Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Конституционного Суда Республики Карелия
15 июня 2001 года
г. Петрозаводск

[О проверке конституционности Закона Республики Карелия
"О республиканском бюджете на 2001 год"]

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего В.В. Сухачевой, судей В.П. Наговицына, П.А. Союнена, руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 2 (часть 1), 39 (часть 1) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год".

Основанием для рассмотрения дела явилось обращение Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке соответствия вышеуказанного республиканского закона Конституции Республики Карелия.

Заслушав представителей сторон: от Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - депутата М.Н. Баранова, от Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия - заместителя Председателя Палаты А.М. Леккерева и руководителя секретариата этой палаты В.Е. Богданова; а также от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия - ведущего специалиста отдела социального и экономического законодательства М. Л. Свинкину, исследовав материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия установил:

1. Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 17 января 2001 года и направлен для рассмотрения в Палату Республики Законодательного Собрания Республики Карелия в соответствии со статьей 59 Конституции Республики Карелия (в редакции от 28 июня 1998 г.).

18 января 2001 года Палата Республики приняла постановление о рассмотрении этого закона на заседании палаты 25 января 2001 года.

В связи с тем что в установленный Конституцией Республики Карелия семидневный срок Палатой Республики не было принято решение, 29 января 2001 года Председатель Палаты Представителей направил закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" для подписания и опубликования Председателю Правительства Республики Карелия.

29 января 2001 года закон был подписан Председателем Правительства и направлен для официального опубликования. В этот же день Палата Республики закончила рассмотрение этого закона, приняв постановление о его отклонении.


1 февраля 2001 года Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" был опубликован в газете "Карелия".

По мнению обратившейся стороны, была нарушена процедура принятия закона, предусмотренная статьей 59 Конституции Республики Карелия в редакции от 26 июня 1998 года, так как Палата Республики была исключена из процесса рассмотрения закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год".

Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия просит проверить, соответствует ли Конституции Республики Карелия (ее статьям 2, 58, 59, 61) Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" по порядку его принятия. Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, не связан основаниями и доводами, изложенными в нем, и разрешает исключительно вопросы права.

2. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статьи 73 и 77 Конституции Российской Федерации, преамбула Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Следовательно, Республика Карелия как субъект Федерации вправе самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти, в том числе путем создания двухпалатной структуры законодательного (представительного) органа государственной власти - Законодательного Собрания, состоящего из двух палат: Палаты Представителей и Палаты Республики.

Двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливает число депутатов, работающих на профессиональной основе, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральным законом, Конституцией (Уставом) и законами субъекта Российской Федерации (части 5 и 7 статьи 4, часть 5 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Установлениями статей 57 и 58 Конституции Республики Карелия (в редакции от 26 июня 1998 года) определены полномочия обеих палат Законодательного Собрания в сфере законодательной деятельности.

К ведению Палаты Представителей относится принятие Конституции Республики Карелия, внесение в нее изменений и дополнений; законов, регламентирующих деятельность Правительства Республики Карелия, Конституционного Суда Республики Карелия; принятие решений по вопросам административно-территориального устройства Республики Карелия; принятие законов о выборах органов государственной власти и местного самоуправления; принятие законов по вопросам республиканских налогов и сборов; принятие законов о республиканском бюджете.

К ведению Палаты Республики относится принятие законов по вопросам, отнесенным к ведению Республики Карелия, за исключением вопросов, находящихся в ведении Палаты Представителей.

Указанные полномочия палаты сохраняют в соответствии с Законом Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия" от 23 марта 2001 года до начала работы нового состава однопалатного Законодательного Собрания, избираемого по одномандатным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

Депутаты Палаты Республики работают в Законодательном Собрании на постоянной основе, депутаты Палаты Представителей работают на непостоянной основе, они освобождаются на время заседаний палаты от основной работы (статьи 49 и 50 Конституции Республики Карелия в редакции от 28 июня 1998 года).

Палата Представителей была сформирована посредством выборов по многомандатным избирательным округам с нормой представительства по два депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года (статья 48 Конституции Республики Карелия в редакции от 28 июня 1998 года).

Палата Республики состоит из депутатов, избранных также по округам, обеспечивающим представительство по одному депутату от 30000 избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года. Кроме того, на территории, совпадающей с границами Прионежского района, были образованы два одномандатных избирательных округа, один из которых включал территорию Вепсской национальной волости, другой - остальную территорию (статья 47 Конституции Республики Карелия в редакции от 28 июня 1998 года).

Таким образом, в обе палаты действующего в настоящее время парламента Республики Карелия депутаты избирались населением республики в процессе выборов, каждая из палат в своей законодательной деятельности ограничена кругом полномочий, установленных Конституцией, при этом решения палатами принимаются самостоятельно на раздельных заседаниях.

3. По мнению обратившейся стороны, рассмотрение Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" начато Палатой Республики в семидневный срок, а потому палата вправе сама определить время вынесения решения за пределами конституционного срока.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции Республики Карелия принятые Палатой Представителей законы Республики Карелия, за исключением законов по вопросам республиканских налогов и сборов, подлежат обязательному рассмотрению в Палате Республики.

Принятый Палатой Представителей закон о республиканском бюджете считается одобренным Палатой Республики, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов этой палаты либо если в течение 7 дней он не был рассмотрен палатой (часть 3 этой статьи).

Часть 3 статьи 59 Конституции Республики Карелия не содержит предписаний, дающих основание для вывода о том, что бюджетные законы, принятые Палатой Представителей и подлежащие рассмотрению в Палате Республики, должны быть обязательно одобрены Палатой Республики только посредством голосования (в активной форме).

Напротив, по смыслу этой нормы сама Палата Республики должна решить, в каких случаях направленные Палатой Представителей бюджетные законы будут одобрены посредством голосования, а одобрение каких будет выражено в пассивной форме.

Закон о республиканском бюджете, принимаемый Палатой Представителей, регулирует наиболее важные государственные вопросы, поэтому в соответствии с конституционными установлениями обязательно должен быть направлен на рассмотрение в Палату Республики.

Конституция устанавливает семидневный срок, в течение которого Палата Республики обязана принять по закону о бюджете решение.

Подчеркивая особую важность этого закона для республики, Регламент Законодательного Собрания императивными предписаниями подробно урегулировал процедуру рассмотрения его в Палате Республики по дням и часам.

Сроки являются необходимым элементом любой правовой процедуры. В законодательных (представительных) органах государственной власти - это сроки рассмотрения законопроектов.

Установленный статьей 59 Конституции Республики Карелия семидневный срок должен обеспечивать необходимую для деятельности Законодательного Собрания динамичность реализации правовых отношений, ограничивать процедуру принятия законов во времени, побуждать субъектов правовых отношений, связанных с законодательной деятельностью, к совершению действий, предписанных конституционными нормами, тем самым выполняя пресекательную функцию.

Передача Председателем Палаты Республики принятого Палатой Представителей закона о республиканском бюджете в комитет, работа в комитете, включение закона в проект повестки дня пленарного заседания - это лишь предусмотренные Регламентом процедурные действия, свидетельствующие о предварительном рассмотрении и о проведенной подготовительной работе к пленарному заседанию палаты.

Конституционные императивные предписания статьи 59, адресованные Палате Республики, обязывают палату в семидневный срок рассмотреть закон о республиканском бюджете. Нарушение семидневного срока начала рассмотрения в заседании палаты закона о бюджете (части 1, 3 статьи 59) является отступлением от конституционного требования об обязательности рассмотрения такого закона.

Следовательно, Палата Республики обязана рассматривать законы о республиканском бюджете в установленный конституционный срок, она не вправе затягивать законодательный процесс, неоднократно откладывая рассмотрение закона в других пленарных заседаниях, не вправе произвольно определять дату начала рассмотрения в пленарных заседаниях этих законов за пределами семидневного срока. Если палата приступила к рассмотрению закона о бюджете на своем пленарном заседании, но не завершила его рассмотрение в конституционный срок по объективным причинам, то при условии сохранения непрерывности законодательного процесса в том же пленарном заседании палата обязана принять соответствующее решение.

Иное толкование может привести к незавершенности этой, наиболее важной и ответственной, стадии законодательного процесса и лишить части депутатов права на участие в обсуждении закона и доведении воли избирателей до сведения всех участников пленарного заседания палаты, а также противоречит основному принципу народовластия, установленному статьей 3 Конституции Республики Карелия, которая предполагает осуществление власти народа через представительный орган государственной власти.

Как видно из протокола заседания Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 25 января 2001 года, депутатам был предложен проект повестки заседания, куда, среди прочих вопросов, первым был включен вопрос о Законе Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год", принятом Палатой Представителей 17 января 2001 года. Депутаты большинством голосов приняли эту повестку заседания палаты, после чего был объявлен перерыв. После этого перерыва из-за отсутствия кворума пленарное заседание было продолжено лишь 29 января и в этот же день принято решение.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Палатой Республики не была нарушена процедура рассмотрения Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год". Заседание палаты начато в семидневный срок, и в этом же заседании принято решение.

Решение Палаты Республики об отклонении вышеуказанного закона поступило в Палату Представителей после того, как закон был уже подписан Председателем Правительства и направлен для официального опубликования. Обратившаяся сторона полагает, что это произошло потому, что Председатель Палаты Представителей за своей подписью 29 января 2001 года направил оспариваемый закон Председателю Правительства для подписания и опубликования в нарушение статьи 61 Конституции Республики Карелия.

Однако Конституция Республики Карелия и Регламенты Законодательного Собрания и его палат не определяют, кто должен направлять по истечении семидневного срока закон, принятый Законодательным Собранием, для подписания и опубликования Председателю Правительства.

В компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия не входит регулирование указанных правовых отношений, сам законодательный (представительный) орган должен урегулировать эти отношения в своем Регламенте.

Палатой Представителей 15 марта 2001 года принят Закон Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год". Этим законом внесены изменения и дополнения в оспариваемый закон о бюджете, а 22 марта закон рассмотрен и одобрен Палатой Республики.

Закон о республиканском бюджете на 2001 год является основным финансовым планом образования, распределения и использования денежного фонда республики, по которому она функционирует более пяти месяцев, структура его построения имеет специфические особенности, заключающиеся в системной взаимосвязи основных норм этого закона.

Рассмотрев на заседании Закон Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" и проголосовав за его одобрение, тем самым Палата Республики одобрила и оспариваемый закон о республиканском бюджете в целом.

Кроме того, Палатой Республики 8 июня 2001 года на заседании обсуждался вопрос "Об отчете об исполнении республиканского бюджета за I квартал 2001 года". Палатой вынесено постановление о принятии этого отчета к сведению.

Таким образом, с учетом изложенного, суд не имеет достаточных оснований для признания Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" по порядку его принятия не соответствующим Конституции Республики Карелия.


4. По мнению обратившейся стороны, семидневный срок рассмотрения закона, особенно такого объемного, как закон о бюджете, является недостаточным.

Однако в компетенцию Конституционного Суда не входит решение вопроса об удлинении или сокращении сроков, связанных с процедурой принятия законов.

Если в практике законодательной деятельности обнаружилось, что такие сроки являются недостаточными, сам законодательный (представительный) орган должен урегулировать эти вопросы, так как их решение находится за рамками полномочий Конституционного Суда Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил:

1. Признать Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" соответствующим Конституции Республики Карелия по порядку его принятия.

2. Статья 59 Конституции Республики Карелия при принятии законов о бюджете Палатой Представителей и рассмотрении этих законов Палатой Республики должна применяться всеми участниками законодательного процесса в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в мотивировочной части настоящего постановления.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия

Текст документа сверен по:
официальное издание - газета "Карелия"
10 июля 2001 года , N 753(775), стр. 7.

О проверке конституционности Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 15.06.2001 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 15.06.2001

Опубликован: Газета "Карелия" № 75 (775), 10 июля 2001 г., Собрание Законодательтсва Республики Карелия N 6 (июнь) 2001г., ст. 901




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919307839

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919307839



 

© 2018 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane