Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Именем Республики Карелия


25 мая 1999 года
г. Петрозаводск

Постановление


Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя Переплеснина О.Б., судей Киннера А.И., Союнена П.А., Сухачевой В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности некоторых положений Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Совета карельской региональной общественной организации "Лига частного бизнеса".

Заслушав стороны: от карельской региональной общественной организации "Лига частного бизнеса" - председателя Совета Зорину Ю.Л. и адвоката Оникиенко И.А.; от Палаты Представителей Законодательного Собрания - депутата Круля Э.В., консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Булгакову Н.Н.; от Председателя Правительства - заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Игнатьеву Т.П., заместителя министра финансов Ахокас И.И., а также представителей Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия - главного юрисконсульта Беньяминова И.В. и начальника отдела Брынину Н.И., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Закон Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 18 декабря 1998 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 25 декабря 1998 года, опубликован в газете "Карелия" 31 декабря 1998 года.

11 февраля 1999 года Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", 20 февраля закон подписан Председателем Правительства Республики Карелия, опубликован в газете "Карелия" 23 февраля 1999 года.

В соответствии с частью 4 статьи 2 положения настоящего закона не распространяются на предпринимателей, имеющих право на льготы по подоходному налогу, предусмотренные пунктами 2, 3, 6 "а", 6 "в", 6 "г", 6 "е" статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в случае, если они не привлекают к осуществлению своей деятельности других физических лиц на основе трудовых и гражданско-правовых договоров.

Части 2, 3, 4, 5, 6 статьи 3 оспариваемого закона устанавливают физические показатели и значения базовой доходности по видам деятельности, корректирующие коэффициенты в зависимости от типа населенного пункта, от места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта, учитывающие особенности использования торговой площади и реализуемый ассортимент товаров.

По мнению ходатайствующей стороны, положения части 4 статьи 2 оспариваемого закона ставят в неравное положение предпринимателей одного вида деятельности, чем нарушают конституционные принципы свободы экономической деятельности и равенства граждан, предусмотренные статьями 6 и 12 Конституции Республики Карелия.

Заявитель также считает, что физические показатели, значения базовой доходности и корректирующих коэффициентов установлены статьей 3 рассматриваемого закона с завышением, без учета рекомендаций Правительства Российской Федерации, чем нарушены принципы финансовой (включая налоговую) политики и соразмерности ограничения прав и свобод граждан, занимающихся определенной деятельностью, конституционно значимым целям (статья 2, часть 2 статьи 16 Конституции Республики Карелия).

Представленное ходатайство является допустимым.

При принятии данного постановления Конституционный Суд исходит только из предмета, указанного в ходатайстве, и лишь в отношении той части рассматриваемого республиканского закона, конституционность которой подвергается сомнению.

Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 36 Конституции Республики Карелия каждый обязан платить законно установленные налоги.

Регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер, что предполагает наполнение законодателем субъекта Российской Федерации соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием (статьи 5, 72, 75 и 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 1 Закона Российской Федерации "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установление и введение в действие данного налога отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законодатель Республики Карелия из перечисленных в статье 3 федерального закона сфер предпринимательской деятельности избрал: оказание предпринимателями ремонтно-строительных, парикмахерских, транспортных услуг, розничную торговлю. При этом не распространил действие закона на предпринимателей, не привлекающих к осуществлению своей деятельности других физических лиц на основе трудовых и гражданско-правовых договоров и имеющих право на льготы по подоходному налогу, предусмотренные пунктами 2, 3, 6 "а", 6 "в", 6 "г", 6 "е" статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", чем еще более ограничил круг налогоплательщиков по сравнению с федеральным законом.

Определение круга субъектов налогообложения в рамках федерального закона является предметом ведения законодательного органа Республики Карелия.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации "установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д."

(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Таким образом, законодатель Республики Карелия, устанавливая более ограниченный круг субъектов налогообложения, чем предусмотрено в федеральном законе, не вышел за пределы предоставленных ему полномочий, то есть действовал в соответствии с требованиями статей 2, 4, 41 Конституции Республики Карелия.

Принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (часть 2), 19, 57 Конституции Российской Федерации. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, места нахождения налогоплательщика и иных, носящих дискриминационный характер, оснований.

Дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы не допускается устанавливать в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (пункт 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Оспариваемые положения части 4 статьи 2 республиканского закона соответствуют требованиям статьи 12 Конституции Республики Карелия, так как не нарушают принципа равного налогового бремени, поскольку все плательщики единого налога в соответствующих сферах предпринимательской деятельности и с учетом особенностей ее осуществления находятся в равных условиях, никому из них не установлено дополнительных либо повышенных по ставкам налогов.

3. В правовом государстве деятельность органов государственной власти по регулированию тех или иных сфер общественных отношений должна осуществляться не произвольно, а в соответствии с требованиями Конституций Российской Федерации и Республики Карелия.

Часть 3 статьи 6 Конституции Республики Карелия гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда. Поэтому законодатель Республики Карелия, осуществляя предоставленные ему федеральным законом полномочия по установлению и введению порядка исчисления единого налога на вмененный доход, связан в своих решениях данными конституционными гарантиями.

По мнению ходатайствующей стороны, при принятии оспариваемого закона (статья 3) установлены чрезмерно завышенные значения составляющих исчисления ставок налога, вследствие чего налоговое бремя является непосильным и ограничивает свободу предпринимательства, о чем свидетельствует, по мнению заявителя, прекращение данной деятельности определенным количеством предпринимателей и вероятность разорения большинства из них в будущем.

Суд при принятии решения не может руководствоваться предположениями. В судебном заседании не установлены объективные и неопровержимые данные о том, что с введением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в республике нарушено конституционное право граждан на свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда.

Исходя из изложенного, а также поскольку установление конкретных показателей составляющих для исчисления ставок налога является прерогативой законодательного органа субъекта Российской Федерации, у суда не имеется оснований для признания оспариваемой нормы закона не соответствующей Конституции Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 43, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:

1. Признать часть 4 статьи 2, части 2, 3, 4, 5, 6 статьи 3 Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" соответствующими Конституции Республики Карелия.

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия



Особое мнение
по делу о проверке конституционности некоторых
положений Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"


Конституционный Суд Республики Карелия своим решением от 25 мая 1999 года признал соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания части 4 статьи 2, частей 2, 3, 4, 5, 6 статьи 3 Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

В правовом государстве, каковым в соответствии со статьей 1 Конституции является Российская Федерация и ее субъект - Республика Карелия, деятельность органов государственной власти по регулированию тех или иных сфер общественных отношений, в целях защиты гражданина от возможного произвола властей, ограничена Конституцией. Поэтому, соглашаясь с выводами Суда об отсутствии на момент рассмотрения дела оснований для вывода о том, что установленные конкретные показатели составляющих для исчисления ставок налога ограничивают конституционные гарантии свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда, считаю необходимым высказать особое мнение о конституционности правовых предписаний части 4 статьи 2 Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Оспариваемые общественной организацией правовые предписания части 4 статьи 2 закона исключают из числа плательщиков единого налога на вмененный доход определенный круг предпринимателей, имеющих право на льготы по подоходному налогу, но только в том случае, если они не привлекают к осуществлению своей деятельности других физических лиц на основе трудовых договоров. В частности, от уплаты налога, наряду с участниками Великой Отечественной войны, могут быть освобождены лица, перенесшие лучевую болезнь, военнослужащие, проходившие службу в Афганистане и других странах, где велись боевые действия, а также все иные предприниматели, если они, например, перечислили средства (даже незначительную, чисто символическую сумму) на благотворительные цели и т.п.

Как установлено в ходе судебного заседания, целью освобождения данных предпринимателей от уплаты единого налога на вмененный доход является облегчение налогового бремени.


Однако при принятии подобного рода решений законодатель связан конституционным принципом равенства, так как граждане не только имеют равные права, но и несут равные обязанности (статья 6 Конституции Российской Федерации).

Уплата единого налога на вмененный доход производится предпринимателем из своих личных доходов и дифференцирована законодателем Республики Карелия в зависимости от размера торговой площади, местонахождения торгового места и других обстоятельств, влияющих, по мнению законодателя, на размер получаемого предпринимателем дохода (ст. 3 рассматриваемого закона).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации такая дифференциация в социальном государстве допустима в целях справедливого распределения налогового бремени и не нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом, так как реализация данного принципа требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года).

Вместе с тем законодатель Республики Карелия, определяя круг лиц, имеющих право не уплачивать единый налог на вмененный доход, применил иной критерий: отказ от использования в своей предпринимательской деятельности иных физических лиц на основе трудовых договоров, то есть наличие или отсутствие у предпринимателя наемных работников. Данный критерий, как показывает история Российской Федерации, является политическим. Именно по этому критерию на определенном историческом этапе происходило деление общества на социальные группы, слои и классы. Именно наличием антагонистических классов (использующих и не использующих труд наемных работников) обосновывалась необходимость классовой борьбы и уничтожения эксплуататорских классов (владельцев фабрик, заводов, магазинов, помещиков, кулаков и т.п.).

Однако демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. При сохранении определенной социальной неоднородности общества государственные институты должны содействовать возникновению между ними (социальными группами и слоями) атмосферы партнерства и согласия. В силу чего строгое соблюдение конституционного принципа равенства граждан перед законом независимо от социального положения и других обстоятельств (статья 12 Конституции Республики Карелия) имеет особое значение.

Права и обязанности представителей различных классов и слоев населения в равной мере должны защищаться законом.

В связи с изложенным правовые предписания части 4 статьи 2 оспариваемого закона, по моему мнению, противоречат статье 12 Конституции Республики Карелия, так как нарушают принцип равенства всех перед законом.

Киннер А.И.

Текст сверен по:


Общественно-политическая газета
Республики Карелия "Карелия"
От 10 июня 1999 года № 27(543), с.13

О рассмотрении Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 25.05.1999 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 25.05.1999

Опубликован: Газета "Карелия" от 10 июня 1999 года № 27(543), "Собрание законодательства Республики Карелия" № 5 (май 1999 г.), ст. 768




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919300554

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919300554



 

© 2018 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane