Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ



Внимание! Документ недействующий.


Во избежание недоразумений

Налоговый кодекс: часть 1. Комментируют специалисты Госналогинспекции по РК

Механизм и порядок введения в действие Налогового кодекса регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ". В нем указано, что первая часть кодекса вводится в действие с 1 января 1999 года. При этом утрачивают силу:

Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 года "Об инвестиционном налоговом кредите";


Постановление Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об инвестиционном налоговом кредите";

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21, то есть остаются действовать положения данного закона, устанавливающие существующие федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных округов и местные налоги; а также положения, запрещающие органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги, обязательные отчисления и повышенные ставки налогов и сборов, не предусмотренные законодательством Российской Федерации;


абзацы третий - девятый пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 года и пункт 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О налоге на прибыль предприятий и организаций", то есть исключаются положения, регламентирующие порядок обложения продукции (работ, услуг) предприятий, выпускающих эту продукцию (предоставляющих работы, выполняющих услуги), по цене не выше себестоимости НДСом и налогом на прибыль предприятий и организаций.

Первая часть Налогового кодекса вводится в действие не полностью, а в большей своей части. Например, статьи, устанавливающие перечни федеральных налогов, налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов вводятся с момента введения второй части Налогового кодекса. Ссылки на разделы части второй кодекса приравниваются к ссылкам на действующие налоговые законы.

Статья 7 Закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" выделяет головное значение Налогового кодекса в системе иных актов действующего законодательства. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей части первой кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой кодекса. В противном случае приоритет остается за нормами кодекса. Данная законодательная норма является не новой. Аналогичные положения следуют из Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", Закона РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР", ст. 3 Гражданского кодекса РФ. Тем не менее существует судебная практика с участием налоговых инспекций, когда суды различных уровней игнорируют приоритет публичного налогового права над другими отраслями права и выносят судебные акты в противоречии с этим принципом, что безусловно неправомерно. С введением в действие кодекса налоговые органы предполагают полностью избежать судебных недоразумений по соответствующим категориям дел.

Положения части первой кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие (ст. 8 Закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ"). Таким образом, суммы штрафных санкций и административные взыскания, наложенные на налогоплательщиков до 1 января 1999 года, пересчитываться и списываться (сниматься) не будут.

Как следует из той же статьи закона, налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января !999 года, взимаются в бесспорном порядке.

Решения о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после 1 января 1999 года, подлежат принудительному исполнению только по решению суда. Данная норма также не является новой. Судебный порядок взыскания штрафных санкций с граждан и юридических лиц предусматривается Конституцией РФ. По данному вопросу подробные разъяснения и комментарии Конституции содержатся в постановлении Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" от 17 декабря !996 года. Закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" является первым федеральным законом, в котором закреплен указанный конституционный принцип.

В связи с вопросами введения в действие Налогового кодекса уместно будет заметить, что он сам устанавливает порядок введения в действие налоговых законов.

Налоговым кодексом устанавливается минимальный порядок времени для восприятия изменений налогового законодательства. В частности, п. 1 ст. 5 кодекса предусматривает, что акты налогового законодательства должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Принцип восприятия изменений налогового законодательства уже сейчас практикуется нашими законодателями. Примером служат недавно изданные законы РФ. Не вдаваясь в существо закона, можно сказать, что аналогичные положения содержатся в Федеральном законе № l48-ФЗ от 31.07.98 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

В соответствии с п. 2 ст.5 акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. То есть законы, ухудшающие положения плательщиков сборов и налогов, будут распространяться только на те налоговые правоотношения, которые возникнут после вступления этих законов в силу.

Говоря об актах законодательства о налогах и сборах, отменяющих налоги и сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающих их положение, необходимо отметить, что в соответствии с частью первой Налогового кодекса они могут иметь обратную силу, если это прямо в них предусмотрено.

Илья Беньяминов,
главный юрисконсульт
отдела правового обеспечения


Документ сверен:
общественно-политическая газета
Республики Карелия "Карелия"
от 25-31 декабря 1998 года № 53 (516)
стр. 18

Комментарий "Во избежание недоразумений"

Вид документа:
Информационный материал от 25.12.1998 N б/н

Принявший орган: Государственная налоговая инспекция по Республике Карелия

Статус: Недействующий

Тип документа: Разъяснение нормативных актов

Дата начала действия: 25.12.1998


Опубликован: общественно-политическая газета Республики Карелия "Карелия" от 25-31 декабря 1998 года № 53 (516) стр. 18

Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919300192

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919300192



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane