Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

[О проверке конституционности ст.25-1 Закона РК "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РК"]
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия

Именем Республики Карелия

г. Петрозаводск
29 сентября 1999 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б. Переплеснина, судей А.И. Киннера, П.А. Союнена, В.В. Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 25-1 Закона Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия".

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия.

Заслушав стороны: заместителя Председателя Палаты Представителей Леккерева А.М., и.о. начальника отдела по экономической политике, природным ресурсам и бюджету Аппарата Законодательного Собрания Жукевич Г.В. с одной стороны, и Председателя Комитета по бюджету и налогам Палаты Республики Мяки А.Э., консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Наговицына В.П., заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Игнатьеву Т.П. с другой стороны, исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 4 ноября 1998 года приняла Закон Республики Карелия "О внесении дополнений в Закон Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия", который 6 ноября 1998 года был подписан Председателем Правительства и опубликован в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия", 1998, N 24-25, статья 1701.

Закон Республики Карелия "О бюджетном устройстве в бюджетном процессе в Республике Карелия" дополнен статьей 25-1, правовые предписания которой предусматривают возможность изменения сроков представления рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете, установленных статьями 23, 24 и 25 этого же закона. Решение об изменении установленных законом сроков принимается по предложению Председателя Правительства Законодательным Собранием в форме постановления.

Палата Представителей считает, что изменение постановлением установленных законом сроков представления и рассмотрения проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год противоречит Конституции Республики Карелия, федеральному законодательству, регулирующему вопросы бюджетного устройства и бюджетного процесса, при этом не обеспечивается выполнение конституционных требований о ежегодном представлении Председателем Правительства проекта бюджета в Законодательное Собрание Республики Карелия.

Ходатайство Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия соответствует требованиям статей 40, 41 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.

Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии со статьей 4 Конституции Республики Карелия государственная власть в республике основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Пределы полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей, осуществляемых ими самостоятельно, устанавливаются Конституцией и законами.

Эти конституционные принципы, составляющие основы конституционного строя, ограничивая полномочия органов государственной власти, в то же время защищают их от необоснованного вмешательства в компетенцию друг друга.

В соответствии с Конституцией Законодательное Собрание является представительным и единственным законодательным органом Республики Карелия (статья 45) и состоит из двух палат: Палаты Республики и Палаты Представителей (статья 46). Каждая из палат обладает собственной компетенцией (статьи 57 и 58). Решения по вопросам ведения Палаты Представителей в предусмотренных Конституцией случаях нуждаются в одобрении Палаты Республики (статья 59). Палаты при этом заседают раздельно (статья 56).

Вместе с тем Конституция предусматривает случаи, когда палаты принимают решения на совместных заседаниях. Перечень этих вопросов предусмотрен статьей 55 Конституции. Данный перечень не является исчерпывающим. Законодательное Собрание на совместном заседании палат может принять решение и по иным вопросам ведения Республики Карелия, но только в том случае, если они не отнесены ни к ведению исполнительной, ни к ведению судебной властей, органов местного самоуправления, либо не могут быть решены палатами на раздельных заседаниях в рамках компетенции Палаты Представителей или Палаты Республики.

Таким образом, и Законодательное Собрание, и его палаты как органы законодательной и представительной власти обладают собственной компетенцией, при принятии решений ограничены конституционно установленными пределами полномочий, осуществляемых ими самостоятельно.

Конституционный принцип самостоятельности органов государственной власти предполагает отсутствие в них одинаковых полномочий.

Следовательно, если общественные отношения урегулированы законом, принятым Палатой Республики (как в данном случае) либо Палатой Представителей в рамках процедур, предусмотренных Конституцией, эти же общественные отношения не подлежат правовой регламентации постановлением Законодательного Собрания. Поэтому правовые предписания статьи 25-1 Закона Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия", предусматривающие возможность установления сроков представления и рассмотрения проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год постановлением Законодательного Собрания, не соответствуют статье 4 Конституции Республики Карелия.

3. Оспариваемая статья 25-1 создает правовую ситуацию, когда постановлением Законодательного Собрания может быть изменен установленный статьей 23 закона срок представления Председателем Правительства проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год (1 ноября), а также сроки его рассмотрения Законодательным Собранием (статьи 24, 25 рассматриваемого закона).

Основные принципы законодательного процесса урегулированы Конституцией. Принятые в рамках конституционных полномочий и с соблюдением установленных процедур законы обязательны для применения всеми органами, должностными лицами и гражданами республики (статья 2 Конституции).

Конституционный принцип верховенства и прямого действия закона нарушается, когда предписания закона отменяются, изменяются или дополняются на основании иных правовых норм, принятых не в форме закона и вне процедуры, предусмотренной для его принятия.

Исключения из этого правила допустимы лишь в случаях и в рамках тех процедур, которые прямо предусмотрены Конституцией Республики Карелия, например, в рамках конституционного судопроизводства. Конституция Республики Карелия не предусматривает возможности отмены, изменения или дополнения закона постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия.

Поэтому положения статьи 25-1 Закона Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия", допускающие временное (на данный год) изменение установленных законом сроков представления и рассмотрения проекта республиканского бюджета принятием постановления Законодательного Собрания Республики Карелия, противоречат статье 2 Конституции Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:

1. Признать не соответствующей Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 4, статью 25-1 Закона Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия".

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия



Текст сверен по:
газета "Карелия", от 13 октября 99г.,
N 61(577),с.7

О проверке конституционности ст.25-1 Закона РК "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РК"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 29.09.1999

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 29.09.1999

Опубликован: газета "Карелия"N 61 (577) от 13.10.1999г., "Собрание законодательства Республики Карелия" № 9 (сентябрь 1999 г.) ст.1322




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919301098

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919301098



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane