Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ





Именем Республики Карелия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


1 июля 1999 года г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б. Переплеснина, судей А.И. Киннера, П.А. Союнена рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 3 статьи 51 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство общественной организации Союз юристов Республики Карелия в связи с обнаружившейся неопределенностью в вопросе о том, соответствуют ли правовые предписания статьи 51 Регламента Законодательного Собрания Конституции Республики Карелия.

Заслушав объяснения сторон: от Союза юристов Республики Карелия- Голубенко Р.В. и Пасаманик Н.П.;

от Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия -Председателя комитета по законности и правопорядку депутата Быканова М.Г.;

а также заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства- Игнатьеву Т.П., Председателя Совета судей Республики Карелия- Цепляеву Г.И., начальника отдела кадров Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Карелия- Снигур В.А. и главного специалиста данного Управления- Фаткуллину Л.З., исследовав материалы дела, Конституционный Суд

у с т а н о в и л :


1. Союз юристов Республики Карелия обратился в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 51 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия, которые устанавливают порядок назначения и дачи согласия на назначение судей судов в Республике Карелия.

По мнению обратившейся стороны, правовые предписания, в соответствии с которыми судья считается назначенным на должность или получившим согласие на назначение только в том случае, если за данное решение проголосовало 2/3 избранных депутатов обеих палат Законодательного Собрания Республики Карелия, противоречат Конституции Республики Карелия ( статьи 57, 58, 68).

Правовые предписания статьи 51 Регламента носят нормативный характер. В данной редакции статья принята 21 января 1998 года постановлением Законодательного Собрания № 1-21/129, которое опубликовано в сборнике “Собрание законодательства Республики Карелия” за 1998 год, № 4, ст.309.

Ходатайство Союза юристов Республики Карелия является допустимым.


Конституционный Суд при принятии постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, решает исключительно вопросы права. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии со статьей 128 Конституции Российской Федерации и статьей 91 Конституции Республики Карелия судьи федеральных судов, созданных на территории республики, назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 13 Федерального конституционного Закона Российской Федерации “О судебной системе Российской Федерации”, регламентирующая порядок наделения судей полномочиями, устанавливает положение, согласно которому назначению федеральных судей на должность (кроме судей высших судов Российской Федерации) предшествует согласование их кандидатур с законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

По смыслу этого федерального закона при отсутствии такого согласования судья не может быть назначен на должность Президентом Российской Федерации.

Вопрос о том, какое число голосов депутатов (простое или квалифицированное большинство) должен получить кандидат в федеральные судьи, федеральным законодательством непосредственно не урегулирован.

3. Согласно конституционным нормам законодательный орган власти принимает законы и решает иные вопросы общегосударственного значения по предметам своего ведения простым или квалифицированным большинством голосов (статьи 55, 57, 59, 61, 68, 69 Конституции Республики Карелия).

Конституция Республики Карелия предусматривает, что палаты Законодательного Собрания квалифицированным большинством (2/3) голосов избранных депутатов принимают решения о принятии Конституции, внесения в нее изменений и дополнений, законов, регламентирующих деятельность Правительства Республики Карелия, Конституционного Суда Республики Карелия; по вопросам административно-территориального устройства; при преодолении отлагательного “вето” Председателя Правительства, а также об отрешении Председателя Правительства от должности либо выражении ему недоверия.

Таким образом, круг вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов (2/3), ограничен Конституцией Республики Карелия и в силу требований частей 1 и 2 статьи 2 Конституции не может быть произвольно расширен Законодательным Собранием без внесения соответствующих изменений в Конституцию Республики Карелия.

4. Часть 3 статьи 51 Регламента регулирует порядок принятия решений по вопросу общегосударственного значения, а не по внутренним вопросам, касающимся организации и деятельности Законодательного Собрания. Эта норма предписывает, что “кандидат считается получившим согласие на назначение председателем, заместителем председателя или судьей федерального суда, находящегося на территории Республики Карелия, если за него проголосовало две трети избранных депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия”.

При этом итоги голосования подводятся, исходя из общего количества голосов избранных депутатов Палаты Представителей и депутатов Палаты Республики, вследствие чего допускается возможность принятия решений большинством голосов депутатов одной из палат при отсутствии поддержки этого решения большинством депутатов другой палаты.

Конституция Республики Карелия не предусматривает процедур преодоления решением одной из палат решения другой палаты Законодательного Собрания. По смыслу Конституции Республики Карелия преодоление возникших разногласий между палатами возможно лишь посредством согласительных процедур и выработки взаимоприемлемого решения, в том числе посредством создания согласительной комиссии (статья 59 Конституции). Тем самым обеспечивается сбалансированность полномочий палат, как при принятии законов, так и при принятии других решений общегосударственного значения.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Республики Карелия “Палаты Законодательного Собрания принимают решения на совместных и раздельных заседаниях палат”. Таким образом, при принятии решений не только на раздельных, но и на совместном заседании палат, решение должно быть принято каждой палатой, что возможно лишь при раздельном подсчете голосов.

Изменение данных принципов взаимодействия между палатами возможно лишь после внесения изменений в Конституцию и не может быть осуществлено Регламентом, принимаемым в соответствии со статьей 55 Конституции Республики Карелия.

Поэтому установление Регламентом Законодательного Собрания при решении вопроса о даче согласия на назначение судей федеральных судов такой процедуры подсчета голосов, при которой учитывается общее количество голосов депутатов, а не большинство голосов депутатов каждой из палат, нарушает принцип верховенства Конституции Республики Карелия и противоречит статье 2 ( части 1 и 2) и статье 54 (часть 2) Конституции Республики Карелия.

5. Проверка конституционности положений части 2 статьи 51 Регламента Законодательного Собрания о порядке назначения судей Конституционного Суда Республики Карелия может быть осуществлена только в системной связи с действующими положениями части 2 статьи 8 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия”.

Однако эта норма закона обратившейся стороной не оспаривается. Поэтому производство по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 51 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия, регулирующих порядок назначения судей Конституционного Суда Республики Карелия, подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 43, 44 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия”, Конституционный Суд

п о с т а н о в и л :


1. Признать часть 3 статьи 51 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия не соответствующей статьям 2 и 54 Конституции Республики Карелия.

2. Производство по делу о проверке конституционности части 2 статьи 51 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия, регулирующей порядок назначения на должность председателя и судей Конституционного Суда Республики Карелия, прекратить.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия”, части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия” настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете “Карелия” и сборнике “Собрание законодательства Республики Карелия”.



Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:

Официальная рассылка.

Электронная копия текста
получена из Конституционного Суда

О проверке конституционности части 3 статьи 51 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 01.07.1999 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 01.07.1999

Опубликован: газета "Карелия" 14 июля 1999 г. № 35(551), "Собрание законодательства Республики Карелия" №7 (июль 1999 г.) ст.1091




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919300591

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919300591



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane