |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 3630 |
бюджет Российской Федерации |
27 |
Завершение реконструкции общежития КГПУ по ул.Виданской, 24 |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 2800 |
бюджет Российской Федерации |
28 |
Завершение переоборудования учебно-тренировочной базы в п.Спасская Губа, приобретение горнолыжного инвентаря, переносного подъемника, техники для подготовки склонов и лыжных трасс |
2003 г. |
КГПУ |
2003 г. - 370 |
бюджет Российской Федерации |
Мероприятия, которые
предполагается осуществить | |||||
|
Мероприятия, связанные с обеспечением педагогическими кадрами сельских школ Республики Карелия |
|
|
|
|
29 |
Участие в конкурсе Российского фонда федеральных исследований по проекту "Модель структуры подготовки и закрепления учительских кадров в сельских школах (на примере Республики Карелия)" |
заявка подана |
КГПУ |
2002 г. - 50 |
средства КГПУ |
30 |
Организация при КГПУ центра дистанционного образования для оказания учителям сельских школ и сельским жителям образовательных и консультационных услуг |
2002- |
КГПУ |
по 20 в год |
средства |
31 |
Открытие факультета дополнительного образования для повышения квалификации учителей (в том числе учителей сельских школ по индивидуальным учебным планам), переподготовки педагогических кадров, предоставления других образовательных услуг |
2002- |
КГПУ, |
по 125 в год |
средства КГПУ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
32 |
Развитие системы языковой подготовки студентов неязыковых факультетов, в первую очередь факультетов педагогики и методики начального образования и дошкольной педагогики и психологии с целью обеспечения учителями иностранных языков сельских школ Карелии |
2002- |
КГПУ |
|
|
33 |
Расширение объемов учебно-консультационной помощи сельским учителям и учащимся по мере создания в сельской школе условий для оперативной электронной связи с вузом |
2002- |
КГПУ, |
|
|
34 |
Совместно с Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия решение вопроса о включении в создаваемый на базе КГПУ университетский педагогический комплекс базовых сельских образовательных учреждений |
2002 г. |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КГПУ |
|
|
35 |
Открытие экстерната по разрешенным для экстерната специальностям (по согласованию с Министерством образования Российской Федерации) |
2002 г. |
КГПУ |
|
|
36 |
Оснащение необходимым оборудованием редакционно-издательского отдела и печатного цеха. Расширение возможности издательства КГПУ до уровня, позволяющего реализовать планы издания учебно-методической и научной литературы для вуза и школы |
2002- |
КГПУ |
2002 г. - 150 |
средства КГПУ |
37 |
Компьютеризация учебного процесса и научно-методической работы кафедр. Предоставление возможности каждой кафедре вести разработку электронных учебных пособий и материалов с целью реализации идеи дистанционного образования |
2002- |
КГПУ |
по 500 в год |
средства КГПУ |
|
Сохранение и возрождение национальных языков и культуры |
|
|
|
|
38 |
Работа со студентами, занимающимися на межфакультетской кафедре иностранных языков карельским, вепсским и финским языками |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
|
|
39 |
Организация факультатива "Основы игры на малострунном кантеле" и спецкурса "Методика обучения игре на малострунном кантеле" |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
|
средства КГПУ |
40 |
Организация и проведение международной научно-практической конференции "Национальная музыка в общеобразовательной школе" |
2005 г. |
КГПУ |
|
средства КГПУ |
41 |
Издание учебника, хрестоматии и рабочей тетради по проблеме национальной музыки в общеобразовательной школе |
2003-2004 гг. |
КГПУ |
по 50 в год |
средства КГПУ |
42 |
Организация работы хореографического ансамбля народного танца |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 37 в год |
средства КГПУ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Совершенствование содержания и технологий подготовки специалистов. Исследовательская деятельность |
|
|
|
|
43 |
Обучение студентов и преподавателей методам поиска необходимой учебной и научной информации из нетрадиционных источников информации. Подготовка студентов и преподавателей неязыковых факультетов в области иностранных языков для работы с зарубежными электронными базами данных (50 подгрупп в год) |
в течение 2002- 2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 26 |
средства КГПУ |
44 |
Совершенствование языковой подготовки студентов факультета иностранных языков за счет приглашения специалистов из зарубежных университетов |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 40 в год |
средства КГПУ |
45 |
Увеличение доли публикаций в центральной печати, изданий с грифами и монографий (5 изданий в год) |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 200 в год |
|
46 |
Участие КГПУ в российских и международных конкурсах научных проектов |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
|
|
47 |
Увеличение размеров и количества внутривузовских грантов |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 40 |
средства КГПУ |
48 |
Включение важнейших направлений тематического плана научных исследований вуза в план бюджетного федерального финансирования по линии Министерства образования Российской Федерации |
2002- 2006 гг. |
КГПУ |
|
|
|
Преобразование КГПУ в центр психолого-педагогического образования Республики Карелия |
|
|
|
|
49 |
Создание нового типа учебного заведения - "виртуальной школы" открытого типа, состоящей из единой учебной структуры "виртуальных классов" - объединений одноклассников из разных школ Республики Карелия, осуществляющих образовательный процесс по единым учебным планам и программам |
2002 г. |
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, КГПУ |
|
|
50 |
Расширение объемов исследовательской работы лаборатории геоинформационных технологий за счет включения в число разрабатываемых проблем баз данных, связанных с образованием (по заказам Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия) |
2002-2006 гг. |
КГПУ, |
2002 г. - 46 |
средства КГПУ |
51 |
Создание на
базе КГПУ педагогического комплекса,
включающего в себя педагогические
колледжи г.Петрозаводска. |
2002-2006 гг. |
КГПУ, |
по 13 в год |
средства КГПУ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
52 |
Открытие в КГПУ новых специальностей (изобразительное искусство, специальная психология и логопедия - в 2002 году, социальная работа и музыкальное воспитание - в 2003 году) и специализаций с целью расширить возможности трудоустройства в малокомплектной школе |
2002- |
КГПУ |
|
|
|
Совершенствование управления процессом подготовки специалистов |
|
|
|
|
53 |
Создание факультета довузовского образования в составе: подготовительное отделение, хозрасчетные подготовительные курсы, педагогические классы в школах и другие формы |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 40 в год |
средства КГПУ |
54 |
Создать в вузе единую интегрированную информационно-аналитическую систему управления вузом |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 90 |
средства КГПУ |
|
Интеграция в мировое образовательное сообщество |
|
|
|
|
55 |
Создание международной информационно-образовательной системы на базе Североладожского филиала КГПУ (подана заявка на конкурс научных проектов) |
2002 г. |
КГПУ |
2002 г. - 300 |
средства КГПУ |
56 |
Ежегодные обмены с зарубежными университетами группами студентов по специальности "Иностранные языки" (группы по английскому, французскому и финскому языкам) |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 264 в год |
средства КГПУ |
57 |
Проведение международных научных конференций |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
|
средства КГПУ |
58 |
Издание совместных сборников материалов конференций (1 сборник в год) |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
|
средства КГПУ |
|
Развитие материальной базы | ||||
59 |
Разработка и реализации 5-летней программы ремонта и эстетического оформления зданий и сооружений университета |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 400 в год |
средства КГПУ |
60 |
Разработка и реализация 5-летней программы "Учебная мебель" для восполнения дефицита учебно-лабораторного оборудования в КГПУ, оказания помощи в решении аналогичных проблем другим учебным заведениям Республики Карелия |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 32 в год |
средства КГПУ |
61 |
Разработка и реализация плана технического перевооружения лабораторий, кабинетов и мастерских вуза |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 275 в год |
средства КГПУ |
62 |
Формирование корпоративной сети вуза как один из сегментов информационной научно-образовательной сети Республики Карелия. Объединить для этого все компьютеры в локальную сеть, создать систему общеуниверситетских серверов, центр мультимедиа и цифровую видеостудию, лабораторию сетевых технологий, лабораторию гуманитарной информатики, рабочие места в студенческих общежитиях с подключением их к сети вуза |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 488 в год |
средства КГПУ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
63 |
Обеспечение развития и сопровождения информационного наполнения корпоративной сети КГПУ: создание интегрированной информационно-аналитической системы управления вузом; развитие WWW-сервера КГПУ; создание и внедрение средств дистанционного обучения и контроля знаний; создание сетевой инфраструктуры научной библиотеки, автоматизация библиотечных процессов, создание электронного каталога педагогической литературы, интеграция КГПУ в библиотечно-информационную сеть Республики Карелия; приобретение лицензионного программного обеспечения; испытания и сертификация программных средств |
2002-2004 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 20 2004 г. - 20 |
средства |
64 |
Приобретение мультимедиапроектора для сопровождения лекций и конференций |
2002 г. |
КГПУ |
2002 г. - 36 |
средства КГПУ |
65 |
Приобретение для лаборатории учебного телевидения цифровой видеокамеры |
2002 г. |
КГПУ |
2002 г. - 100 |
средства КГПУ |
66 |
Создание лаборатории современных технических средств обучения (ТСО). Оснащение ее оборудованием, позволяющим обучать студентов как обычным аудиовизуальным ТСО, так и технологиям, использующим широкие возможности телевидения и компьютерной техники |
2002 г. |
КГПУ |
2002 г. - 150 |
средства КГПУ |
67 |
Оборудование 4 больших лекционных аудиторий и спортивного комплекса комплектами радиомикрофонов |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 28 в год |
средства КГПУ |
68 |
Переоборудование кабинета ТСО на факультете иностранных языков, оснащение его необходимым видеооборудованием, увеличение видеотеки по иностранным языкам |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 18 |
средства КГПУ |
69 |
Создание системы защиты зданий и оборудования от несанкционированного проникновения, создание в учебных корпусах и общежитиях эффективной пропускной системы |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 456 |
средства КГПУ |
70 |
Обеспечение библиотеки новинками учебной и научной литературы, подписными изданиями |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 200 в год |
средства КГПУ |
71 |
Обновление экспозиции всех отделов музея КГПУ и обеспечение его постоянного функционирования |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 40 |
средства КГПУ |
72 |
Строительство спортивно-выставочного зала на Ленина, 29 |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. -1500 |
средства КГПУ |
73 |
Завершение реконструкции общежития КГПУ по ул. Виданской, 24. |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. -1000 |
средства КГПУ |
74 |
Обеспечение спортивных залов КГПУ техническими средствами информации, современным спортивным инвентарем и оборудованием в достаточном для проведения учебного процесса количестве |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
по 70 в год |
средства КГПУ |
75 |
Техническое оснащение двух актовых залов КГПУ |
2002-2003 гг. |
КГПУ |
2002 г. - 180 |
средства КГПУ |
76 |
Проведение капитального ремонта и переоборудование агробиологической станции в с.Святозеро |
2002 г. |
КГПУ |
2002 г. -321 |
средства КГПУ |
77 |
Решение вопроса о долгосрочной аренде здания по ул.Кирова, 8 для обеспечения учебного процесса на факультете технологии и предпринимательства. Проведение капитального ремонта здания |
2002-2006 гг. |
КГПУ |
|
средства КГПУ |
(Приложение
изменено распоряжением Правительства
Республики Карелия от 29.12.06 г., Собрание
Законодательства Республики Карелия N 12
(Ч.2) 2006 г. Ст.1572 - см. предыдущую редакцию)
Текст сверен
по:
официальная рассылка
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в системе "Кодекс"
Ссылается на
- Об утверждении перечня специальностей и количество обучающихся по каждой из них в Петрозаводском государственном университете в 2002 году
- Об утверждении перечней специальностей и контрольных цифр целевого приема в образовательные учреждения
- О внесении изменений в республиканскую целевую программу развития Карельского государственного педагогического университета на 2002-2006 годы