Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проекте закона Республики Карелия "О внесении
изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон)
Республики Карелия"


Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия постановляет:

1. Принять во втором чтении проект закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия".

2. Направить данный законопроект субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, для рассмотрения и внесения предложений до 16 ноября 2000 года.

3. Конституционному комитету доработать законопроект с учетом поступивших предложений и внести на рассмотрение Палаты Представителей.

4. Опубликовать данное постановление и проект закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия" в газете "Карелия".

Председатель Палаты Представителей Н.И. Левин


г. Петрозаводск
19 октября 2000 года
N 110-ПП

Проект

Закон
Республики Карелия
"О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия"


Принят Палатой Представителей года
Одобрен Палатой Республики года

Статья 1.

Внести в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия изменения и дополнения, изложив ее в следующей редакции:

"Конституция Республики Карелия

Законодательное Собрание Республики Карелия, выражая волю народа Республики Карелия к сохранению исторически сложившейся государственности, исходя из ответственности за обеспечение благополучия населения, защищая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, подтверждая стремление к сохранению целостности российского государства, основываясь на Конституции Российской Федерации, принимает настоящую Конституцию Республики Карелия.

Глава 1

Основные положения

Статья 1


1. Республика Карелия есть государство с республиканской формой правления в составе Российской Федерации.

2. Статус Республики Карелия определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Карелия.

3. Граница территории Республики Карелия не может быть изменена без согласия народа Республики Карелия, выраженного путем референдума.

4. Наименования "Республика Карелия" и "Карелия" равнозначны.

Статья 2


1. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью.

2. Республика Карелия обеспечивает реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 3


1. Осуществление государственной власти в Республике Карелия основано на принципах демократии.

2. Народ является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, в том числе путем участия в выборах и референдуме, через органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного избирательного права.

4. Демократия осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности, участия беспартийных.

5. Государство, его органы и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части. В своих отношениях гражданин и государство взаимно ответственны.

Статья 4

1. Политика Республики Карелия направлена на обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

2. В Республике Карелия охраняются труд и здоровье людей, определяется прожиточный минимум, обеспечивается поддержка семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

3. Государство создает условия для культурного развития человека и общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование.

4. Взаимное уважение, добровольное и равноправное сотрудничество всех слоев общества, граждан всех национальностей составляют социальную основу Республики Карелия.

Статья 5


1. В Республике Карелия устанавливается верховенство права.

2. Конституция Республики Карелия имеет прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Карелия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Карелия.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, организации, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и иные нормативные правовые акты Республики Карелия.

4. Законы Республики Карелия подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты Республики Карелия, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

5. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 6


1. Государственная власть в Республике Карелия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

2. Органы государственной власти Республики Карелия действуют в пределах своих полномочий самостоятельно и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

3. Государственную власть в Республике Карелия осуществляют Законодательное Собрание Республики Карелия, Глава Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, суды Республики Карелия.

Статья 7


1. Республика Карелия обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации или совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Карелия осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

3. Республика Карелия участвует в создании и деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации, в осуществлении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия.

4. Федеральные органы государственной власти осуществляют свои полномочия на территории Республики Карелия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Органы исполнительной власти Республики Карелия по взаимному соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий, а также принимать на себя исполнение полномочий федеральных органов исполнительной власти, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

6. Республиканские органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории республики непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Для координации действий территориальных государственных органов исполнительной власти Республики Карелия могут назначаться префекты.

7. Споры по вопросам предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Карелия и федеральными органами государственной власти разрешаются посредством согласительных процедур, а при недостижении согласия - в судебном порядке.

8. Республика Карелия в соответствии с законодательством Российской Федерации обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей, является самостоятельным участником соглашений с другими субъектами Российской Федерации.

Статья 8

1. Основу экономики Республики Карелия составляет социально ориентированное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законодательством обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты, добросовестная конкуренция.

2. Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

3. Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам граждан.

Статья 9


1. Республика Карелия самостоятельно решает вопросы административного и территориального устройства.

2. В Республике Карелия могут быть образованы национальные территориальные единицы.

Статья 10


В Республике Карелия признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий.

Статья 11


Республика Карелия вправе устанавливать свои государственные языки.

Статья 12

Государственный флаг Республики Карелия представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса - красного цвета, средняя - голубого цвета и нижняя - зеленого цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Статья 13


Государственным гербом Республики Карелия является прямоугольный закругленный в нижней трети, трижды пересеченный в равных долях цветами Государственного флага Республики Карелия щит с изображенным на нем профилем стоящего медведя черного цвета. Золотое обрамление щита переходит в стилизованное изображение ели с левой стороны и сосны - с правой. В навершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета.

Статья 14


Государственным гимном Республики Карелия является "Гимн Республики Карелия" композитора А. Белобородова, авторы текста А. Мишин и И. Костин.

Статья 15


Столицей Республики Карелия является город Петрозаводск.

Глава 2

Права и свободы человека и гражданина


Статья 16


1. В Республике Карелия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Права и свободы, установленные Конституцией Российской Федерации, действуют на территории Республики Карелия непосредственно и могут быть ограничены только федеральным законом.

3. Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 17


Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Обеспечение и защита в соответствии с законом прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 18


1. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти Республики Карелия и местного самоуправления, их должностных лиц и служащих могут быть обжалованы в суд. Вред, причиненный незаконными решениями и действиями (или бездействием) органов государственной власти Республики Карелия и местного самоуправления, подлежит возмещению.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

3. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Государство содействует развитию адвокатуры и нотариата.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Гарантируется равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 20


1. Граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Карелия как непосредственно, так и через своих представителей в соответствии с законодательством.

2. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

4. Граждане в соответствии с законодательством участвуют в осуществлении правосудия.

5. Граждане имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе в соответствии с законодательством.

Статья 21


1. В Республике Карелия осуществляются меры по возрождению, сохранению и свободному развитию коренных малочисленных народов, проживающих на ее территории.

В этих целях:

разрабатываются государственные программы возрождения, сохранения и развития коренных малочисленных народов;

создаются условия для развития самоуправления в местах проживания малочисленных народов, участия этих народов в работе государственной власти и местного самоуправления;

решение вопросов, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов, производится с учетом мнения этих народов;

создаются условия для развития национальной культуры, возрождения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов;

организуется подготовка национальных кадров;

образуются в том числе и в местах компактного проживания этих народов национальные муниципальные образования.

2. В целях решения вопроса социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов в Республике Карелия по инициативе коренных малочисленных народов при Главе Республики Карелия создается совещательный орган представителей финно-угорских народов - Совет.

3. Правовые акты, непосредственно затрагивающие права и интересы коренных малочисленных народов, предварительно рассматриваются Советом финно-угорских народов Карелии при Главе Республики Карелия.

Такой порядок является обязательным при рассмотрении вопросов, связанных с:

установлением и изменением границ и правового режима территорий традиционного природопользования;

определением правового статуса родовых угодий, национальных муниципальных образований;

правовым регулированием традиционных промыслов, утверждением целевых программ, направленных на развитие и сохранение коренных малочисленных народов;

обеспечением социальной защиты, медицинской помощи коренных малочисленных народов.

Статья 22


1. Каждый имеет право обращаться в органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ.

2. Порядок и сроки рассмотрения обращений устанавливаются федеральным и республиканским законодательством.

Статья 23


1. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера.


2. Республика Карелия содействует полной занятости населения.

3. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору (контракту) гарантируются установленные законами продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 24


1. Материнство, отцовство, детство и семья находятся под защитой Республики Карелия.

2. В Республике Карелия создаются и развиваются детские дошкольные учреждения, предоставляются льготы и пособия семьям, имеющим детей, другие виды помощи семье.

3. Дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Республика Карелия обеспечивает содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

Статья 25


1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом.

2. В Республике Карелия может устанавливаться в соответствии с законом дополнительное социальное обеспечение.

3. Государство развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи.

Статья 26


1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется в соответствии с законодательством бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

Статья 27


1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Республике Карелия осуществляются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения; поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

3. Государство оказывает особое внимание и всемерное содействие охране здоровья матери и ребенка.

Статья 28


1. Каждый имеет право на экологически безопасные для его жизни и здоровья окружающую природную среду, продукты питания и предметы бытового назначения. Это право обеспечивается экологическим контролем в соответствии с установленными требованиями и стандартами.

2. Каждый имеет право на достоверную информацию об окружающей среде, ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением и вредными условиями труда.

3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

4. Сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законами.

Статья 29

1. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

2. Республика Карелия устанавливает региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования, способствует развитию науки.

Статья 30


1. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

2. Каждый обязан беречь памятники истории и культуры.

Статья 31


Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Глава 3

Законодательная власть


Статья 32


1. Законодательное Собрание Республики Карелия является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом власти Республики Карелия.

2. Законодательное Собрание Республики Карелия состоит из 57 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Законодательного Собрания Республики Карелия одного созыва четыре года.

Статья 33


1. Депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательными правами.

2. Порядок выборов депутатов устанавливается законом Республики Карелия.

Статья 34


1. Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия работают, как правило, на непостоянной основе путем совмещения своей деятельности в Законодательном Собрании Республики Карелия с выполнением трудовых и служебных обязанностей по месту основной работы.

2. Количество депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, работающих на профессиональной постоянной основе, определяется Законодательным Собранием Республики Карелия и не может превышать одной трети от установленного настоящей Конституцией числа депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия.

Статья 35


1. В течение срока своих полномочий депутат Законодательного Собрания Республики Карелия не может занимать иные государственные и муниципальные должности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 36


1. Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

2. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Статья 37


Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия может быть отозван избирателями в порядке, установленном законом Республики Карелия.

Статья 38


1. Законодательное Собрание Республики Карелия собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, если в его состав избрано не менее трех четвертей от установленного числа депутатов.

Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.

2. С момента начала работы Законодательного Собрания Республики Карелия нового созыва полномочия представительного (законодательного) органа власти Республики Карелия прежнего созыва прекращаются.

Статья 39


1. Законодательное Собрание Республики Карелия избирает из своего состава Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия и заместителей Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия.

2. Законодательное Собрание из числа депутатов образует комитеты для ведения законопроектной работы, подготовки вопросов для рассмотрения на заседаниях Законодательного Собрания Республики Карелия.

3. Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия и заместители Председателя Законодательного Собрания ведут заседания Законодательного Собрания и координируют работу комитетов по предварительному рассмотрению проектов законов и иных правовых актов.

Статья 40


1. Законодательное Собрание Республики Карелия принимает Регламент, определяющий порядок созыва и проведения заседаний Законодательного Собрания, парламентских слушаний, иные вопросы деятельности и внутреннего распорядка Законодательного Собрания Республики Карелия.

2. Заседания Законодательного Собрания Республики Карелия являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Республики Карелия, а также Регламентом.

Статья 41


Законодательное Собрание Республики Карелия:

1) принимает Конституцию Республики Карелия и поправки к ней;

2) принимает законы и постановления по предметам ведения Республики Карелия и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Карелия;

3) утверждает бюджет Республики Карелия и отчет об его исполнении;

4) регулирует вопросы административно-территориального устройства;

5) устанавливает государственные награды и почетные звания Республики Карелия;

6) устанавливает порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, Главы Республики Карелия, в органы местного самоуправления, в пределах полномочий определяет порядок деятельности органов местного самоуправления;

7) устанавливает ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Республики Карелия;

8) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением Конституции и законов Республики Карелия, исполнением бюджета Республики Карелия, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Карелия;

9) вправе обращаться к Главе Республики Карелия, в органы исполнительной власти Республики Карелия с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в правовые акты Главы Республики Карелия, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке;

10) избирает депутатов, работающих в Законодательном Собрании Республики Карелия на профессиональной постоянной основе, по представлению Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия избирает представителя Законодательного Собрания Республики Карелия в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

11) утверждает по представлению Главы Республики Карелия Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия;

12) утверждает по представлению Главы Республики Карелия структуру органов исполнительной власти Республики Карелия;

13) дает согласие Главе Республики Карелия на назначение Премьер-министра Правительства Республики Карелия;

14) дает согласие Главе Республики Карелия на назначение официальных представителей Республики Карелия за ее пределами, в том числе в субъектах Российской Федерации, в иностранных государствах и международных организациях;

15) решает вопрос о недоверии (доверии) Главе Республики Карелия, а также решает вопрос о недоверии (доверии) Премьер-министру Правительства Республики Карелия;

16) назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Карелия;

17) назначает референдум Республики Карелия;

18) назначает выборы в Законодательное Собрание Республики Карелия;

19) назначает выборы Главы Республики Карелия;

20) назначает в соответствии с законом Республики Карелия на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Республики Карелия;

21) назначает по представлению Главы Республики Карелия судей Конституционного Суда Республики Карелия;

22) назначает по представлению Главы Республики Карелия мировых судей Республики Карелия;

23) согласовывает представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Президенту Российской Федерации о назначении на должность Председателя, его заместителей и судей Верховного Суда Республики Карелия;

24) согласовывает представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Президенту Российской Федерации о назначении на должность председателей, их заместителей и судей федеральных районных судов;

25) согласовывает представление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Президенту Российской Федерации о назначении на должность Председателя, его заместителей и судей Арбитражного Суда Республики Карелия;

26) вносит предложения Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о кандидатуре на должность Председателя, его заместителей и судей Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа;

27) дает согласие Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение Прокурора Республики Карелия;

28) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Карелия.

Статья 42

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Законодательного Собрания Республики Карелия, Главе Республики Карелия, представительным органам местного самоуправления.

2. Законопроекты, внесенные Главой Республики Карелия, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Республики Карелия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Карелия, рассматриваются Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание Республики Карелия в четырнадцатидневный срок.

Статья 43


1. По вопросам, отнесенным к его ведению настоящей Конституцией, Законодательное Собрание Республики Карелия принимает законы и постановления большинством от установленного числа депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Республики Карелия. Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия по иным вопросам могут приниматься большинством от числа избранных депутатов в соответствии с Регламентом.

2. Законы об административном и территориальном устройстве, о государственных языках, об Уполномоченном по правам человека Республики Карелия законы, регламентирующие деятельность Правительства Республики Карелия и Конституционного Суда Республики Карелия, принимаются не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов.

Статья 44


1. Законодательное Собрание Республики Карелия в течение семи дней направляет принятые им законы Главе Республики Карелия для подписания и обнародования.

2. Глава Республики Карелия обязан подписать и официально опубликовать закон Республики Карелия либо отклонить закон в течение четырнадцати дней с момента его поступления. Закон считается отклоненным и в случае его неподписания Главой Республики Карелия в течение четырнадцати дней с момента его поступления.

3. В случае отклонения Главой Республики Карелия закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

4. Законы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи и частью 2 статьи 43 настоящей Конституции, подлежат подписанию и обнародованию Главой Республики Карелия в десятидневный срок.

Статья 45


1. Полномочия Законодательного Собрания Республики Карелия прекращаются досрочно в случае принятия Законодательным Собранием Республики Карелия постановления о самороспуске.

2. Полномочия Законодательного Собрания Республики Карелия прекращаются при вступлении в силу решения Верховного Суда Республики Карелия о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

3. Глава Республики Карелия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Республики Карелия в случае принятия Законодательным Собранием Республики Карелия Конституции, закона Республики Карелия или иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, если такие противоречия установлены судом, а Законодательное Собрание Республики Карелия не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

4. Полномочия Законодательного Собрания Республики Карелия могут быть прекращены досрочно в иных случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законом.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Республики Карелия Глава Республики Карелия назначает внеочередные выборы в Законодательное Собрание Республики Карелия, которые проводятся не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Республики Карелия.

6. Законодательное Собрание Республики Карелия не может быть распущено и не может принять решение о самороспуске в период действия на территории Республики Карелия военного или чрезвычайного положения.

Глава 4

Исполнительная власть


Статья 46


Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют Глава Республики Карелия, Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти.

Статья 47


1. Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия и возглавляет Правительство Республики Карелия.

2. Глава Республики Карелия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, решений федеральных органов власти, принятых в пределах их компетенции, исполнение Конституции и законов Республики Карелия.

Статья 48


1. Глава Республики Карелия избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

2. Главой Республики Карелия может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и обладающий избирательными правами.

3. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Главы Республики Карелия более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Главы Республики Карелия определяется законом.

Статья 49


1. Глава Республики Карелия вступает в должность с момента принесения следующей присяги:

"Клянусь при осуществлении полномочий Главы Республики Карелия уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию и законы Республики Карелия, верно служить народу."

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия и судей Конституционного Суда Республики Карелия не позднее 30 дней с момента официального опубликования итогов выборов Главы Республики Карелия.

Статья 50


Глава Республики Карелия не может быть одновременно депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 51


Глава Республики Карелия:

1) представляет Республику Карелия в отношениях с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей Республики Карелия;

2) подписывает и официально опубликовывает принятые законы и обладает правом отлагательного вето на принятые законы;

3) подписывает договоры и соглашения от имени Республики Карелия;

4) представляет в течение шести месяцев после вступления в должность на утверждение Законодательного Собрания Республики Карелия Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на срок своих полномочий;

5) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия республиканский бюджет и отчет об его исполнении;

6) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия ежегодные доклады о положении в республике;

7) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия структуру органов исполнительной власти Республики Карелия;

8) руководит деятельностью Правительства Республики Карелия;

9) назначает с согласия Законодательного Собрания Республики Карелия Премьер-министра Правительства Республики Карелия и освобождает его от должности;

10) назначает и освобождает заместителей Премьер-министра Правительства Республики Карелия, руководителей органов исполнительной власти Республики Карелия;

11) отменяет постановления и распоряжения Правительства Республики Карелия, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия в случае противоречия их Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия;

12) с согласия Законодательного Собрания Республики Карелия назначает на должность и освобождает от должности официальных представителей Республики Карелия за ее пределами;

13) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания Республики Карелия, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание Республики Карелия на первое заседание ранее срока, установленного частью 1 статьи 37 настоящей Конституцией;

14) вправе обратиться в Законодательное Собрание Республики Карелия с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания Республики Карелия либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;

15) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда Республики Карелия и мировыми судьями Республики Карелия;

16) вносит в Законодательное Собрание Республики Карелия предложения о назначении референдума Республики Карелия;

17) назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Карелия;

18) награждает государственными наградами Республики Карелия, присваивает почетные звания Республики Карелия;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законами Республики Карелия.

Статья 52


1. Глава Республики Карелия обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти.

2. Глава Республики Карелия может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления. В случае недостижения согласия он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Статья 53


1. Глава Республики Карелия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает обязательные для исполнения указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Главы Республики Карелия не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции Республики Карелия и республиканским законам.

Статья 54


1. Правительство Республики Карелия является коллегиальным и постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Карелия.

2. Правительство Республики Карелия формируется Главой Республики Карелия из руководителей органов исполнительной власти. В Правительство Республики Карелия по должности входят Премьер-министр Правительства Республики Карелия и его заместители.

3. Правительство Республики Карелия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Карелия, указов и распоряжений Главы Республики Карелия.

4. Порядок деятельности Правительства Республики Карелия определяется законом Республики Карелия.

Статья 55


1. Предложение о кандидатуре Премьер-министра Правительства Республики Карелия вносится в Законодательное Собрание Республики Карелия не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Главы Республики Карелия.

2. Законодательное Собрание Республики Карелия рассматривает представленную кандидатуру Премьер-министра Правительства Республики Карелия и дает согласие на его назначение большинством от установленного числа депутатов в течение двух недель со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае отклонения представленной кандидатуры Глава Республики Карелия в десятидневный срок вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Республики Карелия новую кандидатуру.

Статья 56


Премьер-министр Правительства Республики Карелия, его заместители, руководители республиканских органов исполнительной власти не могут быть депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия и представительных органов местного самоуправления, заниматься непосредственно или через представителей предпринимательской деятельностью, совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме научной, литературной и другой творческой деятельности.

Статья 57


Правительство Республики Карелия:

1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Карелия, участвует в проведении единой федеральной государственной политики в области финансов, национальных отношений, науки, образования, международных, внешнеэкономических отношений, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3) разрабатывает бюджет Республики Карелия и обеспечивает его исполнение;

4) управляет и распоряжается собственностью Республики Карелия в соответствии с законами Республики Карелия;

5) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, законам и иным нормативным правовым актам Республики Карелия, а также вправе обратиться в суд;

6) заключает с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральным законом соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Республики Карелия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Статья 58


1. Правительство Республики Карелия издает обязательные для исполнения постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Республики Карелия не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия, указам и распоряжениям Главы Республики Карелия.

Статья 59


1. Премьер-министр Правительства Республики Карелия осуществляет текущее руководство и организует работу Правительства Республики Карелия, объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Карелия и других органов исполнительной власти Республики Карелия, обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия с Законодательным Собранием Республики Карелия, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

2. Распределение компетенции между Премьер-министром Правительства Республики Карелия и его заместителями, органами исполнительной власти Республики Карелия осуществляется Главой Республики Карелия по предложению Премьер-министра Правительства Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 60


По требованию Законодательного Собрания Республики Карелия Правительство Республики Карелия и любой член Правительства Республики Карелия обязаны представить информацию по вопросам своей компетенции.

Статья 61


Глава Республики Карелия по истечении срока полномочий продолжает исполнять свои обязанности до принесения присяги вновь избранным Главой Республики Карелия.

Статья 62


1. Глава Республики Карелия может прекратить исполнение своих полномочий в случае его отставки, издав соответствующий указ.

2. Законодательное Собрание Республики Карелия прекращает досрочно полномочия Главы Республики Карелия в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

4) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

5) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

6) утраты им гражданства Российской Федерации.

3. Законодательное Собрание Республики Карелия вправе выразить недоверие Главе Республики Карелия в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Карелия и законам Республики Карелия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Республики Карелия не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Карелия и законов Республики Карелия, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, установленное вступившим в силу судебным решением.

4. Решение Законодательного Собрания Республики Карелия о недоверии Главе Республики Карелия принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и влечет за собой немедленную отставку Главы Республики Карелия и возглавляемого им Правительства Республики Карелия. Премьер-министр Правительства Республики Карелия и члены Правительства Республики Карелия исполняют свои обязанности до сформирования нового состава Правительства Республики Карелия.

5. Полномочия Главы Республики Карелия могут быть прекращены досрочно в иных случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

6. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Республики Карелия Законодательное Собрание Республики Карелия назначает внеочередные выборы Главы Республики Карелия. Указанные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Главы Республики Карелия.

Статья 63

1. В случаях, когда Глава Республики Карелия не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет Премьер-министр Правительства Республики Карелия.

2. Исполняющий обязанности Главы Республики Карелия не имеет права распускать Законодательное Собрание Республики Карелия, вносить предложения о назначении республиканского референдума, внесении поправок и пересмотре Конституции Республики Карелия.

3. В случае невозможности осуществления полномочий Главы Республики Карелия Премьер-министром Правительства Республики Карелия обязанности Главы Республики Карелия до выборов исполняет по решению Законодательного Собрания Республики Карелия один из заместителей Премьер-министра Правительства Республики Карелия.

Статья 64

Законодательное Собрание Республики Карелия вправе выразить недоверие Премьер-министру Правительства Республики Карелия. Решение о недоверии принимается большинством голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. Принятие данного решения о недоверии влечет немедленное освобождение Премьер-министра Правительства Республики Карелия от должности.

Глава 5

Судебная власть


Статья 65


Судебная власть в Республике Карелия осуществляется федеральными судами, Конституционным Судом Республики Карелия, мировыми судьями Республики Карелия.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц.

Статья 66


Полномочия, порядок организации и деятельности Конституционного Суда Республики Карелия и мировых судей Республики Карелия определяются федеральными законами и законами Республики Карелия.

Статья 67

Мировыми судьями Республики Карелия могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Судьями Конституционного Суда Республики Карелия могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Статья 68

1. Конституционный Суд Республики Карелия состоит из пяти судей.

2. Конституционный Суд Республики Карелия разрешает дела о соответствии Конституции Республики Карелия законов Республики Карелия и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления Республики Карелия.

3. Решение Конституционного Суда Республики Карелия принимается большинством от установленного числа судей. Законы, иные нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решение Конституционного Суда Республики Карелия, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

4. Конституционный Суд Республики Карелия по запросам Законодательного Собрания Республики Карелия и Главы Республики Карелия дает толкование Конституции Республики Карелия. Решение о толковании Конституции Республики Карелия принимается всеми судьями Конституционного Суда Республики Карелия единогласно.

Статья 69


1. Финансирование из бюджетов Российской Федерации и Республики Карелия должно обеспечивать возможность осуществления полного и независимого судопроизводства Конституционным Судом Республики Карелия и мировыми судьями Республики Карелия.

2. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование деятельности Конституционного Суда Республики Карелия и мировых судей Республики Карелия или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия соответственно Председателя Конституционного Суда Республики Карелия и Председателя Верховного Суда Республики Карелия.

Глава 6

Местное самоуправление в Республике Карелия

Статья 70


1. Местное самоуправление в Республике Карелия обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

3. Полномочия местного самоуправления определяются законом.

Статья 71


1. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

3. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.


Статья 72


Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Карелия.

Глава 7

Обеспечение стабильности Конституции.
Порядок ее изменения


Статья 73

Стабильность Конституции Республики Карелия обеспечивается особым порядком ее изменения и процедуры пересмотра отдельных конституционных положений.

Статья 74


1. Предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Карелия могут вносить не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия или Глава Республики Карелия.

2. Внесенные предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Карелия публикуются для всеобщего сведения и обсуждения.

Статья 75


Если в течение года после внесения предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Карелия Законодательное Собрание Республики Карелия не принимает соответствующий закон, предложение считается отклоненным и не может быть возобновлено в течение года после его отклонения.

Статья 76


1. Закон Республики Карелия о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Карелия принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия и подлежит подписанию и обнародованию Главой Республики Карелия в десятидневный срок с момента его поступления.

2. Закон Республики Карелия о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Карелия вступает в силу не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.".

Статья 2.

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, Председатель Правительства Республики Карелия, Правительство Республики Карелия сохраняют свои полномочия, предусмотренные Конституцией (Основным Законом) Республики Карелия, до начала работы избранных в соответствии с настоящим Законом Законодательного Собрания Республики Карелия и Главы Республики Карелия.

3. Судьи Конституционного Суда Республики Карелия сохраняют свои полномочия.

4. Законы и другие правовые акты Республики Карелия, действовавшие на территории Республики Карелия до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Председатель Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандов



Текст сверен по:
Газета "Карелия", N 83(682),
от 25 октября 2000 года,
с.11-14


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ