Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

24 января 2001 года

[по делу о проверке конституционности положений части 3 и 4 статьи 31 и статьи 53 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 года"]

г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего П.А. Союнена, судей А.И. Киннера, В.П. Наговицына, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положений части 3 и 4 статьи 31 и статьи 53 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год".

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Прокурора Республики Карелия.

Заслушав представителей сторон:

от Прокуратуры Республики Карелия - прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Л.А. Риммер;

от Законодательного Собрания Республики Карелия - Председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия Н.И. Левина;

депутата Палаты Республики В.Г. Лаврентьева, заместителя председателя контрольно-бюджетного комитета Законодательного Собрания Республики Карелия В.А. Васильева, консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Р.С. Крузмана;

от Председателя Правительства Республики Карелия - консультанта отдела правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Республики Карелия Г.Н. Иванова, начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Карелия З.В. Леонтьеву и приглашенных в качестве специалистов - заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия С.Н. Тарабрина, начальника отдела доходов Г.В. Майдакову;

заместителя президента ОАО "Банк "Онего" Н.И. Жупикову;

главного юрисконсульта Национального банка Республики Карелия Н.И. Акинфину, суд установил:

1. Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" N 403-ЗРК принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 16 марта 2000 года, одобрен Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 23 марта 2000 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 31 марта 2000 года и опубликован в газете "Карелия" 1 апреля 2000 года. Законами Республики Карелия от 18 июля 2000 года N 420-ЗРК и N 421-ЗРК и от 11 октября 2000 года N 436-ЗРК в него внесены изменения и дополнения.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 31 рассматриваемого закона доходы целевых бюджетных фондов поступают на специальные бюджетные счета Министерства финансов Республики Карелия, функции по расчетному обслуживанию которых осуществляются ОАО "Банк "Онего".

Статьей 53 этого же закона с 1 октября 2000 года приостановлено действие части 7 статьи 19 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" в части выплаты премии государственным служащим и лицам, замещающим государственные должности, введено ограничение выплаты надбавок за особые условия службы в пределах фонда оплаты труда. Органам местного самоуправления рекомендовано приостановить на своих территориях действие части 1 статьи 14 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" в части выплаты премий за квартал и год.

По мнению прокурора, оспариваемые положения республиканского закона противоречат статьям 155 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивают трудовые права государственных служащих, гарантированные им федеральным законодательством, содержат неправомерные рекомендации органам местного самоуправления. По указанным выше основаниям прокурор просит суд признать части 3 и 4 статьи 31 и статью 53 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" неконституционными.

Ходатайство Прокурора Республики Карелия принято к производству в период действия рассматриваемого закона, соответствует требованиям статей 40, 41, 43 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.

Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве.

2. Конституция Республики Карелия закрепляет за Республикой Карелия всю полноту государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (часть 1 статьи 1 Конституции Республики Карелия).

Полномочия органов государственной власти Республики Карелия не могут превышать пределы, установленные Федеративным договором и закрепленные Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Конституции Республики Карелия). Самостоятельно Республика Карелия принимает решения только по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия (статья 40 Конституции Республики Карелия). Органы государственной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законы, Конституцию и законы Республики Карелия (часть 1 статьи 2 Конституции Республики Карелия).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Основной составляющей бюджетного законодательства является финансово-кредитное регулирование.

Финансовое и кредитное регулирование отнесено Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации), и федеральные законы, принятые по этим вопросам, являются законами прямого действия (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 151) единственным органом денежно-кредитного регулирования, обладающим бюджетными полномочиями, является Банк России, который в соответствии с частью 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации наделен полномочиями по обслуживанию счетов бюджетов всех уровней.

Функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов могут исполнять кредитные организации лишь в случае отсутствия учреждений Банка России на какой-либо территории, либо невозможности обслуживать счета бюджетов этими учреждениями (часть 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие этому федеральному закону.

Федеральный закон N 159-ФЗ от 9 июля 1999 года "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" ввел Бюджетный кодекс Российской Федерации в действие с 1 января 2000 года за исключением отдельных его положений.

Часть 1 статьи 8 указанного закона устанавливает, что кодекс применяется к бюджетным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.


Закон Республики Карелия N 403-ЗРК "О республиканском бюджете на 2000 год" принят в период, когда Бюджетный кодекс Российской Федерации и, в частности, его статьи 155, 156 уже действовали.

Как установлено судом, Национальный банк Республики Карелия на момент принятия закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" имел возможность обслуживать счета по учету средств республиканского и местных бюджетов, в связи с чем отсутствовали правовые основания для открытия и обслуживания бюджетных счетов в ОАО "Банк "Онего".

В связи с этим положения частей 3 и 4 статьи 31 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" не соответствуют положениям части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, части 3 статьи 4, статьям 40 и 41 Конституции Республики Карелия.

3. Регулирование отношений, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы, относится к предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации). Поэтому решения органов государственной власти Республики Карелия в силу предписаний статей 1, 2, 40, 41, 72, 74-1 Конституции Республики Карелия не могут противоречить федеральному законодательству.

Прохождение государственной службы в Республике Карелия урегулировано Законом Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации", Законом Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" и издаваемыми на их основе нормативными и иными правовыми актами.

Составляющие денежного содержания и иных выплат государственным служащим определяются статьей 17 федерального закона и статьей 19 закона Республики Карелия.

И федеральный закон, и закон республики включают в оплату труда государственных служащих премии и надбавки за особые условия службы.

Согласно части 2 статьи 17 федерального закона субъект Российской Федерации вправе регулировать размер и порядок установления надбавок к должностному окладу.

Часть 1 статьи 53 закона о бюджете на 2000 год предусматривает прекращение выплаты премии государственным служащим с 1 октября 2000 года на период действия закона, то есть до 31 декабря 2000 года.

Одновременно законодатель ограничил выплату надбавок за особые условия службы фондом оплаты труда, установленным законом на 2000 год. Тем самым фактически пересмотрен размер ежемесячного содержания государственного служащего, так как согласно пункту 7 статьи 19 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" данная надбавка устанавливается в размере четырех денежных окладов государственного служащего, который в 2000 году зависел от минимального размера оплаты труда. Вместе с тем оспариваемый закон не учитывал принятых федеральным органом государственной власти решений об увеличении минимального размера оплаты труда. С принятием этого решения государственные служащие приобрели право на более высокий размер денежного содержания.

Поскольку порядок изменения оплаты труда государственных служащих Законом Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" не урегулирован в этой части в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации" и статьей 2 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия", на государственных служащих распространяется действие трудового законодательства. Это корреспондирует правовым предписаниям статьи 11 Конституции Республики Карелия, согласно которым в Республике Карелия каждому гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией и законами Российской Федерации.

Статьи 25 и 85 КЗоТ Российской Федерации определяют, что размер оплаты труда является существенным условием труда и его изменение требует предварительного извещения работников об этом не позднее чем за два месяца до введения таких изменений.

Следовательно, при введении закона в действие законодатель должен был предусмотреть срок, позволяющий выполнить указанные требования федерального законодательства.

Однако соблюдение этих требований исключалось предписаниями рассматриваемой нормы, введенной в действие с 1 октября 2000 года, тогда как сам закон подписан Председателем Правительства Республики Карелия 11 октября 2000 года, а официально опубликован в газете "Карелия" 14 октября 2000 года.

Таким образом, данные правовые предписания оспариваемого закона не соответствуют статье 11 Конституции Республики Карелия.

4. Верховенство Конституции и законов является одним из принципов правового государства, который закреплен статьей 2 Конституции Республики Карелия. Согласно части 2 статьи 45 Конституции Республики Карелия единственным законодательным органом Республики Карелия является Законодательное Собрание, состоящее из двух палат: Палаты Республики и Палаты Представителей (статья 46 Конституции Республики Карелия). Право парламента осуществлять законодательную власть не может быть делегировано им каким-либо иным органам или должностным лицам. Тем самым правовые предписания части 2 статьи 53 оспариваемого закона, в которых содержится рекомендация органам местного самоуправления о принятии решений по приостановлению действия части 1 статьи 14 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" в части выплаты денежного поощрения (премий) по итогам службы за квартал и год, противоречат правовой природе местного самоуправления, которое по своему месту в системе органов публичной власти не может выступать в качестве законодательного органа и не соответствует статьям 45 и 46 Конституции Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:

1. Признать не соответствующими части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, части 3 статьи 4, статьям 40 и 41 Конституции Республики Карелия положения части 3 и 4 статьи 31 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" в части открытия и расчетного обслуживания специальных бюджетных счетов в ОАО "Банк "Онего".

2. Признать не соответствующей статьям 11, 45, 46 Конституции Республики Карелия статью 53 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год".

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:
официальное издание газета "Карелия"
от 6 февраля 2001 года N 14(714) стр. 7

По делу о проверке конституционности положений части 3 и 4 статьи 31 и статьи 53 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 года".

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 24.01.2001

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 24.01.2001

Опубликован: газета "Карелия" от 6 февраля 2001 года N 14 (714), "Собрание Законодательства Республики Карелия" №1 (январь 2001 г.), ст. 105




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919304827

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919304827

Ссылается на


На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane