Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Именем Республики Карелия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Конституционный Суд Республики Карелия в составе председателя Переплеснина О.Б., судей Киннера А.И., Союнена П.А., Сухачевой В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 25 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Питкярантского федерального городского суда Республики Карелия.

Заслушав стороны: заместителя председателя Комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политике Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Клейкову Л.М., консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Наговицына В.П., заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Республики Карелия Игнатьеву Т.П., а также заведующего отделом защиты социально-экономических прав республиканского Совета профсоюзов Минаева И.Ф., исследовав материалы дела, Конституционный Суд
установил:

1. В производстве Питкярантского федерального городского суда находится гражданское дело по иску гражданки Воробьевой А.М. к администрации местного самоуправления г.Питкяранты и района о выдаче ордера на квартиру и признании права на ее приватизацию.


Суд, рассматривая данное дело, пришел к выводу о том, что правовые предписания статьи 25 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании" нарушают конституционные права граждан на жилье и не соответствуют Конституции Республики Карелия (статьи 21, 41).

В связи с тем, что применение данной нормы, по мнению суда, может привести к ущемлению прав значительного числа граждан, в Конституционный Суд Республики Карелия направлен запрос о проверке конституционности данной нормы республиканского закона.

Запрос Питкярантского федерального городского суда соответствует требованиям статей 41, 51 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.

При принятии данного постановления Суд исходит только из предмета, указанного в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Закон Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании" принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 19 февраля 1997 года, подписан Председателем Правительства 25 февраля 1997 года и опубликован в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия", 1997 год, N 4, статья 358.

Статья 25 рассматриваемого закона устанавливает право на бесплатное получение жилых помещений социального использования для некоторых категорий граждан в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом между гражданином и наймодателем на условиях и в порядке, предусмотренном правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, заключается договор найма жилого помещения.

На основании правовых предписаний данной статьи глава местного самоуправления г.Питкяранты и Питкярантского района заключил договор найма жилого помещения социального использования с гражданкой Воробьевой, нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с необходимостью выселения из дома, не пригодного для проживания. В соответствии с условиями договора гражданка Воробьева ограничена в праве на приватизацию предоставленного жилого помещения, ей запрещено производить обмен и вселять других граждан и несовершеннолетних детей. Это и явилось причиной ее обращения в суд общей юрисдикции.

3. Жилищное законодательство в соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктом 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия отнесено к предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Карелия. В соответствии с требованиями статей 2, 4 и 41 Конституции Республики Карелия законы республики, регулирующие жилищные отношения, должны соответствовать федеральным законам.

Конституционный Суд при принятии постановления оценивает как буквальный смысл оспариваемой нормы, так и сложившуюся правоприменительную практику, а также рассматривает эту норму в системной связи с другими нормами указанного республиканского закона, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.

Понятие жилищного фонда социального использования (далее социальное жилье) введено Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", в соответствии со статьей 12 которого к нему отнесены весь жилищный фонд, заселенный на условиях найма в пределах нормы жилой площади, а также жилые помещения в коммунальных квартирах и специализированные домах.

В соответствии со статьей 24 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании" на условиях найма жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и, следовательно, имеющими право на получение социального жилья в порядке очередности, перечислены в статье 26 рассматриваемого закона. К этим основаниям относится, в том числе, и проживание в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим требованиям. Причем этот перечень не является исчерпывающим. В соответствии с частью 2 этой нормы граждане могут быть признаны нуждающимися в получении жилых помещений и по иным основаниям (не указанным в этой норме), предусмотренным законами Российской Федерации и Республики Карелия.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" жилые помещения, полученные лицами, перечисленными в статье 26 закона Республики Карелия, в порядке очередности и в пределах нормы жилой площади, признаются жилищным фондом социального использования и имеют единый правовой статус. Проживающие в них на условиях найма граждане обладают одинаковыми жилищными правами и обязанностями. А договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством (часть 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Между тем частью 2 оспариваемой нормы круг лиц, имеющих право на получение жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, значительно сужен. Как следует из материалов дела, это дает основания правоприменителям предпринимать действия, связанные с установлением особых условий найма жилых помещений социального использования, ущемляющих гарантированные федеральным законодательством права граждан.

Таким образом, правовой статус жилых помещений социального использования наполняется иным юридическим содержанием, вступающим в противоречие с федеральным законодательством, что не соответствует требованиям статей 2, 4 и 41 Конституции Республики Карелия.

4. Статья 25 оспариваемого закона содержит также правовое предписание о том, что жилые помещения социального использования предоставляются бесплатно. В статьях 24, 26, гарантирующих получение гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилых помещений, это положение отсутствует.


Подобная конструкция правовых предписаний закона Республики Карелия может служить основанием для таких действий правоприменителей, когда гарантия бесплатного предоставления жилья будет обеспечена только в отношении части граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно тех, кто предусмотрен статьей 25 оспариваемого закона.

Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации (статьи 28, 29, 36, 37) предусматривает предоставление жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах в порядке очередности бесплатно всем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Приобретение гражданами жилых помещений за плату в соответствии с правовыми предписаниями статьи 49-1 Жилищного кодекса Российской Федерации является правом граждан. Реализация этого права гражданами зависит как от размера предоставляемой государством субсидии, так и от материального положения нуждающегося в улучшении жилищных условий. Отказ от улучшения жилищных условий путем приобретения за плату жилого помещения не является основанием для снятия гражданина с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право граждан на жилище является конституционным правом граждан (статья 40 Конституции Российской Федерации, статья 21 Конституции Республики Карелия). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (статья 18 Конституции Российской Федерации). В связи с этим к правовым актам, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, предъявляются особые требования, в соответствии с которыми обязанностью государства (в данном случае законодателя Республики Карелия) является установление четких и ясных юридических гарантий защиты этих прав и свобод, исключающих неоднозначное толкование их правоприменителями.

Рассматриваемые правовые предписания статьи 25 не обеспечивают реализацию предусмотренного федеральным законодательством права на бесплатное получение в порядке очереди жилого помещения всеми гражданами, признанными в соответствии с законом нуждающимися в улучшении жилищных условий, и противоречат статье 11 Конституции Республики Карелия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 33, 51, 56 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Суд постановил:

1. Признать статью 25 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании" не соответствующей Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 4, 11 и 41 и не подлежащей применению.

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд
Республики Карелия


17 февраля 1999 г.
г.Петрозаводск

Текст сверен по:

Газета "Карелия" № 11(527) 27 февраля 1999 г.,
с.4.

О проверке конституционности статьи 25 Закона Республики Карелия "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 17.02.1999 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 17.02.1999

Опубликован: Газета "Карелия" № 11(527) 27 февраля 1999 г., "Собрание законодательства Республики Карелия" № 5 (май 1999 г.), ст. 766




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919300317

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919300317

На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane