Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОТ 16 ноября 2000 года

[По делу о признании Закона РК "О животном мире" от 2 октября 1995 года № 77-ЗРК противоречащим федеральным законам "О животном мире" и "Обобщих принципах...]

в составе:

председательствующего судьи Кудиновой Т.В., с участием прокурора Любимковой М.Д., при секретаре Кузьма С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Карелия о признании Закона Республики Карелия "О животном мире" от 2 октября 1995 года N 77-ЗРК противоречащим федеральным законам "О животном мире" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", установил:


Закон Республики Карелия "О животном мире" был принят Палатой Республики Законодательного Собрания 2 октября 1995 года.

Прокурор Республики Карелия обратился в суд с заявлением о признании указанного закона противоречащим федеральным законам "О животном мире" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". По мнению прокурора, положения п. 2 ст. 1, п. 1, 2 ст. 3, п. 2, 3 ст. 4, п. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 5, подпункты "а, б, г, е, ж, и, к" п. 1 ст. 6, ст. 7, 8, 9, 11, 12, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 44, 51 противоречат Федеральному закону О животном мире", закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и Гражданскому кодексу РФ.


В судебном заседании прокурор поддержал свое заявление, считает, что Закон РК "О животном мире" должен быть признан противоречащим федеральному законодательству в полном объеме, поскольку статей, не противоречащих федеральным законам, остается мало и закон в таком виде применяться не может.


Представители Председателя Правительства РК Иванов Г.Н., Аппарата Законодательного Собрания РК Фокин М.И. считают, что оснований для признания всего Закона РК "О животном мире" противоречащим федеральным законам не имеется. Не отрицают, что положения отдельных статей Закона РК "О животном мире", особенно статей, где речь идет о собственности на животный мир, противоречат федеральным законам, и данный вопрос решается Председателем Правительства РК и депутатами Законодательного Собрания.

Представитель Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по РК Мозер И.М. объяснил, что они в своей деятельности руководствуются только федеральными законами, а Закон РК "О животном мире" не применяют, считает, что если он противоречит федеральным законам, то должен быть приведен в соответствие.


Представители Палаты Республики Законодательного Собрания РК, представители Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Карелия "Карелохотуправление" и Государственного комитета охраны окружающей среды по РК в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.


Выслушав прокурора, представителей Председателя Правительства РК, Аппарата Законодательного Собрания РК, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по РК, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.


Собственность в Российской Федерации на природные ресурсы, в том числе и на животный мир, представляет собой публичное достояние народа России и является федеральной собственностью, имеет специальный правовой режим. Осуществление же в области использования, охраны, защиты и воспроизводства животного мира, как сфере совместного ведения, положение Российской Федерации и ее субъектов распределено Федеральным законом "О животном мире" на основе положений ст. 72 и ст. 76 Конституции Российской Федерации таким образом, чтобы при принятии соответствующих решений обеспечивались учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и по вопросам регулирования государственной собственности. Следовательно, субъект Российской Федерации не вправе объявлять своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации.


Следовательно, положения п. 1 ст. 3 рассматриваемого закона, устанавливающие право собственности на животный мир на территории РК народа Республики Карелия, противоречат Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 ФЗ "О животном мире".


П. 2 указанной статьи гласит: "В соответствии с соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Карелия часть животного мира может приобретать статус федеральных природных ресурсов", что противоречит ч. 3 ст. 4 ФЗ "О животном мире", так как субъект Федерации не вправе разграничивать собственность на животный мир, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.


Пункт 3 данной статьи противоречит ч. 9 ст. 4 ФЗ "О животном мире", согласно которой отношения по владению, пользованию, распоряжению объектами животного мира регулируются ФЗ "О животном мире" и гражданским законодательством. П. 3 ст. 3 Закона РК допускает принятие нормативных правовых актов Республики Карелия в сфере регулирования гражданского законодательства, в связи с чем противоречит п. 2 ст. 3 ГК РФ, которым установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.


Пункт 4 ст. 3 Закона РК "О животном мире" гласит:

Полномочия собственников объектов животного мира могут быть ограничены только законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия в целях сохранения животного мира и других природных ресурсов, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов других лиц. В этих же целях полномочия каждого конкретного собственника могут быть ограничены (или приостановлены) на основании решения судебных органов.


Положения указанной нормы противоречат п. 2 ст. 1 ГК РФ, так как гражданские права собственников могут быть ограничены только на основании федерального закона.


Пункты 2 и 3 ст. 4 рассматриваемого закона устанавливают, что законодательство об охране и использовании животного мира, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, регулируют отношения в области охраны и использования диких животных, обитающих в условиях естественной свободы, а также содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, для сохранения ресурсов и генофонда видов диких животных и иных целей.


Отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, не входят в компетенцию настоящего Закона и регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, решениями органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.


Федеральным законом ч. 2 и 3 ст. 3 указанные вопросы регулируются только федеральным законодательством и отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.


Пп. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 5 Закона РК, устанавливающие принципы охраны и использования животного мира, не соответствуют ст. 12 ФЗ "О животном мире". Принципы охраны и использования животного мира должны соответствовать принципам, установленным ФЗ "О животном мире". В соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации не могут устанавливать компетенцию РФ, а пп. "а, б" п. 1 ст. 6 рассматриваемого закона фактически устанавливают компетенцию РФ, указав, что к совместной компетенции Республики Карелия и Российской Федерации в сфере регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся:


а) обеспечение соответствия законов и иных нормативных актов Республики Карелия о животном мире федеральным законам, регулирующим вопросы охраны и использования животного мира;


б) защита прав граждан на использование объектов и ресурсов животного мира;


в) установление основных положений регулирования отношений по охране и рациональному использованию животного мира.


В связи с чем суд считает, что указанные положения противоречат ст. 5 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации".


Пп. "г, е, ж, и, к" п. 1 ст. 6 рассматриваемого закона противоречат ст. 5 Федерального закона "О животном мире", так как в соответствии с указанным федеральным законом разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о животном мире федеральным законом отнесена к исключительному ведению Российской Федерации и в ведении органов государственной власти Российской Федерации находится координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования животного мира, контроль за его соблюдением, установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования. Согласно абз. 10 ст. 6 ФЗ "О животном мире" в ведении субъекта РФ находится только организация и ведение учета.


Республика Карелия не является самостоятельным участником международного договора Российской Федерации и не отвечает по обязательствам РФ. Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты РФ обладают правом на осуществление международных связей в пределах, предоставленных им федеральным законодательством. Абз. 17 ст. 6 ФЗ "О животном мире" предусматривает только участие субъектов РФ в реализации международных договоров Российской Федерации.

Согласно абз. 21 ст. 5 ФЗ "О животном мире" заключение и реализация международных договоров в области охраны и использования животного мира находятся в ведении Российской Федерации.

Пп. "г" п. 1 ст. 7 рассматриваемого закона противоречит ст. 6 абзац 6 ФЗ "О животном мире", которым предусмотрено только предоставление права пользования объектами животного мира.


Пп. "е, р" п. 1 ст. 7 противоречат ч. 1 ст. 36 ФЗ "О животном мире", которой установлено, что порядок предоставления животного мира устанавливается федеральным законодательством.


Ст. 8 рассматриваемого закона определяет компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования отношений по охране и использованию животного мира.


Пп. "а" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит абз. 6 ст. 6 ФЗ "О животном мире", согласно которому предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов РФ, является полномочием органов государственной власти субъектов РФ.


Пп. "б" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит ст. 8 ФЗ "О животном мире", согласно которой органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако законодательством РФ органам местного самоуправления не переданы полномочия по регистрации прав владения и пользования объектами животного мира.


Ст. 37 ФЗ "О животном мире" не предусмотрена регистрация прав пользования животным миром органами местного самоуправления.


Пп. "д" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит абз. 6 ст. 6 ФЗ "О животном мире", согласно которому предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов РФ, находится в ведении органов государственной власти субъектов.


Пп. "и" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит абз. 14 ст. 6 ФЗ "О животном мире", которым установлено, что государственный контроль за использованием объектов животного мира является компетенцией органов государственной власти субъектов РФ.


Ст. 11 Закона РК "О животном мире" определена компетенция специально уполномоченного органа РК по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира. Подпункт "д" п. 1 данной статьи, в соответствии с которым ведению специально уполномоченного государственного органа по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира подлежат проведение технической политики по вопросам охраны животного мира, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством объектов животного мира и обеспечение их охраны, противоречит абз. 3 ст. 13 ФЗ "О животном мире", согласно которому осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством объектов животного мира и обеспечение их охраны являются функцией федеральных специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "е" п. 1 ст. 11 Закона РК гласит: организация и проведение учета объектов животного мира, ведение кадастра животного мира и Красной книги Республики Карелия, что противоречит абз. 4 ст. 13 ФЗ "О животном мире", которым определено, что организация и ведение государственного учета, государственного кадастра объектов животного мира являются функцией федеральных специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "ж" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит абз. 4 ст. 13 ФЗ "О животном мире", которым определено, что организация и ведение государственного мониторинга животного мира является функцией специально уполномоченных федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "к" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 3 ст. 27 ФЗ "О животном мире", которой установлено, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, порядок регулирования численности объектов животного мира определяются специально уполномоченными федеральными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "н" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 2 ст. 36 ФЗ "О животном мире", устанавливающей, какие государственные органы предоставляют объекты животного мира в пользование.


Пп. "у" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 1 ст. 26 ФЗ "О животном мире", которая определяет, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "ц" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит абз. 6 ст. 6, ст. 37 ФЗ "О животном мире" - органы местного самоуправления не имеют права закреплять охотничьи угодья. Согласно абз. 6 ст. 6 ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов РФ, находится в ведении органов государственной власти субъектов. Согласно ст. 37 ФЗ заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории.


Пп. "ч" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 10 ст. 37 ФЗ "О животном мире", согласно которой именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются соответствующим федеральным специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


П. 3 ст. 12 Закона РК допускает расширительное толкование по отношению к ч. 2 ст. 16 ФЗ "О животном мире", согласно которой порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.


Пункт 3 ст. 14 рассматриваемого закона определяет, что государственный учет диких животных и кадастр животного мира ведет специально уполномоченный государственный орган Республики Карелия по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира.


Данное положение противоречит абз. 4 ст. 13 ФЗ "О животном мире", которым определено, что организация и ведение государственного учета, государственного кадастра объектов животного мира являются функцией специально уполномоченных федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


По этим же основаниям противоречит п. 1 ст. 15 Закона РК "О животном мире" статье 13 абзац 4 федерального закона.


Статья 19 Закона РК противоречит статье 30 ФЗ "О животном мире", согласно которой права должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира, определяются соответствующими федеральными законами, а закон РК позволяет определять права должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира и законом субъекта РФ.


Статья 20 Закона РК предусматривает регулирование только законодательством Республики Карелия, исключая применение законодательства Российской Федерации. Ч. 1 ст. 21 ФЗ "О животном мире" установлено, что пользование объектами животного мира может быть ограничено решением органа исполнительной власти Российской Федерации или решением органа исполнительной власти субъекта РФ.


Статья 21 Закона РК допускает расширительное толкование по отношению к статье 23 ФЗ "О животном мире", определившей, что охрана животного мира и среды его обитания на указанных территориях осуществляется в соответствии с режимом, устанавливаемым ФЗ "Об особо охраняемых территориях".


Ст. 22 Закона РК "О животном мире" устанавливает порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. П. 2 указанной статьи предусматривает ответственность субъекта, осуществляющего хозяйственную деятельность, только за сохранность этих видов, в то время как федеральный закон ч. 2 ст. 24 предусматривает ответственность и за их воспроизводство.


Поскольку п. 1 ст. 22 рассматриваемого закона устанавливает, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды (подвиды) животных заносятся в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Карелия, следовательно, один и тот же вид может находиться одновременно в Красной книге РФ и Красной книге РК, то положение п. 4 ст. 22 закона РК противоречит ч. 4 ст. 24 ФЗ, которым устанавливается, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ.


Ст. 26 п. 1 рассматриваемого закона устанавливает, что переселение животных в новые места обитания, акклиматизация новых для фауны Республики Карелия видов (подвидов) животных, а также мероприятия по гибридизации животных допускается только по решению уполномоченного государственного органа Республики Карелия по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира при соответствующем заключении научных организаций, с учетом требований экологической безопасности.


Данное положение противоречит статье 25 ФЗ "О животном мире", которая определяет, что акклиматизация, переселение объектов животного мира, мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Ст. 27 п. 1 рассматриваемого закона устанавливает, что содержание и разведение диких животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде допускаются только по разрешению специально уполномоченного органа Республики Карелия по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира.


Ч. 1 ст. 26 ФЗ "О животном мире" определяет, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


В соответствии с п. 3, 4 ст. 28 Закона РК "О животном мире" создание и пополнение зоологических коллекций путем изъятия животных из природной среды допускаются по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченным государственным органом Республики Карелия по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира, за исключением коллекций, состоящих из трофеев охоты и рыболовства. Государственный учет, пополнение, хранение, приобретение, продажа, пересылка, ввоз и вывоз зоологических коллекций осуществляются в порядке, устанавливаемом Председателем Правительства Республики Карелия.


Согласно ст. 29 ч. 2 ФЗ "О животном мире" порядок государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза в нее зоологических коллекций или отдельных экспонатов определяет Правительство Российской Федерации.


П. 1, 6 ст. 31 Закона РК противоречат ч. 1 ст. 36 ФЗ "О животном мире", согласно которой порядок предоставления права пользования животного мира устанавливается федеральным законодательством, а закон РК устанавливает, что порядок пользования может определяться и законами субъекта РФ.


Статья 32 пункт 1 подп. "е" определяет, что пользователи животного мира имеют право:


е) оказывать воздействие на среду обитания диких животных, улучшение состояния объектов животного мира по согласованию с землевладельцами (землепользователями) и специально уполномоченными государственными органами Республики Карелия в области охраны окружающей природной среды, что противоречит абз. 12 ст. 40 ФЗ "О животном мире" - согласование должно проводиться со специально уполномоченными федеральными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Статья 35 рассматриваемого закона устанавливает порядок добывания диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, согласно данной норме.


1. Пользователям животным миром разрешается добывание диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, только по разрешениям специально уполномоченного государственного органа Республики Карелия по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира.


2. Порядок добывания животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, определяется законодательством Республики Карелия. Федеральным законом ст. 43 разрешения даются специально уполномоченными федеральными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


П. 2 ст. 35 Закона РК предусматривается регулирование только законодательством Республики Карелия, исключая применение законодательства Российской Федерации. Ч. 2 ст. 43 ФЗ "О животном мире" предусматривает определение порядка добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.


П. 2 ст. 36 Закона РК противоречит ч. 2 ст. 44 ФЗ "О животном мире" - разрешения даются специально уполномоченными федеральными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Ст. 37 Закона РК предусматривается регулирование только законодательством Республики Карелия, исключая применение законодательства Российской Федерации, тогда как ст. 45 ФЗ "О животном мире" предусмотрено применение законодательства субъектов РФ и законодательства Российской Федерации.


П. 2 ст. 38 Закона РК противоречит ч. 2 ст. 46 ФЗ "О животном мире" - правила устанавливаются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


П. 3 ст. 39 Закона РК противоречит ч. 3 ст. 27 ФЗ "О животном мире" - объекты и порядок регулирования определяются специально уполномоченными федеральными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


В статье 40 Закона РК "О животном мире" предусмотрены основания и порядок прекращения права пользования животным миром. Подп. "в" п. 1 указанной статьи устанавливает, что:


1. Право пользования животным миром подлежит прекращению полностью или частично в следующих случаях:


в) нарушения природоохранительного законодательства и условий пользования животным миром, установленных настоящим Законом и другими правовыми актами Республики Карелия или оговоренных в разрешении на пользование, что противоречит абз. 4 ст. 47 ФЗ "О животном мире", так как перечень оснований прекращения пользования животным миром ст. 47 ФЗ "О животном мире" является исчерпывающим.


Такое основание прекращения пользования, как нарушения природоохранительного законодательства и условий пользования животным миром, установленных правовыми актами субъекта Российской Федерации, в перечне ст. 47 федерального закона отсутствует. Кроме того, ст. 40 Закона РК не предусмотрено прекращение пользования животным миром в случае нарушения пользователем законодательства Российской Федерации.


Ч. 2 ст. 44 Закона РК "О животном мире" устанавливает ответственность федерального бюджета "в случае ущерба, причиненного жизнедеятельностью диких животных, владельцам и пользователям биологических природных ресурсов ущерб возмещается в установленном порядке из федерального, республиканского и местных бюджетов на основе экономической оценки и с учетом реальных возможностей", что не входит в компетенцию субъекта Российской Федерации - ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".


Вопросы возмещения ущерба не относятся к ведению субъекта РФ, так как регулируются гражданским законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации (п. 2 ст. 3 ГК РФ). ФЗ "О животном мире", Гражданским кодексом РФ не предусмотрено возмещение ущерба, причиненного жизнедеятельностью диких животных.


Статья 47 рассматриваемого закона устанавливает, что "все сделки, совершаемые в отношении объектов животного мира в нарушение настоящего Закона и иного законодательства Республики Карелия и Российской Федерации, регулирующего вопросы охраны и использования животного мира, недействительны", что противоречит ст. ст. 166-179 Гражданского кодекса РФ, поскольку недействительность сделок регулируется гражданским законодательством, находящимся в исключительном ведении Российской Федерации, а не законами субъектов РФ.


Статья 50 Закона РК "О животном мире" устанавливает, что "незаконно добытые животные, их части, дериваты и выработанная из них продукция подлежат изъятию и конфискации в порядке, установленном законодательством Республики Карелия.


При невозможности изъятия продукции незаконного пользования объектами животного мира с виновных лиц взыскивается ее стоимость в установленном законодательством порядке".


Субъект Российской Федерации не вправе предусматривать конфискацию своим законодательством. Административное взыскание в виде конфискации может быть установлено только законодательными актами Российской Федерации (ст. 24 КоАП РСФСР).


Ст. 243 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). По смыслу п. 2 ст. 3 ГК РФ законы, предусматривающие случаи изъятия имущества у собственника, являются федеральными.


Рассматриваемые положения ч. 1 ст. 51 и подпункта "в" ч. 2 данной статьи Закона РК "О животном мире", которые устанавливают, что республика обладает суверенными правами на животный мир и обеспечивает свободный международный обмен научно-технической информацией в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, что противоречит ч. 1 ст. 4 ФЗ "О животном мире", согласно которой животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Кроме того, согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных связей в пределах, предоставленных им федеральным законодательством.


ФЗ "О животном мире" (ст. 6 Закона) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира отнесено только участие в реализации международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, и статьям 128, 139, 209 ГК РФ, так как обмен информацией не может быть свободным. Согласно статьям 128, 139 ГК РФ информация является объектом гражданских прав, информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается законом. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.


В силу того что информация может находиться не в собственности Республики Карелия, свободный обмен информацией невозможен.


Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.


Согласно п. 5 ст. 6 указанного закона информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.


Доводы прокурора о противоречии положений статьи 9 Закона РК статье 10 федерального закона, по мнению суда, не находят своего подтверждения. Закон РК не запрещает и другим общественным объединениям участвовать в охране и использовании животного мира.


Статья 16 Закона РК также не может быть признана противоречащей федеральным законам, поскольку не запрещает проведение экологической экспертизы и в других случаях.


Суд не находит оснований для признания противоречащими закону положений п. 2 ст. 23, ст. 24 и п. 2 ст. 25 Закона РК, поскольку указанные нормы содержат изъятия по отношению к положениям федерального закона, что не является противоречием.


На основании изложенного и руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:


Заявление Прокурора Республики Карелия удовлетворить частично. Признать ст. 3 Закона Республики Карелия "О животном мире" противоречащей ч. 1, 3, 9 ст. 4 Федерального закона "О животном мире", п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ;


пункты 2 и 3 ст. 4 Закона РК противоречащими ч. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "О животном мире";


пункты 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 статьи 5 Закона РК противоречащими ст. 12 Федерального закона "О животном мире";


пункт 1 статьи 6, за исключением подпунктов "г, д, з", Закона РК противоречащим п. 1 статьи 6 Федерального закона "О животном мире" и статье 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации";


подпункты "а, г, е, р" п. 1 статьи 7 Закона РК противоречащими ст. 6 и 36 ч. 1 Федерального закона "О животном мире";


подпункты "а, б, д, и" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречащими абзацам 6, 14 ст. 6 и статье 8 Федерального закона "О животном мире";


подпункты "д, е, ж, к, н, у, ц, ч" пункта 1 статьи 11 Закона РК противоречащими статье 14, ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 36, ч. 1 ст. 26 и ст. 37 Федерального закона "О животном мире";


п. 3 статьи 12 Закона РК противоречащим ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О животном мире";


п. 3 статьи 14 и п. 1 ст. 15 Закона РК противоречащими ст. 13 Федерального закона "О животном мире";


статью 19 Закона РК противоречащей статье 30 Федерального закона "О животном мире";


статью 20 Закона РК противоречащей ст. 21 Федерального закона "О животном мире";


статью 21 Закона РК противоречащей статье 23 Федерального закона "О животном мире";

пункты 2, 4 статьи 22 Закона РК противоречащими статье 24 Федерального закона "О животном мире";


пункт 1 статьи 26 Закона РК противоречащим ст. 25 Федерального закона "О животном мире";


пункт 1 статьи 27 Закона РК противоречащим ч. 1 статьи 26 Федерального закона "О животном мире";


пункты 3, 4 статьи 28 Закона РК противоречащими ч. 2 ст. 39 Федерального закона "О животном мире";


пункты 1, 2, 6 статьи 31 Закона РК противоречащими статьям 36 и 37 Федерального закона "О животном мире";


подпункт "е" п. 1 ст. 32 Закона РК противоречащим абзацу 12 статьи 40 Федерального закона "О животном мире";


пункты 1, 2 статьи 35 Закона РК противоречащими ст. 43 Федерального закона "О животном мире";


пункт 2 ст. 36 Закона РК противоречащим ч. 2 ст. 44 Федерального закона "О животном мире";


статью 37 Закона РК противоречащей статье 45 Федерального закона "О животном мире";


пункт 2 статьи 38 Закона РК противоречащим части 2 статьи 46 Федерального закона "О животном мире";


пункт 3 статьи 39 Закона РК противоречащим части 3 статьи 27 Федерального закона "О животном мире";


подпункт "в" пункта 1 статьи 40 Закона РК противоречащим абзацу 4 статьи 47 Федерального закона "О животном мире";


часть 2 статьи 44 Закона РК противоречащей статье 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ;


статью 47 Закона РК противоречащей статьям 166-179 Гражданского кодекса РФ;

статью 50 Закона РК противоречащей ст. 24 КоАП РФ, статье 243 Гражданского кодекса РФ;


пункты 1, 2 статьи 51 Закона РК противоречащими части 1 статьи 4 Федерального закона "О животном мире", статьям 128, 139, 209 Гражданского кодекса РФ.


Положения Закона РК "О животном мире", признанные противоречащими федеральному законодательству, признаются не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.


Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Карелия" в соответствии со ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".


Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи жалобы или протеста в Верховный Суд Республики Карелия.


Судья Т.В. Кудинова


Текст сверен по:

Официальное издание - газета "Карелия"
от 20 декабря 2000 г. № 98(697),с.13

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ