Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Карелия

7 декабря 2000 года

[По делу по заявлению Прокурора Республики Карелия о признании отдельных положений Закона Республики Карелия "О выборах Председателя Правительства РК" противоречащими Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"]

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кудиновой Т.В.,

при секретаре Шурухиной Е.В.,

с участием прокурора Кордюковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Карелия о признании отдельных положений Закона Республики Карелия "О выборах Председателя Правительства РК" противоречащими Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",

Установил:

Закон Республики Карелия "О выборах Председателя Правительства Республики Карелия" в действующей редакции принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 09.07.97, одобрен Палатой Республики ЗС РК 10.07.97.

Прокурор Республики Карелия просит признать отдельные положения названного закона противоречащими Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

По мнению прокурора, положения статей 3 (п. 2), 3 (п. 4), 4 (п. 1 и 2), 5 (п. 1 и 2), 6 (п. 1, 5), 7 (п. 5), 10 (п. 1), 11 (п. 2 и 6), 12 (п/п "е" п. 1), 14 (п/п "а" п. 1 и п. 2), 15 (п. 9 и 10), 18 (п. 4 и 6), 19, 20, 21 (п. 1, 2, 3, 4, 5, 7,8), 22 (п. 1), 24 (п/п "е" п. 4, п. 6, 7 и 9), 25 (п. 2 и 3), 27 (п. 1), 28 (п. 1 и 2), 29 (п. 1), 30, 31, 33 (п. 1, 4 и 7), 34 (п. 3, 7 и 8), 35, 36 (п. 2 и 4), 37 (п. 3), 38 (п. 2, 3, 4), 39 (п. 3), 40 (п. 5 и 9), 41 (п. 3), 45 (п. 4 и 5) Закона Республики Карелия "О выборах Председателя Правительства Республики Карелия" противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В судебном заседании прокурор поддержал заявление, просил дополнительно признать положения п. 1 ст. 11 Закона РК противоречащими п. 7 ст. 23 Федерального закона, отказался от требований в части признания положений п. 1 ст. 6 Закона РК противоречащими Федеральному закону.

Представитель Председателя Правительства РК Иванов Г.Н. заявление прокурора признал частично, согласен, что положения части 2 и 4 статьи 3, части 1 и 2 статьи 5, часть 5 статьи 7, часть 1 статьи 10, часть 2 статьи 11, подпункт "е" пункта 1 статьи 12, подпункт "а" части 1 и часть 2 статьи 14, часть 6 статьи 18, статья 21, часть 1 статьи 22, подпункт "е" части 4 статьи 24, часть 9 статьи 24, часть 2 статьи 25, часть 1 статьи 27, части 1 и 2 статьи 28, часть 1 статьи 29, статья 30, части 1, 4, 7 статьи 33, части 3, 7, 8 статьи 34, часть 1 статьи 35, части 2 и 4 статьи 36, части 3 и 10 статьи 37, статья 38, часть 3 статьи 39, части 5, 9 статьи 40, часть 3 статьи 41, части 4, 5 статьи 45 действительно частично или полностью не соответствуют Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Представитель Центральной комиссии РК Баринова Н.Ф. считает, что только положения п. 2 ст. 3, подпункта "а" п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 22, п. 6 ст. 24, п. 4 ст. 31, п. 1, 4, 7 ст. 33, п. 3, 7, 8 ст. 34, п. 4 ст. 36, п. 3, 10 ст. 37 Закона РК противоречат Федеральному закону. Остальные положения либо не противоречат, либо содержат пробельные нормы, поскольку Федеральный закон был принят позднее закона субъекта РФ.

Представитель Аппарата Законодательного Собрания РК согласен с заявлением прокурора частично, по мнению представителя Аппарата Законодательного Собрания РК, п. 2 ст. 3, п. 5 ст. 6, п. 5 ст. 7, пп. "а" п. 1 ст. 14, ст. 21, п. 1 ст. 22, пп. "е" ст. 24, п. 6 ст. 24, п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 29, ст. 30, 31, п. 1, 7 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 4 ст. 36, п. 3 ст. 37, п. 10 ст. 37, ст. 38, 40 Закона РК противоречат федеральному законодательству, нормы остальных не противоречат.

Представители Палаты Представителей и Палаты Республики Законодательного Собрания РК в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения заинтересованных лиц, суд находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 19.09.97 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации о выборах не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Однако отдельные положения оспариваемого Закона РК входят в противоречие с требованиям указанного Федерального закона.

Так, пункт 2 статьи 3 Закона РК в части установления для кандидатов на должность Председателя Правительства РК срока проживания в Республике Карелия не менее одного года противоречит пункту 5 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому установление законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на территории субъекта РФ в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Доводы представителя Председателя Правительства о том, что данная норма соответствует ст. 65 Конституции Республики Карелия и поэтому не может быть признана противоречащей федеральному закону без внесения изменений в Конституцию РК, несостоятельны, а кроме того, решением Верховного Суда РК от 24.11.2000 г. положения ст. 65 Конституции Республики Карелия признаны недействующими.

В пункте 4 ст. 3 Закона РК приводится перечень обстоятельств, которые не могут ограничивать избирательные права граждан, положения данной нормы не соответствуют пункту 2 ст. 4 Федерального закона (в число данных обстоятельств не включены должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям, в отличие от федеральной нормы, перечень обстоятельств является исчерпывающим).

ФЗ устанавливает основные гарантии избирательных прав, субъекты РФ не могут своими законами уменьшать объем этих гарантий. Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ субъекты РФ могут устанавливать гарантии, дополняющие гарантии, установленные ФЗ.

Пункты 1 и 2 ст. 4 Закона РК в нарушение пункта 1 ст. 10 Федерального закона не устанавливают срок, не позднее которого должно быть принято решение о назначении выборов, и предельный срок, не позднее которого должно пройти голосование, а также предельный срок назначения выборов и минимальный срок для проведения голосования в случае досрочного прекращения полномочий Председателя Правительства.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий органа выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который был избран соответствующий орган.

Пунктом 1 ст. 4 Закона РК установлен лишь минимальный срок ("не менее") со дня назначения выборов до дня выборов.

Пунктом 2 ст. 4 Закона РК установлен лишь срок со дня назначения досрочных выборов, не позднее которого должно быть проведено голосование.

Пункт 1 ст. 5 Закона РК в нарушение пункта 1 ст. 28 Федерального закона не предусматривает права кандидата на самовыдвижение.

В пункте 2 ст. 5 Закона РК понятие "избирательное объединение" противоречит статье 2 Федерального закона, так как не предусматривает участия в выборах избирательных объединений, зарегистрированных на федеральном уровне, а также не устанавливает возможности сокращения срока регистрации избирательного объединения в случае проведения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий Председателя Правительства.

Законы субъекта Федерации не вправе уменьшать гарантии избирательных прав, установленные Федеральным законом, а в соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ могут устанавливать дополнительные гарантии.

Пункт 5 ст. 6 Закона РК в нарушение пункта 7 ст. 20 Федерального закона возлагает обязанность опубликования списков избирательных участков не на главу муниципального образования, а на территориальные избирательные комиссии.

Пункт 5 ст. 7 Закона РК противоречит пункту 10 ст. 18 Федерального закона, в соответствии с которым списки избирателей подписываются председателем и секретарем территориальной, а не участковой избирательной комиссии. Кроме того, в Законе РК не предусмотрено, что списки избирателей заверяются печатью избирательной комиссии.

Пункт 10 ст. 18 ФЗ содержит общее правило о подписании списков избирателей в ТИК. Председателем и секретарем участковой избирательной комиссии списки избирателей подписываются только после их передачи из ТИК. В ст. 7 Закона РК из процесса составления списков ТИК исключены полностью.

Пункт 1 ст. 10 и пункт 2 ст. 11 Закона РК предоставляют право внесения предложений о формировании территориальных и участковых избирательных комиссий меньшему числу субъектов, чем предусмотрено в пункте 2 ст. 23 Федерального закона, а также не требуют от представительного органа местного самоуправления назначить не менее одной трети состава комиссии на основе каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в законодательном органе РК и (или) представительном органе местного самоуправления.

Пункт 1 ст. 11 Закона РК, предусматривающий, что участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов, противоречит п. 7 ст. 23 Федерального закона, который предусматривает, что формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка.

Пункт 6 ст. 11 Закона РК, ограничивающий количество наблюдателей, направляемых избирательными объединениями и кандидатами в участковые избирательные комиссии, противоречит ст. 2 и ст. 26 Федерального закона, которые не ограничивают число наблюдателей.

Федеральный закон не предоставляет субъектам РФ право определять, каким образом будет осуществляться наблюдение - поочередно одним наблюдателем, группами или всеми одновременно.

Подпункт "е" пункта 1 ст. 12 Закона РК о регистрации в Центральной избирательной комиссии РК инициативных групп избирателей противоречит статьям 28 и 29 Федерального закона, не предусматривающим регистрации групп избирателей.

Подпункт "а" пункта 1 ст. 14 Закона РК о составлении списков избирателей участковыми избирательными комиссиями противоречит пунктам 7, 10 и 11 ст. 18 Федерального закона, по смыслу которых списки избирателей составляются территориальными, а не участковыми комиссиями.

В пункте 2 ст. 14 Закона РК в нарушение пункта 13 ст. 23 Федерального закона не предусмотрена возможность продления полномочий участковой избирательной комиссии в случае обжалования или опротестования итогов голосования, что суд расценивает как противоречие Федеральному закону, поскольку сокращает объем гарантий, предусмотренных Федеральным законом.

В пунктах 9 и 10 ст. 15 Закона РК ограничен по сравнению со статьей 26 Федерального закона перечень лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий.

В соответствии со ст. 26 ФЗ на всех заседаниях соответствующих избирательных комиссий, а также при осуществлении избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать без дополнительного разрешения члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, а также представители средств массовой информации.

Согласно п. 9 и 10 ст. 15 Закона РК на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать только представители заинтересованных сторон при рассмотрении жалоб и заявлений, а также представители средств массовой информации.

Пункт 6 ст. 18 Закона РК в нарушение пункта 2 ст. 30 Федерального закона не предполагает возможности выдвижения кандидатов избирательными объединениями, зарегистрированными на федеральном уровне, тем самым уменьшает объем гарантий, предусмотренных Федеральным законом, и противоречит Федеральному закону.

Порядок выдвижения кандидатов непосредственно избирателями в статье 19 Закона РК противоречит статьям 28 и 29 Федерального закона, так как не предусматривает права самовыдвижения кандидата, вводит регистрацию в ЦИК РК инициативных групп избирателей.

Согласно п. 1 ст. 28 и п. 1 ст. 29 Федерального закона выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку избирателей.

Статьей 19 Закона РК предусмотрено выдвижение кандидатов непосредственно избирателями только путем инициативы избирателя, группы избирателей. Данная инициатива осуществляется только путем создания инициативной группы избирателей, которая подлежит регистрации в ЦИК РК.

Статья 20 Закона РК и пункт 2 ст. 21, предусматривающие до регистрации кандидата проведение Центризбиркомом РК регистрации уполномоченных представителей избирательных объединений (избирательных блоков) или инициативных групп избирателей, противоречат статьям 28-30 и 35 (п. 5, 6) Федерального закона, в силу которых в избирательной комиссии после регистрации кандидата регистрируются доверенные лица, назначенные кандидатом или избирательным объединением (блоком).

Статьи 28-30 ФЗ не предусматривают до регистрации кандидата регистрацию в избирательных комиссиях уполномоченных представителей избирательных объединений (избирательных блоков) или инициативных групп избирателей. Ст. 35 (п. 5, 6) ФЗ предусматривают регистрацию доверенных лиц, назначенных зарегистрированным кандидатом, а также зарегистрированным избирательным объединением (избирательным блоком).

По смыслу статей 19-22 Закона РК противоречащая Федеральному закону процедура регистрации инициативных групп и уполномоченных представителей избирательных объединений (избирательных блоков) проводится на стадии выдвижения кандидатов.

Пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7 ст. 21 Закона РК противоречат статьям 28, 29 и п. 10 ст. 31 Федерального закона, так как не предусматривают возможности сбора подписей в поддержку кандидата, выдвинутого одним избирателем или в порядке самовыдвижения, а также не предоставляют право сбора подписей одному избирателю, выдвинувшему кандидата. Кроме того, пункт 2 ст. 21 Закона РК в нарушение пункта 7 ст. 31 Федерального закона ограничивает круг лиц, имеющих право сбора подписей. Пункт 3 ст. 21 противоречит пункту 9 ст. 31 Федерального закона, так как не предусматривает отражение в подписных листах сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости, а также иностранного гражданства.

Пункт 8 ст. 21 Закона РК в нарушение пункта 2 ст. 28 Федерального закона предусматривает представление в ЦИК РК заявления кандидата о согласии баллотироваться одновременно с подписными листами, а не вместе с уведомлением о начале сбора подписей.

Установленный пунктом 1 ст. 22 Закона РК срок, в течение которого проверяется соответствие закону порядка выдвижения кандидата и принимается решение о регистрации кандидата либо отказе в регистрации, превышает установленный пунктом 6 ст. 32 Федерального закона пятидневный срок.

Подпункт "е" пункта 4 ст. 24 Закона РФ не соответствует пункту 5 ст. 28 и пункту 1 ст. 39 Федерального закона, так как относит к преимуществам должностного положения зарегистрированных депутатов доступ только к государственным и муниципальным средствам массовой информации.

Пункт 6 ст. 24 Закона РК противоречит пункту 2 ст. 28 Федерального закона, поскольку предусматривает подачу в ЦИК РК обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом Председателя Правительства РК, после регистрации кандидата, а не на стадии его выдвижения.

Пункт 9 ст. 24 Закона РК противоречит статье 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", а также статьям 23 и 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не предусматривающим запрета на призыв кандидата на военную службу и военные сборы.

Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность отнесены к ведению РФ, поэтому законом субъекта РФ не могут устанавливаться основания отсрочки от призыва на военную службу и военные сборы, не предусмотренные ФЗ.

Пункт 2 ст. 25 Закона РК не запрещает участие в агитации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, что противоречит пункту 5 ст. 37 Федерального закона.

Пункт 3 ст. 25 Закона РК противоречит пункту 3 ст. 45 Федерального закона, так как не запрещает воздействовать на избирателей обещаниями передачи им материальных благ, а также предоставления услуг.

Пункт 3 ст. 45 ФЗ запрещает воздействовать на избирателей не только предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, выплатой денежных средств, но также обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг.

Пункт 1 ст. 27 Закона РК в нарушение пунктов 1 и 2 ст. 42 Федерального закона не обязывает государственные органы и органы местного самоуправления оказывать содействие в организации и проведении предвыборных мероприятий избирательным блокам и группам избирателей, устанавливает более длительный срок рассмотрения заявлений о выделении помещений.

Закон субъекта Федерации уменьшает объем гарантий, предусмотренных Федеральным законом.

Пункт 1 ст. 28, пункт 1 ст. 29 и статья 30 Закона РК противоречат пункту 1 ст. 39, пункту 1 ст. 40 и пункту 1 ст. 41 Федерального закона, так как не определяют минимальную долю финансирования средств массовой информации за счет государственного или муниципального бюджета.

Пункт 2 ст. 28 Закона РК противоречит пункту 5 ст. 38 Федерального закона, так как не содержит ограничения сроков публикации прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.

Статья 31 Закона РК в нарушение статьи 43 Федерального закона не требует представления в ЦИК РК экземпляров агитационных печатных материалов вместе с адресами изготовителей и заказчиков этих материалов и письменным согласием кандидата, избирательного объединения (блока) на их изготовление и распространение. Кроме того, установленный в пункте 4 ст. 31 Закона РК срок рассмотрения в суде заявления избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата противоречит пункту 7 ст. 45 и пункту 7 ст. 64 Федерального закона и ч. 2 ст. 234 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР.

Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать сроки рассмотрения дел в суде, поскольку данные вопросы в соответствии со ст. 71 Конституции РФ относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 33 Закона РК, устанавливающий право, а не обязанность кандидатов, избирательных объединений (блоков) создавать собственные избирательные фонды, противоречит п. 1 ст. 47 Федерального закона, который устанавливает обязанность кандидатов создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.

Пункт 4 ст. 33 Закона РК устанавливает меньший круг субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды, чем предусмотрено пунктом 4 ст. 47 Федерального закона. Установленный в пункте 7 ст. 33 Закона РК порядок отмены решения о регистрации кандидата или признания выборов недействительными противоречит пункту 12 ст. 47 и пункту 7 ст. 64 Федерального закона.

Сроки представления финансовых отчетов и порядок возврата неизрасходованных средств в пунктах 3, 7 и 8 ст. 34 Закона РК противоречат пунктам 15 и 17 ст. 47 Федерального закона.

В нарушение пункта 1 ст. 49 Федерального закона пунктом 1 ст. 35 Закона РК не предусмотрено безвозмездное предоставление избирательным комиссиям помещений для голосования. Кроме того, статья 35 Закона РК не содержит требования об оборудовании в помещении для голосования стенда с информационными материалами, указанными в пунктах 3 и 4 ст. 49 Федерального закона.

Пункт 2 ст. 36 Закона РК в нарушение пунктов 4 и 6 ст. 51 Федерального закона содержит неполный перечень сведений о кандидате, помещаемых в избирательном бюллетене.

В пункте 4 ст. 36 Закона РК срок, не позднее которого избирательные бюллетени передаются в участковые избирательные комиссии, а также максимальное количество бюллетеней не соответствуют пунктам 13 и 14 ст. 51 Федерального закона.

Процедура начала голосования в пункте 3 ст. 37 Закона РК сокращена по сравнению с пунктом 5 ст. 53 Федерального закона.

Последний абзац пункта 10 ст. 37 Закона РК противоречит пункту 6 ст. 54 Федерального закона, так как не ограничивает число переносных ящиков для голосования.

Порядок подсчета голосов и заполнения протокола об итогах голосования, а также требования к содержанию протокола, изложенные в пунктах 2, 3, 4, ст. 38 Закона РК противоречат статьям 55 и 56 Федерального закона.

Пункт 3 ст. 39 и пункт 5 ст. 40 Закона РК в нарушение пункта 4 ст. 57 и пункта 1 ст. 58 Федерального закона предусматривает составление протокола об итогах голосования в двух, а не в трех экземплярах.

В пункте 9 ст. 40 Закона РК сроки хранения документации, связанной с проведением и подготовкой выборов, противоречат пункту 8 ст. 58 Федерального закона.

Пункт 3 ст. 41 Закона РК не соответствует пункту 3 ст. 59 Федерального закона, так как не устанавливает минимального числа голосов избирателей, необходимых для избрания кандидата в случае повторного голосования по одной кандидатуре.

Пункт 4 ст. 42 устанавливает ограничение избирательных прав граждан, не предусмотренное статьями 4 и 59 Федерального закона.

Пункт 4 ст. 42 Закона РК запрещает в случае проведения повторных выборов вновь выдвигать кандидатов, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания выборов недействительными.

Статьи 4 и 59 ФЗ не предусматривают такого ограничения избирательных прав. Ответственность за действия (бездействие), послужившие основаниями для признания выборов недействительными, в силу ст. 65 ФЗ должна устанавливаться Федеральным законом.

Сроки рассмотрения жалоб в судах, установленные п. 4 и 5 ст. 45 Закона РК, противоречат п. 11 ст. 64 и п. 7 ст. 67 Федерального закона. Субъект РФ не вправе устанавливать сроки для рассмотрения жалоб в суде, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции РФ эти вопросы относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Доводы заинтересованных лиц о том, что Закон РК "О выборах Председателя Правительства РК" был принят раньше Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и поэтому отдельные нормы не могут быть признаны противоречащими Федеральному закону, несостоятельны.

Действительно, отсутствие Федерального закона не препятствовало Республике Карелия урегулировать порядок выборов Председателя Правительства РК, но с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" субъекты Федерации должны привести свои законы в соответствие с федеральным.

Суд не находит оснований для признания противоречащими Федеральному закону положений п. 7 ст. 24 и п. 4 ст. 18 Закона РК.

Пункт 4 ст. 18 рассматриваемого закона предусматривает, что принятие избирательными объединениями решений о выдвижении кандидатов проводится тайным голосованием.

Данное положение нельзя считать противоречащим Федеральному закону, поскольку статьей 30 Федерального закона порядок выдвижения кандидатов от избирательных объединений определяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Пункт 7 ст. 24 Закона РК запрещает при одновременном проведении выборов Председателя Правительства РК и депутатов ЗС РК кандидату на должность Председателя Правительства баллотироваться одновременно в депутаты ЗС РК.

Суд считает, что данное положение Закона РК также не противоречит Федеральному закону, так как ст. 4 Федерального закона не запрещает субъектам РФ устанавливать данное ограничение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

Решил:


Заявление Прокурора Республики Карелия удовлетворить частично.

Признать пункт 2 ст. 3 Закона РК "О выборах Председателя Правительства Республики Карелия", согласно которому кандидатом на должность Председателя Правительства РК может быть гражданин РФ, проживающий в РК не менее одного года, противоречащим пункту 5 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

пункт 4 статьи 3 Закона РК, где приводится исчерпывающий перечень обстоятельств, которые не могут ограничивать избирательные права, противоречащим пункту 2 статьи 4 Федерального закона;

пункты 1, 2 статьи 4 Закона РК, не устанавливающие срок, не позднее которого должно быть принято решение о назначении выборов, предельный срок назначения выборов и минимальный срок для проведения голосования в случае досрочного прекращения полномочий Председателя Правительства РК, противоречащими п. 1 ст. 10 Федерального закона;

пункт 1 статьи 5 Закона РК, не предусматривающий право кандидата на самовыдвижение, противоречащим п. 1 ст. 28 Федерального закона;

пункт 2 статьи 5 Закона РК противоречащим статье 2 Федерального закона;

пункт 5 ст. 6 Закона РК противоречащим пункту 7 статьи 20 Федерального закона;

пункт 5 ст. 7 Закона РК, в соответствии с которым списки избирателей подписываются председателем и секретарем территориальной, а не участковой избирательной комиссии, противоречащим пункту 10 статьи 18 Федерального закона;

пункт 1 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Закона РК противоречащим пункту 2 статьи 23 Федерального закона;

пункты 1, 6 статьи 11 Закона РК противоречащими статьям 2, 26 и п. 7 ст. 23 Федерального закона;

подпункт "Е" пункта 1 статьи 12 Закона РК, предусматривающий регистрацию в Центральной избирательной комиссии РК инициативных групп избирателей, противоречащим статьям 28 и 29 Федерального закона;

положения подпункта "А" пункта 1 статьи 14 Закона РК о составлении списков избирателей участковыми избирательными комиссиями противоречащим пунктам 7, 10, 11 ст. 18 Федерального закона;

пункт 2 статьи 14 Закона РК, не предусматривающий возможность продления полномочий участковой избирательной комиссии в случае обжалования или опротестования итогов голосования, противоречащим статье 23 Федерального закона;

пункты 9, 10 статьи 15 Закона РК, которые ограничивают перечень лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, противоречащим статье 26 Федерального закона;

пункт 6 статьи 18 Закона РК противоречащим пункту 2 статьи 30 Федерального закона;

статью 19 Закона РК противоречащей статьям 28 и 29 Федерального закона;

статью 20 и пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 статьи 21 Закона РК противоречащими статьям 28, 29, 30 и п. 10 статьи 31 Федерального закона;

пункт 1 статьи 22 Закона РК противоречащим пункту 6 статьи 32 Федерального закона;

подпункт "Е" пункта 4 статьи 24 Закона РК противоречащим пункту 5 статьи 28 и пункту 1 статьи 39 Федерального закона;

пункт 6 статьи 24 Закона РК противоречащим пункту 2 статьи 28 Федерального закона;

пункт 9 статьи 24 Закона РК противоречащим статье 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьям 23 и 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";

пункт 2 ст. 25 Закона РК противоречащим пункту 5 ст. 37 Федерального закона;

пункт 3 статьи 25 Закона РК противоречащим пункту 3 статьи 45 Федерального закона;

пункт 1 статьи 27 Закона РК противоречащим пунктам 1, 2 статьи 42 Федерального закона;

пункты 1, 2 статьи 28, пункт 1 статьи 29 и статью 30 Закона РК противоречащими пункту 1 ст. 39, пункту 1 статьи 40, пункту 1 статьи 41 и пункту 5 статьи 38 Федерального закона;

статью 31 Закона РК противоречащей статье 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 4 статьи 234 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР;

пункты 1, 4, 7 статьи 33 Закона РК противоречащими пунктам 1, 4, 12 статьи 47 и статье 64 Федерального закона;

пункты 3, 7, 8 статьи 34 Закона РК противоречащими пунктам 15, 17 статьи 47 Федерального закона;

статью 35 Закона РК противоречащей пунктам 1, 3, 4 статьи 49 Федерального закона;

пункты 2, 4 статьи 36 Закона РК противоречащими пунктам 4, 6, 13, 14 статьи 51 Федерального закона;

пункты 3, 10 статьи 37 Закона РК противоречащими пункту 5 статьи 53 и пункту 6 статьи 54 Федерального закона;

пункты 2, 3, 4 статьи 38 Закона РК противоречащими статьям 55 и 56 Федерального закона;

пункт 3 статьи 39 и пункт 5 статьи 40 Закона РК, предусматривающие составление протокола об итогах голосования в двух экземплярах, противоречащими пункту 4 статьи 57 и пункту 1 статьи 58 Федерального закона;

пункт 9 статьи 40 Закона РК противоречащим пункту 8 статьи 58 Федерального закона;

пункт 3 статьи 41 Закона РК противоречащим пункту 3 статьи 59 Федерального закона;

пункт 4 статьи 42 Закона РК противоречащим статьям 4 и 59 Федерального закона;

пункты 4, 5 статьи 45 Закона РК противоречащими пункту 11 статьи 63 и пункту 7 статьи 64 Федерального закона.

Положения Закона Республики Карелия "О выборах Председателя Правительства Республики Карелия", признанные противоречащими федеральному законодательству, признаются недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Карелия" в соответствии со ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".

В удовлетворении требований прокурора о признании положений, содержащихся в п. 7 ст. 24 и в п. 4 ст. 18 Закона РК, противоречащими Федеральному закону отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи жалобы или протеста через Верховный Суд Республики Карелия.


Судья Т.В. Кудинова


Текст сверен по:
официальное издание - газета "Карелия"
от 11 января 2001 года, N 3, стр. 12









 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ