Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Российская Федерация
Республика Карелия
Председатель Правительства Республики Карелия

Постановление

Петрозаводск
от 1 апреля 1999 года № 163

О Концепции развития здравоохранения в
Республике Карелия на 1999-2003 годы



В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387, и Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на 1999-2002-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 10 февраля 1999 года № 53-II-ЗС РК, постановляю:

1. Одобрить разработанную Министерством здравоохранения Республики Карелия Концепцию развития здравоохранения в Республике Карелия на 1999-2003 годы (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Республики Карелия использовать положения Концепции развития здравоохранения в Республике Карелия на 1999-2003 годы при разработке программ, планов и нормативно-правовых актов Республики Карелия по вопросам охраны здоровья населения республики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия учитывать положения настоящей концепции при разработке планов социально-экономического развития территорий.

Председатель Правительства С.Л. Катанандов


Одобрена постановлением
Председателя Правительства
Республики Карелия
от 1 апреля I999 года № 163


Концепция
развития здравоохранения в Республике Карелия
на 1999-2003 годы

I. Введение


Концепция развития здравоохранения в Республике Карелия на 1999-2003 годы (далее- Концепция) представляет собой комплекс правовых, организационных и зкономических мер, направленных на реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения.

Концепция разработана в соответствии с конституциями Российской Федерации и Республики Карелия, действующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

Настоящая Концепция, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан в развитии общества, направлена на объединение усилий представительных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, заинтересованных министерств, ведомств, организаций, общественных объединений и граждан по сохранению и укреплению здоровья, повышению эффективности деятельности системы здравоохранения и оптимизации использования имеющихся материальных, кадровых, финансовых ресурсов.

При разработке настоящей Концепции учитывался опыт реализации проекта ТАСИС "Программа поддержки реформ здравоохранения и социальной защиты в Республике Карелия" в пилотных территориях городов Сортавалы, Кондопоги, Олонецкого района в части разработки и реализации стратегии усиления первичного здравоохранения, развития общеврачебной пракгики, внестационарных медико-социальных услуг, интеграции деятельности сфер здравоохранения и социальной защиты, развития кадрового потенциала, информационного обеспечения совершенствования системы управления и работы с общественностью.

При разработке данной Концепции был учтен пятилетний опыт сотрудничества Карелии и Финляндии по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, внедрению здорового образа жизни на территории г. Питкяранты и района в рамках проекта "Северная Карелия", сотрудничество в области стоматологии и ряде других областей медицины.

Концепция реализуется через республиканские и муниципальные программы и планы развития территорий.

На каждом этапе реализации Концепции, а также по мере изменения социально-экономических и правовых условий в Концепцию будут вноситься необходимые изменения и дополнения.

II. Исходная ситуация и обоснование Концепции


Социально-экономический кризис и острейший дефицит финансовых ресурсов обусловили углубление деструктивных процессов в здравоохранении и дальнейшее ухудшение здоровья населения.

На фоне высокой смертности и низкой рождаемости населения отмечается снижение средней продолжительности жизни, а также рост социально обусловленных заболеваний. Сохраняется естественная убыль населения.

По состоянию на 1 января 1998 года в Республике Карелия проживало 776,4 тыс. чел. В 1997 году родилось 6230 человек (96,4 % к 1996 году), умерло 10306 чел. (86,9 % к 1996 году), в том числе детей до 1 года умерло 83 чел. (91,2 % к 1996 г.). Уменьшение числа жителей республики отмечено в 16 территориях.

Негативные явления наиболее выражены в высоких показателях смертности трудоспособного населения особенно среди мужчин.

Некоторое снижение смертности, начавшееся с 1995 года, не внесло существенных позитивных изменений в ситуацию с воспроизводством

Интенсивное сокращение рождаемости в последние годы сделало практически необратимым старение населения Карелии.

По прогнозным оценкам Госкомстата в Республике Карелия продолжительность жизни жителей к 2005 году, вероятно, не превысит 65 лет.

Социально-экономические и демографические тенденции повлекли за собой изменения уровня и структуры заболеваемости населения.

Заболеваемость населения Карелии в целом остается на высоком уровне.

В структуре заболеваемости взрослых ведущие места занимают заболевания системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы, инфекции, травмы и отравления.

У детей преобладают заболевания органов дыхания, инфекционные, нервной системы, травмы и отравления.

В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в заболеваемости населения туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, наркоманией, алкоголизмом, онкологическими, сердечно-сосудистыми болезнями, ВИЧ-инфекцией.

Очевидно, что ухудшение здоровья, высокий уровень заболеваемости, изменения демографической ситуации и социальной структуры населения повышают потребности населения в медицинской и социальной помощи, увеличивают затраты на здравоохранение и социальные услуги.

Республика Карелия располагает достаточной сетью лечебно-профилактических учреждений и кадровым потенциалом для оказания медицинской помощи населению в рамках государственных гарантий.

Анализ ситуации в здравоохранении показывает, что финансовая обеспеченность лечебно-профилактических учреждений в последние годы по сравнению с 1991 годом в сопоставимых ценах значительно снизилась. Одновременно уменьшается удельный вес расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете Республики Карелия и составляет около 17 %.

В условиях недостаточного финансирования в отрасли остро проявляются негативные стороны сложившегося затратного подхода, нерациональное и неэффективное использование всех имеющихся ресурсов.

В структуре затрат здравоохранения преобладают затраты на дорогостоящую стационарную помощь.

Система и принципы управления не соответствуют современным условиям. Имеющаяся правовая база несовершенна и не обеспечивает продвижение процесса реформ здравоохранения.

Система обязательного медицинского страхования не создала достаточных механизмов стимулирования труда и оптимизации использования имеющихся ресурсов, а также улучшения организации и повышения качества медицинской помощи.

Требует совершенствования система оплаты труда медицинских работников и повышение их социальной защищенности.

Недостаточно используется научный потенциал республики для решения актуальных проблем здравоохранения и улучшения здоровья населения.

III. Прогноз потребности населения Республики
Карелия в медицинской помощи


Анализ демографической ситуации, социальной структуры населения и тенденций в состоянии здоровья и заболеваемости населения позволяют прогнозировать:

увеличение потребности в первичной медицинской помощи;

увеличение объема профилактических мероприятий, повышение их качества и изменения методологии работы;

увеличение потребности в комплексных и интегрированных услугах, в первую очередь медико-социальной помощи, в развитии системы ухода на дому;

повышение потребности в гериатрической помощи;

уменьшение потребности в коечном фонде родовспоможения с необходимостью повышения ее качественного уровня;

уменьшение уровня госпитализации с одновременной необходимостью реструктуризации коечного фонда, интенсификации их использования и увеличения больниц и домов сестринского ухода.

IV. Стратегии развития здравоохранения


Долгосрочные стратегии развития здравоохранения предполагают переориентацию деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленную на переход:

от стационарной помощи - к амбулаторной;

от специализированной - к общей;

от наращивания мощности больниц, увеличения коек и кадров - к их эффективному и рациональному использованию, оптимизации сети больниц;

от увеличения объема услуг - к их качеству и доступности;

от несовершенства системы управления отраслью - к сочетанию функций централизации и децентрализации, четкому разграничению полномочий, предметов ведения и ответственности;

от недостаточного и неэффективного финансирования учреждений здравоохранения к смешанному финансированию из разных источников, включая бюджетные, страховые, платные услуги, перераспределение финансовых ресурсов внутри отрасли на приоритетные направления и оптимизацию использования финансовых ресурсов, повышение контроля за расходами, совершенствование механизма формирования бюджета отрасли "здравоохранение";

к усилению профилакгики и участию населения в сохранении и укреплении своего здоровья;

от традиционной статистики к достоверной и сопоставимой статистике, созданию баз данных и системы информационного обеспечения стратегического планирования и эффективного управления;

от бесправности пациента к его правам и обязанностям;

от ведомственного подхода к охране здоровья - к интеграции деятельности всех сфер и органов, ответственных за благосостояние людей, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни

У. Цели и задачи



Целью реализации Концепции развития и совершенствования здравоохранения в Республике Карелия на 1999-2003 годы является улучшение здоровья населения, сокращение потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Основными задачами Концепции являются:

создание условий для обеспечения населения Республики Карелия бесплатной медицинской и лекарственной помощью в рамках государственных гарантий;

оптимизация структуры и совершенствование управления здравоохранением республики;

повышение эффективности деятельности учреждений здравоохранения, рациональное использование имеющихся материальных, кадровых, финансовых ресурсов;

повышение качества оказания медицинской помощи, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья;

увеличение объема профилактических мероприятий.

VI. Основные направления Концепции.


Основными направлениями Концепции являются:

формирование единой государственной политики в области здравоохранения и совершенствование управления здравоохранением;

совершенствование нормативно-правовой базы здравоохранения;

структура и организация медицинской помощи: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь, лечебно-профилактическая помощь матерям и детям, скорая и неотложная помощь;

развитие системы обязательного медицинского страхования;

лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений;

кадровая политика и образование;

развитие сотрудничества с научными учреждениями;

международное сотрудничество;

укрепление материально-технической базы здравоохранения;

информатизация здравоохранения;

санитарно-эпидемиологическое благополучие;

приоритетные направления, этапы и сроки реализации.

VII. Формирование единой государственной политики
в области здравоохранения и совершенствование
управления здравоохранением


Углубляющийся системный кризис, нарушение целостности управления, нарастающий дефицит и нерациональное использование финансовых, кадровых и материальных ресурсов в системе здравоохранения, поставили его на грань выживания.

В условиях децентрализации органы управления не располагают оперативной и достоверной информацией о деятельности учреждений здравоохранения и положении дел на местах. Отсутствует мониторинг состояния здоровья населения.

Единая ранее система организации и финансирования медицинской помощи разделена между системами здравоохранения и медицинского страхования.

В результате органы государственного управления по многим позициям утратили контроль над общей ситуацией и управляемость процессами в системе здравоохранения на территории республики.

В сложившихся условиях приобретают важное значение формирование единой государственной политики и обеспечение единых подходов в области здравоохранения на территории республики.

В рамках Концепции предусматриваются следующие основные меры:

реорганизация структуры Министерства здравоохранения Республики Карелия, усиление его кадрового состава, усиление роли в формировании и реализации единой политики в области здравоохранения на территории республики;

создание Координационного совета при Министерстве здравоохранения Республики Карелия по разработке и реализации единой политики в области здравоохранения и координации деятельности министерств, ведомств и органов местного самоуправления;

совершенствование структуры управления здравоохранением на муниципальном уровне;

восстановление вертикали управления отрасли здравоохранения путем заключения соглашения Министерства здравоохранения Республики Карелия и органов местного самоуправления по обеспечению государственных гарантий в области здравоохранения, разграничению функций, полномочий и ответственности;

развитие новых общественных институтов управления при Министерстве здравоохранения Республики Карелия и на территории республики (ассоциации, советы главных специалистов, главных врачей, участие в деятельности ученого совета университета и другие формы работы), взаимодействие и координация деятельности общественных объединений;

создание базы данных "Управленческие кадры и резерв на выдвижение", подготовка резерва;

создание системы подготовки и переподготовки управленческих кадров всех уровней;

развитие сестринского дела в республике;

создание единой информационно-аналитической службы здравоохранения Республики Карелия путем включения в единое информационное пространство республиканских и муниципальных учреждений здравоохранения, медико-социальных и социальных учреждений, системы обязательного медицинского страхования;

для оперативного управления отраслью, мониторинга здоровья, прогноза, сквозного текущего и перспективного планирования обеспечить сбор, обработку и анализ необходимой информации о состоянии заболеваемости населения и деятельности учреждений здравоохранения;

создание при Министерстве здравоохранения Республики Карелия Республиканского информационно-аналитического центра путем реорганизации существующих республиканских структур (медицинский компьютерный центр, бюро медстатистики и части подразделений центра профилактической медицины);

тесное сотрудничество Центра в части методологии, развития коммуникационной сети, единого программного обеспечения, технической политики, защиты информации с Петрозаводским государственным университетом, Карельским территориальным фондом обязательного медицинского страхования, министерствами социальной защиты, образования и по делам молодежи и органами местного самоуправления республики;

обеспечение единых подходов к нормированию, стандартизации, лицензированию и аккредитации;

создание локальной сети оперативного управления в Министерстве здравоохранения Республики Карелия;

разработать страницу "Здравоохранение Республики Карелия" в системе "Интернет" и обеспечить ее сопровождение;


разработать совместно с Петрозаводским государственным университетом географо-информационный вариант анализа и атлас по основным показателям здоровья населения Республики Карелия с передачей технологии для текущего сопровождения в Республиканский информационный аналитический центр Министерства здравоохранения Республики Карелия.

VIII. Совершенствование нормативно-правовой базы здравоохранения


Основными направлениями деятельности в области развития правового регулирования здравоохранения должна стать законотворческая деятельность, направленная на решение следующих основных задач:

создание условий для реализации реформ в области здравоохранения в соответствии с республиканскими стратегиями развития;

компенсировать дефицит федерального нормативно-правового регулирования здравоохранения;

создание правовых механизмов реализации социально значимых программ и государственных гарантий в области охраны здоровья;

совершенствование нормативно-правовой базы развития обязательного медицинского страхования;

разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих фармацевтическую деятельность организаций по лекарственному обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений, в том числе по обеспечению государственных гарантий;

разработка пакета законодательных и нормативных актов по созданию условий и развитию общеврачебной практики в Республике Карелия;

правовое обеспечение социальной защиты медицинских работников;

взаимодействие и совместная работа с депутатами всех уровней по осуществлению единой политики в области здравоохранения.

IX. Структура и организация медицинской помощи


В настоящее время в Республике Карелия структура здравоохранения остается затратной и малоэффективной, включая амбулаторно-поликлинические и стационарные учреждения, а также подразделения скорой помощи. Усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи населению в разрезе городов и районов республики.

Основные задачи:


разработка и реализация территориальной Программы государственных гарантий по обеспечению населения Республики Карелия бесплатной медицинской помощью, в которой должны быть определены: виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно; объемы медицинской помощи; программа обязательного медицинского страхования; объемы финансирования и подушевые нормативы финансирования; показатели деятельности учреждений здравоохранения, которые должны быть достигнуты в результате повышения эффективности работы. Территориальная Программа Республики Карелия служит основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности и финансирования учреждений здравоохранения на муниципальном уровне.

оптимизация структуры здравоохранения Республики Карелия в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи и имеющимися ресурсами;

развитие первичной медико-санитарной помощи и перенос части объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный;

интеграция деятельности здравоохранения и социального обслуживания на местном уровне, развитие медико-социальных услуг для населения.

Для решения указанных задач в рамках настоящей Концепции предусматривается совершенствование амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной помощи, лечебно-профилактической помощи матерям и детям, совершенствование профилактики и лечения социально значимых заболеваний.

Амбулаторно-поликлиническая помощь


Усиление первичного здравоохранения с поэтапным развитием общеврачебной (семейной) практики, начиная с сельского здравоохранения (врачебные амбулатории, участковые больницы), с учетом положительного опыта пилотных проектов г. Сортавалы, Кондопоги, Олонца, полученного в рамках реализации проекта ТАСИС "Программа поддержки реформы здравоохранения и социальной защиты в Республике Карелия в 1997-1998 г.г.".

Создание новой модели городской поликлиники. Для этого необходима разработка и реализация пилотных проектов в условиях 1-2 городов с участием детских и взрослых поликлиник, которые в настоящее время остаются основным звеном в оказании первичной медико-санитарной помощи населению республики (пилотные проекты в поликлинике Республиканского диагностического центра и в поликлиниках одной-двух Центральных районных больниц).

С учетом опыта пилотных проектов подготовить нормативно-правовую базу по реформированию амбулаторной помощи со смещением акцента на изменение роли участковых врачей, внедрение методологии работы по принципу врача общей практики, передачи ряда функций среднему медперсоналу и созданию в поликлиниках консультативно-диагностических подразделений и центров.

Создание условий для правовой и экономической самостоятельности поликлиник и других учреждений первичного звена.

Развитие на базе поликлиник центров, кабинетов, подразделений стационарозаменяющих форм лечения и обследования (стационары дневного пребывания, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии).


Усиление профилактической работы в учреждениях здравоохранения первичного звена. Создание школ для самоконтроля и обучения хронических больных (диабет, астма, гипертония и др.). Организация кабинетов, отделений профилактики. Переориентация и обучение среднего медперсонала на работу среди населения по профилактике. Наработка новых форм и методов этой работы.

Развитие на базе учреждений первичного звена медико-социальной помощи.

Создание гериатрической службы в республике.

Совершенствование организации стоматологической помощи населению.

Определение объема гарантированной стоматологической помощи с учетом реальных потребностей и возможностей, в том числе для льготного контингента. Объединить возможности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения для ликвидации дефицита стоматологических услуг.

Внедрение и развитие передвижных форм обслуживания населения.

Разработка программы развития общеврачебной практики (семейной медицины) в Республике Карелия.

Стационарная помощь


Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах обследования и лечения пациентов.

Поэтому особое значение приобретает четкое разделение функций, объемов медицинской помощи и ответственности за пациента на каждом этапе оказания помощи и между различными типами учреждений.

Совершенствование стационарной помощи будет направлено на повышение ее качества и сокращение длительности госпитального этапа за счет более эффективного использования коечного фонда, сокращения непроизводственных затрат, рационального расходования финансовых, кадровых, материальных ресурсов, а также внедрения новых современных высокоэффективных технологий.

Предполагается осуществить реструктуризацию коечного фонда больниц с учетом реальной потребности и в соответствии со степенью интенсивности лечебно-диагностического процесса,

Создание отделений (коек): интенсивного лечения, восстановительного лечения, длительного лечения больных с хроническими заболеваниями, медико-социальной помощи.

С целью отработки методологии поэтапного оказания медицинской помощи, реального определения потребностей в госпитализации и обоснованной реструктуризации коечного фонда осуществить пилотные проекты на базе 1-2 территорий (городов, районов) Республики Карелия.

В комплексе мер на этих территориях также предусмотреть отработку технологий, стандартов оказания лечебно-диагностической помощи. Оплату труда медработников увязать с объемом и качеством оказанной медицинской помощи.

Организовать межрайонные специализированные отделения для населения приграничных северных территорий (возможно, на базе Костомукшской городской больницы) и другие межрайонные центры и отделения с учетом реальной потребности.

Предусмотреть создание центров по узкоспециализированным дорогостоящим видам медицинской помощи для всего населения Карелии с учетом необходимости концентрации ресурсов и медицинского оснащения.

Содействовать развитию частной медицинской практики, созданию клиник с учетом их социальной значимости.

Содействовать интеграции ведомственных и федеральных лечебно-профилактических учреждений в территориальное здравоохранение с целью исключения дублирования их работы с государственными и муниципальными лечебными учреждениями.


Предусмотреть создание на базе участковых больниц интегрированных медико-социальных учреждений, больниц долечивания, отделений восстановительного лечения, больниц (домов) сестринского ухода с учетом местных условий и потребностей населения.

Лечебно-профилактическая помощь матерям и детям


Основными задачами в этой области являются улучшение здоровья женщин и детей, снижение перинатальной и младенческой смертности, повышение качества медицинской помощи и профилактической работы.

В Концепции предусматривается:

повышение эффективности работы амбулаторного звена по охране здоровья женщин и детей;

совершенствование профилактической работы среди женщин и детей, распространение положительного опыта совместной работы детской поликлиники № 1 и женской консультации № 1 г. Петрозаводска, наработанного в рамках карельско- финляндского проекта "Совершенствование работы детских и женских консультаций";

организация медико-социальной службы в системе детского здравоохранения;

внедрить скрининговые исследования здоровья женщин и детей; развитие службы планирования семьи;

активизировать работу по предупреждению инвалидности через раннюю многопрофильную диагностику, расширение методов дородовой диагностики;

развивать сеть реабилитационных учреждений;

внедрить в практику родильных домов, родильных отделений, принципов программы ВОЗ "Больница улыбается ребенку";

обеспечить формирование и размещение госзаказа для централизованной поставки специальных продуктов детского питания для детей первых двух лет жизни, проживающих в республике;

совершенствовать работу по разработке и реализации межведомственных программ по оздоровлению женщин и детей, ("Планирование семьи", "Безопасное материнство", "Дети Карелии", "Дети- инвалиды");

развивать и внедрять современные методы диагностики и лечения нарушений репродуктивной системы женщин;

довести до необходимой потребности количество коек патологии беременности;

приоритетным направлением в работе женских консультаций, учреждений первичного звена и родовспомогательных учреждений, считать профилактику осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Скорая и неотложная помощь


Изменение структуры заболеваемости и смертности населения с увеличением доли травм, несчастных случаев и осложнений хронических заболеваний требуют качественного изменения экстренной медицинской службы.

Процесс реформирования службы скорой и неотложной помощи тесно связан с реформой амбулаторно-поликлинической службы и реструктуризацией в системе стационарной помощи.

В Республике Карелия предусматривается:

приоритетное развитие служб скорой и неотложной медицинской помощи, включая вопросы медицины катастроф;

разработка и реализация программ по переоснащению служб скорой и неотложной помощи санитарным автотранспортом, медицинским оборудованием, средствами связи;

разработка программ подготовки и переподготовки специалистов по скорой и неотложной помощи;

разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.

Совершенствование профилактики и медицинской помощи при социально значимых заболеваниях.

В последние годы отмечаются крайне неблагоприятные тенденции в заболеваемости населения туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ-инфекцией.

Система первичной профилактики во многом утрачена, проводимая работа не соответствует изменившимся социально-экономическим условиям.

Из-за сложившейся экономической ситуации в здравоохранении в неблагоприятном положении оказались службы: психиатрическая, наркологическая, противотуберкулезная, судебно-медицинской экспертизы. Существенные проблемы испытывают кожно-венерологическая, онкологическая службы.

В связи с ростом заболеваемости населения увеличивается потребление дорогостоящих ресурсов в специализированных учреждениях здравоохранения республики.

В данной Концепции предусматривается:

разработка и принятие нормативных актов Республики Карелия по защите населения и оказанию медицинской помощи при социально обусловленных заболеваниях;

разработка и реализация межведомственных целевых комплексных программ по профилактике, лечению и развитию служб;

укрепление организационной структуры и материально-технической базы специализированных учреждений здравоохранения, внедрение новых технологий профилактики, диагностики и лечения;

совершенствование эпидемиологического мониторинга по социально значимым заболеваниям;

разработка дифференцированного подхода к выбору амбулаторного и стационарного лечения, внедрение стационарозамещающих (дневные стационары, стационары на дому) более экономичных лечебно-реабилитационных технологий, создание амбулаторных центров лечения;

организация в учреждениях здравоохранения медико-социальной помощи; создание условий на всей территории республики для анонимного обследования и консультирования населения некоторых социально значимых заболеваний (ВИЧ-инфекции, ЗППП);

создание регистров по социально значимым заболеваниям;

создание учреждений для социальной реабилитации психически больных и инвалидов;

разработка и внедрение программ психопрофилактики.

Х. Совершенствование системы финансирования здравоохранения


Финансирование системы здравоохранения характеризуется крайне недостаточным финансовым обеспечением и одновременно неэффективным использованием финансовых ресурсов.

В настоящее время отсутствуют экономические механизмы интенсификации лечебного процесса, мотивации труда и внедрения более экономичных технологий.

Основой финансирования отрасли станет Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения Республики Карелия бесплатной медицинской помощью. При принятии программы должна быть обеспечена сбалансированность объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств.

Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения, приведенной в соответствие с потребностью населения территории в медицинской помощи.

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает прямую зависимость объемов финансирования медицинских учреждений от выполнения ими основных показателей деятельности (объема и качества оказываемых услуг).

В этих целях необходимо:

осуществить переход к системе комплексного территориального планирования объемов и структуры медицинской помощи населению республики;

разработать и утвердить нормативы затрат по амбулаторному и стационарному сектору;

разработать единую методику установления тарифов на медицинские услуги;

совершенствовать систему финансирования учреждений здравоохранения, функционирующих в условиях обязательного медицинского страхования, предусмотрев безусловное возмещение в полном объеме затрат за оказание медицинской помощи из всех источников финансирования;

совершенствование системы учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных услуг, а также их использование;

разработка на основе Территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью отраслевых минимальных социальных стандартов по республике в целом, а также в разрезе городов и районов;

расчет на основе минимальных социальных стандартов нормативов подушевого финансирования здравоохранения, в том числе норматива бюджетной обеспеченности по республике, городам и районам;

усиление внутриведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений;

повышение ответственности Исполнительной дирекции Территориального фонда обязательного медицинского страхования за результаты деятельности. Ввести в практику ежегодное опубликование отчетов о расходовании средств обязательного медицинского страхования.

XI. Развитие системы обязательного медицинского страхования


В целях совершенствования системы обязательного медицинского страхования в Республике Карелия предусматривается:

создание условий, обеспечивающих всеобщность обязательного медицинского страхования для жителей Карелии;

создание условий для нормального функционирования лечебно-профилактических учреждений и качественного оказания медицинской помощи;

совершенствовать нормативно-правовую базу Республики Карелия по вопросам обязательного медицинского страхования: вопросы страхования различных категорий граждан, порядок предоставления медицинской помощи, взаимоотношения между субъектами обязательного медицинского страхования, порядок реализации основных прав застрахованных на получение гарантированной медицинской помощи, выбор медицинского учреждения, врача, выбор страховой медицинской организации;

ежегодная разработка и утверждение Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Карелия в рамках государственных гарантий;

разработать и внедрить методику экономического обоснования территориальной программы и ее использования для планирования и регулирования объемов оказания медицинской помощи и потребности в финансовых pecypcax;

создать общереспубликанскую базу данных застрахованных с обеспечением доступа к ней всех заинтересованных сторон в объеме их компетенции;

создать систему оперативного контроля за движением финансовых средств во всех структурах, работающих в системе обязательного медицинского страхования;

создать номенклатуру видов медицинской помощи, которые служат объектами тарифов и оплаты в системе обязательного медицинского страхования;

создать механизмы экономической заинтересованности в эффективной работе медицинских работников;

выработать действенный механизм взаимодействия со всеми фискальными службами с целью своевременного принятия мер к страхователям - неплательщикам страховых взносов;

совершенствовать систему обеспечения качества медицинской помощи; обратиться в установленном порядке с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

XII. Лекарственное обеспечение населения и лечебно-
профилактических учреждений.


В настоящее время в лекарственном обеспечении граждан на территории Республики Карелия сложилась крайне неблагополучная ситуация. Она характеризуется дефицитом лекарственных средств в стационарах, перебоями в снабжении аптечной сети жизненно необходимыми и доступными по цене лекарственными средствами, большой задолженностью лечебно-профилактических учреждений и бюджета перед аптеками за приобретенные лекарственные препараты, в том числе и отпущенные по бесплатным и льготным рецептам, финансовой недееспособностью многих муниципальных аптечных предприятий, связанной с отсутствием оборотных средств.

Причинами сложившейся ситуации являются:

дефицит бюджетного финансирования;

рост цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, обусловленный обвалом рубля;

отсутствие системы вертикального подчинения и управления аптечными предприятиями;

отсутствие действенного контроля внутри лечебных учреждений за расходованием лекарств, в том числе и за выпиской бесплатных и льготных лекарств;

отсутствие финансового обеспечения и четкого механизма реализации льгот в лекарственном обеспечении, принятых федеральными нормативными актами.

В целях оптимизации системы лекарственного обеспечения в Республике Карелия Концепция предусматривает комплекс мероприятий по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность фармацевтических предприятий и аптек с учетом территориальных особенностей;

реформирование системы лекарственного снабжения;

рациональное использование лекарственных средств;

обеспечение гарантии качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, поступающих в лечебную и аптечную сеть Республики Карелия;

внедрение единой региональной фармацевтической информационной системы;

создание информационной системы централизованного автоматизированного учета движения лекарственных средств, отпускаемых населению по бесплатным и льготным рецептам, мониторинга наличия и цен на лекарственные средства;

повышение эффективности государственного регулирования процесса организации лекарственного обеспечения и деятельности аптечных учреждений;

формирование государственного и муниципального заказа для обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

создание государственной системы планирования закупок и осуществление централизованных закупок на конкурсной основе через экспертный Совет Министерства здравоохранения Республики Карелия по лекарственному обеспечению путем торгов;

создание базы данных по категориям граждан, имеющим льготы;

снижение уровня зависимости лекарственного обеспечения граждан от импорта готовых лекарственных средств.

Общие принципы реализации

На этапе амбулаторного лечения:

упорядочение льгот отдельным категориям граждан и обеспечение адресного предоставления на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

формирование в рамках государственных и муниципальных программ списков и объемов лекарственных средств, изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;

формирование в рамках государственных и муниципальных программ перечней и объемов лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний.

На этапе стационарного лечения:

бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в программах государственных гарантий.

В целях эффективного расходования бюджетных средств, направляемых на льготное обеспечение граждан лекарственными средствами:

разработка и внедрение системы учета и контроля этих средств;

разработка стандартов диагностики лечения, применяемых в стационарных и амбулаторных условиях;

создание перечня жизненно важных лекарственных средств для обеспечения льготных категорий граждан;

разработка и внедрение системы региональных формуляров лекарственных средств;

совершенствование системы информирования врачей и потребителей о лекарственных средствах.

XIII. Кадровая политика и образование


Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих и планируемых в системе здравоохранения.

В современных условиях развитие кадрового потенциала предусматривает:

анализ и прогнозирование потребности в различных категориях медицинских работников с учетом изменений социально-экономической, демографической ситуации, структуры заболеваемости, прогноза потребности в медицинской помощи;

создание единой информационной базы данных "Медицинские кадры Республики Карелия" с постоянным учетом движения кадров, анализа кадрового состава, вакансий и т.д.;

разработку программы непрерывного профессионального обучения и пост-дипломной подготовки медицинских и фармацевтических кадров;

формирование системы контроля профессиональной деятельности работников здравоохранения;

обеспечение подготовки управленческих кадров всех уровней. Введение института менеджеров в лечебно-профилакгических учреждениях;

подготовку зкспертов лицензионно - аккредитационной комиссии и страховых компаний проводить по единым программам;

подготовка программы развития сестринского дела в Республике Карелия;

активизацию деятельности профессиональных ассоциаций;

достижение оптимального соотношения врачей и среднего медперсонала;

интеграция деятельности медицинских и социальных работников в системе здравоохранения;

повышение социальной защищенности медицинских работников при реформировании здравоохранения;

разработать целевую программу, обеспечивающую переподготовку высвобождаемых трудоспособных медицинских кадров в связи с реформой системы здравоохранения. Обеспечение контактов Министерством труда и занятости Республики Карелия со службами занятости городов и районов республики;

совершенствовать оплату труда работников здравоохранения;

сформировать систему целевых заказов на подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов в учреждениях здравоохранения и вузах;

укрепление этических и нравственных принципов в работе медицинских работников.

XIV. Развитие сотрудничества с научными учреждениями


Основными задачами сотрудничества с научными учреждениями Республики Карелия и Российской Федерации являются:

разработка и внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановление утраченного здоровья;

разработка оптимальных схем и механизмов организации медицинской помощи и управления здравоохранением;

изучение условий сохранения здоровья населения;

совместная работа республиканского центра профилактической медицины и курса социальной медицины, экономики и организации других кафедр Петрозаводского госуниверситета по изучению здоровья населения Карелии;

разработка нормативов и стандартов в здравоохранении;


разработка и реализация экономических методов анализа деятельности и экономической эффективности в здравоохранении;

участие в подготовке кадров и в развитии служб здравоохранения;

участие в разработке и реализации целевых и комплексных программ по здравоохранению.

ХУ. Международное сотрудничество


В последние годы в Республике Карелия активно развивается международное сотрудничество в области здравоохранения.

В течение 5 лет реализуется проект "Северная Карелия" по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, пропаганде здорового образа жизни и снижения "групп риска" среди населения.

В 1997-1999 г.г. реализуется проект ТАСИС Европейского Союза "Программа поддержки реформ здравоохранения и социальной защиты в Республике Карелия".

Развивается карельско-финляндское сотрудничество в области охраны материнства и детства, улучшение помощи инвалидам, в области стоматологии и развития реабилитации.

В 1998 году в Костомукше начата реализация проекта ТАСИС по профилактике СПИДа.

Карелия участвует также в международных программах Баренц -региона, программе СИНДИ, в программе ВОЗ "Больница улыбается ребенку".

Установлено деловое сотрудничество лечебно- профилактических учреждений муниципального уровня на основе партнерства с учреждениями Финляндии, Швеции.

Расширение зон взаимных интересов, увеличение международных проектов способствует внедрению новых технологий, повышению квалификации кадров и повышению качества медицинской помощи.

Немаловажным фактором реализации проектов стало создание новых экономических моделей работы (врач общей практики, медико-социальные центры, больницы сестринского ухода, домашний уход), а также изменение подходов к организации медицинской и социальной помощи.

Министерство здравоохранения Республики Карелия совместно с Министерством внешних связей, органами местного самоуправления, руководителями лечебно-профилактических учреждений будет развивать международное сотрудничество, направленное на улучшение здоровья населения Карелии.

XVI. Укрепление материально-технической базы здравоохранения


В последние годы в связи с дефицитом финансирования отрасли здравоохранения произошло резкое снижение объемов капитального строительства и капитального ремонта объектов здравоохранения, а также ухудшение обеспечения медицинских учреждений оборудованием и инвентарем, санитарным автотранспортом.

Одновременно, руководителями лечебно- профилактических учреждений осуществлялись закупки дорогостоящего оборудования, которое длительное время не использовалось.

Главной задачей является создание условий для осуществления лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения на современном уровне и повышение эффективности труда медицинских работников.

Для реализации данной задачи необходимо:

провести инвентаризацию основных фондов объектов здравоохранения;

разработать адресную программу обновления и поддержания в работоспособном состоянии основных фондов лечебно- профилактических учреждений республики;

провести аттестацию рабочих мест, составить и обновлять ежегодно санитарно- технические паспорта медицинских учреждений;

разработать программу капитального строительства, ремонта и реконструкции объектов здравоохранения с учетом основных направлений реформ здравоохранения и потребности населения в различных видах медицинской и социальной помощи;

определить этапы и первоочередное обеспечение лечебно-профилактических учреждений в медицинской технике и оборудовании с учетом анализа загруженности учреждений здравоохранения и медицинского оборудования;

внедрение энергосберегающих технологий;

обучение инженерно-технического персонала и медицинских работников методам безопасной эксплуатации основных фондов и оборудования.

ХУII. Информатизация здравоохранения


Осуществление эффективного управления отраслью, текущего и перспективного планирования, прогнозирования, а также проведение реформ в здравоохранении невозможно без выработки и реализации единой политики в области информатизации отрасли и каждого лечебно-профилактического учреждения республики.

В рамках настоящей Концепции предусматривается:

разработка и реализация единых подходов в области информатизации медицинских учреждений;

внедрение в деятельность учреждений здравоохранения новых информационных технологий, объединяющих в себе современные средства вычислительной техники, программное обеспечение, средства связи, предназначенных для решения задач сбора, обработки и анализа информации и повышения эффективности управленческих решений.

создание единого информационного пространства всех субъектов здравоохранения, обязательного медицинского страхования и социального обслуживания путем объединения или обмена информацией существующих информационных структур и развитие новых;

создание медико-социального регистра населения на местном уровне;

внедрение автоматизированных систем раннего выявления заболеваний;

осуществить корректировку существующих и создание новых форм учета и отчетности для сбора информации;

обучение персонала пользователей и аналитиков;

создание системы мониторинга здоровья населения.

XVIII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия


Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается комплексом мер, включая организационные, технические, технологические, санитарные, медицинские, направленные на снижение отрицательного воздействия среды обитания, производства, факторов окружающей среды, образа жизни на здоровье человека.

Важными направлениями деятельности здравоохранения являются:

разработка и реализация целевых программ, профилактики инфекционных заболеваний ("Вакцинопрофилактика" и другие);

разработка и реализация программ профилактики неинфекционных заболеваний;

внедрение системы социально-гигиенического мониторинга;

постоянное информирование населения о состоянии заболеваемости, об условиях его проживания, гигиенических требованиях, мерах профилактики;

охрана территории Карелии от завоза и распространения опасных заболеваний;

создание системы гигиенического воспитания и образования населения;

сотрудничество со службами Госсанэпиднадзора, министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия в Карелии.

XIX. Приоритетные направления. Этапы и сроки реализации


В качестве приоритетных направлений следует выделить:

Амбулаторно-поликлиническую службу. Усиление первичного здравоохранения и профилактики, развитие медико-социальной и гериатрической помощи.

Охрану материнства и детства.

Скорую и неотложную помощь.

Медицинские службы, оказывающие лечебно-профилактическую помощь при социально значимых заболеваниях

Реорганизация стационарной помощи, реструктуризация коечного фонда.

1 этап - 1999-2000 годы:

принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения;

обеспечение государственных гарантий по бесплатной медицинской и лекарственной помощи;

внедрение института общеврачебной практики;

развитие амбулаторно-поликлинической помощи;

проведение реструктуризации стационарной помощи и исключение дублирования в государственной и муниципальной системах здравоохранения;

разработка медико-социальных нормативов и стандартов;

разработка и реализация целевых программ по социально значимым заболеваниям.

II этап - 2001-2003 годы:

создание правовых, экономических и организационных механизмов оптимального использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов для повышения качества медицинской и профилактической помощи. Улучшение показателей здоровья;

завершение структурной перестройки отрасли;

формирование единой информационной системы;

создание телемедицины в Карелии.


Текст сверен по:

Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ