Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации


Законодательное Собрание Республики Карелия, руководствуясь статьей 84 федерального Конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации", постановляет:

1. Обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 4 статьи 4 и части 2 статьи 9 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ.

2. Поручить Председателю Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия В. Н. Пивненко и Председателю Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия И. П. Александрову представлять интересы Законодательного Собрания Республики Карелия при рассмотрении запроса Конституционным судом Российской Федерации.

Председатель Палаты Представителей В. Н. ПИВНЕНКО
Председатель Палаты Республики И. П. АЛЕКСАНДРОВ

Петрозаводск
11 июня 1997 г.
N 150 ПР/54 ПП

В Конституционный суд Российской Федерации

ЗАПРОС
о соответствии Конституции Российской Федерации части 4 статьи 4
и части 2 статьи 9 федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации"
от 06.12.94 г, N 56-ФЗ

1. Законодательное Собрание Республики Карелия (185610, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 5) на основании постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации" от 11.06.97 г., N 150 ПР/54 ПП и в соответствии с п. "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и п. 1 пп. "а" статьи 3, статьями 36 и 84 федерального Конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" просит Конституционный суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации части 4 статьи 4 и части 2 статьи 9 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 06.12.94 г., N 56-ФЗ (Собрание Законодательства Российской Федерации, N 33, 12 декабря 1994 г.).

2. Основанием для обращения в Конституционный суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации часть 4 статьи 4 и часть 2 статьи 9 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

3. Позиция Законодательного Собрания Республики Карелия состоит в том, что положения вышеуказанных статей противоречат Конституции Российской Федерации.

4. Положения части 4 статьи 4 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", определяющие, что "устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года" противоречат основам конституционного строя, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Так, согласно пункту 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов указан в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

Вопрос об условиях приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанных с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации, в указанный перечень предметов ведения не входит.

Положение пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации об установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления не может быть идентифицировано с вопросом об условиях приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права. Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Также в соответствии со статьей 60 Конституции Российской Федерации "гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет".

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации "граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Следовательно, законодатель, приняв норму, определяющую возрастной ценз и ценз оседлости, требуемый для регистрации кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на должность главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на должность главы местного самоуправления, допустил превышение своих конституционных полномочий и нарушил пункт 4 статьи 3, статью 73 Конституции Российской Федерации.

Также положение об условиях приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанного с достижением им определенного возраста (21 год) и сроком его проживания (не менее 1 года), для регистрации кандидатом на должность главы местного самоуправления противоречит основам конституционного строя, закрепленным в статье 12 Конституции Российской Федерации в соответствии с которой "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Согласно статье 16 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность по осуществлению местного самоуправления возглавляет глава муниципального образования. Согласно части 2 статьи 16 этого федерального закона "глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов". Таким образом, федеральный законодатель не определяет минимальный возрастной ценз и ценз оседлости для депутатов органов местного самоуправления, но конкретизирует этот момент для главы муниципального образования, что противоречит положениям частей 1, 3 статьи 16 вышеназванного федерального закона, которые закрепляют безусловные права представительного органа местного самоуправления или непосредственно населения самостоятельно решать в Уставе муниципального образования вопросы о введении должности главы муниципального образования.

Также согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией", а согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

Согласно статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, действие которого признано в Российской Федерации, в целях обеспечения народовластия предусматривается, что "каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей".

Согласно части 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, действие которой также признано Российской Федерацией, устанавливается, что воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

В связи с вышеизложенным полагаем, что часть 4 статьи 4 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" противоречит статьям 12, части 2 статей 19, 60, 73 и 130 Конституции Российской Федерации, нарушает конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления.

5. Положения части 2 статьи 9 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", определяющие, что "при проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов", противоречат основам конституционного строя, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 77 Конституции Российской Федерации "система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом". При этом в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации "вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Установление ограничений по примерному равенству избирательных округов, предусмотренное частью 2 статьи 9 "Об основных гарантиях избирательных прав граждан в Российской Федерации", на федеральном уровне полностью себя оправдывает и не требует особых изменений, но введение ограничений по примерному равенству избирательных округов на уровне региональных выборов, т.е. выборов в представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации нарушает конституционные права субъектов Российской Федерации.

Наиболее правильным и соответствующим статье 77 Конституции Российской Федерации представляется такой подход к образованию избирательных округов в границах субъекта Российской Федерации, когда не жестко установлены ограничения по примерному равенству избирательных округов на уровне региональных выборов, а также когда одним из критериев, принимаемых во внимание при образовании избирательных округов, является учет административно-территориального деления, установление границ избирательных округов, соответствующих границам муниципальных образований, равное или кратное количество избирательных округов количеству административно-территориальных единиц, поскольку все муниципальные образования равны между собой, в т.ч. независимо от численности населения.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, исходя из многочисленных социально-экономических, политических, демографических, географических и национальных особенностей регионов, традиций и тенденций, вполне правомочны и должны самостоятельно решать, каков должен быть количественный состав законодательного органа субъекта Российской Федерации и какие принципы установления границ избирательных округов использовать.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что часть 2 статьи 9 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан в Российской Федерации" противоречит статьям 73 и 77 Конституции Российской Федерации.

6. Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Республики Карелия просит Конституционный суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации части 4 статьи 4 и части 2 статьи 9 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 06.12.94 г., N 56-ФЗ.

Приложения:

1. Текст федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 06.12.94 г., N 56-ФЗ в 30 экземплярах.

2. Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации" от 11.06.97 г., N 150 ПР/54 ПП, в 30 экземплярах.

3. Документ об уплате государственной пошлины.

Председатель Палаты Представителей Законодательного Собрания
Республики Карелия В. Н. ПИВНЕНКО
Председатель Палаты Республики Законодательного Собрания
Республики Карелия И. П. АЛЕКСАНДРОВ

Текст сверен по:
“Собрание законодательства
Республики Карелия”
N 8 (август 1997 г.),
ст. 820


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ