Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2000 года N 368

О Программе реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в Республике Карелия
и содействия трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы


Во исполнение постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 октября 1998 года N 3134-II ГД "О критической ситуации в финансовом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования", постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 567-СФ "О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации", учитывая критическую ситуацию, сложившуюся в учреждениях Республики Карелия, исполняющих наказания, и в целях стабилизации их производственной деятельности постановляю:


1. Одобрить прилагаемую Программу реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в Республике Карелия и содействия трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы (далее - Программа).

2. Согласовать Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия государственным заказчиком программы реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в Республике Карелия и содействия трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы.

Председатель Правительства С.Л. Катанандов


Одобрена постановлением
Председателя Правительства
Республики Карелия
от 29 декабря 2000 года N 368


Программа
реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в Республике Карелия
и содействия трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы







ПАСПОРТ


Программы
реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в Республике Карелия
и содействия трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы

Наименование Программы

- Программа реформирования промышленного


сектора уголовно - исполнительной системы в


Республике Карелия и содействия трудовой


занятости осужденных на 2001-2005 годы

Основание для разработки Программы

- постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 октября 1998 года № 3134-11 ГД "О критической ситуации в финансовом


обеспечении деятельности уголовно-исполнительной


системы в условиях ее реформирования",


постановление Совета Федерации Федерального


Собрания Российской Федерации от 24 декабря


1998 года N 567-СФ


"О положении в уголовно-исполнительной системе


Министерства юстиции Российской Федерации",


решение Совета Безопасности Российской


Федерации от 23 октября 1998 года N 7 "О не-


удовлетворительном финансировании уголовно-


исполнительной системы Министерства юстиции

Российской Федерации".

Государственный заказчик Программы

- Управление исполнения наказаний. Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия

Цели и задачи Программы

- создание необходимых условий для обеспечения


трудовой занятости осужденных и улучшения


экономических показателей их трудового исполь


зования; экономия бюджетных ассигнований за


счет самообеспечения уголовно-исполнительной


системы вещевым имуществом и иной продукцией;


устойчивое функционирование промышленного


сектора уголовно исполнительной системы в


условиях рыночной экономики.

Сроки реализации

- 2001-2005 годы

Программы


Перечень основных мероприятий

- оздоровление финансового состояния и рефор-

Программы

мирование предприятий уголовно-исполнитель-


ной системы; реструктуризация промышленного


сектора уголовно-исполнительной системы; уве-


личение объемов производства продукции для


внутрисистемных нужд; привлечение инвестиций


сторонних организаций в производство уголовно-


исполнительной системы; использование произ-


водственного потенциала уголовно-исполни-


тельной системы в целях реализации региональных


целевых программ Республики Карелия

Объемы и источники финансирования Программы






Ожидаемые конечные результаты Программы

- всего
в том числе
федеральный бюджет
внебюджетные источники
из них
собственные средства предприятий
уголовно-исполнительной системы привлеченные инвестиции

-обеспечение устойчивого финансирования промышленного cектора уголовно-исполнительной системы в условиях рыночной экономики, привлечение к труду не менее 200 неработающих осужденных, ежегодный прирост объемов промышленного производства на 8-10 процентов, доведение объемов выпуска продукции для внутрисистемных нужд до 12-15 процентов от общего объема производства

17,4 млн. руб

8,5млн. руб.
8,9млн. руб.


4,8млн.руб.
4,1млн.руб.


Программа
реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в Республике Карелия
и содействия трудовой занятости осужденных на 2001-2005 годы

I. Сущность проблемы и анализ причин ее возникновения

На протяжении последних лет органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены строить свою деятельность в условиях систематического недофинансирования федеральным бюджетом неотложных потребностей уголовно-исполнительной системы.

Хронический дефицит средств на финансирование расходов, связанных с содержанием осужденных и персонала уголовно- исполнительной системы, поддержанием на необходимом уровне оснащенности подразделений и объектов системы вооружением, инженерно-техническими средствами охраны, средствами связи, автотранспортом, не дает возможности обеспечить в полном объеме выполнение задач, возложенных на органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством.

Принимая во внимание реальное состояние федерального бюджета, ожидать в ближайшее время коренного улучшения положения дел с финансовым и материально-техническим обеспечением деятельности уголовно-исполнительной системы вряд ли возможно.

Одним из немногих путей решения проблемы получения дополнительных средств и действительного ослабления нагрузки на федеральный бюджет является повышение доходов от трудового использования осужденных с их последующим направлением на финансирование расходов по содержанию уголовно-исполнительной системы. Эффективная производственно-хозяйственная деятельность дает возможность сократить бюджетные расходы на содержание осужденных и персонала системы, решить вопросы самообеспечения продуктами питания, вещевым имуществом, строительными материалами, различной продукцией коммунально-бытового и специального назначения.

Это позволит улучшить финансовое состояние уголовно-исполнительной системы в целом и повысит устойчивость ее функционирования в условиях рыночных отношений в экономике. Наряду с этим созданный в уголовно-исполнительной системе производственный потенциал может быть использован для решения неотложных задач социально-экономического развития Республики Карелия.

Однако в силу ряда причин промышленный сектор уголовно-исполнительной системы оказался в крайне тяжелом положении.

Переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно-полезному труду, потребовал изменения существующей структуры и форм трудового использования осужденных. Практически не стало производственных объектов, работающих с предприятиями уголовно-исполнительной системы Республики Карелия по кооперации или использующих труд осужденных на контрагентских объектах.

Предприятия системы имеют устаревшие основные фонды. Доля оборудования, имеющего полный износ, достигла 47 процентов. Систематическое недофинансирование федеральным бюджетом расходов на содержание уголовно-исполнительной системы привело к отвлечению на эти цели из ее промышленного сектора собственных оборотных средств и прибыли предприятий в сумме 6200 тыс. рублей.

Кризис неплатежей привел к тому, что примерно 2/3 от общего объема реализованной предприятиями системы продукции приходится на товарообменные операции, проведение которых не способствует улучшению их финансового состояния.

Предприятия не в состоянии обеспечить своевременную уплату налогов в бюджеты различных уровней и обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Данное обстоятельство позволяет применить к ним процедуру банкротства. Это в свою очередь повлечет за собой массовое высвобождение осужденных из трудовых процессов и неизбежно приведет к дестабилизации обстановки в учреждениях исполняющих наказания.

Отсутствие средств не позволяет провести техническое переоснащение и модернизацию существующих производственных мощностей, освоить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, реализовать перспективные инвестиционные проекты.

Недостаток оборотных средств толкает предприятия системы к неплатежам и сокращению производства.

Несмотря на то, что в течение последних лет наметилась тенденция к сокращению численности неработающих осужденных, необходимо обеспечить улучшение качественных показателей их трудового использования. Начисляемая заработная плата (в среднем 240 рублей) не позволяет большинству осужденных компенсировать затраты за получаемое вещевое имущество и питание. Более 70 процентов работающих осужденных не выполняют нормы выработки.

Требуют своего решения и проблемы, связанные с социальной защищенностью производственно-технического персонала уголовно-исполнительной системы. Сотрудники, содержащиеся за счет отчислений от прибыли и собственных средств предприятий, месяцами не получают заработную плату. Это приводит к созданию нездоровой обстановки в коллективах подразделений, оттоку квалифицированных специалистов из промышленного сектора и дестабилизирует деятельность системы в целом.

II. Возможные пути решения проблемы

В настоящее время в состав уголовно-исполнительной системы Республики Карелия входят три промышленных предприятия и собственное производство ИК-9. Стоимость их основных производственных фондов составляет более 80 млн. рублей. Предприятиями системы эксплуатируется свыше 300 единиц различного технологического оборудования, около 150 единиц автотранспортной техники.

Годовой объем производства продукции превысил 20 млн. рублей, номенклатура выпускаемых изделий включает в себя более 300 наименований.

Созданные производственные мощности позволяют занять трудом не менее 1500 человек, обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции до 25 млн. рублей.

В настоящее время назрела необходимость проведения реструктуризации и реформирования промышленности уголовно-исполнительной системы с целью повышения эффективности трудового использования осужденных, дальнейшего интегрирования производственного потенциала системы в экономику Республики Карелия.

Имеющийся в уголовно-исполнительной системе Республики Карелия промышленный потенциал был ориентирован на работу по кооперации с заводами Санкт-Петербурга, Московской области. Онежским тракторным заводом (до 80 процентов в общем объеме производства).

В течение 1996-2000 годов в промышленном секторе уголовно-исполнительной системы реализовывалась целевая республиканская программа "Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы". Несмотря на то, что в 1999-2000 годах ни одно из программных мероприятий не было профинансировано бюджетом Республики Карелия, реализация программы позволила переломить негативные тенденции, наметившиеся в производственно-хозяйственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в начале 90-х годов.

Почти на 300 человек возросло число осужденных, выводимых на оплачиваемые работы. Обеспечен рост объемов производства. Прибыль от основной деятельности составила 213 тысяч рублей. Удалось привлечь в производственный сектор системы инвестиции на сумму свыше трех млн. рублей.

Для нормального функционирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в течение 2001-2005 годов необходимо провести мероприятия по оздоровлению его финансового состояния, реструктуризации производственного потенциала и его дальнейшей интеграции с экономикой Республики Карелия, совершенствованию профессионально-технического обучения осужденных, разработке законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих организацию производственно-хозяйственной деятельности в местах лишения свободы с учетом их специфики.

Комплексное решение этих проблем возможно только с участием всех заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия, что и потребовало разработки данной Программы.

III. Перечень программных мероприятий

Программа предполагает проведение ряда мероприятий по улучшению экономических показателей трудового использования осужденных, дальнейшему наращиванию объемов производства промышленной продукции, повышению финансовой устойчивости предприятий, технологического уровня производства и технического уровня выпускаемой продукции.

Для достижения этих целей предполагается:

1) оздоровление финансового состояния предприятий

Финансовое положение промышленного сектора уголовно-исполнительной системы остается крайне тяжелым.

Кредиторская задолженность предприятий системы составила более 30 млн. рублей (в 1,6 раза больше годового объема производства), из которых 21 млн. рублей приходится на обязательные платежи налогов и сборов в бюджеты различных уровней, а также обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Как отмечалось выше, удельный вес денежных средств в общем объеме выручки от реализации продукции, произведенной предприятиями системы, не превышает 20-25 процентов. В этих условиях предприятия не в состоянии обеспечить своевременные платежи налогов и сборов.

В общем объеме дебиторской задолженности (10,9 млн. рублей) более 50 процентов составляют деньги, недополученные из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы (6,2 млн. рублей).

На балансе предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания, находится 22,7 тыс. квадратных метров жилого фонда, значительная часть затрат на содержание которого относится на убытки предприятий.

Существующий в настоящее время порядок реструктуризации задолженности предприятий и организаций по платежам во все виды бюджетов и внебюджетных платежей не учитывает специфику производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.

В этой связи назрела существенная необходимость реализации комплекса мер по оздоровлению финансового состояния предприятий и созданию среды, благоприятной для функционирования промышленного сектора в условиях ее реформирования путем:

проведения в Законодательном Собрании Республики Карелия работы по сохранению существующих и получению дополнительных льгот по уплате региональных налогов и сборов;

передача в ведение органов местного самоуправления объектов жилого фонда и коммунально-бытовой сферы, находящихся на балансе предприятий уголовно-исполнительной системы;

погашение дебиторской задолженности за продукцию, поставленную предприятиями учреждений, исполняющих уголовные наказания, для нужд бюджетной сферы деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе и за счет ее текущего финансирования.

Выполнение предложенных мероприятий позволит предприятиям погасить кредиторскую задолженность, урегулировать их хозяйственные связи, ускорить оборачиваемость собственных средств, нормализовать и улучшить их финансово-хозяйственную деятельность, что даст промышленному сектору уголовно-исполнительной системы возможность в дальнейшем пополнять оборотные средства за счет получаемой прибыли и доходов от трудового использования осужденных.

2) осуществить реформу промышленных предприятий уголовно-исполнительной системы

Целью реформирования предприятий уголовно-исполнительной системы является улучшение управления предприятиями, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов.

В этой связи предполагается изучить вопрос о преобразовании предприятия ИК-4 в федеральное казенное предприятие, либо в собственное производство учреждения, а собственное производство ИК-9-в предприятие.

3) провести комплекс мер по реструктуризации промышленности уголовно-исполнительной системы, включающий в себя:

- мероприятия по решению проблемы самообеспечения потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания, вещевом имуществе, строительных материалах. Наряду с экономией средств федерального бюджета решение этой проблемы позволит повысить эффективность использования и оборачиваемости бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели, внутри системы.

В рамках реализации программы планируется продолжить работу по изготовлению вещевого имущества для осужденных на всех предприятиях системы. Ведутся работы по организации производства обуви на базе предприятия ИК-7. Кроме этого предполагается создать участок на предприятии ИК-1 по пошиву форменной одежды для личного состава уголовно-исполнительной системы Республики Карелия.

Планируется увеличить объем производства шлакоблоков, столярных изделий, пиломатериалов, направляемых на ремонт и реконструкцию объектов социального и производственного назначения в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Карелия.

За счет реализации программы по самообеспечению уголовно-исполнительной системы Республики Карелия, предусматривающей расширение подсобных хозяйств учреждений, предстоит увеличить объемы производства овощей и мяса для питания осужденных. Наряду с увеличением объемов хлебопечного производства проводятся мероприятия по организации выпуска макаронных изделий и постепенный переход на полное самообеспечение этой продукцией;

- мероприятия по перепрофилированию и реконструкции предприятий исправительных колоний. Ввиду полного прекращения производства продукции по кооперации (металлообработка) приоритетным направлением в развитии промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Республики Карелия принято создание деревообрабатывающего производства.

Учитывая доступность сырья и большой спрос на потребительские товары из дерева, в рамках реализации программных мероприятий планируется провести реконструкцию деревообрабатывающих участков на всех предприятиях уголовно-исполнительной системы Республики Карелия. Результатом этого должно стать расширение производственных мощностей, увеличение объемов производства продукции из древесины, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, улучшение качества изделий.

Для сокращения затрат на производство продукции предполагается проработать вопрос о создании лесозаготовительного участка на базе ИК-1, обеспечивающего сырьем предприятия исполнительных колоний, находящихся в Сегежском районе.

С целью уменьшения себестоимости продукции и рационального использования имеющегося оборудования планируется создание участка по производству мебельной фурнитуры, инструмента и оснастки на базе ИК-7.

С учетом полученного положительного опыта по разведению кроликов в ИК-7 и ИК-9 планируется дальнейшее развитие кролиководческих хозяйств в этих учреждениях и создание ферм в других подразделениях уголовно-исполнительной системы Республики Карелия.

4) интеграция промышленного потенциала уголовно-исполнительной системы в экономику Республики Карелия

Имеющиеся производственные мощности предприятий исправительных колоний позволяют давать ежегодный прирост объемов производства на 8-10 процентов, выпускать потребительские товары, необходимые для населения республики в объеме более 10 млн. рублей в год.

Планируется продолжить и расширить имеющиеся хозяйственные связи предприятий уголовно-исполнительной системы Республики Карелия с АО "Костомукшский окатыш", АО "Сегежабумпром", АО "Кондопогабумпром", АО "Надвоицкий алюминиевый завод" и др.

В рамках социальных и экономических региональных программ, а также по прямым договорам предполагается работа по обеспечению вещевым имуществом и мебелью учреждений Министерства социальной защиты Республики Карелия, Министерства здравоохранения Республики Карелия, Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия, Министерства юстиции Республики Карелия.

IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


Реализация Программы позволит сохранить и развить положительные тенденции в производственно-хозяйственной сфере деятельности уголовно-исполнительной системы.

Численность неработающих осужденных предполагается сократить на 150-200 человек. Рост объемов промышленного производства за период реализации Программы должен составить не менее 7-8 процентов ежегодно. Объем производства продукции для внутрисистемных нужд будет доведен до 12-15 процентов от общего объема производства.

V. Материальное и финансовое обеспечение Программы

Предполагаемые затраты на реализацию мероприятий Программы составят 17,4 млн. рубля.

Планируется привлечь инвестиции от сторонних организаций на сумму свыше 4 млн. рублей, использовать средства учреждений, исполняющих наказания, в сумме 4,8 млн. рубля.


Приложение к Программе

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок исполнения

Источник финансирования

Ожидаемые конечные результаты

I.

Самообеспечение потребностей уголовно-исполнительной системы в

все учреждения УИН

2001-2005 г.г.

федеральный бюджет - 8500,0

перевод уголовно-исполнительной системы


продуктах питания, вещевом имуществе,



тыс. руб.

на самообеспечение ;


строительных материалах



средства предприятий исправительных





колоний

трудозанятость -





-1700,0 тыс.руб.

60 человек

1.

Изготовление вещевого имущества и
спецодежды для осужденных

УИН,

2001-2005 г.г.

федеральный бюджет - 3000,0



ИК-1,ИК-4


тыс.руб.,




ИК-7,ИК-9


средства испра-






вительных колоний






- 500,0






тыс.руб.


2.

Изготовление вещевого имущества и

ИК-1,ИК-7,

2001-2005 г.г.

федеральный



форменной одежды для личного состава УИС

ИК-9


бюджет- 1000,0 тыс.руб.


3.

Производство шлакоблоков,

ИК-1,ИК-4,

2001-2005 г.г.

федеральный



пиломатериалов, столярных изделий

ИК-7,ИК-9


бюджет - 3000,0



для нужд учреждений УИС



тыс.руб, средства






исправительных






колоний- 1000,0






тыс.руб.



4.

Организация выпуска макаронных изделий для собственных нужд

ИК-1

2001 г.

федеральный бюджет - 500,0 тыс.руб; средства







ИК-1 - 100,0







тыс.руб.


5.

Организация производства обуви для
осужденных

УИН, ИК-7

2003-2004 г.г.

федеральный бюджет-1000,0 тыс.руб.; средства







ИК-7- 100,0







тыс.руб.



II.

Реконструкция и развитие действующих

УИН, ИК-1,

2001-2005 г.г.

средства пред-

укрепление и развитие



производств, укрепление материально-

ИК-4, ИК-7,


приятий исправительных колоний

материально-



технической базы предприятий УИС

ИК-9


-2600,0 тыс.

технической базы





руб.; инвестиции

предприятий испра-






сторонних орга-

вительных колоний;





низаций - 3100,0 тыс. руб.

улучшение техноло-







гической дисциплины;







повышение качества


6.

Реконструкция цеха столярных изделий в ИК-1

УИН, ИК-1

окончание
2005 г.

средства ИК-1-200,0 тыс. руб.; средства инвеcторов

продукции; обеспечение производства






500,0

лесоматериалами;






тыс. руб.

снижение себестоимости


7.

Реконструкция объектов старой

УИН, ИК-1

окончание

средства ИК-1 -

продукции;



промышленной зоны ПК-1


2003 г.

100,0 тыс. руб.

трудозанятость







150 человек


8.

Реконструкция участка деревообработки

УИН, ИК-4

2001 г.

средства ИК-4 -




в ИК-4 с организацией лесопиления



300,0 тыс.руб.




и сушильного хозяйства






9.

Реорганизация промзоны ИК-7

УИН, ИК-7

2001-2003 г.г.

средства ИК-7-500,0 тыс.руб.;




с увеличением производственных мощностей



средства


.


по сушке и станочной обработке



инвесторов - 600,0




древесины



тыс.руб.


10.

Реконструкция здания медчасти ИК-9 под производственные участки

ИК-9

2001-2002 г.г.

средства ИК-9 -300,0 тыс.руб.; средства







инвесторов - 500,0тыс.руб.









11.

Организация участка по производству фрезерованных деревянных деталей вангаре ИК-9

ИК-9

2001-2003 г.г.

средства ИК-9 -100,0 тыс.руб.; средства






инвесторов - 500,0 тыс.руб.









12.

Дальнейшее поэтапное развитие






кролиководческих ферм в ИК-9:

ИК-9

2002 г.

средства ИК-9 -




-до 150 мини ферм


2005 г.

300,0 тыс.руб.




-до 200 мини ферм,







-в ИК-7:

ИК-7

2002 г.

средства ИК-7 -




-до 100 мини ферм


2005 г.

300,0 тыс.руб.




-до 150 мини ферм






13.

Организация внутрисистемной коо-







перации







- по лесозаготовительным работам

УИН, ИК-1,

2003 г.

средства учреждений-




набазеИК-1;

ИК-7


- 500,0




- по производству мебельной

УИН, ИК-7,

2002-2003 г.г.

тыс.руб.




фурнитуры, оснастки и инструмента

ИК-1,ИК-4






на базе ИК-7






III.

Интеграция промышленного потенциала



средства предприятий

ежегодный прирост



уголовно-исполнительной системы в экономику Республики Карелия



исправительных колоний - 500,0 тыс.руб.;

объемов производства на 8-10 процентов





средства предприятий

с дополнительным






и организаций

трудоустройством






Республики

50 человек; обеспечение






Карелия -







1000,0 тыс.руб.

населения







Республики Карелия






потребительскими

14.

Освоение производства 50 наименований

ИК-1,ИК-4,

2001-2005 г.г.


товарами; реализация


новых конкурентоспособных видов продукции

ИК-7,ИК-9



социальных программ





15.

Реализация договоров о поставках

учреждения

2001-2005 г.г.




продукции, выпускаемой учреждениями

УИС, заинтере-





уголовно-исполнительной системы

сованнные





и оказании услуг предприятиям

органы





и организациям Республики Карелия

исполни-






тельной




16.

Участие предприятий УИН в конкурсах

власти Рес-

2001-2005 г.г.

республиканский



на получение заказов для госнужд

публики


бюджет в объемах



Карелии и в реализации региональных

Карелия,


предусмотренных



программ

предприятия


программами




и организации





Республики






Карелия






Применяемая аббревиатура: ИК - исправительная колония; УИС - уголовно исполнительная система; УИН -управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия



Текст сверен по:
Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ