Внимание! Документ недействующий.
Во избежание недоразумений
Налоговый кодекс: часть 1. Комментируют
специалисты Госналогинспекции по РК
Механизм и порядок введения в
действие Налогового кодекса
регламентируется Федеральным законом
Российской Федерации от 31 июля 1998 года №
147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса РФ". В нем
указано, что первая часть кодекса
вводится в действие с 1 января 1999 года.
При этом утрачивают силу:
Закон
Российской Федерации от 20 декабря 1991
года "Об инвестиционном налоговом
кредите";
Постановление Верховного Совета РСФСР
от 20 декабря 1991 года "О порядке
введения в действие Закона РСФСР "Об
инвестиционном налоговом кредите";
Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991
года "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", за исключением
пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21, то есть
остаются действовать положения данного
закона, устанавливающие существующие
федеральные налоги, налоги республик в
составе Российской Федерации и налоги
краев, областей, автономных округов и
местные налоги; а также положения,
запрещающие органам государственной
власти всех уровней вводить
дополнительные налоги, обязательные
отчисления и повышенные ставки налогов и
сборов, не предусмотренные
законодательством Российской
Федерации;
абзацы
третий - девятый пункта 1 статьи 4 Закона
Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" от 6 декабря 1991
года и пункт 5 статьи 2 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года "О
налоге на прибыль предприятий и
организаций", то есть исключаются
положения, регламентирующие порядок
обложения продукции (работ, услуг)
предприятий, выпускающих эту продукцию
(предоставляющих работы, выполняющих
услуги), по цене не выше себестоимости
НДСом и налогом на прибыль предприятий и
организаций.
Первая
часть Налогового кодекса вводится в
действие не полностью, а в большей своей
части. Например, статьи, устанавливающие
перечни федеральных налогов, налогов
субъектов Российской Федерации и
местных налогов вводятся с момента
введения второй части Налогового
кодекса. Ссылки на разделы части второй
кодекса приравниваются к ссылкам на
действующие налоговые законы.
Статья
7 Закона "О введении в действие части
первой Налогового кодекса РФ"
выделяет головное значение Налогового
кодекса в системе иных актов
действующего законодательства.
Федеральные законы и иные нормативные
правовые акты, действующие на территории
Российской Федерации, действуют в части,
не противоречащей части первой кодекса,
и подлежат приведению в соответствие с
частью первой кодекса. В противном
случае приоритет остается за нормами
кодекса. Данная законодательная норма
является не новой. Аналогичные положения
следуют из Закона РСФСР "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР", Закона РСФСР "Об
основах налоговой системы в РСФСР", ст.
3 Гражданского кодекса РФ. Тем не менее
существует судебная практика с участием
налоговых инспекций, когда суды
различных уровней игнорируют приоритет
публичного налогового права над другими
отраслями права и выносят судебные акты
в противоречии с этим принципом, что
безусловно неправомерно. С введением в
действие кодекса налоговые органы
предполагают полностью избежать
судебных недоразумений по
соответствующим категориям дел.
Положения части первой кодекса
применяются к отношениям, регулируемым
законодательством о налогах и сборах,
возникшим после введения ее в действие
(ст. 8 Закона "О введении в действие
части первой Налогового кодекса РФ").
Таким образом, суммы штрафных санкций и
административные взыскания, наложенные
на налогоплательщиков до 1 января 1999
года, пересчитываться и списываться
(сниматься) не будут.
Как
следует из той же статьи закона,
налоговые санкции за нарушение
законодательства о налогах и сборах,
которые до введения в действие части
первой кодекса взимались в бесспорном
порядке и по которым решение налогового
органа было вынесено до 1 января !999 года,
взимаются в бесспорном порядке.
Решения о взыскании налоговых
санкций за нарушение законодательства о
налогах и сборах, вынесенные после 1
января 1999 года, подлежат принудительному
исполнению только по решению суда.
Данная норма также не является новой.
Судебный порядок взыскания штрафных
санкций с граждан и юридических лиц
предусматривается Конституцией РФ. По
данному вопросу подробные разъяснения и
комментарии Конституции содержатся в
постановлении Конституционного суда РФ
"По делу о проверке конституционности
пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных
органах налоговой полиции" от 17
декабря !996 года. Закон "О введении в
действие части первой Налогового
кодекса РФ" является первым
федеральным законом, в котором закреплен
указанный конституционный принцип.
В связи
с вопросами введения в действие
Налогового кодекса уместно будет
заметить, что он сам устанавливает
порядок введения в действие налоговых
законов.
Налоговым кодексом
устанавливается минимальный порядок
времени для восприятия изменений
налогового законодательства. В
частности, п. 1 ст. 5 кодекса
предусматривает, что акты налогового
законодательства должны вступать в силу
не ранее чем по истечении одного месяца
со дня их официального опубликования и
не ранее 1-го числа очередного налогового
периода по соответствующему налогу.
Принцип восприятия изменений налогового
законодательства уже сейчас
практикуется нашими законодателями.
Примером служат недавно изданные законы
РФ. Не вдаваясь в существо закона, можно
сказать, что аналогичные положения
содержатся в Федеральном законе № l48-ФЗ
от 31.07.98 "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов
деятельности".
Федеральные законы, вносящие
изменения в настоящий кодекс в части
установления новых налогов и (или)
сборов, а также акты законодательства о
налогах и сборах субъектов Российской
Федерации и акты представительных
органов местного самоуправления,
вводящие налоги и (или) сборы, вступают в
силу не ранее 1 января года, следующего за
годом их принятия.
В соответствии с п. 2 ст.5 акты
законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые налоги и (или)
сборы, повышающие налоговые ставки,
устанавливающие или отягчающие
ответственность за налоговые
правонарушения, устанавливающие новые
обязанности или иным образом ухудшающие
положение налогоплательщиков или
плательщиков сборов, а также иных
участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,
обратной силы не имеют. То есть законы,
ухудшающие положения плательщиков
сборов и налогов, будут распространяться
только на те налоговые правоотношения,
которые возникнут после вступления этих
законов в силу.
Говоря
об актах законодательства о налогах и
сборах, отменяющих налоги и сборы,
снижающих размеры ставок налогов
(сборов), устраняющих обязанности
налогоплательщиков или плательщиков
сборов, а также иных обязанных лиц, или
иным образом улучшающих их положение,
необходимо отметить, что в соответствии
с частью первой Налогового кодекса они
могут иметь обратную силу, если это прямо
в них предусмотрено.
Илья
Беньяминов,
главный юрисконсульт
отдела правового обеспечения
Документ
сверен:
общественно-политическая газета
Республики Карелия "Карелия"
от 25-31 декабря 1998 года № 53 (516)
стр. 18