Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Именем Республики Карелия

Постановление

28 декабря 1998 года
г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Союнена П.А., судей Киннера А.И., Сухачевой В.В., руководствуясь статьями 2 (пункт 3), 51 Закона "О Конституционном СудеРеспублики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 7 статьи 34 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" от 24 октября 1997 года. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Яскунова С.М.и его представителя - адвоката Сизовой С.В. о проверке конституционности вышеуказанной нормы республиканского закона.

Заслушав Яскунова С.М. и его представителя адвоката Сизову С.В. - с одной стороны; с другой стороны - представителей Законодательного Собрания Республики Карелия: Председателя Палаты Представителей Пивненко В.Н., депутата Палаты Республики Лукина А.П.; представителя Председателя Правительства Республики Карелия - заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Игнатьеву Т.П.; а также Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Нефедова В.Н., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Закон Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" принят Палатой Представителей 14 октября 1997 года, одобрен Палатой Республики 16 октября 1997 года, подписан Председателем Правительства 24 октября 1997 года, опубликован в газете "Карелия" 31 октября 1997 года и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" за 1997 год № 12 статья 1313.

В соответствии с пунктом 7 статьи 34 этого закона, если кандидат для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательный фонд, использовал иные денежные средства, окружная (территориальная) избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок, а за 3 дня до выборов - немедленно.

По мнению заявителя эта норма республиканского закона, примененная в его деле, противоречит пункту 12 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года, согласно которому соответствующая избирательная комиссия сама вправе отменить свое решение о регистрации кандидата, если он в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного фонда использовал и иные денежные средства.

24 июля 1998 года Питкярантская территориальная избирательная комиссия отменила свое решение о регистрации Макаревича А.И. кандидатом в депутаты Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия за нарушения в использовании денежных средств для ведения предвыборной агитации, минуя счет избирательного фонда.

Жалоба Макаревича А.И. на отмену комиссией решения о его регистрации кандидатом в депутаты Питкярантским городским судом 24 июля 1998 года оставлена без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 июля 1998 года решение Питкярантского городского суда от 24 июля 1998 года отменено и вынесено новое решение об удовлетворении жалобы. Решение Питкярантской территориальной избирательной комиссии от 24 июля 1998 года об отмене решения о регистрации кандидата Макаревича А.И. по Питкярантскому избирательному округу отменено.

Верховный Суд в определении указал, что выборы в Законодательное Собрание регламентируются рассматриваемым законом Республики Карелия. Применение этого закона не противоречит Конституции Российской Федерации и статье 1 вышеуказанного федерального закона, согласно которой субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия устанавливать своими законами гарантии избирательных прав, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом.

Такой дополнительной гарантией, по мнению суда, является лишение избирательной комиссии права, предоставленного ей федеральным законом, отменять свои решения о регистрации кандидата, допустившего указанные нарушения; это право оспариваемой нормой предоставлено только суду.

Решением Питкярантского городского суда от 22 сентября 1998 года отменено решение территориальной избирательной комиссии по Питкярантскому району об итогах голосования и утверждении результатов выборов по Питкярантскому территориальному избирательному округу.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 1998 года это решение оставлено безизменения.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Карелия от 23 ноября 1998 года в резолютивную часть решения Питкярантского городского суда от 22 сентября 1998 года внесены дополнения о прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Яскунова С.М., а выданное ему удостоверение депутата признано недействительным.

Обратившаяся сторона считает, что применение пункта 7 статьи 34 рассматриваемого республиканского закона судами общей юрисдикции привынесении постановлений повлекло оспаривание результатов выборов,состоявшихся 26 июля 1998 года, отмену решения территориальной избирательной комиссии по Питкярантскому району об итогах голосования и утверждении результатов выборов по Питкярантскому территориальному избирательному округу, прекращение полномочий заявителя - депутата Законодательного Собрания, признание недействительным выданного заявителю удостоверения депутата, а также нарушению конституционного права Яскунова С.М. и его избирателей - избирать и быть избранным.

Заявители просят проверить пункт 7 статьи 34 республиканского закона на соответствие Конституции Республики Карелия с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Карелия.

3. Конституционный Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению: пункта 7 статьи 34 рассматриваемого республиканского закона. Суд решает исключительно вопросы права, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств данного дела, так как это входит в компетенцию судов общей юрисдикции и избирательных комиссий.

Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

4. В соответствии со статьей 2 Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" законодательство о выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Карелия, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", рассматриваемый закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты.

Закон Республики Карелия регулирует вопросы обеспечения демократических выборов при формировании представительного органагосударственной власти в Республике Карелия, права граждан участвовать вуправлении делами государства, избирать и быть избранными в органыгосударственной власти. Эти вопросы непосредственно связаны с основамиконституционного строя республики (статья 3 Конституции Республики Карелия) и относятся к общим принципам организации системы государственной власти, установление которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законодателем установлена различная, в зависимости от стадии избирательного процесса, подведомственность рассмотрениякомпетентными органами фактов финансовых нарушений, допущенныхкандидатами в период предвыборной агитации, а также пределы полномочийизбирательных комиссий. Если указанные нарушения обнаружены доопубликования результатов выборов - такое решение вправе принятьсоответствующая избирательная комиссия. Если эти нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов - избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата недействительным. Комиссия может и не использовать это право, если эти нарушения по своему характеру не влекут последствий, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (пункт 12 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Регулирование отношений в сфере совместного ведения осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законамисубъектов Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, часть 5 статьи 2 Конституции Республики Карелия). Из этих конституционных установлений следует, что Республика Карелия вправе принимать собственные законы в области избирательного права, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения.

Законами Республики Карелия могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан, дополняющие гарантии, установленныефедеральным законодательством (часть 3 статьи 1 вышеуказанного федерального закона).

Из пояснений представителя Палаты Представителей Законодательного Собрания следует, что республиканский законодатель, формулируя положения оспариваемой нормы, предполагал установление дополнительной гарантии избирательных прав граждан (право на судебную защиту) на стадии до опубликования результатов выборов. При этом территориальная избирательная комиссия не лишалась права самостоятельно принимать решения по указанным вопросам. С учетом положений статьи 17 рассматриваемого закона территориальная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата за допущенные нарушения, связанные с использованием денежных средств, а также обратиться в суд с таким предложением.

5. К нормативным правовым актам, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, предъявляются особые требования, обусловленныеположениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека и гражданина являются непосредственнодействующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Поэтому обязанностью государства (в данном случае законодателя Республики Карелия) является установление четких и ясных юридических гарантий защиты этих прав и свобод, исключающих неоднозначное толкование их правоприменителями.

Оспариваемая норма не содержит определенно установленных предписанийо том, что избирательная комиссия вправе сама за указанные нарушения принимать решения об отмене регистрации кандидатов либо о том, что она не вправе принимать подобные решения. В этой норме отсутствуют указания на ее взаимосвязь с нормативными предписаниями других положений рассматриваемого республиканского закона либо федерального закона, которые предоставляют право комиссии отменить свое решение о регистрации кандидата.

Кроме того, законодатель употребил диспозитивную формулировку "комиссия вправе обратиться в суд", что в данном случае лишь усугубляетнеопределенность юридического содержания пункта 7 статьи 34 Закона.

Это повлекло неоднозначное толкование правоприменителями этой нормы и различную реализацию ими ее предписаний.

Так, согласно правовой позиции судов общей юрисдикции, принимавших решение по делу, территориальная избирательная комиссия не вправе отменять свое решение о регистрации кандидатов за допущенные ими нарушения в расходовании денежных средств.

Избирательные комиссии, руководствуясь положениями федерального законодательства и статьи 17 рассматриваемого закона, толкуют это предписание по-иному: избирательная комиссия не лишена оспариваемой нормой права на отмену своего решения о регистрации кандидата.

Такие прямо противоположные толкования правоприменителями пункта 7 статьи 34 рассматриваемого закона обусловлены неопределенностью егоюридического содержания в части компетенции территориальных избирательных комиссий.

В результате этого не исключается возможность нарушения гарантий активного и пассивного избирательного права граждан, соблюдающихизбирательное законодательство, конституционного принципа равенства всех граждан перед законом.

Поэтому положения пункта 7 статьи 34 рассматриваемого закона не соответствуют Конституции Республики Карелия (статья 3, часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 12).

6. Кроме того, данная норма республиканского закона устанавливает сроки рассмотрения указанной категории дел, существенно отличающиеся от сроков, предусмотренных пунктом 11 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Сроков рассмотрения жалоб, требующихдополнительной проверки, установленных Федеральным законом,рассматриваемый закон не предусматривает.

Тем самым правовые предписания пункта 7 статьи 34 республиканского закона вступают в противоречие с федеральным законодательством и несоответствуют статьям 2 (часть 5), 41 Конституции Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 56 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:

1. Признать пункт 7 статьи 34 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатовЗаконодательного Собрания Республики Карелия" от 24 октября 1997 года несоответствующим статьям 2 (часть 5), 3, 4 (часть 3), 12 (часть 1), 41 Конституции Республики Карелия и не подлежащим применению.

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федеральногоконституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации"настоящее постановление является окончательным, опротестованию иобжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия

Текст сверен по:
Газета "Карелия", от 14 января 1999г.,
N 3 (519), с.19

О проверке конституционности п. 7 ст. 34 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" от 24 октября 1997 года

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 28.12.1998 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 28.12.1998

Опубликован: Газета "Карелия", от 14 января 1999г., N 3 (519), с.19, "Собрание законодательства Республики Карелия" № 5 (май 1999 г.), ст. 765




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919300201

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919300201



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane