Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

23 февраля 2001 года

[По делу о проверке конституционности некоторых положений части 7 и части 8 статьи 3 Закона РК "О референдуме в Республике Карелия" ]

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего В.В.Сухачевой, судей А.И.Киннера, П.А.Союнена, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности некоторых положений части 7 и части 8 статьи 3 Закона Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия".

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Председателя Правительства Республики Карелия о проверке конституционности вышеуказанных норм Закона Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия".

Заслушав представителя Председателя Правительства Республики Карелия консультанта отдела правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Республики Карелия Т.А.Семенцову - с одной стороны; представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия: депутатов А.П.Лукина, М.Н.Баранова, С.Г.Ушакова - с другой стороны; а также главного специалиста Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия М.В.Корчемкину, секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Н.Ф.Баринову, исследовав материалы дела, Конституционный суд установил:

1. Закон Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия" принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 2 ноября 2000 года. Подписан в соответствии со статьей 61 Конституции Республики Карелия Председателем Палаты Республики 14 ноября 2000 года. Опубликован в газете "Карелия" N 89 от 18 ноября 2000 года.

Рассматриваемым Законом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия" от 28 ноября 1997 года.

Часть 7 статьи 3, согласно которой допускается проведение референдума в Республике Карелия в день выборов депутатов Законодательного Собрания, Председателя Правительства, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав местного самоуправления, дополнена положением о том, что проведение в республике референдума допускается также и в день выборов федеральных органов государственной власти.

Статья 3 дополнена частью 8 следующего содержания: "Проведение республиканского референдума по вопросам принятия Конституции (Основного Закона) Республики Карелия, внесение в нее изменений и дополнений не допускается одновременно с проведением выборов любого уровня, референдумов по другим вопросам".

Председатель Правительства считает, что вышеуказанные дополнения к статье 3 Закона Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия" противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что не соответствует, по его мнению, статьям 2, 4, 41 Конституции Республики Карелия.

В судебном заседании представитель Председателя Правительства уточнила заявленные требования и пояснила, что в части 8 статьи 3 рассматриваемого республиканского закона оспаривается лишь правовое предписание, содержащееся в словах "выборов любого уровня" применительно к выборам федеральных органов государственной власти.

Ходатайство Председателя Правительства соответствует требованиям статей 40, 41 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.

Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного Постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, и дает заключение в отношении только тех законоположений, конституционность которых подвергается сомнению.


Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются:


законоположение части 7 статьи 3 о том, что проведение в республике референдума допускается также в день выборов в федеральные органы государственной власти;

правовое предписание части 8 статьи 3, содержащееся в словах "выборов любого уровня", в части запрета проведения референдума Республики Карелия по вопросам принятия Конституции Республики Карелия, внесения в нее изменений и дополнений одновременно с проведением выборов в федеральные органы государственной власти.

Суд при принятии данного постановления не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2.Определение условий и порядка проведения выборов и референдума в республике относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия всей полнотой государственной власти по этим вопросам обладает Республика Карелия (статья 73 Конституции Российской Федерации, статья 40 Конституции Республики Карелия).

Следовательно, в соответствии с вышеуказанными конституционными установлениями определение конкретных условий и конкретного порядка проведения республиканского референдума при условии, что республиканский законодатель не связан осуществленным федеральным законодателем регулированием по этим вопросам, относится к ведению Республики Карелия.

При этом республиканское законодательное регулирование правовых отношений, связанных с организацией и проведением выборов и референдума в республике, должно осуществляться таким образом, чтобы исключалась возможность нарушений прав граждан на участие в референдуме, избирать и быть избранными, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Конституцией Республики Карелия

3. Оспариваемое законоположение о том, что допускается проведение референдума в республике в день выборов федеральных органов государственной власти, адресовано всем субъектам правовых отношений в республике, связанным с проведением как федеральных выборов, так и референдума.

Одновременная реализация двух форм народной демократии в основном призвана обеспечить экономию бюджетных средств республиканского или местного бюджетов, затрачиваемых на проведение республиканского или местного референдумов.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" допускает одновременное проведение выборов различного уровня и референдумов, в том числе референдума в субъекте Федерации и выборов федеральных органов государственной власти (часть 6 статьи 16).

Решение о назначении республиканского референдума принимается Палатой Представителей, а местного - представительным органом или главой местного самоуправления (статьи 19 и 26 рассматриваемого республиканского закона). Только эти органы правомочны, в соответствии с установленной федеральным и республиканским законодательством процедурой, назначить дату проведения голосования на референдуме, в том числе и в день выборов федеральных органов государственной власти.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в связи с обращением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия (постоянно действующим государственным органом), согласованным с Палатой Представителей, может принять решение о совмещении территориальными и участковыми избирательными комиссиями по выборам федеральных органов государственной власти полномочий по подготовке и проведению референдума в республике (часть 8 статьи 21 Федерального закона).

Однако федеральный закон не содержит установлений, препятствующих подготовке и проведению референдума в республике в день выборов федеральных органов государственной власти, если положительное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не получено или оно не запрашивалось.

В этом случае, после принятия решения уполномоченным на то органом, республиканский либо местный референдум подготавливаются и проводятся в обычном порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством, что соответствует установлениям статьи 12 Федерального закона об обязательности проведения референдума.

Таким образом, оспариваемое законоположение, содержащееся в словах "в день выборов федеральных органов государственной власти", не препятствует осуществлению в соответствии с предписаниями федерального законодательства избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов федеральных органов государственной власти и обращению в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации по вопросу совмещения избирательными комиссиями полномочий по проведению референдума в республике. Это законоположение принято законодательным органом Республики Карелия в пределах его конституционных полномочий, не противоречит федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.

4.Часть 8 статьи 3 рассматриваемого закона запрещает проведение референдума по вопросам принятия Конституции (Основного закона) Республики Карелия, внесения в неё изменений и дополнений одновременно с проведением выборов любого уровня и референдума по другим вопросам.

Федеральный законодатель, регулируя вопросы, связанные с обеспечением избирательных прав и права на проведение референдума, установил, что дата проведения голосования по вопросам, выносимым на референдум субъекта Российской Федерации, должна быть объявлена не менее, чем за 60 дней до дня голосования. Голосование проводится в календарный выходной день, не являющийся праздничным днём (часть 6 статьи 16 Федерального закона).

На основании этой же нормы Федерального закона допускается перенесение даты голосования на референдуме в одном случае - в целях совмещения дня проведения референдума и выборов, причем на срок, не превышающий 90 дней.

В рамках данных гарантий на проведение референдума законодатель субъекта Российской Федерации, в том числе и Республики Карелия, вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу о дне голосования на референдуме.

В соответствии с правовыми предписаниями оспариваемой нормы запрет проведения республиканского референдума распространяется на период проведения выборов, то есть на весь период избирательной кампании (со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов).

Это законоположение адресовано Палате Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, которая при определении дня голосования связана установленным запретом. Определенные оспариваемой нормой ограничения фактически означают, что день голосования по вопросу принятия Конституции (Основного закона) Республики Карелия, внесения в неё изменений и дополнений должен определяться с учётом ограничений, установленных федеральным законом, а также за пределами избирательных кампаний по выборам в федеральные органы государственной власти, органов местного самоуправления.

Следствием содержащегося в оспариваемой норме запрета может явиться невозможность принятия решения Палатой Представителей по указанному вопросу из-за наслаивающихся друг на друга выборов в федеральные органы государственной власти (например, выборы вместо выбывшего депутата Государственной Думы), республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, других референдумов.

По этим же причинам может произойти отмена уже назначенного референдума или перенесение его на более поздний срок, что привело бы к нарушению основных гарантий реализации конституционного права граждан на участие в референдуме, установленных Федеральным законом, а именно, статьей 12, согласно которой решение о назначении референдума подлежит обязательному исполнению, и статьёй 16, согласно которой перенесение даты голосования на референдуме допускается в случае совмещения референдума и выборов в пределах срока, установленного законом.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1998 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других.

Оспариваемые предписания части 8 статьи 3 республиканского закона могут создать препятствия для назначения и проведения республиканского референдума по принятию Конституции Республики Карелия, внесению в неё изменений и дополнений в установленные федеральным законом сроки, повлечь отмену уже назначенного референдума и перенос его на неопределенный срок, чем нарушат установленные статьями 12 и 16 Федерального закона гарантии права граждан на участие в референдуме и положения статей 2, 11,41 Конституции Республики Карелия.


На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:

1. Признать правовые предписания части 7 статьи 3 Закона Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия", содержащиеся в словах "в день выборов федеральных органов государственной власти", соответствующими Конституции Республики Карелия.

2. Признать часть 8 статьи 3 Закона Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия" не соответствующей статьям 2, 11, 41 Конституции Республики Карелия в части запрета проведения голосования на референдуме Республики Карелия по вопросам принятия Конституции Республики Карелия, внесение в нее изменений и дополнений одновременно с проведением выборов в федеральные органы государственной власти.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного Закона "О судебной системе в Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".


Конституционный Суд Республики Карелия.

Текст сверен по:
Официальная рассылка

По делу о проверке конституционности некоторых положений части 7 и части 8 статьи 3 Закона РК "О референдуме в Республике Карелия"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 23.02.2001

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 23.02.2001

Опубликован: газета "Карелия" N 28 (728) от 13 марта 2001г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 2 (февраль) 2001г., ст.276




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919305219

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919305219

На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane