Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

[О проверке конституционности статей Закона РК "О местном самоуправлении в Республике Карелия"]

Постановление


Именем Республики Карелия

Постановление

2 марта 2000 года
г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председателя О.Б. Переплеснина, судей П.А. Союнена, В.В. Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положений абзаца 2 части 2 статьи 13, пункта 4 части 2 статьи 15 Закона Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия", части 4 статьи 30 Устава местного самоуправления Муезерского района, части 4 статьи 17 Устава местного самоуправления города Кондопоги и Кондопожского района.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Баранова М.Н.

Заслушав заявителя - депутата Палаты Республики Баранова М.Н.; представителей сторон: от Палаты Республики - депутата, председателя комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политике Папченкова А.М., начальника юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Степанову Е.И., консультанта отдела государственного устройства, местного самоуправления и национальной политики Белоусову Е.Ю.; от Председателя Правительства Республики Карелия - заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Республики Карелия Игнатьеву Т.П.; от Муезерского районного Совета - заведующую юридическим отделом Куренкову Н.П.; от Кондопожского городского Совета - начальника юридического отдела Жмурина А.В., исследовав материалы дела, суд установил:

1. Закон Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия" принят Палатой Республики 9 февраля 1996 года, подписан Председателем Правительства РК 19 февраля 1996 г., опубликован в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" 1996 год, N 4, статья 497.

Положениями абзаца 2 части 2 статьи 13 настоящего закона наряду с избранием главы местного самоуправления на самоуправляющейся территории в соответствии с Законом Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления Республики Карелия" допускается его избрание представительным органом местного самоуправления из своего состава.

На основании пункта 4 части 2 статьи 15 этого же закона порядок избрания главы местного самоуправления указывается в уставе местного самоуправления самоуправляющейся территории.

Устав местного самоуправления Муезерского района утвержден решением 9-й сессии 22-го созыва Муезерского районного Совета 5 декабря 1996 года. Решением 2-й сессии 23-го созыва от 23 июня 1998 года в него внесены изменения и дополнения. Зарегистрирован устав Постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 30 сентября 1998 года N 75-ПР.

Согласно части 4 статьи 30 Устава местного самоуправления Муезерского района в случае неизбрания населением района либо досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления его избрание допускается Советом из своего состава.

Устав самоуправления города Кондопоги и Кондопожского района принят решением городского Совета 29 декабря 1998 года. Решением городского Совета от 28 января 1999 года с учетом изменений и дополнений устав принят в новой редакции и зарегистрирован Постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 4 марта 1999 года N 64-ПР.

Частью 4 статьи 17 Устава самоуправления города Кондопоги и Кондопожского района в случае досрочного прекращения полномочий главы самоуправления его избрание допускается Советом из своего состава.

По мнению заявителя, названные нормы противоречат федеральному законодательству, гарантирующему реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранным главой местного самоуправления, статьям 2,3 Конституции Республики Карелия. Заявитель исходит из того, что часть 2 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разрешая избрание главы местного самоуправления из состава представительного органа наряду с выборами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, допускает применение только одной из форм избрания главы местного самоуправления.

По этим же основаниям заявитель считает, что уставом местного самоуправления не может определяться порядок избрания главы местного самоуправления.

Ходатайство депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Баранова М.Н. соответствует требованиям статей 40, 41 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.

Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайстве.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя, оно признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации как форма народовластия (статья 3 Конституции Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в статье 3 Конституции Республики Карелия.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации и статьей 78 Конституции Республики Карелия местное самоуправление осуществляется гражданами самостоятельно в пределах своих полномочий путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления на основании статьи 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 16 данного федерального закона предусматривается избрание главы местного самоуправления гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Эти принципиальные положения урегулированы частью 2 статьи 13 Закона Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия": "Устав местного самоуправления определяет избрание главы местного самоуправления самоуправляющейся территории:

- в соответствии с Законом Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления Республики Карелия";

- представительным органом местного самоуправления из своего состава".

Положения части 2 статьи 13 республиканского закона, по существу, воспроизводят предписания федерального закона. Указание о том, что данные вопросы регулируются уставом местного самоуправления, соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Такое правовое регулирование не противоречит конституционным установлениям об осуществлении народовластия как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления и не нарушает конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

3. Уставы местного самоуправления Муезерского района, города Кондопоги и Кондопожского района определили формы избрания глав местного самоуправления на основе Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", а в случае досрочного прекращения их полномочий - Советами из своего состава. При этом Устав местного самоуправления Муезерского района распространил эту форму наделения полномочиями и на случаи неизбрания главы местного самоуправления населением района.

В соответствии со статьями 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Следуя этому установлению, Конституционный Суд оценивает конституционность правовых положений Закона Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия", уставов местного самоуправления Муезерского района, города Кондопоги и Кондопожского района, регулирующих избрание главы местного самоуправления в случае досрочного прекращения его полномочий, исходя из безусловности обеспечения соблюдения гарантий конституционных прав граждан данных муниципальных образований избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции Российской Федерации, гарантирующая гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, по своему содержанию связана лишь с процессом избрания этих органов (Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации. Определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М.В. Сурова от 1 октября 1997 года).

При оценке конституционности оспариваемых правовых предписаний уставов, допускающих в некоторых случаях переход с одной формы наделения полномочиями главы местного самоуправления (прямые выборы населением) на другую форму (избрание главы из состава Совета), суд исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина, установленного статьей 2 Конституции Российской Федерации.

Устанавливая нормы муниципального права, законодатель и орган местного самоуправления не вправе ограничивать граждан в их избирательных правах.

Досрочное прекращение полномочий избранного главы местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьей 29 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия", не затрагивает права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поскольку эти права в полной мере реализованы при выборах главы местного самоуправления, который затем досрочно прекратил свои полномочия.

Совокупный анализ статей 2, 8, 9, 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" свидетельствует о том, что правило об обязательности проведения досрочных прямых выборов главы местного самоуправления населением муниципального образования действует только в тех случаях, когда это предусмотрено соответствующим законодательством о принципах организации и деятельности органов местного самоуправления, а также принятыми в соответствии с этим законодательством уставами. С учетом изложенного при досрочном прекращении полномочий главы местного самоуправления муниципальное образование вправе предусмотреть в уставе избрание нового главы как на основе прямого волеизъявления граждан, так и из состава Совета.

Поэтому положения уставов Муезерского района, города Кондопоги и Кондопожского района, устанавливающие избрание глав местного самоуправления из состава Совета при досрочном прекращении полномочий, являются конституционными.

4. Принципиально иная правовая ситуация складывается, когда в результате выборов на основе прямого волеизъявления граждан глава местного самоуправления не избран, то есть не достигнут положительный результат.

Для этих случаев законодательство о выборах в рамках единого избирательного процесса содержит механизм, с помощью которого этот положительный результат достигается.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 43 (пункт 3), 46 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, или кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, назначаются повторные выборы.

Повторные выборы являются органической составной частью общего механизма избрания главы местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

В соответствии с избирательным законодательством в вышеуказанных случаях территориальная избирательная комиссия обязана назначить повторные выборы, а на основании устава глава местного самоуправления избирается представительным органом из своего состава.

Установленная законом обязанность территориальных избирательных комиссий назначить повторные выборы является правовой гарантией, обеспечивающей реализацию избирательного права граждан в полном объеме и достижение положительного результата - избрание главы местного самоуправления.

Кроме того, соответствующая избирательная комиссия самостоятельно либо на основании решения суда признает выборы недействительными по фактам установленных нарушений, которые не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В таких случаях нарушаются активное и пассивное избирательные права граждан. Устранение этого нарушения возможно только проведением повторных выборов.

Установленная частью 4 статьи 30 Устава местного самоуправления Муезерского района норма, регулирующая отношения, связанные с неизбранием главы местного самоуправления в процессе основных выборов, является конкурирующей с положениями избирательных законов. В силу принципа верховенства закона по отношению к иным правовым актам, закрепленному в статье 2 Конституции Республики Карелия, эта норма не может применяться, как принятая с превышением полномочий местного самоуправления (статья 78 Конституции Республики Карелия).

Таким образом, оспариваемые положения Устава местного самоуправления Муезерского района нарушают избирательные права граждан, принцип верховенства закона, приняты с превышением пределов полномочий местного самоуправления и противоречат статьям 2, 3 и 78 Конституции Республики Карелия.

5. Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что впредь до принятия субъектами Российской Федерации законов, предусмотренных настоящим федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законом субъекта Российской Федерации, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией и настоящим федеральным законом (пункт 1 статьи 57).

Поскольку законы, устанавливающие порядок избрания глав местного самоуправления из состава представительного органа местного самоуправления, не приняты ни на федеральном, ни на республиканском уровне, этот порядок должен регулироваться уставами местного самоуправления.

Тем самым обеспечивается реализация конституционных принципов и иных положений о местном самоуправлении, гарантирующих конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления.

Согласно Уставу местного самоуправления Муезерского района, решение об избрании главы местного самоуправления из состава Совета принимается сессией Совета в порядке, установленном Уставом и Регламентом Совета.

Уставом города Кондопоги и Кондопожского района для данной формы избрания главы местного самоуправления установлено, что он избирается в порядке и сроки, установленные решением Совета.

Порядок, установленный муниципальными образованиями Муезерского района, города Кондопоги и Кондопожского района, не противоречит федеральному и республиканскому законодательству о местном самоуправлении, Конституциям Российской Федерации и Республики Карелия.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в уставе муниципального образования должен указываться порядок формирования органов местного самоуправления.

Это обязательное требование федерального закона учтено пунктом 4 части 2 статьи 15 Закона Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия", поэтому оснований для признания его неконституционным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:

1. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания абзаца 2 части 2 статьи 13, пункта 4 части 2 статьи 15 Закона Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия", части 4 статьи 17 Устава самоуправления города Кондопоги и Кондопожского района.

2. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания части 4 статьи 30 Устава местного самоуправления Муезерского района в той части, в какой они регулируют порядок избрания главы местного самоуправления из состава Совета при досрочном прекращении полномочий.

3. Признать несоответствующими статьям 2, 3, 78 Конституции Республики Карелия правовые предписания части 4 статьи 30 Устава местного самоуправления Муезерского района в той части, в какой они регулируют порядок избрания главы местного самоуправления из состава Совета в случае его неизбрания населением района.

4. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

5. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия"
настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд
Республики Карелия



Текст сверен по:
Газета "Карелия",
29 марта 2000г.,
N 26(625),
с.13-14



О проверке конституционности статей Закона РК "О местном самоуправлении в Республике Карелия"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 02.03.2000

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 02.03.2000

Опубликован: газета "Карелия" 29 марта 2000 г. № 26(625), "Собрание законодательства Республики Карелия, № 3 (март 2000 г.) ст.469




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919301646

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919301646

Ссылается на




 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane