Именем Республики Карелия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Конституционный Суд Республики
Карелия в составе председателя
Переплеснина О.Б., судей Киннера А.И.,
Союнена П.А., Сухачевой В.В. рассмотрел в
открытом судебном заседании дело о
проверке конституционности статьи 25
Закона Республики Карелия "О
государственном и муниципальном
жилищных фондах и их использовании".
Поводом к рассмотрению дела явился
запрос Питкярантского федерального
городского суда Республики Карелия.
Заслушав стороны: заместителя
председателя Комитета по
государственному устройству, вопросам
местного самоуправления и национальной
политике Палаты Республики
Законодательного Собрания Республики
Карелия Клейкову Л.М., консультанта
юридического отдела Аппарата
Законодательного Собрания Наговицына
В.П., заведующую отделом правового и
кадрового обеспечения Администрации
Председателя Правительства Республики
Карелия Игнатьеву Т.П., а также
заведующего отделом защиты
социально-экономических прав
республиканского Совета профсоюзов
Минаева И.Ф., исследовав материалы дела,
Конституционный Суд
установил:
1. В производстве Питкярантского
федерального городского суда находится
гражданское дело по иску гражданки
Воробьевой А.М. к администрации местного
самоуправления г.Питкяранты и района о
выдаче ордера на квартиру и признании
права на ее приватизацию.
Суд,
рассматривая данное дело, пришел к
выводу о том, что правовые предписания
статьи 25 Закона Республики Карелия "О
государственном и муниципальном
жилищных фондах и их использовании"
нарушают конституционные права граждан
на жилье и не соответствуют Конституции
Республики Карелия (статьи 21, 41).
В связи с тем, что применение данной
нормы, по мнению суда, может привести к
ущемлению прав значительного числа
граждан, в Конституционный Суд
Республики Карелия направлен запрос о
проверке конституционности данной нормы
республиканского закона.
Запрос Питкярантского федерального
городского суда соответствует
требованиям статей 41, 51 Закона "О
Конституционном Суде Республики
Карелия" и является допустимым.
При принятии данного постановления Суд
исходит только из предмета, указанного в
обращении, и лишь в отношении той части
акта, конституционность которой
подвергается сомнению. Суд при этом не
связан основаниями и доводами,
изложенными в обращении.
Статья 25 рассматриваемого закона устанавливает право на бесплатное получение жилых помещений социального использования для некоторых категорий граждан в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом между гражданином и наймодателем на условиях и в порядке, предусмотренном правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, заключается договор найма жилого помещения.
На основании правовых предписаний данной статьи глава местного самоуправления г.Питкяранты и Питкярантского района заключил договор найма жилого помещения социального использования с гражданкой Воробьевой, нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с необходимостью выселения из дома, не пригодного для проживания. В соответствии с условиями договора гражданка Воробьева ограничена в праве на приватизацию предоставленного жилого помещения, ей запрещено производить обмен и вселять других граждан и несовершеннолетних детей. Это и явилось причиной ее обращения в суд общей юрисдикции.
3. Жилищное законодательство в соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктом 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия отнесено к предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Карелия. В соответствии с требованиями статей 2, 4 и 41 Конституции Республики Карелия законы республики, регулирующие жилищные отношения, должны соответствовать федеральным законам.
Конституционный Суд при принятии
постановления оценивает как буквальный
смысл оспариваемой нормы, так и
сложившуюся правоприменительную
практику, а также рассматривает эту
норму в системной связи с другими
нормами указанного республиканского
закона, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и
Республики Карелия.
Понятие жилищного фонда социального
использования (далее социальное жилье)
введено Законом Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной
политики", в соответствии со статьей 12
которого к нему отнесены весь жилищный
фонд, заселенный на условиях найма в
пределах нормы жилой площади, а также
жилые помещения в коммунальных
квартирах и специализированные домах.
Основания признания граждан
нуждающимися в улучшении жилищных
условий и, следовательно, имеющими право
на получение социального жилья в порядке
очередности, перечислены в статье 26
рассматриваемого закона. К этим
основаниям относится, в том числе, и
проживание в жилых помещениях, не
отвечающих санитарным и техническим
требованиям. Причем этот перечень не
является исчерпывающим. В соответствии с
частью 2 этой нормы граждане могут быть
признаны нуждающимися в получении жилых
помещений и по иным основаниям (не
указанным в этой норме), предусмотренным
законами Российской Федерации и
Республики Карелия.
В соответствии со статьей 12 Закона
Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" жилые
помещения, полученные лицами,
перечисленными в статье 26 закона
Республики Карелия, в порядке
очередности и в пределах нормы жилой
площади, признаются жилищным фондом
социального использования и имеют
единый правовой статус. Проживающие в
них на условиях найма граждане обладают
одинаковыми жилищными правами и
обязанностями. А договор социального
найма жилого помещения заключается по
основаниям, на условиях и в порядке,
предусмотренных жилищным
законодательством (часть 3 статьи 672
Гражданского кодекса Российской
Федерации).
Между тем частью 2 оспариваемой нормы
круг лиц, имеющих право на получение
жилых помещений в домах
государственного и муниципального
жилищных фондов по договору социального
найма, значительно сужен. Как следует из
материалов дела, это дает основания
правоприменителям предпринимать
действия, связанные с установлением
особых условий найма жилых помещений
социального использования, ущемляющих
гарантированные федеральным
законодательством права граждан.
Таким образом, правовой статус жилых
помещений социального использования
наполняется иным юридическим
содержанием, вступающим в противоречие с
федеральным законодательством, что не
соответствует требованиям статей 2, 4 и 41
Конституции Республики Карелия.
4. Статья 25 оспариваемого закона
содержит также правовое предписание о
том, что жилые помещения социального
использования предоставляются
бесплатно. В статьях 24, 26, гарантирующих
получение гражданами, нуждающимися в
улучшении жилищных условий, жилых
помещений, это положение отсутствует.
Подобная конструкция правовых
предписаний закона Республики Карелия
может служить основанием для таких
действий правоприменителей, когда
гарантия бесплатного предоставления
жилья будет обеспечена только в
отношении части граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, а именно тех,
кто предусмотрен статьей 25
оспариваемого закона.
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской
Федерации (статьи 28, 29, 36, 37)
предусматривает предоставление жилых
помещений в государственном и
муниципальном жилищных фондах в порядке
очередности бесплатно всем гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных
условий. Приобретение гражданами жилых
помещений за плату в соответствии с
правовыми предписаниями статьи 49-1
Жилищного кодекса Российской Федерации
является правом граждан. Реализация
этого права гражданами зависит как от
размера предоставляемой государством
субсидии, так и от материального
положения нуждающегося в улучшении
жилищных условий. Отказ от улучшения
жилищных условий путем приобретения за
плату жилого помещения не является
основанием для снятия гражданина с
очереди нуждающихся в улучшении
жилищных условий (статья 32 Жилищного
кодекса Российской Федерации).
Право граждан на жилище является
конституционным правом граждан (статья 40
Конституции Российской Федерации,
статья 21 Конституции Республики
Карелия). Права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно
действующими, они определяют смысл,
содержание и применение законов,
деятельность законодательной и
исполнительной власти (статья 18
Конституции Российской Федерации). В
связи с этим к правовым актам,
затрагивающим права и свободы человека и
гражданина, предъявляются особые
требования, в соответствии с которыми
обязанностью государства (в данном
случае законодателя Республики Карелия)
является установление четких и ясных
юридических гарантий защиты этих прав и
свобод, исключающих неоднозначное
толкование их правоприменителями.
Рассматриваемые правовые предписания
статьи 25 не обеспечивают реализацию
предусмотренного федеральным
законодательством права на бесплатное
получение в порядке очереди жилого
помещения всеми гражданами, признанными
в соответствии с законом нуждающимися в
улучшении жилищных условий, и
противоречат статье 11 Конституции
Республики Карелия.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 2, 33, 51, 56 Закона
"О Конституционном Суде Республики
Карелия", Суд постановил:
1.
Признать статью 25 Закона Республики
Карелия "О государственном и
муниципальном жилищных фондах и их
использовании" не соответствующей
Конституции Республики Карелия, ее
статьям 2, 4, 11 и 41 и не подлежащей
применению.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О
Конституционном Суде Республики
Карелия", части 1 статьи 6, части 4
статьи 27 Федерального конституционного
закона "О судебной системе Российской
Федерации" настоящее постановление
является окончательным, опротестованию
и обжалованию не подлежит, вступает в
силу немедленно после провозглашения и
не может быть пересмотрено иным судом.
Конституционный Суд
Республики Карелия
17 февраля 1999 г.
г.Петрозаводск
Текст сверен по:
Газета "Карелия" № 11(527) 27 февраля 1999
г.,
с.4.
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года)
- Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 1 мая 2022 года)
- Конституция Республики Карелия (с изменениями на 20 февраля 2021 года)
- О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании (Утратил силу на основании Закона Республики Карелия "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" от 27.06.05 г., № 887-ЗРК
- О Конституционном Суде Республики (утратил силу с 15 марта 2021 года на основании Закона Республики Карелия от 25 февраля 2021 года N 2547-ЗРК)