Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ



Внимание! Документ недействующий.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Петрозаводск
от 22 июня 1999 года № 24-П

О Программе "Обеспечение населения Республики
Карелия питьевой водой"



Постановление введено в действие с 22.06.99 г.

С изменениями и дополнениями, внесенными

13.05.03 г. постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия", № 54-П, введенным в действие с 13.05.03 г. (Собрание Законодательства Республики Карелия N 5 май 2003г, ст. 552)

08.12.03 г. Постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия", № 135-П, введенным в действие с 08.12.03 г. ( Газета "Карелия" N 141 (1127) от 20 декабря 2003 года)

По всему тексту постановления, а также в паспорте Программы, одобренной названным постановлением, слова "Министерство лесного комплекса, природных ресурсов и экологии" в соответствующем падеже заменены словами "Министерство сельского хозяйства и продовольствия" в соответствующем падеже на основании

постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия", 135-П, введенным в действие с 08.12.03 г. ( Газета "Карелия" N 141 (1127) от 20 декабря 2003 года)


Утратило силу на основании постановления Правительства Республики Карелия "О признании утратившими силу отдельных решений Правительства Республики Карелия" от 15.08.05 г., № 98-П, введенным в действие с 15.08.05 г. (Газета "Карелия" N 93 (1371) от 25 августа 2005 года, стр. 16)



Во исполнение постановления Председателя Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Программу "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" (далее - Программа) на период с 1999 по 2010 годы .

(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 13.05.03 г., введенным в действие с 13.05.03 г. )


2. Государственному комитету Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре предусматривать выделение инвестиций на выполнение мероприятий Программы при формировании инвестиционной программы в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий год.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 13.05.03 г., введенным в действие с 13.05.03 г. )

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия включить мероприятия Программы в соответствующие программы социально - экономического развития самоуправляющихся территорий, с конкретизацией источников и объемов финансирования.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 13.05.03 г., введенным в действие с 13.05.03 г. )

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия, Региональной энергетической комиссии Республики Карелия заявлять в Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу соответственно объекты и мероприятия Программы для финансирования их за счет средств федеральной адресной инвестиционной программы, федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010)" и другим разрабатываемым программам соответствующей тематики.
(Пункт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 13.05.03 г., введенным в действие с 13.05.03 г. )

5. Контроль за выполнением постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 13.05.03 г., введенным в действие с 13.05.03 г. )


Председатель Правительства С.Л. Катанандов


Одобрена постановлением
Правительства Республики
Карелия от 22 июня 1999 года

№ 24-П

Программа
"Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой"

Паспорт Программы

Наименование Программы

"Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой"

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения:

распоряжение Председателя Правительства Республики Карелия от 23 сентября 1998 года № 594-р

Государственный заказчик, юридический адрес:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия, 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2

Основные разработчики
Программы:

Комитет природных ресурсов по Республике Карелия, Госкомитет охраны окружающей среды по Республике Карелия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия, Карельский научный центр РАН,
Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Министерство экономики Республики Карелия

Цели и задачи Программы,
важнейшие целевые показатели:

соответствие питьевой воды требованиям санитарно-питьевых норм и нормативам водопотребления, сокращение потерь воды в системах водоснабжения, сокращение затрат энергоресурсов

Сроки и этапы реализации
Программы:


Объемы и источники
финансирования:

1 этап - 1999-2000 гг.
2 этап - 2001-2005 гг.
3 этап - 2006-2010 гг.

всего ( в млн. рублей)
в том числе:
из федерального бюджета
из республиканского бюджета
из других источников





506,8

85,44
123,94
297,44

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

обеспечение населения республики качественной питьевой водой

Система организации
контроля за исполнением
Программы:

Координационный совет из представителей Региональной энергетической комиссии Республики Карелия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия


(Паспорт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 13.05.03 г., введенным в действие с 13.05.03 г. )


Программа
"Обеспечение населения Республики Карелия
питьевой водой"

Введение


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществления первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" в Республике Карелия разработана Программа "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой".

Перечень мероприятий и затрат, предлагаемых в данной Программе, определен исходя из существующей ситуации водопользования в Республике Карелия.

Целью предлагаемых мероприятий является обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения, восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

Финансирование Программы "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" предлагается за счет фонда восстановления и охраны водных объектов, Территориального экологического фонда Республики Карелия и частично из республиканского бюджета Республики Карелия.

Предусматривается три этапа реализации Программы "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой".

Первый этап (1999 - 2000 г.г.) - экономия питьевой воды, улучшение качества воды в городах и сельских населенных пунктах Республики Карелия, расширение использования подземных вод в городах и населенных пунктах Республики Карелия, обеспечение соблюдения режимов зон санитарной охраны и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения.

Второй этап (2001 - 2005 г.г.) - расширение работ по восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов в Республике Карелия, а также по охране и улучшению состояния водных объектов в Республике Карелия - источников питьевого водоснабжения.

Третий этап (2006 - 2010 г.г.) - завершение наиболее капиталоемких мероприятий, исходя из обеспечения коренного улучшения водоснабжения населения Республики Карелия.

Данная Программа состоит из шести разделов;

1. Развитие систем водоснабжения городов и поселков городского типа.

2. Развитие систем водоснабжения сельских населенных пунктов.

3. Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения

4. Охрана и восстановление водных объектов.

5. Мониторинг водных объектов,

6. Научно - техническое и нормативно - правовое обеспечение Программы.

В данную программу включены населенные пункты и города Республики Карелия, где не обеспечивается нормативное качество воды, требуется реновация существующих сетей водопровода и канализации, не соблюдаются режимы зон санитарной охраны источников водоснабжения и т.д.

Раздел 1. Развитие систем водоснабжения городов и поселков городского типа

1. Город Олонец является единственным значительным населенным пунктом Республики Карелия, использующим подземные воды в качестве основного источника водоснабжения. В настоящее время качество воды в существующих скважинах резко ухудшилось. Происходит загрязнение подземных вод в существующих скважинах, содержание железа превышает 0,2 мг/л, содержание хлоридов превышает 1000 мг/л, имеются скважины, в которых количество натрия превышает 150 мг/л, а также по ряду существующих скважин наблюдается снижение их производительности (дебита).

2. Поселок городского типа Пряжа. Забор воды для поселка осуществляется из близлежащего озера "Пряжинское". Показатель цветности воды высокий: 80-120 град., содержит большое количество гумуса. Имеется возможность использования подземной воды как альтернативного источника водоснабжения с точки зрения качества воды.


3. Город Медвежьегорск. Источником исходной воды для г, Медвежьегорска является Онежское озеро. Забор воды производится с западного берега Повенецкого залива Онежского озера. Сброс сточных вод производится без очистки в тот же водоем, где расположен водозабор. Цветность исходной воды составляет от 22 до 52 град. Кроме хлорирования, никакой другой обработки не производится. Альтернативная возможность решения проблемы качества воды - использование подземной воды как воды более высокого качества. Общая протяженность сети составляет 35,7 км и 60% ее требует замены. Сеть выполнена из стальных и чугунных труб в 1924 году. При реконструкции сетей водопровода необходимо применять более прогрессивные материалы (пластмассовые трубы и т.д.).

4. Поселок городского типа Калевала. Источником исходной воды для водопроводной системы поселка является озеро Среднее Куйто. Качество воды в озере низкое: в озеро поступают сточные воды поселка Калевалы, сточные воды Костомукшского горнообогатительного комбината (через озерно-речную систему) и сточные воды воинской части, расположенной на берегу озера. Сточные воды не очищаются. Использованию озера Среднее Куйто препятствует, кроме плохого качества воды, также и то, что озеро зарегулировано гидроэлектростанцией, и уровень воды часто весной бывает таким низким, что становится невозможно подавать воду в сеть насосами. Возможное решение проблемы с исходной водой - это использование подземных вод. Такая возможность имеется.

5. Город Суоярви. Источником исходной воды для водоснабжения города является озеро Исо-Пюхяярви. Вода озера содержит очень много гумуса, показатель ее цветности колеблется между 55-120 градусами. Кроме того, снижению качества воды способствует высокое содержание железа (0,3-1,0 мг/л). Качество воды в озере сильно ухудшилось в результате влияния болотно-лесной мелиорации и животноводства. Альтернативное решение источника исходной воды - использование подземных вод.

6. Город Беломорск. Источником исходной воды для водоснабжения является р. Выг, на снижение качества воды в которой влияют коммунальные и промышленные сточные воды с территории г. Сегежи, а также судоходство по реке. Данные по цветности колеблются между 51 и 146 град. Кроме того, в воде содержится железо в количестве 0,23-0,35 мг/л, марганец 0,0 -0,32 мг/л. Эффективность очистки на существующих городских водопроводных очистных сооружениях (далее - ВОС) неудовлетворительная; показатель цветности (или гумус), содержание железа и марганца в процессе очистки не снижаются. Возможности для добычи подземных вод очень слабые, поэтому необходима реконструкция существующих ВОС или строительство новых ВОС для более эффективной очистки исходной воды, доукомплектование существующих водопроводных очистных сооружений процессом химической очистки (системы дозирования), требуемых для химического осаждения, реагентное хозяйство и повышение эффективности работы отстойников,

7. Город Кондопога. Современным источником исходной воды для города является озеро Нигозеро, расположенное между озером Сандал и Кондопожской губой Онежского озера. Качество водопроводной воды не соответствует нормам, исходная вода содержит гумус, существующая водоподготовка неэффективна. Необходимо улучшить процесс использования химических реагентов и предусмотреть реконструкцию существующих ВОС (обновить станцию).

8. Город Петрозаводск. Источник водоснабжения - Петрозаводская губа Онежского озера непосредственно в черте города. На качество воды влияет река Шуя, а также г. Петрозаводск, сбрасывающий сточные воды в ту же губу на расстоянии, примерно, 20 км от водозабора, по направлению к открытому плесу Онежского озера. Качество воды после существующих водопроводных очистных сооружений низкое. По сравнению с нормами превышены показатели по цветности, химической окисляемости, содержанию железа и марганца.

Необходимо повысить эффективность очистки на существующих ВОС, завершить строительство дополнительных сооружений по ВОС (блок 1 ступени на водопроводных очистных сооружениях.), применять химические реагенты для осаждения ( скорее всего сульфата алюминия ) и подачи извести или щелочи ( подъем рН).

9. Город Лахденпохья. Исходная вода для города в настоящее время берется из близлежащего озера Пайкъярви. Вода подается в город по двум водоводам диаметром 300 мм, длина которых 4,5 км. Из всех параметров качества воды озера Пайкъярви обращает на себя внимание высокий показатель цветности (70 град) и повышенное химическое потребление кислорода (примерно 8мг/л). Водоподготовка не производится, вода только хлорируется . В системе водоснабжения резервуаров для воды нет, также нет и водонапорной башни. В настоящее время строится водонапорная башня объемом 100м", Общая протяженность водопроводной сети - 25,6 км, из них 80% (20,5км) необходимо обновить. Материал труб - сталь, чугун.

Поскольку исходной водой является поверхностная вода, содержащая гумус, необходима ее обязательная очистка перед подачей в сеть. Второй возможностью является поиск источника исходной воды лучшего качества, скорее всего подземного. Сеть в неудовлетворительном состоянии и ее необходимо привести в порядок. Для обеспечения бесперебойной подачи воды необходимо подключить в сеть водоснабжения резервуар для воды более крупный по объему, чем строящийся в настоящее время.

10. Город Сортавала. Общая протяженность водопроводной сети 73,9 км. Трубы на 30% изготовлены из чугуна, на 70% требуют замены. В ветхом состоянии находятся 50 км сетей ( до 70 аварий на сети в год). Необходима реконструкция сетей.

11. Поселок городского типа Пиндуши Медвежьегорского района. В качестве источника исходной воды используется подземная вода. Существующий водозабор составляет 66 м /час, что является недостаточным. В сеть подается 1600 м /сутки воды.

Имеются недостатки в работе сети, поскольку нет возможности использовать верхний резервуар для воды. В Пиндушах осуществляется хлорирование подземной воды из кристаллических пород, другой обработки нет.

12. Поселок городского типа Повенец Медвежьегорского района. В поселке Повенец имеется 6 скважин, 5 из которых действуют, Обеспеченность водой составляет 80%. Общий объем воды из скважин составляет 600 м/сутки, а потребность составляет 800 м'/сутки. В связи с периодической нехваткой воду в поселке для использования стремятся брать из поверхностных источников (либо из Онежского озера, либо из Беломорско - Балтийского канала). Станция водоочистки представлена устройством "Струя", которая долго строится. На завершающем этапе работы были остановлены и сейчас устройство находится в незавершенном состоянии. Качество исходной поверхностной воды в поселке плохое: показатель цветности около 200 градусов и индекс коли-бактерий около 2100, так что при завершении недостроенной установки "Струя" можно было бы производить хорошую питьевую воду.

13. Поселок городского типа Муезерский. Источником исходной воды в поселке Муезерский является река Муезерка, качество воды в которой низкое: содержится много гумуса (показатель цветности в пределах 70-90 град) и железа (российские нормы превышены в 2-4 раза). Забор воды из реки происходит в заводи в нижней части поселка. Показатель коли-индекса воды периодически высокий. Очевидно, что сточные воды поселка ухудшают качество воды. Вода не очищается, только хлорируется, 60% существующей водопроводной сети необходимо обновить. На сетях часто происходят аварии, особенно весной. Наибольшей проблемой в п. Муезерский является неудовлетворительное состояние водопроводной сети. Для обеспечения здоровья населения необходима исходная вода лучшего качества или более эффективная ее очистка. Кроме того, водопроводная сеть требует обновления.

14. Поселок городского типа Лоухи. Исходная вода берется из ближайшего озера Паново, качество воды в котором низкое. Сточные воды населенного пункта сбрасываются в то же озеро. Водоподготовка не производится. Вода хлорируется. Водонапорная башня существует, но не используется (проблемы с напором). Состояние существующей водопроводной сети неудовлетворительное. Основными проблемами в п. Лоухи являются: плохое качество водопроводной воды и плохое состояние водопроводной сети (60% сетей требует реновации).

15. Поселок городского типа Кестеньга. Забор свежей воды осуществляется из 5 скважин. В рабочем состоянии находятся 3 скважины. Вода не соответствует требованиям ГОСТа по содержанию железа. В настоящее время очистка воды не осуществляется. Существующая водопроводная сеть проложена из чугунных труб. Около 80% сетей требует реновации. Основными проблемами в п. Кестеньге являются несоответствие ГОСТу качества водопроводной воды и плохое состояние водопроводной сети.


Раздел II. Развитие систем водоснабжения сельских населенных пунктов


1. Поселок городского типа Салми Питкярантского района. Вода берется из двух скважин. Их мощность составляет примерно 165 м /сутки, техническое состояние существующих скважин плохое. Вода из скважин не очищается и не хлорируется, Резервуара для хранения воды нет. Протяженность сети составляет примерно 18,5 км и состояние ее плохое, аварии происходят почти ежедневно. Водопроводной водой пользуется 70% населения. Плохое состояние сети создает опасность для надежного распределения воды. Также проблемой является плохое состояние скважин. Необходимо строительство новой системы водоснабжения с улучшением состояния скважин и строительством водоочистной установки.

2. Поселок городского типа Поросозеро Суоярвского района. Общая протяженность водопроводной сети поселка Поросозеро составляет примерно 14 км. На сети есть несколько закольцованных участков, а также ответвления (длиной около 2 км). Строительным материалом для водопроводной сети является сталь. Ввиду высокого износа и срока эксплуатации необходимо реконструировать сети (более 20 % сетей, более 2,8 км) с применением прогрессивных материалов.

3. Ст. Шуйская Прионежского района. Вода привозная. Централизованная система водоснабжения отсутствует. Необходим поиск подземных вод, как альтернативного источника водоснабжения, с устройством централизованной системы водоснабжения и водозаборных колонок.

Раздел III. Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения

Реконструкция системы ливневой канализации в пределах жилой и производственной зон санатория "Марциальные воды" обусловлена сложившейся напряженной экологической обстановкой, повлекшей за собой ухудшение качества водных масс оз. Габозера и оз. Мунозера, являющихся источниками питьевого водоснабжения и представляющих опасность для лечебных железистых вод.

Раздел IV. Охрана и восстановление водных объектов

В данном разделе приводится обоснование включения в Программу нижеуказанных объектов.

Проектные и строительно-монтажные работы Вамско-Водлинского гидроузла на Водлозерском водохранилище.


Вамский и Суховодлинский гидроузлы необходимы для сохранения Водлозерского водохранилища в целях водообеспечения целого ряда населенных пунктов Республики Карелия: д. Куганаволок, д. Семеново, п. Кашино, р. п. Шальский, п. Шалуха, п. Подпорожье, п. Бочилово, д. Афанасьевская, г.Пудож.


Поддержание уровневого режима воды на р. Водле в районе г. Пудожа в целях водоснабжения является одной из самых важных функций Водлозерского водохранилища. Кроме того, водохранилище служит для аккумуляции весеннего половодья и предохранения от наводнений и затоплений населенных пунктов и производственных объектов Пудожского района Республики Карелия в паводок. Гидроузлы нужны и для поддержания благоприятного уровневого режима водохранилища, необходимого для воспроизводства рыбных запасов, сохранения околоводной фауны и флоры, а также для предотвращения ущерба рекреационному потенциалу национального парка "Водлозерский", в состав которого с 1991 года вошло Водлозерское водохранилище.

Берегоукрепление Юшкозерского водохранилища в районе п. Калевалы.

Вводимый в 1991 году комплекс сооружений инженерной защиты п. Калевалы предполагал ликвидировать негативные последствия использования Юшкозерского водохранилища в целях гидроэнергетики, защитить часть сельскохозяйственных земель и территории поселка от подтоплений и затоплений, исключить берегопереработку, обеспечить надежную транспортную связь между отдельными микрорайонами, а также контролировать уровень воды у дер. Юшкозеро - старейшего поселения карелов, при пропуске весеннего половодья. В настоящее время отдельные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, что подтверждено рекогносцировочными обследованиями, проведенными АОЗТ "Водопад" (г. Санкт-Петербург) в марте 1996 года и Комитетом природных ресурсов по Республике Карелия в апреле 1998 года. Выход из строя сооружений инженерной защиты приведет к неблагоприятным последствиям, а именно: начнутся подтопления и затопления прибрежных территорий и, как следствие этого, произойдет загрязнение водных масс органическими веществами и гумусом, отходами сельскохозяйственных предприятий. Это ухудшит качество воды в водохранилище, которое является источником питьевого водоснабжения для целого ряда населенных пункгов.

Берегоукрепительные работы Юшкозерского водохранилища также являются неотъемлемой частью решения проблем обеспечения населения Калевальского национального района водой питьевого качества. Амплитуда колебания уровней воды на водохранилище ежегодно составляет до 2,7 м. Это провоцирует интенсивную эрозию (разрушение берегов), что также отрицательно сказывается на качестве воды в водохранилище.

Раздел V. Мониторинг водных объектов

Мониторинг подземных вод на Олонецком месторождении.



Мониторинг подземных вод на территории Республики Карелия проводится в рамках ежегодных программ геологоразведочных работ. Изучение режима основных водоносных горизонтов в Республике Карелия началось в 1972 году, работы по изучению качества подземных вод на участках потенциального загрязнения подземных вод проводятся с 1990 года. Основной целью исследований является оценка состояния подземных вод и прогноз его изменения под влиянием природных и техногенных факторов. Изучение естественного и нарушенного режимов подземных вод проводится по опорной наблюдательной сети, состоящей всего из 52 скважин. Скважины не оборудованы автоматизированными измерительными приборами. Работы ведутся группой мониторинга в составе Карельской геологической экспедиции. Численность группы - 3 человека. Группа мониторинга собственной химико-аналитической базы не имеет. Финансирование мониторинга подземных вод в последние годы проводится по принципу выделения минимально необходимых средств для поддержания сети и выполнения наблюдений и анализов.

Объектовый мониторинг, который должны вести водопользователи за счет собственных средств, практически отсутствует из-за отсутствия этих средств.

На Олонецком водозаборе в 1988 году пробурены 4 наблюдательных скважины. Наблюдательные скважины, как и эксплуатационные, не оборудованы измерительной аппаратурой. Производительность скважин оценивается косвенными методами. Фактически достоверную оценку водоотбора в настоящее время провести невозможно. Специализированной производственной службы мониторинга на месторождении нег.

Олонецкое месторождение пресных подземных вод оценивается как месторождение со сложными гидрогеологическими условиями. Эта сложность обусловлена наличием горизонта солоноватых подземных вод, залегающего ниже продуктивного горизонта. При эксплуатации водозабора пресных подземных вод происходит подтягивание фронта солоноватых вод, а неконтролируемые нагрузки на отдельные участки месторождения вызывают смешение солоноватых и пресных вод, которое приводит к ухудшению качества последних, что уже имеет место в южной и центральной части водозабора (повышение минерализации, концентраций хлор-анионов и натрий-катионов). Другой комплекс проблем обусловлен "техногенными факторами": водозабор г. Олонца представлен 18 эксплуатационными скважинами, расположенными в черте города без определенной системы. Эксплуатационная схема водозабора не рассчитывалась, взаимное влияние скважин не определялось. Существующая схема водозабора не соответствует расчетной, принятой при подсчете запасов подземных вод Олонецкого месторождения. Поэтому к настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: эксплуатационные запасы подземных вод утверждены в количестве 10000 м куб./сут. при расчетной схеме из 16 скважин, а водоотбор из 18 (в т. ч. 6 резервных) по существующей методике оценки на 1.10.98г. составил 1644 м куб./сут. В расчетной схеме учитывалась часть эксплуатационных скважин в северной и центральной частях города. В течение последних четырех лет водоотбор на месторождении снижен с 3500 м /сут. до 1644 м /сут. в связи со снижением потребности. Тем не менее водопользователь жалуется на снижение производительности как отдельных эксплуатационных скважин, так и на нехватку воды в отдельных частях города. Эти факты говорят о нерациональной действующей эксплуатационной схеме водозабора, бессистемности разработки и потерях при перекачке воды потребителям.

Такая ситуация сложилась на единственном пока на территории Республики Карелия крупном групповом водозаборе подземных вод. Программой предусматривается улучшение водоснабжения населения Республики Карелия в основном за счет переориентации на использование подземных вод, поэтому мониторинг подземных вод на основе научно-разработанной программы необходим как с точки зрения создания обучающей модели, повышения культуры водопользования, так и объективной необходимостью ведения мониторинга на месторождении со сложными гидрогеологическими условиями.

На первом этапе создания опытного полигона мониторинга подземных вод предлагается оборудование современными средствами учета количественных и контроля качественных показателей эксплуатации водозабора и разработка программы мониторинга, предусматривающей такой комплекс наблюдений, который позволит проводить оперативную оценку и прогноз изменения состояния подземных вод и других компонентов окружающей природной среды, давать рекомендации по рационализации системы водоотбора. Реализация программы позволит исключить необоснованные затраты на реконструкцию водозабора (строительство новых скважин, сетей и водовода).

Мониторинг поверхностных водных объектов

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов" и на основании Программы государственного мониторинга водных объектов Республики Карелия на 1998 год, утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации 1 июля 1998 года, проводился мониторинг водных объектов Республики Карелия.

Основным исполнителем работ являлся Институт водных проблем Севера Карельского научного центра Российской академии наук. Для реализации правительственного постановления на базе Института водных проблем Севера Карельского научного центра Российской академии наук создан Центр мониторинга, разработано Положение о центре.

По всем объектам мониторинга сформирована база данных в системе Paradox, в которой представлены сведения по станциям отбора проб, их географическим координатам, составу воды и данных отложений, а также по численности, биомассе фито-зоопланктона и зообентоса, количеству их видов, основным таксономическим группам и видам индикаторов.

Полученные в 1998 году материалы свидетельствуют о том, что на многих водоемах Республики Карелия складывается неблагоприятная экологическая обстановка и требуется разработка мер по улучшению экологической обстановки на водных объектах. В первую очередь это касается Онежского озера, Выгозерского водохранилища, системы Кенти и Сортавальского залива Ладожского озера.

В 1999 году планируется продолжение работ по мониторингу поверхностных водных объектов ( оз. Онежское, оз. Ладожское и его притоки, Выгозерско-Ондское водохранилище, оз. Воицкое, водоемы района Костомукши, оз. Суоярви, оз. Исопюхяярви, Заонежская гряда озер.).

Раздел VI. Научно-техническое и нормативно-правовое обеспечение Программы

1. Оценка запасов подземных вод на действующих водозаборах и
определение зон их санитарной охраны.

Действующие в настоящие время групповые водозаборы сформировались стихийно в результате отбора наиболее удачных высокодебитных скважин, пробуренных различными организациями в разные годы. В настоящее время продолжается подобная практика бессистемного бурения скважин различными организациями, что приводит к неоправданным материальным затратам.

Факт многолетней устойчивой работы таких водозаборов позволяет считать, что ими эксплуатируются месторождения подземных вод с неутвержденными запасами. Как правило, на таких водозаборах не определены зоны санитарной охраны и вследствие этого не выполняются мероприятия, исключающие загрязнение подземных вод.

Отсутствие четко определенных зон санитарной охраны водозаборов не позволяет своевременно вносить коррективы в генеральные планы развития городов и поселков и обоснованно выбирать места размещения свалок, кладбищ и т. д.

На первом этапе намечается выполнение следующих мероприятий:

а) инвентаризация водозаборов подземных вод, работающих на неутвержденных запасах;

б) анализ работы водозаборов из подземных источников;

в) оценка запасов подземных вод;

г) расчет зон санитарной охраны водозаборов (разработка проектов ЗСО);


д) рекомендации по дальнейшей эксплуатации и расширению водозаборов из подземных источников.

2. Поисково-оценочные работы на подземные воды.

В Республике Карелия традиционно в качестве главного источника водоснабжения использовались поверхностные воды, а подземные воды в этом аспекте серьезно ранее не рассматривались. В связи с этим общая изученность подземных вод к настоящему времени недостаточная. Сведения о подземных водах, как источнике водоснабжения, имеются лишь для ограниченного числа населенных пунктов. Вместе с этим в последние годы в ряде районов наблюдаются затруднения с водоснабжением, а в отдельных населенных пунктах используют даже привозную воду.

Это вызвано главным образом неудовлетворительным качеством поверхностных источников водоснабжения. В ряде мест поверхностные воды загрязнены промышленными, сельскохозяйственными, бытовыми отходами и стоками с мелиорируемых площадей. Кроме того, качество поверхностных вод, даже не подверженных антропогенному загрязнению, не удовлетворяет требованиям ГОСТа 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения", предъявляемым к источникам по содержанию органических веществ и цветности.

Радикальное решение проблемы дефицита качественной воды для крупных населенных пунктов Республики Карелия должно основываться на использовании подземных вод. ГОСТ 2761-84 (пункт 3.1) предписывает при выборе источника с учетом его санитарной надежности отдавать предпочтение подземным водам и рассматривать возможность их использования для питьевого водоснабжения даже при недостаточных запасах.

В настоящее время в республике разведаны и утверждены запасы восьми месторождений пресных подземных вод и двух месторождений минеральных вод. Также насчитывается около 40 относительно крупных населенных пунктов, где подземные воды широко используются, однако их запасы не утверждены, не рассчитаны зоны санитарной охраны водозаборов, отсутствуют мероприятия по охране подземных вод, Большинство этих водозаборов состоит из 1-2 скважин, работающих в одиночном режиме. Централизованное водоснабжение за счет подземных вод организовано только в 9 поселках (Пиндуши, Повенец, Ильинский, Матросы и др.).

Для увеличения доли использования подземных вод и более эффективного их использования с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо проведение планомерных гидрогеологических исследований как регионального характера, так и для решения местных гидрогеологических проблем.

Учитывая тот факт, что к настоящему времени только треть территории Республики Карелия - преимущественно центральный и южные районы - покрыта гидрогеологической системой масштаба 1:200000 (остальная ее часть- съемкой масштаба 1:500000), необходимо продолжить гидрогеологическое картирование территории, что позволит обоснованно подходить к выбору источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населенных пунктов Республики Карелия в целом, При существующей степени изученности в настоящее время рационален перевод водоснабжения на подземные источники в тех местах, где имеющиеся материалы позволят с наибольшей долей вероятности рассчитывать на успех. Переориентацию системы централизованного водоснабжения на подземные воды с учетом состояния существующих подземных источников водоснабжения и технических систем водозаборов, а также плотности населения предполагается провести в городах Петрозаводске, Медвежьегорске, Суоярви, поселках Надвоицы, Лоухи, Калевала, Муезерский и на ст. Шуйской.

Город Петрозаводск.

Суточная водопотребность в настоящее время составляет 150,0 тыс. м куб./сутки.

Источником водоснабжения города служит Петрозаводская губа Онежского озера, которая по условиям защищенности от загрязнения и качеству воды не соответствует нормативным ГОСТам и санитарным правилам. В Петрозаводскую губу поступают стоки от канализационных очистных сооружений города. Очистные сооружения ливневых стоков отсутствуют. При существующей несовершенной очистке на водопроводных и канализационных очистных сооружениях вода представляет угрозу здоровью жителей города. Материалы гидрогеологического изучения района г. Петрозаводска свидетельствует о принципиальной возможности и благоприятных условиях для централизованного водоснабжения как отдельных районов, так и города в целом за счет подземных вод. Необходима доразведка месторождения "Южное" и поисково-оценочные работы на перспективных участках "Западный" и "Северный".

Поселок городского типа Надвоицы.

Водопотребность-8 тыс. м куб./сутки. Источник водоснабжения - залив "Узкая Салма" озера Выг, воды которого не удовлетворяют требованиям стандартов по цветности (до 900), Fe (до 1,3 ), Мп (до 0,18 мг/л), F и бактериологическим показателям.

После водоподготовки цветность, окисляемость, содержание железа и марганца практически не снижаются и в паводковые периоды значительно превышают нормы ГОСТа 2761-84. Для улучшения водоснабжения поселка целесообразно переориентирование источника на подземные воды, для чего требуется проведение поисков подземных вод на 3-х перспективных участках.

Поселок городского типа Пряжа

Водопотребность - 1,4 тыс. м куб. /сутки. Источник водоснабжения поселка оз. Пряжинское, воды которого не удовлетворяют существующим требованиям по цветности (800 -: 1200) и бактериологическим показателям. Существующая водопотребность поселка может быть обеспечена за счет подземных вод на участке, прилегающем к восточному берегу озера Пряжинское. Для окончательного решения пригодности подземных вод для водоснабжения необходима постановка поисково-разведочных работ на этом участке.

Поселок городского типа Муезерский

Водопотребность поселка - 1,4 тыс. м куб. /сутки. Источник централизованного водоснабжения - р. Муезерка, качество воды которой не удовлетворяет требованиям существующих стандартов по цветности (до 900), ХПК (до 9 мг/л), Fe (0,48 мг/л), марганец (0,23 мг/л). Поскольку водозабор расположен в нижней части поселка, хозяйственно-бытовые стоки вызывают также и бактериальное загрязнение источника воды. По заявке Администрации местного самоуправления Муезерского района в 1996 году Карельской геологической экспедицией составлен проект на проведение поисков пресных подземных вод на 3-х перспективных участках в радиусе 5 км от поселка.

Поселок городского типа Калевала

Водопотребность 1,5 тыс. м куб. /сутки. Источник централизованного водоснабжения - озеро Среднее Куйто, куда поступают сточные воды Костомукшского горно-обогатительного комбината и неочищенные стоки воинской части. В связи с этим возникла необходимость в выборе новых источников водоснабжения, которыми могут стать трещинно - жильные воды докембрийских кристаллических пород на площади в 2,5 км северо-западнее п. Калевала, в пойме р. Ухты. Для обеспечения существующей водопотребности необходимо проведение на этом участке разведочных работ.

3. Оптимизация водоснабжения населенных пунктов

В настоящее время основным источником коммунально-бытового водопотребления в Карелии являются поверхностные воды. Из подземных горизонтов забирается только 4 % воды.

Несмотря на обилие открытых водных объектов, их качественные показатели наибольшей части территории республики не позволяют использовать их для питьевых целей без предварительной подготовки, что затрудняет организацию водоснабжения населения. Это обусловлено как природными особенностями вод карельского гидрографического региона (очень малая минерализация, высокое содержание природных окрашенных органических веществ гумусовой природы, повышенное содержание железа и пониженное фторидов), так и антропогенным воздействием на них (сброс сточных вод, мелиорация, поступление ливневых вод с территорий городов, промышленных предприятий, животноводческих комплексов и т. п.). В связи с этим в водопроводные сети многих населенных пунктов республики поступает вода, не соответствующая требованиям ГОСТа "Вода питьевая".

Во многих случаях дефицит кондиционной питьевой воды возможно компенсировать за счет использования месторождений подземных вод, развитых в песчаных отложениях четвертичного покрова, с более высоким качеством и защищенностью от антропогенного влияния. Реализация проекта по их использованию с применением финской технологии ведется Институтом водных проблем Севера КНЦ РАН совместно с финскими специалистами по заданию Правительства Республики Карелия в рамках программы геологоразведочных работ на территории Республики Карелия. К настоящему времени разведаны и подсчитаны запасы подземных вод четвертичных отложений для г. Суоярви, п. Поросозеро и п. Калевала, подготовлены к разведке перспективные участки для п. Лоухи, Надвоицы и Деревянка. Для г. Суоярви на базе полученных данных начата подготовка к строительству водозаборных колодцев и изысканиям под водопровод.

В Финляндии доля подземных вод из рыхлых отложений составляет от 60 до 90 % водопотребления для населенных пунктов с численностью населения до 250-300 тыс. человек. Производительность водозаборов достигает 1500-2000 м куб./сутки, а длина водопроводов составляет 15-20 км. Финские эксперты считают, что эксплуатация месторождений подземных вод экономически и экологически выгодней, чем поверхностных источников.

Данный подраздел разбивается на 3 части:

1) анализ современного состояния питьевого водоснабжения;

Основные задачи исследований:

анализ современного состояния организации питьевого водоснабжения в республике и перспектив его развития (технический аспект);

оценка современного состояния поверхностных и подземных источников водоснабжения "проблемных" населенных пунктов (количественный и качественный аспекты);

оценка возможности и условий перехода на использование подземных горизонтов;

разработка научных рекомендаций для осуществления такого перехода;

2) картирование потенциальных ресурсов подземных вод четвертичных отложений;

основная задача - создание на основе обработки фондового материала, дешифрования аэрокосмических снимков карты потенциальных запасов подземных вод четвертичных отложений (категория Р) масштаба 1:500000 с врезками для отдельных населенных пунктов масштаба 1:50000.

3) поиск и оценка подземных вод для водоснабжения населенных пунктов;

основная задача - разработка научно-практических рекомендаций по решению проблемы водоснабжения конкретных населенных пунктов, с оценкой качества и запасов подземных вод по категории С, В из песчаных отложений (перечень и приоритетность населенных пунктов определяется Программой "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой").

Программа
"Обеспечение населения Республики Карелия Питьевой водой"

Цены 1998 г. млн. руб.

Наименование направлений, видов работ и конкретных мероприятий (объектов) с указанием их местонахождения

Мощность,
объем работ

Стоимость мероприятий

Этапы

Источник финансирования

всего

виды работ

федеральный бюджет

республиканский бюджет в т.ч.
Целевые бюджетные фонды

другие
источники*

кап. вложения

НИОКР

прочие текущие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Развитие систем водоснабжения городов и поселков городского типа:
1.Строительство водозаборов из подземных источников; реконструкция водопроводных сетей; строительство

водопроводных сооружений с сетями:

г. Олонец

НРЕ г. Лахденпохья
пгт. Калевала
г. Суоярви
г. Сортавала

п. Пиндуши Медвежьегорский р-н
г. Повенец Медвежьегорский р-н
пгт. Муезерский
пгт. Лоухи
п. Кестеньга Лоухский р-н







27 т. куб/с
15 км
1,0 т. куб/с
0,8 т куб/с
2,2 т куб/с
16,0 км
15 т куб/с
1,0 т куб/с
0,8 т куб/с
0,7 т куб/с
2,2 т куб/с
0,3 т куб/с








28,7
2,5
8,05
43,31
45,24

8,05
6,44
9,1
13,85
23,4








28,7
2,5
8,05
43,31
45,24

8,05
6,44
9,1
13,85
23,4








2001-2005
1999-2000
2001-2005
2001-2005
1999-2000
2001-2005
2001-2005
2006-2010
2001-2005
2001-2005
2001-2005








2,58
0,23
072
3,9
4,07








13
1,8

16
3,45
19
6
4

3,85








13,08
0,47
7,33
23,41
2,72
16
2,05
2,44
9,1
10
23,4

2.Реконструкция водопроводных очистных сооружений
г. Беломорск
г. Кондопога



5,0 т куб/с
20,0 т куб/с



29,79
54,26



29,79
54,26



2001-2005
2005-2010



9
10



10
20



10,79
24,26

3.3авершение строительства водопроводных очистных сооружений (блок 1 ступени)
г. Петрозаводск




135,0 т куб/с




50,72




50,72




1999-2000
2001-2005




4,56




18
28,16

4. Оргапизация зон санитарной охраны действующих водозаборов подземных и поверхностных вод (с оценкой запасов подземных вод):

г. Петрозаводск г. Олонец, г. Питкяранта, г. Сортавала. г. Сегежа, г.Медвежьегорск, г. Кондопога.
г. Беломорск, г. Костомукша, г. Кемь. г. Лахденпохья, г. Лоухи, п. Кестеньга, г. Пряжа. п. Пиндуши,
п. Калевала г. Повенец, п. Муезерский
в сельских населенных пунктах:

п. Салми, санаторий "Марциальные воды" п. Эссойла. п. Матросы. п. Крошнозеро)









17 водозаборов


5 водозаборов









22,63


8,05









20,13









2,5


8,05









1999-2000
2001-2005

2001-2005









1,81
2,5

6










5










13,32

2,05

II. Развитие систем водоснабжения сельских населенных пунктов

1.Строительство, реконструкция и восстановление централизованных локальных систем водоснабжения
п. Мелиоративный, Прионежский р-он, п. Ильинский, Олонецкий р-он
п. Рыпушкальский, Олонецкий р-он,
с. Ведлозеро, Пряжинский р-н, п.Салми, Питкярантский р-н

п. Поросозеро, Суоярвский р-н






1,2 км
0,27 км
1 км
1 км
2 км
10 км






0,3
0,3
0,3
0,3
0,31
32,2






0,3
0,3
0,3
0,3
0,31
20,1











12,07






2001-2005
2001-2005
2001-2005
2001-2005
2001-2005
2001-2005











10






0,1
0,1
0,1
0,1
0.1
8






0,2
0,2
0,2
0,2
0,21
14,2

III. Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения

1. Строительство канализационных очистных сооружений

п. Золотец, Беломорский р-он






0,7 т куб/с






14,5






14,5






2005-2010






6,39






8,1

2. Реконструкция канализационных очистных сооружений с сетями

Строительство канализационного коллектора от молококомбината до канализационных очистных
сооружений г. Петрозаводск
Реконструкция сетей ливневой канализации, строительство локальных очистных сооружений с учетом
мойки автомобилей п. Марциальные Воды






5 км



0,15 т куб/с
15 км






60,78



0,48
0,72






60,78



0,4
0,64










0,08
0,08






2001-2005
2005-2010


2001-2010
2005-2010






5,47



0,28
0,12






22,31
33


0,2
0,6

3. Очистка сточных вод сельских населенных пунктов
Птицефабрика Суоярвская,
Суоярвский р-он



0,3 т куб/с



0,4



0,4



2001-2005



0,2



0,2

4. Работы по доведению сточных вод до категории нормативно-
очищенных
д. Янишполе, Кондопожский р-он
п. Эссойла, АОЗТ "Эссойла", Пряжинский р -он
с. Вешкелица СТОО "Вешкельское". Суоярвский р-он




2,1 т куб/с

0,7 куб/с

0,2 т куб/с




0,08

0,08

0,08




0,08

0,08

0,08




2005-2010

2005-2010

2005-2010




0,05

0,05

0,05




0,03

0,03

0,03

IV. Охрана и восстановление водных объектов
1. Реконструкция Вамского и
Суховодлинского гидроузлов на
Водлозерском водохранилище (НП

"Водлозерский")
2 Берегоукрепление Юшкозерского водохранилища








5п. км





18,11


12,24





16,1


8,05





2,01








4,19





2001-2005


2001-2005





10


6,2





4


2





4,11


4,04

V. Мониторинг водных объектов

V. Мониторинг водных объектов

1. Мониторинг поверхностных водных объектов (Онежское озеро, Ладожское озеро, притоки
Ладожского озера, Выгозерско-Ондское водохранилище, оз. Войницкое, Водоемы р-на

Костомукши, оз. Суоярви., оз. Исолюхяярви, Заонежская группа озер)

2. Мониторил: водохозяйственных систем (ВХС) и сооружений

Сбор и обработка информации по ведению мониторинга ВСХ, оборудование пунктов наблюдений
для мониторинга ВХС

2. Создание опытно-промышленного полигона мониторинга подземных вод на Олонецком месторождении

4. Разработка программы ведения мониторинга, оборудование измерительными устройствами

наблюдательных пунктов, создание банка данных








1,2





1,2



2,5






1,8








0,6





0,6



1,21






1,8








0,6





0,6



1,29








1999-2000





2001-2010



1999-2000
2001-2005
2005-2010




2001-2005








0,6





0,6



0,02
0,73
1,75




1,8








0,3





0,3








0,3





0,3

VI. Научно-техническое и нормативно правовое обеспечение программы

1. Поисково-оценочные работы на подземные воды из песчаных отложений

г. Петрозаводск (западная и северная площади)
п. Надвоицы
п. Пряжа
ст. Шуйская
п. Муезерский
пгт. Калевала

2. Оптимизация водоснабжения населенных пунктов Республики Карелия
Анализ современного состояния питьевого водоснабжения
Картирование потенциальных ресурсов подземных вод четвертичных отложений






0,5

0,3
0,2
0,2
0,5
0,4



0,3


2,5








0,1

0,1
0,15






0,5

0,2
0,2
0,1
0,35
0,4



0,3


2,5

2005-2010




2001-2005









1999-2000

1999-2000
2001-2005






0,5

0,3
0,2
0,2
0,5
0,4



0,25


0,15
















0,05


2,35

Итого:

506,8

466,00

6,73

34,09

85,44

123,94

297,44

I

* иностранные инвестиции, средства местных бюджетов, собственные средства предприятий, кредиты банков.


Текст сверен по:
Официальная рассылка


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ

О Программе "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" (Утратило силу на основании постановления Правительства Республики Карелия "О признании утратившими силу отдельных решений Правительства Республики Карелия" от 15.08.05 г., № 98-П, в...

Вид документа:
Постановление Правительства Республики Карелия от 22.06.1999 N 24-П

Принявший орган: Правительство Республики Карелия

Статус: Недействующий

Тип документа: Организационно-распорядительный документ

Дата начала действия: 22.06.1999
Дата окончания действия: 15.08.2005


Опубликован: "Собрание законодательства Республики Карелия" № 6 (июнь 1999 г.), ст.889

Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919300679

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919300679



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane