Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Именем Республики Карелия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

[О праве принятия Закона РК "О Центральной избирательной комиссии РК"]

18 июня 1999 г.

г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б. Переплеснина, судей Киннера А.И., Союнен П.А., Сухачевой В.В., руководствуясь статьями 45 (пункт 1), 50 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Палаты Представителей Законодательного Собрания о праве принятия Закона Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия".

Поводом к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, к компетенции какой из палат Законодательного Собрания Республики Карелия отнесено право принятия Закона Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия".

Заслушав объяснения: Председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия Пивненко В.Н. - с одной стороны, Председателя Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Коцюба Н.В. и депутата этой палаты Лукина А.П. - с другой стороны, а также представителя Председателя Правительства Республики Карелия Игнатьеву Т.П., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Действующий в настоящее время Закон "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" принят Палатой Представителей 24 мая 1995 года, одобрен Палатой Республики 26 мая 1995 года, подписан Председателем Правительства 5 июня 1995 года.

Постановлением N 47 от 22 апреля 1999 года "О проекте закона Республики Карелия "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" Палата Представителей приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия".

Палата Республики Постановлением N 151-ПР от 13 мая 1999 года с аналогичным названием приняла также в первом чтении другой законопроект.

Позиция обратившейся стороны заключается в следующем: право принятия республиканских законов о выборах отнесено Конституцией Республики Карелия к ведению Палаты Представителей, Закон "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" в мае 1995 года принят Законодательным Собранием в порядке, установленном Конституцией Республики Карелия для республиканских законов о выборах, в этом же порядке до настоящего времени в него вносились изменения.

Палата Представителей просит Конституционный Суд определить, к компетенции какой из палат Законодательного Собрания Республики Карелия отнесено право принятия этого республиканского закона.

2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции в части реализации полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Карелия, между органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 45 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия").

По данному делу Судом рассматривается спор о компетенции между органами государственной власти: Палатой Представителей и Палатой Республики Законодательного Собрания.

В Законодательном Собрании республики сложилась такая ситуация, в которой спор между участниками законодательного процесса в течение длительного времени не получил разрешения, а сам законодательный процесс может оказаться заблокированным.

Компетенция обеих палат Законодательного Собрания Республики Карелия, касающаяся принятия законов по вопросам, отнесенным к ведению Республики Карелия, определена Конституцией республики (статьи 57, 58, 59).

Палата Представителей оспаривает совершение Палатой Республики действия правового характера (принятие в первом чтении указанного законопроекта), полагая, что право принятия этого закона отнесено Конституцией Республики Карелия к ее ведению.

Таким образом, данный спор является спором о признании компетенции.

Конституционный Суд при принятии настоящего постановления не проверяет конституционность действующего нормативного акта по содержанию норм, по его форме, по порядку подписания, опубликования или введения в действие, а также конституционность возможных изменений и дополнений закона.

Обращение Палаты Представителей является допустимым. Конституционный Суд при принятии постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, решает исключительно вопросы права. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

3. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта Российской Федерации и местных референдумов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (статья 1 вышеуказанного федерального закона).

Регулирование этих отношений относится к общим принципам организации системы органов государственной власти (пункт "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации) является предметом совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия, осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними республиканскими законами.

Конституционный смысл пункта "е" статьи 57 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которым к ведению Палаты Представителей относится "принятие законов Республики Карелия о выборах органов государственной власти и местного самоуправления", может быть уяснен при оценке не только буквального содержания рассматриваемой нормы, но и исходя из ее места в системе правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Правовые отношения, возникающие при подготовке, организации, проведении и финансировании выборов, регулируются нормами избирательного права, устанавливаемыми законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов.

Из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" усматривается, что правовые нормы, регулирующие вопросы формирования, деятельности и полномочий избирательных комиссий всех уровней, являются нормами-гарантиями избирательных прав граждан, неотъемлемой составной частью законодательства о выборах.

В соответствии с Федеральным законом Центральная избирательная комиссия Республики Карелия является государственным коллегиальным органом. Этим законом определен статус Центральной избирательной комиссии субъекта Федерации, порядок ее формирования и срок полномочий, статус членов избирательной комиссии, порядок ее деятельности, финансирование расходов (статьи 21, 23-27, 46). Указанные нормы обеспечивают возможность свободного волеизъявления граждан на выборах, служат защитой демократических принципов во время свободных и периодических выборов и относятся к избирательному праву (Преамбула Федерального закона).

Принятие республиканских законов о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления относится к ведению Палаты Представителей (пункт "е" статьи 57 Конституции Республики Карелия).

Нормы действующего в настоящее время Закона "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" регулируют вопросы формирования, статуса, полномочий, организации деятельности и финансового обеспечения Центральной избирательной комиссии.

Поскольку установление этих норм обеспечивает проведение демократических, свободных и периодических выборов в органы государственной власти и местного самоуправления Республики Карелия и реализацию активного и пассивного избирательного права граждан при проведении выборов, постольку эти нормы также являются неотъемлемой, составной частью республиканского законодательства о выборах.

Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия вправе решать вопрос о том, в рамках каких законов (о Центральной избирательной комиссии или о выборах конституционных органов власти) принимаются нормативные предписания, относящиеся к ее ведению.

4. Спор о компетенции между палатами Законодательного Собрания Республики Карелия возник в результате применения ими компетенционных норм Конституции Республики Карелия (статьи 57, 58) в процессе юридической деятельности парламента.

Правовая форма законодательного процесса, представляющего собой ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, и характер возникающих, развивающихся и прекращающихся правоотношений его участников, их взаимных прав и обязанностей установлены Конституцией Республики Карелия (статьи 57-62).

Закон "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" регулирует вопросы формирования, деятельности и полномочий коллегиального органа, который обеспечивает подготовку и проведение выборов на территории республики и является субъектом избирательного процесса.

На законодателе Республики Карелия лежит конституционная обязанность своевременно осуществлять собственное правовое регулирование порядка формирования своих органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения защиты конституционных избирательных прав граждан в период избирательной кампании как в республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и в органы государственной власти Российской Федерации, приведения своих законов в части, затрагивающей совместное ведение с Российской Федерацией, в соответствие с федеральными законами (статьи 5, 76, 77 Конституции Российской Федерации, статьи 2, 40, 41 Конституции Республики Карелия).

Законодательство о референдуме не регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами их избирательных прав, и не относится к законодательству о выборах.

Поэтому все положения Закона "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия", касающиеся вопросов, связанных с референдумом в республике, должны соответствовать законодательству о референдуме, принимаемому Палатой Республики, что в законотворческой деятельности обеспечивается нормами статьи 59 Конституции Республики Карелия об обязательности одобрения закона Палатой Республики Законодательного Собрания.

Спор о компетенции между палатами возник не из-за принятия концептуально нового закона, а по вопросу принятия законопроекта в первом чтении о внесении изменений в уже действующий нормативный акт.

Установленные статьей 59 Конституции Республики Карелия требования к порядку принятия республиканского закона о выборах, а также законам о внесении изменений и дополнений, носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

Очевидно, что изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, конституционность которых не оспаривается, принимаются в том порядке и теми органами (при неизменности их конституционных полномочий), которые приняли действующий акт.

Законодательным Собранием Республики Карелия в мае 1995 года принят Закон "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" в соответствии с конституционной процедурой, предусмотренной для избирательного законодательства: закон принимает Палата Представителей, а затем передает на рассмотрение в Палату Республики для одобрения.

Конституционный Суд находит, что сложившийся порядок законодательного процесса по принятию этого нормативного правового акта, а также внесения в него изменений или дополнений, с учетом выводов, изложенных в пункте 3 настоящего постановления, соответствует требованиям статей 57, 58, 59 Конституции Республики Карелия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 45, 50 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Суд

постановил:

1. Заявление Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия удовлетворить.

2. Подтвердить полномочия Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия на совершение действий, предусмотренных статьями 57 (пункт "е"), 59 Конституции Республики Карелия по принятию Закона Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия".

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия

Особое мнение
судьи Конституционного Суда Республики Карелия Союнена П.А. по делу о признании компетенции Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия по принятию Закона Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия"


Сутью обращения Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия в Конституционный Суд Республики Карелия является просьба о признании ее компетенции по принятию в соответствии с пунктом "е" статьи 57 Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия".

В соответствии с пунктом "е" статьи 57 Конституции Республики Карелия к ведению Палаты Представителей относится "принятие законов Республики Карелия о выборах органов государственной власти и местного самоуправления".

Для уяснения содержания данного положения и выраженной в ней воли законодателя необходимо отметить, что его буквальное толкование и рассмотрение в системной связи с иными компетенционными положениями этой конституционной нормы позволяет со всей определенностью отметить идеальное совпадение и буквы, и духа, то есть идентичность словесного выражения указанного положения и его действительного смысла.

Рассматривая это положение с указанных позиций, нетрудно заметить, что положения статьи 57 Конституции Республики Карелия, которыми законодатель относит к ведению Палаты Представителей весь спектр вопросов, по которым она вправе принимать законы или решения, он снабжает их словосочетанием "по вопросам", например:

- пункт "д" - принятие решений по вопросам административно-территориального устройства Республики Карелия;

- пункт "ж" - принятие законов по вопросам республиканских налогов и сборов.

Там же, где законодатель сужает полномочия Палаты Представителей, он их конкретизирует. В частности, в данном случае пунктом "е" статьи 57 Конституции Республики Карелия законодатель отнес к ведению Палаты Представителей полномочия по принятию законов не по всем вопросам, связанным с выборами, а только принятие законов Республики Карелия о выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

Сходную правовую позицию занял Конституционный Суд Республики Карелия в постановлении от 13 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности Закона Республики Карелия от 5 декабря 1995 года "О порядке рассмотрения и утверждения бюджета на 1996 год".

В действовавшей на то время редакции пункта "з" статьи 57 Конституции Республики Карелия было записано, что к ведению Палаты Представителей относится "утверждение государственного бюджета Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия признал, что Палата Республики была вправе принять спорный процедурный закон о порядке рассмотрения республиканского бюджета и подчеркнул при этом, что перечень вопросов, находящихся в ведении Палаты Представителей, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В законе Республики Карелия от 26.06.98 N 297-ЗРК законодатель в соответствии с решением Конституционного Суда Республики Карелия изложил пункт "з" части 1 статьи 57 в новой редакции, конкретизируя, что к ведению Палаты Представителей относится "принятие законов о республиканском бюджете".

Стремление Конституционного Суда Республики Карелия распространить компетенционные положения пункта "е" статьи 57 Конституции Республики Карелия на возможность принятия законов по выборным вопросам более широкого диапазона, в том числе и о Центральной избирательной комиссии, по принципу причастности к выборным вопросам, является необоснованной.

Аргументы о том, что в каждом из законов о выборах органов власти Республики Карелия и местного самоуправления, принятых Палатой Представителей, есть положения, регламентирующие полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии, а потому Палата Представителей вправе принять закон о Центральной избирательной комиссии, несостоятельны, так как аналогичные положения о полномочиях и порядке деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Карелия по проведению референдума содержатся и в Законе Республики Карелия "О референдуме в Республике Карелия", что уравнивает полномочия палат в рассматриваемой логике.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" избирательная комиссия создается для подготовки и проведения выборов, референдума Республики Карелия в соответствии с Конституцией Республики Карелия, законами Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия", "О выборах Председателя Правительства Республики Карелия", "О референдуме в Республике Карелия" и оказания методической и организационно-технической помощи избирательным комиссиям.

Структура настоящего закона универсальна. Она одинаково приспособлена законодателем как для проведения выборов, так и для проведения референдума. Такая универсальность обеспечена тем, что закон содержит как общие положения о государственном органе, в том числе и в части полномочий и порядка деятельности, так и специальные положения о полномочиях и порядке деятельности комиссии по каждому виду выборов и проведению референдума, предусмотренные соответствующими законами Республики Карелия.

На пути преодоления неопределенности в понимании конституционных положений пункта "е" статьи 57 Конституции Республики Карелия и выяснения их объективного смысла приведенные особенности структуры закона о Центральной избирательной комиссии свидетельствует о том, что принятие данного закона могло бы быть отнесено к компетенции любой из палат, но поскольку Конституция Республики Карелия не отнесла его принятие к полномочиям Палаты Представителей, принятие данного закона на основании пункта "г" статьи 58 Конституции Республики Карелия относится к компетенции Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.

Судья Конституционного Суда
Республики Карелия
П. СОЮНЕН

Текст сверен по:
Газета "Карелия",от 7 июля 1999г.,
N33(549),с.13-14

О праве принятия Закона РК "О Центральной избирательной комиссии РК"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 18.06.1999 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 18.06.1999

Опубликован: газета "Карелия" 7 июля 1999 г. N 33(549), "Собрание законодательства Республики Карелия" № 6 (июнь 1999 г.), ст.900




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919301009

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919301009

Ссылается на




 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane