Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2000 года № 131-П
г.Петрозаводск


О Республиканской целевой программе
"Развитие земельной реформы в Республике Карелия на 2000-2002 годы"



Постановление введено в действие с 05.05.2000 г.

С изменениями, внесенными

15.03.2002 г. постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 5 мая 2000 года № 131-П", № 30-П, введенным в действие с 15.03.2002 г. (Рассылка)



В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие земельной реформы в Республике Карелия на 2000-2002 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 5 мая 2000 года № 131-П" от 15.03.2002 г., введенным в действие с 15.03.2002 г., рассылка)

3. Финансирование расходов на Программу из республиканского бюджета в 2000 году осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год".

4. Рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать источники финансирования работ на реализацию Программы за счет средств от платы за землю, перечисляемых в местные бюджеты.

Председатель Правительства С.Л.Катанандов


Одобрена постановлением Правительства Республики Карелия
от 5 мая 2000 года № 131-П



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


"Развитие земельной реформы в Республике Карелия
на 2000-2002 годы"


ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы
"Развитие земельной реформы в Республике
Карелия на 2000-2002 годы"

1. Наименование Программы

Развитие земельной реформы в Республике
Карелия на 2000-2002 годы

2. Дата принятия решения о разработке Программы

В развитие Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694, в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 1999 года № 130-П

3. Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия

4. Основные разработчики Программы

Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству.
Основные мероприятия по реализации Программы приведены в приложениях № 1, 2

5. Цель и задачи Программы

Дальнейшее развитие земельной реформы, создание условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепление конституционных прав граждан на землю, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами

6. Важнейшие целевые показатели Программы

Прирост платежей за землю за счет реализации Программы в бюджеты всех уровней (прогнозный прирост за 2000- 2003 г.г. составляет 188,7 млн. руб.).
Эффективное управление земельными ресурсами. Формирование цивилизованного рынка земли.
Улучшение инвестиционного климата.
Обеспечение стабильных платежей в бюджеты.

7. Сроки реализации Программы

2000-2002 годы

8.Основные исполнители Программы

Министерство государственной собственности Республики Карелия

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия, его структурные (районные и городские) подразделения (по согласованию)

органы местного самоуправления (по согласованию)


9. Объемы и источники финансирования

всего на реализацию Программы необходимо 148,64 млн.рублей

объем финансирования Программы из республиканского бюджета - 23,0 млн. рублей


финансирование Программы из других источников:
- средства федерального и местных бюджетов, предусматриваемые на эти цели
(предполагаемый объем - 15,8 млн.рублей и 99,84 млн.рублей (соответственно)


10.Ожидаемые конечные результаты Программы

Экономический эффект - прогнозируемый прирост платежей за землю к концу 2003 года - 188,7 млн. руб., стабилизация поступлений платежей в бюджеты всех уровней.
Повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального инвестиционного и производственного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

11. Период, основание и порядок корректировки Программы

Ежегодно, на основании ежегодного и среднесрочного прогноза. Проводятся Заказчиком, исполнителями по согласованию с Заказчиком после разработки прогноза социально-экономического развития и принятия бюджетов на очередной год.

12. Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность отчета исполнителей, дата представления материалов

Заказчик представляет в Министерство экономики Республики Карелия ежеквартальный и годовой отчет по согласованной форме до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Электронная версия в формате МS Word (представляется на дискете или по электронной почте с подтверждением).

(Паспорт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 5 мая 2000 года № 131-П" от 15.03.2002 г., введенным в действие с 15.03.2002 г., рассылка)


I. Содержание и анализ исходного состояния проблем, обоснование их решения на программной основе


Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Карелия на 2000-2002 годы" (далее - Программа) разработана на основании федеральной целевой программы " Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 и постановления Правительства Республики Карелия "О государственной кадастровой оценке земель" от 2 ноября 1999 года № 130-П.

С начала 90-х годов в Республике Карелия идет процесс реформирования земельных отношений, происходит значительное перераспределение земель:

на 1 января 2000 года в Республике Карелия реорганизовано 23 cельскохозяйственных предприятия с общей площадью сельскохозяйственных угодий, предоставленных в собственность дольщикам, 34.6 тыс.га;

в собственности, владении, пользовании и аренде, в результате фактически бесплатного перераспределения земель, у 203.7 тысяч семей находятся земельные участки под личными подсобными хозяйствами, садами, огородами, индивидуальным и коллективным животноводством, индивидуальным жилищным и дачным строительством на площади 70,1 тыс.га;

у 494 крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в республике, находится 7,6 тыс.га земель, большей частью предоставленных в собственность бесплатно, что составляет 4,4% от всех сельскохозяйственных угодий, находящихся у предприятий, организаций и граждан;

купля - продажа земельных участков между гражданами составила 2548 сделок на площади 198.55 га, дарение - 261 сделка (79.09 га), наследование - 645 сделок (68.92 га) и 19 сделок залога (4.46 га). При этом наибольшая часть сделок приходится на садовые участки, около 70% от их общего количества;

на территории республики к 1999 году имелось 514 промышленных приватизированных предприятий с общей площадью 9513,5 га. Из 514 приватизированных предприятий выкупили земельные участки 86 предприятий на площади 305.3 га. При этом доход от выкупа промышленными предприятиями земли составил 1098 тыс. руб.;


местными органами власти с 1993 по 2000 годы продано в целом по республике 353 земельных участка на площади 767.5 га. Доход местных бюджетов от продажи земли гражданам и юридическим лицам местными органами власти составил 3544 тыс. руб. Это свидетельствует о беспрецедентной практически бесплатной раздаче земель, с одной стороны, и о складывающемся земельном рынке в республике, с другой стороны.

Анализируя результаты земельных преобразований, можно выделить ряд положительных итогов:

ликвидация государственной монополии на землю;

введение платности землепользования;

практически полное, в основном, бесплатное обеспечение жителей республики земельными участками, которые хотели их получить;

зарождение рынка земли и прочно связанной с ней недвижимости.

Оценивая ситуацию в целом, на сегодняшний день, в вопросе землепользования и управления земельными ресурсами, необходимо отметить, что, несмотря на ряд положительных моментов, процесс их реформирования протекал непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В результате:

не создана система земельного законодательства, позволяющая регулировать земельные отношения в условиях рыночной экономики;

земельные отношения крайне политизированы, вследствие чего слабо действуют экономические методы управления земельными ресурсами;

не произведено разделение земель на территории Карелии на земли, находящиеся в федеральной, республиканской государственной и муниципальной собственности;

доля земельных платежей в консолидированном бюджете республики составляет неоправданно малую часть - 1,44%;

земельный рынок находится в стадии начального становления, до сих пор земля, как объект недвижимости, рассматривается в отрыве от других видов недвижимости (зданий, строений, инженерных сооружений), что не должно быть в реальных рыночных экономических условиях, так как сдерживается введение института ипотечного кредитования, понижается инвестиционная привлекательность республики;

отсутствует система реальных гарантий прав на земельные участки;

из-за тяжелого финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, десятки тысяч гектаров выведены из хозяйственного оборота, в том числе и осушенных сельскохозяйственных угодий, идет деградация и снижение плодородия земель;

финансирование мероприятий в сфере землепользования крайне мало.

Выходом из создавшегося положения является определение основных государственных направлений земельной политики и разработка стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в республике, несомненно, в увязке с земельной политикой Российской Федерации.

II. Цели и задачи республиканской целевой программы

Целями реализации настоящей Программы является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального инвестиционного и производственного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Основные направления государственной политики в области земельного реформирования на нынешнем этапе определены федеральной целевой программой и включают в себя:

осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земель и передача их эффективным хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв и охрана земель;

приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;

разграничение неприватизированных земель, на находящиеся в федеральной собственности, в собственности Республики Карелия и в муниципальной собственности;

создание системы государственного земельного кадастра, проведение массовой оценки земли на всей территории республики.

Основные направления государственной политики в области земельного реформирования позволяют выделить ряд концептуальных задач, стоящих перед республикой в период до 2002 года, которые должны быть направлены на решение следующих вопросов:

создание системы земельного законодательства (ее развитие на республиканском уровне);

создание и ведение государственного земельного кадастра, и земельные преобразования в городах и других поселениях;

развертывание работ по массовой оценке земель, совершенствование системы земельных платежей;

усиление государственного контроля за использованием земель, мониторинг земель;

землеустроительное обеспечение земель сельскохозяйственного назначения.

III. Система программных мероприятий

1. Правовое обеспечение программы

Важнейшей частью Программы является создание целостного земельного законодательства, состоящего из системы взаимоувязанных по ключевым вопросам управления земельными ресурсами проблемно ориентированных нормативно-правовых актов.

Правовое обеспечение развития земельной реформы в республике будет осуществляться по следующим направлениям:

развитие законодательства, регулирующего право собственности на землю и определяющего государственную политику в области стабилизации прав собственности на землю, состоящую в реализации положений Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности;

обеспечение гарантий конституционных прав граждан на землю, а именно возможность:

всем гражданам получить земельный участок в собственность, владение, пользование;

гражданам приватизировать, в установленном законодательством порядке, законно используемые ими земли;

всем гражданам-собственникам земельных участков и земельных долей свободно распоряжаться этими участками и земельными долями в той мере, в какой их оборот допускается законодательством;

становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям преобразований, происходящих в экономике, достигаются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка земли. Основные направления государственной политики по развитию рыночного оборота земли вместе со связанной с ней недвижимостью:

создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;

информационное обеспечение земельного рынка.

Развитие законодательства по правовому обеспечению Программы будет осуществляться в республике поэтапно, по мере принятия федеральных законов, обеспечивающих правовую основу земельной реформы.

2. Создание и ведение земельного кадастра и земельные преобразования в городах и других поселениях



1) Основной целью настоящего мероприятия является создание и развертывание на всей территории Республики Карелия автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как республиканской информационной системы, которая будет способствовать проведению единой политики в области земельных отношений применительно к условиям рыночной экономики, обеспечению интересов государства и населения республики, защите прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также информационному обеспечению функционирования цивилизованного рынка земли и прочно связанной с ней недвижимостью.

Достижение поставленной цели осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания кадастровой картографической и атрибутивной части, в первую очередь, на территории населенных пунктов, с последовательным переходом на автоматизированный количественный и качественный учет всех земельных ресурсов республики.

Обоснование предлагаемого подхода, цели, методы, ресурсное обеспечение и экономическая и социальная эффективность создания и ведения земельного кадастра, прежде всего, в населенных пунктах Республики Карелия, определены в республиканской целевой программе " Создание автоматизированной кадастровой и земельной информационной системы в населенных пунктах Республики Карелия в 1999-2003 годах", одобренной постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 5 мая 1999 года № 251, основные положения и показатели которой, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Республики Карелия "О государственной кадастровой оценке земель" от 2 ноября 1999 года № 130-П, откорректированные, с учетом выполненных в 1999 году работ, вошли в состав настоящей Программы.

Построение современной системы кадастра возможно только при использовании современных компьютерных геоинформационных технологий, основанных на опыте стран с рыночной экономикой.

Решение этой задачи возможно при реализации в республике программы автоматизации земельного кадастра, работы по внедрению которой у нас уже ведутся.

2) Необходимость выделения первоочередного этапа создания автоматизированной системы земельного кадастра Республики Карелия (далее - АСЗК РК) в населенных пунктах республики и прежде всего, в городах и поселках городского типа диктуется следующими причинами:

общие трудности экономического развития республики и проблемы формирования и использования республиканских и местных бюджетов привели к тому, что к концу 1998 года в сфере создания АСЗК РК сложилась предкризисная ситуация. В 1996-1998 годах неуклонно снижались ассигнования на проведение кадастровых съемок и инвентаризацию земель, развертывание инфраструктуры создания АСЗК РК и поэтому вопрос экономической эффективности развития земельной реформы, самоокупаемости реализуемых программ выдвигается на первое место;

в населенных пунктах республики сосредоточена подавляющая часть землепользователей. Платежи за земли населенных пунктов составляют порядка 60% общих платежей за землю, а доля платежей за земли городов и поселков городского типа составляет 92% в платежах за земли населенных пунктов;

анализ собираемости земельных платежей в городах и населённых пунктах, проведённый на основе инвентаризации земель, показывает, что их фактический объём составляет 30-50% от потенциальных возможностей территорий. Имеющиеся в землеустроительных и налоговых органах данные о фактически занимаемых площадях землепользователями - плательщиками земельного налога и арендной платы за землю неполные и недостоверные. В большинстве случаев (от 70-90%) фактически занимаемые площади земельных участков превышают установленные документами на 15-80%.

Таким образом, первоочередное создание АСЗК РК в населенных пунктах республики будет способствовать повышению доходности бюджетов различного уровня, создаст основу для создания геоинформационных муниципальных систем, позволит произвести последующие работы по кадастровой оценке земель городов и населенных пунктов республики, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению поступлений средств в бюджеты и развитию цивилизованного рынка земли.

3) Разработка, создание и эксплуатация автоматизированных систем земельного кадастра включает в себя следующие работы:

разработка специального программного обеспечения и формирование программно-технических комплексов (ПТК);

кадровое обеспечение;

информационное обеспечение, включающее в себя:

кадастровое картографирование;

инвентаризацию земель;

создание компьютерных баз данных;

эксплуатация и сопровождение системы.

Настоящая Программа рассматривает лишь вопросы информационного обеспечения АСЗК РК по следующим причинам:

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года № 622 государственный земельный кадастр ведется по единой системе на всей территории страны. Нормативно-правовая база ГАСЗК должна быть поддержана инструкциями, наставлениями, положениями, правилами, указаниями и т.п. Разработка системы законодательной и нормативно-технической базы федеральной целевой программы ГАСЗК возложена на Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике. Разработка необходимой республиканской законодательной и нормативно-технической базы будет осуществляться Госкомземом Республики Карелия по мере принятия федеральных основ и не потребует дополнительных финансовых затрат;

финансирование разработки специального программного обеспечения, формирования программно - технических комплексов для всех регионов федерации, а также кадрового обеспечения, в соответствии с федеральной целевой программой, осуществляется за счет средств федерального бюджета и решение этих вопросов возложено на Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике. Финансирование этих задач со стороны государства было и остается явно недостаточным (к примеру в 1997-98 гг. выделено менее 20% бюджетных назначений), что потребовало от Госкомзема Республики Карелия изыскания других, в том числе и зарубежных источников для их решения. К настоящему времени за счет поставок из Российской Федерации и за счет технической помощи со стороны Швеции и Финляндии необходимым комплектом программно-технического комплекса оснащены 10 районных и городских структур и учебный центр Госкомзема Республики Карелия. В 2000-2003 гг. за счет поставок из Российской Федерации и за счет зарубежной технической помощи предполагается полностью решить вопрос оснащения районных и городских комитетов. Одновременно с поставками, специалисты Национальных земельных служб Швеции и Финляндии производят оперативную подготовку и переподготовку персонала. Определенную работу по подготовке кадров проводит Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, а также Госкомзем Республики Карелия на базе своего учебного центра. Взаимоотношения зарубежных партнеров и Госкомзема Республики Карелия определяются ежегодными соглашениями и в данной программе не рассматриваются.

4) Информационное обеспечение программы АСЗК РК предполагает выполнение кадастрового картографирования, проведение сплошной обязательной инвентаризации земель населенных пунктов и создание на базе полученных материалов компьютерных баз данных.

Объем, стоимость и график выполнения работ по информационному обеспечению АСЗК РК приведены в таблице 1. Данные приведены с учетом профинансированных и выполненных в 1999 году объемов работ:

Таблица 1.

В том числе по годам, тыс. руб.

Мероприятия, виды работ

Объем
кв. км.

Всего 2000- 2003 г.г.
тыс. руб.



2000 г.



2001 г.



2002 г.



2003 г.

Информационное обеспечение системы, всего


168356


33110


42180


51000


42066

в том числе:

Создание и обновление кадастровых планов


761,3


94328


18640


23750


28710


23228

Инвентаризация земель

772,5

56520

11010

14010

16930

14570

Создание компьютерных баз данных


850,9


17508


3460


4420


5360


4268



3 Массовая оценка земель


Важность создания единой системы оценки недвижимости в структуре земельного кадастра продиктована необходимостью активизации земельного рынка; создания более благоприятных условий для ведения купли-продажи земельных участков и других объектов недвижимости; упорядочению арендных отношений; организации залогового обращения объектов недвижимости; упорядочения и контроля за налогообложением объектов. В период становления земельного рынка, с целью стабилизации, необходимы взвешенные, наиболее достоверные оценки, которые могут восприниматься как стартовые уровни цен продажи земельных участков, залоговая, страховая, инвестиционная стоимость и как исходная величина для формирования налога на земельные участки и других земельных платежей.

Достижение такой достоверности возможно при условии массовой оценки, базирующейся на сложном макроэкономическом анализе.

На первом этапе реализации Программы (2000-2001 годы) предполагается провести массовую кадастровую оценку земель населенных пунктов во всех административных районах республики и оценку земель сельскохозяйственного назначения, как наиболее перспективных в части получения высокого экономического эффекта от проводимых работ.

На втором этапе реализации Программы (2002 год) будет произведена оценка остальных земель вне населенных пунктов (земель промышленности, транспорта, связи и др., земель лесного и водного фонда).

Объем, стоимость и график выполнения работ по оценке земель приведены в таблице 2.

Таблица 2.

(тыс. руб.)

Основные группы земель, подлежащие оценке

Площадь, (тыс. га)

Всего 2000- 2002 гг.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Всего земель

18052

10350

850

4000

5500

из них:

земли населенных пунктов

91,3

4750

750

2000

2000

земли сельскохозяйственного назначения

188,7

3100

100

1500

1500

земли несельскохозяйственные (вне границ населенных пунктов)


17772


2500


500


2000



4. Земельные преобразования в сельской местности.
Государственное регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения

В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. К 2000 году в республике реорганизовано 23 сельскохозяйственных предприятия и ими осуществлена приватизация земель на площади 34.6 тыс. га, в результате 13.3 тыс. работников этих хозяйств, включая сферу обслуживания, стали собственниками земельных долей.

Создан широкий слой крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества и животноводства.

Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного обоснования в правовом, экономическом и экологическом аспектных решений по перераспределению земель.

Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т.д.)

С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на 1 этапе реализации Программы:

осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;

уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;

создать, в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, условия для сокращения миграции сельских жителей;

содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;

принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.

На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения плодородия почв.


5. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению

Выполняемые виды и объемы работ по землеустройству не удовлетворяют потребности в землеустроительной документации, обосновывающей в правовом, экономическом и экологическом отношениях земельные преобразования.

Исходя из потребностей в обеспечении землеустроительной документацией для осуществления земельных преобразований в рамках реализации настоящей Программы, предусматривается в 2000-2002 годах провести:

выявление неиспользуемых земель, подготовку каталога земель, находящихся в фонде перераспределения;

составление землеустроительных проектов перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;

проведение землеустроительных мероприятий, направленных на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;

установление границ земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по их распоряжению;

составление дежурных карт ограничений использования и обременений (сервитутов) земель.

Виды работ, их стоимость и примерный график производства работ приводятся в таблице 3.


Таблица 3

(тыс. руб.)

Виды землеустроительных работ

Всего

В том числе по годам

2000-2002 гг.

2000

2001

2002

1. Землеустроительные работы, связанные с установлением земель, относящихся к федеральной собственности, собственности Республики Карелия и муниципальной собственности





1500





500





500





500

2. Составление землеустроительных проектов: перераспределения земель; компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования; размещения крестьянских (фермерских) хозяйств; передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц










1200










300










500










400

3. Выполнение землеустроительных работ по инвентаризации и упорядочению (определению) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве





4300





1000





1700





1600

4. Другие работы

5000

1500

1700

1800

Всего

12000

3300

4400

4300




6. Мониторинг земель

Необходимость создания системы ведения мониторинга земель в Республике Карелия очевидна, поскольку на земле продолжают интенсивно проявляться негативные процессы. В Республике Карелия к ним относятся, прежде всего, резкое снижение плодородия почв, зарастание ценных угодий кустарником, мелколесьем и сорной растительностью, заболачивание и переувлажнение земель, деградация пастбищ и сенокосов и ряд других негативных процессов, что приводит к большим экологическим и социально-экономическим потерям. Практически прекращены работы по восстановлению продуктивных угодий и улучшению их качественного состояния. Так, например, общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий в Республике Карелия составляет 78,9 тыс.га. Эти земли на значительных площадях характеризуются низкой мелиоративной обустроенностью, неудовлетворительным культурно-техническим состоянием и невысоким почвенным плодородием. Более 40 % ( 35 тыс.га ) осушенных земель требуют проведения работ по улучшению земель и повышению технического уровня мелиоративных систем.

В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на 1 этапе реализации настоящей Программы обеспечить разработку правовых и нормативно-технических актов, регулирующих организацию и ведение государственного мониторинга земель, после принятия соответствующих актов на федеральном уровне.

На 2 этапе реализации Программы:

в ходе проведения инвентаризации земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, выявляются неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земельные участки вследствие их зарастания лесом, кустарником, заболачивания, переувлажнения, каменистости, развития ярко выраженных процессов эрозии и других негативных процессов;

вырабатываются рекомендации о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.

Выделение дополнительных средств на проведение мониторинга земель Программой не предусматривается.

7. Усиление государственного контроля за использованием и охраной земель

Государственный контроль за использованием и охраной земель является одной из основных функций управления земельными ресурсами, которое приобретает определенное значение в процессе осуществления земельной реформы. Возросший интерес юридических лиц и граждан к земле влечет за собой целый ряд нарушений земельного законодательства и злоупотреблений при совершении сделок с земельными участками.

Широкое распространение получили такие виды нарушений земельного законодательства, как:

самовольное занятие земельных участков;

несвоевременное внесение платежей за землю;

не целевое использование земельных участков или их неэффективное использование;

нарушение сроков возврата временно занимаемых земель;

уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Одной из основных причин нарушений земельного законодательства является несовершенство нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

В целях повышения эффективности контроля за использованием и охраной земель на 1 этапе предусматривается принять участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, направленных на усиление государственного контроля за использованием и охраной земель.

На 2 этапе предусматривается создание специального денежного фонда охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель.

В рамках реализации Программы в течение 2000-2002 годов предусматривается ежегодное выполнение следующих мероприятий:

обеспечить совместно с другими органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, органами прокуратуры и внутренних дел проведение совместных комплексных проверок по соблюдению земельного законодательства;

организовать и провести совместно с органами местного самоуправления городов и районов семинарские занятия с управляющими сельских и поселковых администраций по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, относящихся к компетенции местных органов самоуправления;

обеспечить проведение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства и повышению информированности населения о деятельности государственного контроля за использованием и охраной земель.


8. Международное сотрудничество

В 2000-2002 годах будет продолжено сотрудничество с Национальными земельными службами Швеции и Финляндии. Основной целью сотрудничества является ускорение хода реализации земельной реформы. Главной задачей сотрудничества является внедрение современных кадастровых цифровых технологий и создание автоматизированной системы земельной регистрации в городах и районах республики, а также получение технической помощи для оснащения структурных подразделений Госкомзема Республики Карелия необходимым оборудованием и программными средствами. Особое внимание в проектах будет уделено углубленной подготовке специалистов республики, работе с современными технологиями с помощью зарубежных партнеров.

IV. Ресурсное обеспечение программы


Ресурсное обеспечение мероприятий Программы включает в себя затраты на создание и ведение земельного кадастра, массовую кадастровую оценку земель и на землеустроительные работы по землям сельскохозяйственного использования.

(Абзац исключен постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 5 мая 2000 года № 131-П" от 15.03.2002 г., введенным в действие с 15.03.2002 г., рассылка)

Средства, направляемые федеральным бюджетом на научно-исследовательские работы, на техническое оснащение землеустроительных комитетов и служб системы Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, а также средства, направляемые зарубежными партнерам, при реализации совместных проектов, направленных на развитие земельной реформы в Республике Карелия, определяются ежегодными бюджетными назначениями и заключаемыми международными соглашениями и не включаются в настоящую Программу.

Сводный финансовый расчет затрат и примерный план финансирования мероприятий Программы приведены в таблице 4.


Таблица 4.
(тыс. руб.)

Разделы программных мероприятий

Всего 2000- 2002 г.г.

2000 г.

2001 г.

2002.г.

Создание и ведение земельного кадастра и земельные преобразования в городах и других поселениях




126290




33110




42180




51000

Массовая оценка земель

10350

850

4000

5500

Комплекс работ по землеустроительному обеспечению


12000


3300


4400


4300

Всего по программе

148640

37260

50580

60800

в том числе:

федеральный бюджет

15800

5400

5200

5200

республиканский бюджет

23000

3000

9000

11000

в % от прогнозируемого поступления

42,2

26,6

50

50

местные бюджеты

99840

25000

35000

40000

в % от поступления

50

50

50

50


V. Оценка эффективности осуществления региональной программы


Обычно, при определении социальной и экономической эффективности реализации проектов и программ принимается соотношение затрат на ее реализацию и внедрение полученных экономических результатов, а также окупаемость этих затрат. По расчетам, приводимым ниже, реализация мероприятий Программы позволит к 2004 году получить экономический эффект в размере 188730 тыс. руб., полностью покрыть затраты на ее выполнение, обеспечить последующее стабильное поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней и создать предпосылки для выполнения последующих мероприятий по реформированию земельных отношений.

В то же время настоящая Программа не является инвестиционным проектом, а ее интересы и цели лежат в области структурной и инвестиционной политики государства, включая структуру экономики, эффективность. Результаты реализации Программы выражаются в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, также в социальной и экологической сферах.

Реализация Программы позволит:

обеспечить целевое использование земли;

решить в определенной мере вопросы защиты граждан при реализации ими прав собственности на земельные участки и земельные доли;

создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов;

создать необходимые условия для ведения ипотечного кредитования под залог земельных участков.

Реализация Программы в части создания системы ведения земельного кадастра, оценки земель и выполнения работ по землеустройству принесет прямой экономический эффект:

- в результате работ по созданию автоматизированной системы ведения земельного кадастра достигается поэтапное доведение уровня собираемости земельных платежей в населенных пунктах республики согласно таблице 5 от 50-55%, в настоящее время, до 100 % в 2003 г. за счет выявления всех землепользователей, установления фактических площадей земельных участков и предоставления кадастровой информации:

Таблица 5
(тыс. руб.)

Прогноз поступления платежей за землю

Показатели

2000 г.

2001 г

2002 г

2003 г.

Всего

Расчетная сумма поступлений платежей за землю по базовым ставкам 1999 года



60970



83360



109750



121940



376020

Прирост платежей за счет создания системы ведения земельного кадастра по отношению к 2000 году



22390



48780



60970



132140


- в результате работ по массовой оценке земель и перехода к определению нормативной цены земли на основе ее рыночной цены (см.таблицу 6)

Таблица 6

Категория
земель

Земельные платежи
в 1999 году
тыс. руб.

Рост земельных платежей в 2002- 2003 годах, обусловленное проведением массовой кадастровой оценки земель

Земельные платежи, тыс.руб.

Рост платежей в 2002- 2003 гг. по отношению к 2000 г.

1. Городские поселения

38461

2 раза

76922

38461

2.Сельскохозяйственные угодья

1805

1,5 раза

2707

902

3. Прочие земли

13186

2 раза

26372

13186

Всего:

53452

106002

52549


- в результате дальнейшей приватизации государственных и муниципальных предприятий (расчет № 1):

а) общая площадь под приватизированными предприятиями промышленности, транспорта, связи - 9211 га.

б) удельный вес предприятий, готовых к выкупу земель (экспертная оценка) - 0,5 %.

в) общая площадь земель, ожидаемая к выкупу:

9211 га х 0,005 = 46 га.

г) минимальная ставка земельного налога - 720 руб/га.

д) выкупная цена 1 га: 720 х 25 = 18 000 руб.

е) сумма поступлений за выкуп земли приватизированными предприятиями в 2000 году: 18 000 руб/га х 46 га = 828 тыс. руб.

То же в 2001 - 2002 годы:

2001 г. - 828 тыс. рублей х 1.1 = 911 тыс. руб.

2002 г. и последующие годы - 910,8 тыс. руб. х 1.1 = 1002 тыс. руб.

Всего поступлений в 2000 - 2002 г.г. - 2 743 тыс. руб.

- в результате проведения землеустроительных работ и обеспечения условий гражданам-собственникам земельных долей свободы распоряжения этими участками (расчет № 2)

а) количество собственников земельных долей - 8.1 тыс.

б) количество собственников, потенциальных участников сделок с земельными долями -3-5% в год 8.1тыс.х 0.04=324

в) площадь земельной доли (средняя) - 3.5 га

г) средняя нормативная цена земельной доли - 6225 руб.

д) регистрационные сборы за сделку - 1.5 МРОТ или 125 руб.

е) общая сумма бюджетных поступлений от регистрационных сделок с земельными долями: 324 х125 руб.=40.5 тыс. руб.

ж) госпошлины, взимаемые за юридические значимые действия:

324 х 6225рублей х 0.05=100845 руб.

з) итого: 40.5+100.8=141.3 тыс. руб.

и) по годам: 2000 г - 141.3 тыс. руб.
2001 г. - 141.3 тыс. руб.
2002 г. и последующие годы- 141.3 тыс. руб.

Всего в 2000-2002 гг. - 423.9 тыс. руб.

Суммарный экономический эффект от реализации Программы характеризуется показателями, приведенными в таблице 7

Таблица 7


Мероприятия по программе

Прогноз прироста поступлений платежей за землю по отношению к 1999 г. (тыс. руб.)

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего

Создание и ведение земельного кадастра


-


22390


48780


60970


132140

Оценка земель

15765

36784

52549

Приватизация земель

828

828

911

911

3478

Землеустроительное обеспечение

141

141

141

141

564

Всего

188731


VI. Механизм реализации, организации управления и контроля за ходом выполнения Программы


Заказчик несет полную ответственность за целевое использование и рациональное расходование выделяемых средств.
(Абзац в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 5 мая 2000 года № 131-П" от 15.03.2002 г., введенным в действие с 15.03.2002 г., рассылка)

Заказчик, являясь координатором Программы, ежеквартально готовит и направляет в Министерство экономики Республики Карелия отчеты о ходе ее реализации. Ежегодно, на основании прогноза социально - экономического развития и принятия бюджетов на очередной год корректирует программу и представляет для согласования предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий.

Заказчик организует заключение договоров с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, распределяет среди них ежегодно выделяемые средства соответствующих бюджетов, осуществляет контроль за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров.

При необходимости заказчик вносит в Министерство экономики Республики Карелия предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации ее в целом или отдельных мероприятий.



Приложение № 1 к паспорту Программы

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы
в Республике Карелия на 2000-2002 годы"


п/п


Мероприятия и первоочередные меры


Перечень нормативных документов, необходимых для реализации мероприятий



Ожидаемые результаты

Средства, требуемые для реализации мероприятий,
тыс.руб.



Источники финансирова- ния



Сроки реализации



Исполнители

1

2

3

4

5

6

7

8

1











2

Подготовка соглашений между Госкомземом РК и органами местного самоуправления городов и районов о совместной деятельности в области реализации и финансирования республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Карелия на 2000-2002 годы"









Постановление Правительства Республики Карелия об утверждении Программы "Развитие земельной реформы в Республике Карелия 2000-2002 годы"





Подписание соглашений





В пределах средств, предусмотренных в бюджетах органов управления






-






2000-2002 годы



Правительство РК,

Комзем по РК (по согласованию)

органы местного самоуправления
(по согласованию)


1

2

3

4

5

6

7

8

3

Правовое и нормативно-методическое обеспечение Программы

Федеральные законы, обеспечивающие правовую основу земельной реформы

Укрепление гарантий конституционных прав граждан, становление и развитие земельного рынка, улучшение инвестиционного климата

В пределах средств, предусмотренных в бюджетах органов управления



-



2000-2002 гг.

Комзем по РК (по согласованию)

4

"Комзем по РК (по согласованию)";


Организация работ по созданию и ведению земельного кадастра, оценке земель и землеустроительному обеспечению (подготовка документации , проведение конкурсов на поставку продукции, заключение контрактов)




Постановление Правительства РК об утверждении Программы, соглашения с органами местного самоуправления




Выполнение комплекса организационно-подготовительных работ




В пределах средств, предусмотренных в бюджетах органов управления






-




Поэтапно, по мере выделения необходимых средств

Комзем по РК (по согласованию),
органы местного самоуправления
(по согласованию)

5

Создание и ведение земельного кадастра, оценка земель и землеустроительное обеспечение

Контракты и договоры на создание и ввод в эксплуатацию поставляемых информационных ресурсов, акты приемки выполненных работ . Постановления и решения органов власти и местного самоуправления об утверждении полученных материалов

Прогнозный суммарный экономический эффект к концу 2003 г. -188.7 млн. руб.
Полученная информация позволит внести существенные изменения в налоговую систему, воздействовать на рынок земли и недвижимости, решать многообразный круг задач, связанных с использованием земельных ресурсов

Всего в 2000-2002 г.г.-148.6 млн.руб.
в том числе:
федеральный бюджет-15.8 млн.руб.;
республиканский бюджет-23.0 млн.руб.
местные бюджеты- 99.24 млн. руб.

Федеральный, республиканский и местные бюджеты

Поэтапная сдача продукции в 2000-2002 гг.

Минэкономики РК, Минфин РК,

Комзем по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию),
подрядные организации на контрактной основе

6.

Международное сотрудничество

Соглашения Правительства РК с зарубежными партнерами

Усиление компетенции и технической оснащенности

В пределах ежегодных смет, предусматриваемых прием зарубежных
делегаций для Госкомзема РК

Республиканский бюджет

2000-2002 гг.
по планам реализации проектов

Комзем по РК (по согласованию), Национальные земельные службы Швеции и Финляндии

(Приложение в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 5 мая 2000 года № 131-П" от 15.03.2002 г., введенным в действие с 15.03.2002 г., рассылка)


Приложение № 2 к паспорту Программы

МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Карелия на 2000-2002 годы", требующие согласования с органами местного самоуправления


п/п


Мероприятия и первоочередные меры


Перечень нормативных документов, необходимых для реализации мероприятий



Ожидаемые результаты

Средства, требуемые для реализации мероприятий,
тыс.руб.



Источники финансирова- ния



Сроки реализации



Исполнители

1

2

3

4

5

6

7

8



1

Подготовка соглашений между Госкомземом РК и органами местного самоуправления городов и районов о совместной деятельности в области реализации и финансирования республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Карелия на 2000-2002 годы"




Постановление Правительства Республики Карелия об утверждении республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Карелия 2000-2002 годы"





Подписание соглашений





В пределах средств, предусмотренных в бюджетах органов управления






-






2000-2002 годы



Правительство РК,

Комзем по РК (по согласованию),

органы местного самоуправ- ления
(по согласованию)

2

Организация работ по созданию и ведению земельного кадастра, оценке земель и землеустроительному обеспечению (подготовка документации, проведение конкурсов на поставку продукции, заключение контрактов)




Постановление Правительства РК об утверждении Программы, соглашения с органами местного самоуправления




Выполнение комплекса организационно-подготовительных работ




В пределах средств, предусмотренных в бюджетах органов управления






-




Поэтапно, по мере выделения необходимых средств


Комзем по РК (по согласованию)

и органы местного самоуправления
(по согласованию)

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Создание и ведение земельного кадастра, оценка земель и землеустроительное обеспечение

Контракты и договора на создание и ввод в эксплуатацию поставляемых информационных ресурсов, акты приемки выполненных работ . Постановления и решения органов власти и местного самоуправления об утверждении полученных материалов

Прогнозный суммарный экономический эффект к концу 2003 г. -188.7 млн. руб.
Полученная информация позволит внести существенные изменения в налоговую систему, воздействовать на рынок земли и недвижимости, решать многообразный круг задач, связанных с использованием земельных ресурсов

Всего в 2000-2002 гг.-148.6 млн. руб.
в том числе:
федеральный бюджет-15.8 млн. руб.;
республиканский бюджет-23.0 млн.руб.
местные бюджеты- 99.84 млн. руб.

Федеральный, республиканский и местные бюджеты

Поэтапная сдача продукции в 2000-2002 гг.

Минэкономики РК, Минфин РК,

Комзем по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию),

подрядные организации на контрактной основе


(Приложение в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 5 мая 2000 года № 131-П" от 15.03.2002 г., введенным в действие с 15.03.2002 г., рассылка)

Текст сверен по:
официальное издание
"Собрание законодательства
Республики Карелия"
май 2000 г. № 5
стр. 173-188



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ