ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О результатах проверки использования
средств, полученных из республиканского
бюджета в 1996 году, бюджетами
Калевальского национального,
Лахденпохского и Медвежьегорского
районов
Палата Республики Законодательного
Собрания Республики Карелия
постановляет:
Направить материалы
Контрольно-бюджетного комитета по
проверке использования средств,
полученных из республиканского бюджета
в 1996 году, бюджетами Калевальского
национального, Лахденпохского и
Медвежьегорского районов Председателю
Правительства Республики Карелия
(прилагается).
Заместитель Председателя Палаты
Республики В. Е. БОГДАНОВ
Петрозаводск
22 мая 1997 г
N 127 ПР
Информация по материалам проверок
использования средств,
полученных из республиканского бюджета
в 1996 году, бюджетами
Калевальского национального,
Лахденпохского
и Медвежьегорского районов
Анализ
основных показателей исполнения
бюджетов Калевальского национального,
Лахденпохского и Медвежьегорского
районов за 1996 год свидетельствует о
крайне напряженной ситуации с
исполнением доходной части бюджетов (см.
таблицу). Так, в бюджет Калевальского
района налоговых и неналоговых платежей
собрано 59,6% от плана, Лахденпохского - 49%,
Медвежьегорского - 61,4%, при этом
безденежные поступления в бюджет
Калевальского района составили 80,6%
собственных доходов, в бюджет
Медвежьегорского района - 68,3%,
Лахденпохского района - 37%, что в
значительной мере усложнило ситуацию с
финансированием расходов на оплату
труда (с начислениями на нее взносов) и
ежемесячных пособий на детей.
Важным фактором, повлиявшим на
неисполнение доходной части бюджетов
названных районов, является неуплата
налогов в бюджет плательщиками. Недоимки
на конец 1996 года в общем объеме
непоступивших доходов составили:
по
Калевальскому району - 40,3% (2,7 млрд. руб.)
по Медвежьегорскому району - 43,8% (8,5 млрд.
руб.)
по Лахденпохскому району - 59,6% (5,6 млрд.
руб.)
А также
возрастающая тенденция органов власти
(как местных, так и республиканских) по
предоставлению налоговых льгот и
освобождений. По данным финансовых
отделов районных администраций по этой
причине местные бюджеты в 1996 году
недополучили доходов:
Калевальский
национальный район - 2,3 млрд. руб.
Лахденпохский район - 3,2 млрд. руб.
Медвежьегорский район - 2,2 млрд. руб.
(в млн. руб)
Вид налога, |
Калевала |
Лахденпохья |
Медгора
|
1.Лесные подати
|
2144,2 |
2652 |
711 |
2.
Арендная плата |
|
144,4 |
371,4 |
3.
Транспортный налог |
|
44,4 |
х |
4. Налог
на благоустройство |
|
12,8 |
х |
5. Сбор на
нужды |
|
37.4 |
18,0 |
6.
Лицензионный сбор |
|
55,9 |
93,3 |
7. Налог на имущ.предпр.
|
147 |
36,2 |
774,1 |
8. Налог
на содержание |
69,4 |
171,3 |
80,6 |
9. Плата
за землю |
|
7,2 |
х |
10. Налог с
продаж |
|
0,9 |
х |
11. Налог
на прибыль |
|
43,2 |
х |
12. Сбор за
право торговли |
|
х |
161,5 |
13. Доходы от продажи имущества |
|
х |
7,4 |
Итого |
2360,6 |
3205,7 |
2217,3 |
При
этом, в результате принятия
постановления Председателя
Правительства Республики Карелия от
13.09.96 г. N 833 "Об уточнении
инвестиционной программы Республики
Карелия на 1996 год" от 26.05.95 г. N 393 "Об
изыскании средств для обеспечения
деятельности УФСБ по Республике
Карелия" от 18.12.95 г. N 1052 "О продлении
срока действия постановления
Председателя Правительства Республики
Карелия от 26 мая 1995 года N 393", закона
Республики Карелия "О внесении
дополнений в закон Республики Карелия
"О порядке и условиях взимания лесных
податей и определения их минимальных
ставок в лесах Республики Карелия""
от 30.11.95 г. N 90-ЗРК предусмотрено
освобождение от уплаты лесных податей
лесопользователей (министерства,
ведомства, организации), ведущих
строительство объектов
социально-культурного, коммунального и
производственного назначения за счет
средств, полученных от реализации лесных
ресурсов, бюджетом Лахденпохского
района потеряно 2516 млн. руб.,
Калевальского национального района - 2144,3
млн. руб., Медвежьегорского - 630,8 млн. руб.
(по данным финорганов названных районов).
По закону Республики Карелия от 23.04.96 г. N
119-ЗРК потери налога на имущество
предприятий по Медвежьегорскому району
составили 0,7 млрд. руб.
Компенсация выпадающих в связи с
принятием этих нормативных актов
доходов местным бюджетам (как это
предусмотрено статьей 25 закона
Российской Федерации "Об основах
бюджетных прав..." от 15.04.93 г. N 4807-1 и
статьями 12 и 16 закона Республики Карелия
"О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Республике Карелия" от 25.01.92
г.) из республиканского не
производилась.
По решениям местных органов
самоуправления расчетные потери
бюджетов в 1996 году составили:
Калевала - 0,2
млрд. руб.
Лахденпохья - 0,7 млрд. руб.
Медвежьегорск - 0,9 млрд. руб.
При
этом, например, в Лахденпохья в
результате освобождений и льгот по
арендной плате потеряно 50,2% поступлений.
Следует отметить также и тот факт, что
решения об освобождении от уплаты и
предоставлении льгот по налогам и сборам
во многих случаях не утверждались
местными Советами народных депутатов
(Лахденпохья, Медгора, Калевала), как это
предусмотрено статьей 12 закона
Республики Карелия "О бюджетном
устройстве и бюджетном процессе в
Республике Карелия" от 25.01.92 г.
Перечисление средств, причитающихся
бюджетам районов из республиканского
бюджета, Министерством финансов
осуществлялось неравномерно, особенно в
III квартале 1996 года по Калевальскому и
Медвежьегорскому районам (50% планового
объема дотаций). Причем Министерство
финансов Республики Карелия
Калевальскому району передавало весь
год средства только в виде ссуд, по
Медвежьегорскому району - до сентября, по
Лахденпохскому - до августа.
Бюджету Медвежьегорского района за 1996
год Министерством финансов Республики
Карелия недоперечислено 350 млн. руб.
дотаций из республиканского Фонда
финансовой поддержки, при этом
задолженность по ссудам за районом на
01.01.97 г. составляет 206,5 млн. руб.
Резкое ухудшение поступлений в бюджеты
районов во втором полугодии 1996 года (в
том числе и от Министерства финансов
Республики Карелия) усугубляли ситуацию
с финансированием таких первоочередных
расходов, как заработная плата с
начислениями и ежемесячные детские
компенсации.
Анализ структуры произведенных за 1996 год
расходов показал, что на оплату труда
направлялось 29,5% общего объема средств в
Калевальском районе (из 24,5 млрд. руб. - 7,2
млрд. руб.), 34,8% - в Медвежьегорском районе
(из 63,7 млрд. руб. - 22,2 млрд. руб.), 38,5% - в
Лахденпохском (из 24,7 млрд. руб.- 9,5 млрд.
руб.). На возмещение ежемесячных
компенсаций на детей:
в Калевальском
национальном районе - 5,9% (1,4 млрд. руб.)
в Лахденпохском - 5,2% (1,3 млрд. руб.)
в Медвежьегорском - 5,1% (3,2 млрд. руб.)
Расчетная обеспеченность даже
этих статей "живыми деньгами"
составила в среднем за год по
Калевальскому национальному району - 55,4%,
Медвежьегорскому - 79,1%. При этом, по
бюджету Лахденпохского района она
составила 119%, а наличие просроченной
задолженности на конец года в сумме 2,1
млн. руб., по оплате труда работников
бюджетной сферы района и детским
компенсациям - 0,9 млрд. руб., можно
объяснить лишь направлением средств на
другие расходы.
В Лахденпохском и Медвежьегорском
районе в соответствии с решениями сессий
Советов народных депутатов часть
средств, поступающих в их бюджеты,
направлялась на финансирование
предприятий жилищно-коммунального
хозяйства и отнесена к защищенным
статьям расходов, а по Лахденпохскому
району в перечень защищенных статей
расходов не включены расходы по
финансированию ежемесячных пособий на
детей.
На конец 1996 года не погашены долги по
заработной плате в Калевальском районе -
с мая 1996 года (кроме отпускных
педагогическим работникам), в
Лахденпохском районе - с октября (по селу)
и частично за август 1996 года, в
Медвежьегорском районе - с октября (село).
По начислениям на заработную плату
(взносы в Пенсионный фонд, Фонд
занятости, обязательного медицинского
страхования) задолженность у районов
образовалась с 1995 года. Возмещение
ежемесячных компенсаций на детей
предприятиям и организациям произведено
лишь по май-июнь 1996 года во всех
проверенных районах.
Отрицательно сказывается на исполнении
бюджета Калевальского района и
отсутствие на его территории
расчетно-кассового центра Национального
банка Республики Карелия, обслуживание
бюджетных счетов осуществляет филиал
Нордвестбанка г. Петрозаводска, который
систематически задерживал зачисление
средств, перечисленных Министерством
финансов Республики Карелия на основной
(текущий) счет районного бюджета на 4-6
дней, даже переведенных телеграфным
переводом.
При этом, договором на кассовое
обслуживание между филиалом
Нордвестбанка и главой местного
самоуправления на 1996 год, заключенным
5.02.96 г., не предусматривалось никаких
санкций к банку за подобные нарушения.
Более того, пунктом 3.5 договора глава
местного самоуправления обязуется
обеспечить оплату услуг банку по
кассовому обслуживанию, исходя из
расчета 1% по расходу, 1% по приходу,
одновременно с чеком на получение
денежных средств из банка. За 1996 год
оплачено филиалу Нордвестбанка 60 млн.
руб.
В настоящее время в связи с критическим
финансовым положением Нордвестбанка и
имеющимся риском потери бюджетных
средств, районная администрация
осуществляет открытие счетов в Кемском
РКЦ Национального банка Республики
Карелия, но значительная отдаленность (180
км) и отсутствие средств на содержание
или найм транспорта для доставки
платежных документов, а также охраны при
получении наличных денег в г. Кемь еще
более осложнило ситуацию в районе.
Неоднократные обращения в 1996-1997 годах
районной администрации, его финансового
отдела в Правительство Республики
Карелия, Министерство финансов
Республики Карелия, руководству
Национального банка Республики Карелия
по вопросу открытия РКЦ в районе,
результата не дали.
Расчетно-кассовое обслуживание
бюджетных и внебюджетных средств
администраций местного самоуправления
Лахденпохского района осуществляет
универсальный филиал 050 Сортавальского
отделения N 6638 коммерческого банка
Сбербанка России в г. Лахденпохья,
договор обслуживания с которым на момент
проверки не заключен.
Имел место факт задержки зачисления
указанным банком 400 млн. руб.
перечисленной району Министерством
финансов Республики Карелия ссуды, по
телеграфному переводу от 14 июня 1996 года,
средства зачислены на основной счет
района лишь 19 июня 1996 года.
В связи с тем, что средства Фонда
финансовой помощи бюджетам городов и
районов, передаваемые из
республиканского бюджета в 1996 году, не
имели по закону Республики Карелия "О
республиканском бюджете на 1996 год"
строго целевого назначения (в
соответствии с бюджетной
классификацией), направление этих
средств по конкретным получателям и
экономическим статьям расходов
осуществлялось по усмотрению органов
местного самоуправления в соответствии
с их утвержденными бюджетами.
В связи с вышеизложенным,
Контрольно-бюджетный комитет
Законодательного Собрания Республики
Карелия предлагает рассмотреть на
заседании Палаты Республики
Законодательного Собрания Республики
Карелия данную информацию и проект
постановления, в котором предлагаются
конкретные меры по улучшению ситуации с
финансированием первоочередных
расходов бюджетов всех уровней в 1997
году.
Председатель Комитета Л. С.
КОЧНЕВА
23.04.97 г.
Таблица
(приложение к информации от 23.04.97 г.)
Сведения об исполнении бюджетов
за 1996 год
N п/п |
Наименование показателей |
Районы
|
|||
|
|
Калевальский |
Лахденпохский |
Медвежьегорский | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. |
Исполнение бюджета по доходам |
|
|
| |
1.1. |
Всего (в
%) |
75 |
71 |
76,6 | |
1.2. |
В том
числе налоговые и неналоговые доходы |
59,6 |
49 |
61,4 | |
1.3. |
Недопоступило доходов в целом
(млрд. руб.) |
6,7 |
9,4 |
19,4 | |
1.4. |
Поступления по взаимозачетам к
общему объему собственных доходов |
|
|
| |
2. |
Недоимка
на 01.01.97 г. (млрд. руб.) |
2,7 |
5,6 |
8,5 | |
|
Ее уд. вес
в % к общему объему недопоступивших
доходов |
|
|
| |
3. |
Налоговые освобождения
(расчетно) (млрд. руб.) |
2,3 |
3,2 |
2,2 | |
3.1. |
Их уд. вес
в общей сумме недопост. доходов (%) |
34,3 |
34 |
11,3 | |
3.2. |
В т.ч. на
основании нормативных актов, принятых
респ. органами власти (млрд. руб.) |
|
|
| |
4. |
Исполнение бюджетов по
расходам |
|
|
| |
|
Всего (в
%) |
70,5 |
55,4 |
55,9 | |
|
Недофинансировано к плану (млрд.
руб.) |
10.2 |
18,5 |
50,3 | |
4.1. |
В т.ч.
фонд оплаты труда (%) |
81,8 |
80,7 |
81,2 | |
4.2. |
Единые
ежемесячные пособия на детей (%) |
76,5 |
48 |
47,6 | |
5. |
Задолженность бюджетных
учреждений на 01.01.97 г. (операт. данные) |
|
|
| |
|
Всего
(млрд. руб.) с учетом ссуд респ. бюджету |
19,4 |
16,2 |
29,8 | |
|
Из них: |
|
|
| |
|
Фонд
оплаты труда |
4,5 |
2,4 |
5,3 | |
|
В том
числе просроченная |
4,3 |
2,1 |
3,6 | |
|
единые
ежемесячные пособия на детей |
0,4 |
0,9 |
3,3 | |
6. |
Расчетная обеспеченность
"живыми деньгами" расходов на
оплату труда с начислениями и детских
пособий (в %) (с учетом перечислений из
республиканского бюджета) |
|
|
|
Текст сверен по:
“Собрание законодательства
Республики Карелия”
N 7 (июль 1997 г.),
ст. 695
Ссылается на
- Об изыскании средств для обеспечения деятельности УФСБ по Республике Карелия(с дополнениями на 18.12.95 г.)
- О продлении срока действия постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 26 мая 1995 г. N 393
- О внесении изменений и дополнений в ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории РК" (Утратил силу с 1 января 2000 г. на основании Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории ...
- О внесении дополнений в Закон Республики "О порядке и условиях взимания лесных податей и определения их минимальных ставок в лесах Республики Карелия" (Утратил силу на основании Закона Республики Карелия "О признании утратившими силу некоторых законов...
- О республиканском бюджете на 1996 год
- Об уточнении инвестиционной программы Республики Карелия на 1996 год
- О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия (утратил силу на основании Закона Республики Карелия от 21 июля 2001 года N 527-ЗРК)