Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.


КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


Закон введен в действие с 30.05.78 г.
С изменениями и дополнениями, внесенными
16.01.84 г. Законом Карельской АССР
01.11.89 г. Законом Карельской АССР
08.08.90 г. Законом Карельской АССР
26.03.91 г. Законом Карельской АССР XII-6/136
13.11.91 г. Законом Республики Карелия XII-10/229
28.11.92 г. Законом Республики Карелия XII-15/436
16.02.93 г. Законом Республики Карелия XII-16/452
06.04.93 г. Законом Республики Карелия XII-16/494
28.09.93 г. Законом Республики Карелия XII-20/545
24.12.93 г. Законом Республики Карелия XII-22/604
20.01.94 г. Законом Республики Карелия XII-23/620
18.07.97 г. Законом Республики Карелия "О внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия" N 212-ЗРК, введенным в действие с 13.08.97 г.(Собрание законодательства Республики Карелия N 9, 1997 г., ст.974)



(нумерация разделов, глав и статей изменена в соответствии с
пунктом 8 статьи 1 Закона Республики Карелия " Об изменениях и
дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Карелия" от
20 января 1994 г. N XII - 23/620)

I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Глава 1. Политическая и экономическая основа конституционного
строя

Статья 1. Республика Карелия - государство в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеративным договором и закреплены Конституцией Российской Федерации.
Носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Карелия является ее народ.
Республика Карелия принимает Конституцию и законы Республики Карелия.
Республика Карелия вправе устанавливать свои государственные языки. Статус государственных языков Республики Карелия устанавливается законом Республики Карелия.
Республика Карелия в пределах полномочий, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Карелия является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Федеративному договору.
В Республике Карелия установлена республиканская форма правления.

Статья 2. Государство и его органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Республики Карелия.
Конституция Республики Карелия подлежит применению на всей территории Республики Карелия.
Законы и иные правовые акты Республики Карелия, принятые в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором за Республикой Карелия полномочиями, подлежат применению на всей ее территории.
Законы и иные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с переданными Федеративным договором федеральным органам полномочиями, подлежат применению на всей территории Республики Карелия.
Республика Карелия, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляет собственное правовое регулирование.
Споры по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Республики Карелия и Российской Федерации, а также в случае издания федеральными органами правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению государственной власти Республики Карелия, разрешаются Конституционным судом Российской Федерации.
Все законы должны быть официально опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 3. Народ Республики Карелия осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему государственных органов и местное самоуправление в соответствии с Конституцией и законами Республики Карелия.
Выборы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией и законами Республики Карелия, являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 4. В Республике Карелия система государственной власти основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Конституция и законы Республики Карелия устанавливают пределы полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей, осуществляемых ими самостоятельно.
Полномочия органов государственной власти республики Карелия не могут превышать пределы, установленные Федеративным договором и закрепленные Конституцией Российской Федерации, а также соглашениями между федеральными органами и органами государственной власти Республики Карелия.

Статья 5. Республика Карелия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия и общепризнанными принципами и нормами международного права обеспечивает соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина, свободное национальное и культурное развитие всех народов на ее территории.
Целью социальной политики Республики Карелия является обеспечение возможностей для всестороннего развития личности.
Государство охраняет труд и здоровье людей, определяет прожиточный минимум, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, проводит гуманную демографическую политику, развивает систему социальных служб.
Государство обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование.

Статья 6. Земля и ее недра, растительный и животный мир являются собственностью народа республики Карелия и основой ее экономического суверенитета. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Республики Карелия.
По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти Республики Карелия часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.
В Республике Карелия гарантируются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита.
Исходя из общественных интересов закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности.
Органы государственной власти и управления Республики Карелия в пределах своей компетенции реализуют правомочия собственника в отношении объектов государственной собственности.
Собственность не может использоваться в целях,противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан.

Статья 7. Статус Республики Карелия не может быть изменен без ее согласия.
Территория Республики Карелия не может быть изменена без ее согласия, выраженного путем общенародного референдума.

Статья 8. Принципы, провозглашенные в настоящем разделе Конституции, образуют основы конституционного строя Республики Карелия.
Положения последующих разделов Конституции Республики Карелия не могут противоречить основам конституционного строя Республики Карелия.


II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Глава 2. Гражданство Республики Карелия. Равноправие граждан.

Статья 9. Гражданство Республики Карелия приобретается и прекращается в соответствии с законом Республики Карелия и является равным независимо от оснований приобретения.

Статья 10. В соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации граждане Республики Карелия являются гражданами Российской Федерации.

Статья 11. Граждане Республики Карелия пользуются всеми правами и свободами человека и гражданина, предоставленными общепризнанными международными нормами и гарантированными Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Карелия.

Статья 12. Граждане Республики Карелия равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Республики Карелия обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Граждане Республики Карелия за ее пределами пользуются защитой и покровительством государства.

Статья 13. Граждане Российской Федерации и республик, входящих в Российскую Федерацию, не являющиеся гражданами Республики Карелия, пользуются на ее территории одинаковыми правами с гражданами Республики Карелия, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 14. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в республике Карелия гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Находящиеся на территории Республики Карелия иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Карелия.

Статья 15. Граждане Республики Карелия, а также граждане Российской Федерации и республик, входящих в Российскую Федерацию, не являющиеся гражданами Республики Карелия и находящиеся на ее территории, обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Карелия, уважать права и свободы других лиц, нести иные обязанности, установленные Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Карелия.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ.

Статья 16. Государство утверждает права и свободы человека как высшую ценность.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции Республики Карелия, не является исчерпывающим.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно Конституцией и законами в целях охраны конституционного строя, общественной безопасности, законных прав и интересов других людей.

Статья 17. Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера.
Каждый имеет право на защиту от безработицы.
Принудительный труд запрещен.

Статья 18. Каждый работник имеет право на отдых.

Работающим по найму гарантируются установленные законодательством продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий, работ и категорий работников.

Статья 19. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается каждому бесплатно за счет средств бюджета, страховых взнос, других поступлений.
В Республике Карелия финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.
Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта.

Статья 20. Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца и в других установленных законом случаях.

Статья 21. Граждане Республики Карелия имеют право на жилище. Это право обеспечивается предоставлением жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях найма в пределах нормы жилой площади, а также аренды, либо путем приобретения и строительства жилья.
Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 22. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и начального профессионального образования.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить среднее и высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Статья 23. Граждане Республики Карелия имеют право доступа к государственной службе в государственных органах, учреждениях и организациях Республики Карелия. Требования к кандидатам на должности государственных служащих устанавливаются Конституцией и законом Республики Карелия.

Статья 24. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Никто не имеет права входить в жилище против воли проживающих в нем лиц. Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Ограничение этих прав допускается только на основании закона.

Статья 25. В Республике Карелия гарантируются свободы мысли, слова, творчества, беспрепятственного выражения убеждений, получения и свободного распространения информации, собраний. Обеспечивается право проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования с предварительным уведомлением местного органа исполнительной власти.

Статья 26. Каждому гарантируется свобода совести - право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, атеистические или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Религиозные объединения отделены от государства, государственная система образования носит светский характер.

Статья 27. Граждане имеют право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Ограничение этого права может быть установлено только законом.
Запрещается создание и деятельность объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, целостности Российской Федерации и Республики Карелия, подрыв государственной безопасности, создание непредусмотренных законами структур власти, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

Статья 28. Граждане имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Статья 29. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод в соответствии с законом, а также право на юридическую помощь. Решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, общественных объединений, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, или ущемление прав граждан, могут быть обжалованы в суд. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного им незаконными действиями.

Статья 30. Закон, устанавливающий или усиливающий юридическую ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 31. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый, подсудимый имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 32. Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 33. Незнание официально опубликованного закона или иного нормативного акта не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
Исполнение явно незаконных актов, приказов и распоряжений влечет за собой ответственность по закону.

Статья 34. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 35. Каждый обязан беречь природу, окружающую среду, памятники истории и культуры.

Статья 36. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 37. Граждане Республики Карелия обязаны участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Статья 38. Граждане Республики Карелия несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

Статья 39. Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Карелия.


III.ПОЛНОМОЧИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Глава 4. Полномочия Республики Карелия

Статья 40. Республика Карелия самостоятельно принимает решения по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 41. По предметам совместного ведения Республика Карелия принимает законы и иные нормативные акты в соответствии с основами законодательства Российской Федерации.

Статья 42. К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия относятся:
1) обеспечение соответствия Конституции и законов Республики Карелия Конституции и законам Российской Федерации;
2) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3) разграничение государственной собственности;

4) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
5) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
6) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
7) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

8) установление общих принципов налогооблажения и сборов;

9) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
10) судоустройство, адвокатура, нотариат, кадры правоохранительных органов;
11) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
12) установление общих принципов организации местного самоуправления;
13) координация международных и внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров.

Статья 43. Республика Карелия участвует в осуществлении федеральных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Республика Карелия координирует и контролирует деятельность федеральных предприятий, учреждений и организаций.

Глава 5. Административно-территориальное устройство
Республики Карелия

Статья 44. Республика Карелия самостоятельно определяет свое административно-территориальное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики.
В Республике Карелия могут быть образованы национальные административно-территориальные единицы.


IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

(раздел IV вводится в действие с момента начала работы вновь
избранных органов государственной власти)

ГЛАВА 6. Законодательная власть Республики Карелия.

Статья 45. Законодательную власть в Республике Карелия осуществляет Законодательное Собрание Республики Карелия.
Законодательное Собрание является представительным и единственным законодательным органом Республики Карелия.

Статья 46. Законодательное Собрание Республики Карелия состоит из двух палат: Палаты Республики и Палаты Представителей.
Порядок выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия устанавливается законом Республики Карелия.

Статья 47. Палата Республики состоит из депутатов, избираемых по округам, обеспечивающим следующее представительство:
один депутат от 30 000 избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года.

Депутаты Палаты Республики избираются сроком на 4 года.

На территории, совпадающей с границами Прионежского района на 1 января 1994 года, образуются два одномандатных избирательных округа, один из которых включает территорию вепсских национальных административно-территориальных единиц. Другой избирательный округ включает остальную территорию.
Депутатами Палаты Республики могут быть граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, достигшие 21-летнего возраста и постоянно проживающие в Республике Карелия не менее одного года.

(Часть в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений в
Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия" от 18.07.97 г.,
введенным в действие с 13.08.97 г.)

Статья 48. Палата Представителей состоит из депутатов, избираемых по многомандатным избирательным округам с нормой представительства два депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы ( района, города республиканского подчинения) в границах на 1 января 1994 года.
Депутаты Палаты Представителей избираются сроком на 4 года.
Депутатами Палаты Представителей могут быть граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, достигшие 21-летнего возраста и постоянно проживающие в Республике Карелия не менее одного года.

(Часть в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений в
Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия" от 18.07.97 г.,
введенным в действие с 13.08.97 г.)

Статья 49. Депутаты Палаты Республики работают в Законодательном Собрании на постоянной основе и получают заработную палату, размер которой устанавливается законом.
Депутат Палаты Республики не вправе совмещать свою депутатскую деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности.

Статья 50. Депутаты Палаты Представителей работают в Законодательном Собрании на непостоянной основе. Они освобождаются от основной работы (службы) на время заседания палаты и за этот период получают вознаграждение из бюджета республики.

Статья 51. Права, обязанности и ответственность депутата Законодательного Собрания устанавливаются законом Республики Карелия, Регламентом Законодательного Собрания и регламентами его палат.

Статья 52. Регламентом Палаты Представителей могут быть установлены штатные должности Председателя и Заместителя Председателя Палаты.

Статья 53. Законодательное Собрание собирается на свое первое заседание не позднее, чем через 30 дней после выборов. Законодательное Собрание правомочно, если в каждую из его палат избрано не менее трех четвертей их численного состава.
Первое заседание Законодательного Собрания или его палат открывает старейший по возрасту депутат.

Статья 54. Законодательное Собрание по вопросам, отнесенным к ведению Республики Карелия, принимает законы Республики Карелия, постановления, заявления, обращения, декларации.
Палаты Законодательного Собрания принимают решения на совместных и раздельных заседаниях палат.

Статья 55. Порядок проведения совместных заседаний палат, организация взаимодействия между ними устанавливаются Регламентом Законодательного Собрания, принимаемым на первом совместном заседании палат Законодательного Собрания нового созыва.
Регламентом Законодательного Собрания устанавливается также порядок:
а) принятия присяги главой исполнительной власти Республики Карелия;
б) принятие решений, связанных с изменением положений Федеративного договора;
в) дачи согласия на назначение Заместителя Председателя Правительства Республики Карелия;
г) назначение судей Конституционного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Карелия и Высшего Арбитражного Суда Республики Карелия;
д) заслушивания ежегодных докладов главы исполнительной власти о положении в республике, выполнении республиканских программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия и его посланий Законодательному Собранию;
е) принятия решения о назначении выборов органов государственной власти, а также о досрочных выборах обеих палат Законодательного Собрания;
ж) формирования совместных рабочих органов обеих палат;
з) другим вопросам ведения Республики Карелия, не отнесенным Конституцией Республики Карелия к ведению органов исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.
Регламент Законодательного Собрания принимается большинством голосов избранных депутатов обеих палат.

Статья 56. Решения по вопросам, отнесенным Конституцией Республики Карелия к ведению палат Законодательного Собрания, принимаются ими на раздельных заседаниях.

Статья 57. К ведению Палаты Представителей Законодательного Собрания относится:
а) принятие Регламента палаты;
б) избрание Председателя палаты и его заместителя;
в) формирование рабочих органов палаты;
г) принятие Конституции Республики Карелия, внесение в нее изменений и дополнений;
д) принятие решений по вопросам административно-территориального устройства Республики Карелия;
е) принятие законов Республики Карелия о выборах органов государственной власти и местного самоуправления;

ж) принятие законов по вопросам республиканских налогов и сборов;
з) утверждение государственного бюджета Республики Карелия;
и) назначение референдума Республики Карелия;

к) формирование Центральной избирательной комиссии по выборам органов государственной власти Республики Карелия;
л) выражение недоверия главе исполнительной власти и руководителям республиканских органов государственного управления; отставка главы исполнительной власти Республики Карелия.
Решения по вопросам ведения Палаты Представителей принимаются большинством голосов избранных депутатов палаты, за исключением принятия Конституции Республики Карелия, внесения в нее изменений и дополнений, а также вопросы административно-территориального устройства Республики Карелия. Решение по этим вопросам принимаются большинством в две трети голосов избранных депутатов палаты.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения, которое представляется Правительством Республики Карелия Палате Представителей в 15-дневный срок со дня получения законопроектов по указанным вопросам.

Статья 58. К ведению Палаты Республики Законодательного Собрания относится:
а) принятие Регламента палаты;
б) избрание Председателя палаты и его заместителя;
в) формирование рабочих органов палаты;
г) принятие законов Республики Карелия по вопросам, отнесенным к ведению Республики Карелия, за исключением вопросов, находящихся в ведении Палаты Представителей;
д) контроль за исполнением государственного бюджета Республики Карелия;
е) рассмотрение вопроса о введении, продлении и отмене черезвычайного положения в Республике Карелия и отдельных ее территориях;
ж) назначение судей судов общей компетенции;
з) ратификация договоров и соглашений Республики Карелия, заключенных в пределах ее компетенции и требующих внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Карелия, а также соглашений органов исполнительной власти Республики Карелия с федеральными органами исполнительной власти о взаимной передаче части своих полномочий;
и) дача согласия на назначение официальных представителей Республики Карелия за ее пределами;
к) установление государственных наград и почетных званий Республики Карелия;
л) решение других вопросов, отнесенных Конституцией Республики Карелия к ведению Палаты Республики.
Решения по вопросам ведения Палаты Республики принимаются большинством голосов избранных депутатов палаты.

Статья 59. Принятые Палатой Представителей законы Республики Карелия, за исключением законов по вопросам налогов и сборов на территории Республики Карелия, подлежат обязательному рассмотрению в Палате Республики.
Принятые Палатой Представителей законы Республики Карелия в течение 3 дней передаются на рассмотрение Палаты Республики.
Закон Республики Карелия считается одобренным Палатой Республики, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов этой палаты либо если в течение 7 дней он не был рассмотрен Палатой Республики. Конституция Республики Карелия, закон о внесении в нее изменений и дополнений, а также закон об административно-территориальном устройстве Республики Карелия считаются одобренными, если за них проголосовало более двух третей избранных депутатов Палаты Республики.
В случае отклонения закона Республики Карелия Палатой Республики либо внесения в него поправок палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Палатой Представителей. Закон считается принятым, если при повторном рассмотрении за него проголосовало необходимое большинство избранных депутатов Палаты Представителей без внесения поправок, в противном случае этот закон снимается с рассмотрения и может быть внесен в Палату Представителей на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией и законами Республики Карелия.
Законопроект по вопросам ведения Палаты Представителей, одобренный Палатой Республики и внесенный в Палату Представителей, может быть принят последней необходимым большинством голосов избранных депутатов палаты без внесения поправок. В этом случае закон, принятый Палатой Представителей, для рассмотрения в Палату Республики не направляется.

Статья 60. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам, главе исполнительной власти, представительным органам местного самоуправления, Конституционному суду Республики Карелия, Верховному Суду Республики Карелия, Высшему Арбитражному Суду Республики Карелия, Прокурору Республики Карелия. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.

Законопроекты, внесенные главой исполнительной власти Республики Карелия, рассматриваются Законодательным Собранием в первоочередном порядке.

Статья 61. Принятый Законодательным Собранием или одной из его палат закон Республики Карелия в течение 7 дней направляется главе исполнительной власти, который подписывает и официально опубликовывает его в течение 7 дней со дня получения. До истечения этого срока глава исполнительной власти может возвратить закон со своими возражениями и поправками в Законодательное Собрание или в его палату для повторного рассмотрения. При повторном рассмотрении закон считается принятым, если за него проголосовало две трети избранных депутатов Законодательного Собрания или его палаты. Глава исполнительной власти подписывает и опубликовывает принятый при повторном рассмотрении закон Республики Карелия в течение 7 дней. В противном случае закон подписывает и опубликовывает Председатель Палаты Республики.

Статья 62. Закон Республики Карелия вступает в силу с момента опубликования, если в нем не оговорен иной порядок его вступления в силу.
Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют.

Глава 7. Исполнительная власть Республики Карелия.

Статья 63. Органы исполнительной власти Республики Карелия самостоятельны в решении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Карелия к ее ведению. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой исполнительной власти и органами государственного управления (министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами, должностными лицами), которые обеспечивают исполнение законов и иных решений федеральных органов власти, принятых в пределах их компетенции, законов и постановлений, принятых Законодательным Собранием Республики Карелия.

Статья 64. Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики Карелия является избираемый всем населением Председатель Правительства.
Председатель Правительства обеспечивает исполнение Конституции и законов Республики Карелия, Конституции и законов Российской Федерации и решений федеральных органов власти, принятых в пределах их компетенции, а также принятых Республикой Карелия межреспубликанских и международных обязательств.

Статья 65. Председателем Правительства Республики Карелия может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, не моложе 30 лет, проживающий в Республике Карелия не менее одного года.

(Статья в редакции Закона Республики Карелия "О внесении изменений в
Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия" от 18.07.97 г.,
введенным в действие с 13.08.97 г.)

Статья 66. Председатель Правительства Республики Карелия избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Никто не может быть избран на должность Председателя Правительства Республики Карелия более чем на два срока подряд. Порядок выборов Председателя Правительства Республики Карелия определяется законом Республики Карелия.

Статья 67. Председатель Правительства Республики Карелия вступает в должность с момента принесения следующей присяги:
"Клянусь при осуществлении полномочий Председателя Правительства Республики Карелия уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов, проживающих в Республике Карелия, соблюдать и защищать Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Республики Карелия, ее суверенитет и территориальную целостность."
Присяга принимается на заседании Законодательного Собрания Республики Карелия не позднее 30 дней с момента официального опубликования итогов выборов Председателя Правительства Республики Карелия.

Статья 68. Председатель Правительства Республики Карелия:

а) представляет на утверждение Законодательного Собрания Республики Карелия структуру исполнительной власти Республики Карелия;
б) назначает руководителей республиканских органов государственного управления (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопасности, министра внутренних дел;
министр финансов, министр безопасности, министр внутренних дел назначаются Председателем Правительства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия;
в) формирует из числа руководителей республиканских органов государственного управления Правительство Республики Карелия, определяет порядок его деятельности, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного Собрания Заместителя Председателя Правительства Республики Карелия;
г) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия для назначения кандидатуры Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда республики Карелия;
д) представляет на утверждение Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия кандидатуры Председателя и членов Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия;
е) назначает с согласия Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия официальных представителей Республики Карелия за ее пределами и освобождает их от должности;
ж) представляет Республику Карелия в ее отношениях с федеральными органами государственной власти и управления и субъектами Российской Федерации, а также в международных отношениях;
з) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения от имени Республики Карелия, заключаемые в пределах ее компетенции;
и) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания Республики Карелия и его палат;
к) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия ежегодные доклады о положении в республике, выполнении республиканских программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия; обращается с посланиями к Законодательному Собранию Республики Карелия и обращениями к народу;
л) обладает правом законодательной инициативы;
м) подписывает и официально опубликовывает в течении 10 дней законы, принятые Законодательным Собранием Республики Карелия или одобренные референдумом Республики Карелия;
н) обладает правом отлагательного вета на принятые законы в соответствии со статьей 61 настоящей Конституции;
о) ежегодно вносит на утверждение Законодательного Собрания республики Карелия проект государственного бюджета республики и отчет о его исполнении;
п) вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Республики Карелия вопрос о назначении референдума Республики Карелия;
р) в установленном законом порядке объявляет, продляет и отменяет чрезвычайное положение в Республике Карелия и отдельных ее территориях;
с) обращается в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о проверке конституционности законов Республики Карелия, нормативных и других актов Законодательного Собрания Республики Карелия, органов местного самоуправления, что влечет приостановление действия указанных актов до решения Конституционного Суда Республики Карелия;
т) награждает государственными наградами Республики Карелия, присваивает почетные звания Республики Карелия;
у) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Карелия.

Статья 69. Председатель Правительства Республики Карелия не вправе распускать либо приостанавливать деятельность Законодательного Собрания Республики Карелия, органов местного самоуправления.
Председатель Правительства Республики Карелия вправе назначить референдум по вопросу о роспуске Законодательного Собрания Республики Карелия. В том случае, если на референдуме большинством голосов зарегистрированных избирателей Республики Карелия не принимается решение о роспуске Законодательного Собрания, Председатель Правительства считается отрешенным от должности и назначаются выборы нового Председателя Правительства, которые должны быть проведены в сроки, установленные статьей 70 Конституции.
За нарушение Конституции и законов Республики Карелия Палата Представителей Законодательного Собрания вправе принять решение о недоверии Председателю Правительства Республики Карелия, которое направляется в Конституционный Суд Республики Карелия и служит основанием для рассмотрения вопроса об отрешении Председателя Правительства Республики Карелия от должности. По решению Конституционного Суда Республики Карелия Председатель Правительства Республики Карелия может быть отрешен от должности.
Законодательное Собрание Республики Карелия вправе отрешить Председателя Правительства от должности за совершение преступления или правонарушения.
Вопрос об отрешении Председателя Правительства от должности, либо о выражении ему недоверия возбуждается Палатой Республики Законодательного Собрания большинством голосов избранных депутатов палаты и передается в Палату Представителей Законодательного Собрания. Палата Представителей большинством не менее чем в две трети голосов избранных депутатов палаты вправе принять решение об отрешении Председателя Правительства от должности либо о выражении ему недоверия.
В случае отрешения Председателя Правительства от должности он привлекается к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 70. Председатель Правительства Республики Карелия может подать в отставку. Вопрос об отставке решается Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия.
В случае отставки Председателя Правительства Республики Карелия, а также в случае его смерти или отрешения от должности в течение трех месяцев проводятся выборы нового Председателя Правительства Республики Карелия.

Статья 71. Личность Председателя Правительства Республики Карелия неприкосновенна.
На Председателя Правительства не могут быть наложены административные взыскания в виде ареста и исправительных работ.
Уголовное дело в отношении Председателя Правительства может быть возбуждено только Прокурором Республики Карелия или лицом, исполняющим его обязанности. О возбуждении уголовного дела немедленно ставится в известность Законодательное Собрание Республики Карелия.
Председатель Правительства не может быть в каком бы то ни было случае арестован, задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Неприкосновенность Председателя Правительства распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Статья 72. Председатель Правительства Республики Карелия, осуществляя свои полномочия, издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Конституции и законам Республики Карелия и обязательны для исполнения на всей территории Республики Карелия. Решения принимаются Председателем Правительства Республики Карелия единолично с учетом мнения Правительства.

Статья 73. В случае одновременного отсутствия Председателя Правительства Республики Карелия либо, если он временно не в состоянии осуществлять свой полномочия, его обязанности выполняет Заместитель Председателя Правительства Республики Карелия (за исключением полномочий, специально оговоренных законом). Полномочия Заместителя Председателя Правительства Республики Карелия в этом случае должны быть подтверждены распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия, а при отсутствии такого распоряжения - Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.
В случае смерти Председателя Правительства Республики Карелия, его отставки либо отрешения от должности Заместитель Председателя Правительства Республики Карелия осуществляет полномочия Председателя Правительства Республики Карелия до выборов нового главы исполнительной власти Республики Карелия.
Заместитель Председателя Правительства Республики Карелия, исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Карелия в соответствии с частью второй данной статьи, может быть отрешен от должности по тем же основаниям и в том же порядке, что и Председатель Правительства.
В случае невозможности осуществления полномочий Председателя Правительства Республики Карелия его Заместителем обязанности Председателя Правительства Республики Карелия до новых выборов исполняет по решению Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия один из министров.

Статья 74. Председатель Правительства Республики Карелия за свою деятельность получает только вознаграждение, выплачиваемое из бюджета Республики Карелия. Размер вознаграждения устанавливается законом Республики Карелия.
Председатель Правительства Республики Карелия и руководители республиканских органов государственного управления не вправе получать вознаграждение из средств федерального бюджета и иных источников, за исключением случаев присуждения государственных премий Российской Федерации или международных премий, авторского вознаграждения.

Статья 75. Руководители министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления Республики Карелия несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; издают акты в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законов Российской Федерации и Республики Карелия, решений Президента и Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Республики Карелия, соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, организуют и проверяют их исполнение.
Распределение компетенции между республиканскими органами государственного управления Республики Карелия осуществляется по решению Председателя Правительства Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 76. Законодательное Собрание Республики Карелия вправе выразить недоверие, а Конституционный Суд Республики Карелия отрешить от должности руководителя любого республиканского органа государственного управления на основании и в порядке, предусмотренных статьей 69 настоящей Конституции.
За совершение преступления либо правонарушения Законодательное Собрание вправе принять решение об отрешении от должности руководителя любого республиканского органа государственного управления. Председатель Правительства Республики Карелия обязан освободить его от должности немедленно после принятия решения об отрешении.

Статья 77. Председатель Правительства, руководители республиканских органов государственного управления не могут быть депутатами представительных органов государственной власти Республики Карелия или местного самоуправления, занимать какие-либо другие должности в государственных, общественных и иных организациях и органах, заниматься непосредственно или через представителей предпринимательской деятельностью, совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме научной, литературной и другой творческой деятельности.

V. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ

Глава 8. Местное самоуправление в Республике Карелия.

Статья 78. В Республике Карелия признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения, исходя из интересов населения, на основе собственной материально - финансовой базы и государственной поддержки.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление наделяется законом Республики Карелия собственной компетенцией.

Статья 79. Местное самоуправление в Республике Карелия осуществляется в пределах территориальных и административно-территориальных единиц, входящих в систему административно-территориального устройства Республики Карелия.

Статья 80. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Структура органов местного самоуправления определяется населением соответствующей территории самостоятельно.
Срок полномочий органов местного самоуправления устанавливается законом Республики Карелия.

Статья 81. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться с их согласия отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 82. Местное самоуправление в Республике Карелия гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Карелия.

Глава 9. Государственное управление на местах

Статья 83. Функции (полномочия) государственного управления на местах осуществляют органы государственного управления Республики Карелия через соответствующие территориальные структуры (представителей).

Статья 84. Государственные органы Республики Карелия вправе устанавливать порядок отмены решений органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий в случае частичной или полной передачи этих полномочий в соответствии с частью второй статьи 81 настоящей Конституции органам местного самоуправления.
Перечень государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления, закрепляется специальным договором между органом государственного управления и органом местного самоуправления и прилагается к Уставу местного самоуправления.


VI. ПРАВОСУДИЕ. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ГЛАВА 10. Судебная власть Республики Карелия

Статья 85. Судебная власть в Республике Карелия принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа - народных и присяжных заседателей.
Создание черезвычайных судов не допускается. Судебная власть
самостоятельна и действует независимо от законо-

дательной и исполнительной властей. Судьи, народные и присяжные
заседатели подчиняются в своей деятельности только закону.

Вступившие в законную силу акты судебных органов обязательны для всех государственных органов, юридических и физических лиц.
Неисполнение вступивших в законную силу актов, требований и распоряжений судебных органов, вмешательство в деятельность судов, проявление неуважения к суду влекут установленную законом ответственность.
Судьям, народным и присяжным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность.
Неприкосновенность судей, народных и присяжных заседателей, гарантии их независимости устанавливаются законом.

Статья 86. Судебная власть осуществляется Конституционным Судом Республики Карелия, Высшим Арбитражным Судом Республики Карелия, судами общей компетенции - Верховным Судом Республики Карелия, городскими, районными народными судами, мировыми судьями. Законодательством Республики Карелия может быть предусмотренно создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, наследовании, семейных и других).

Статья 87.* Конституционный суд Республики Карелия - высший орган судебной власти по охране конституционного строя Республики Карелия.

* Председатель и судьи Конституционного суда Республики Карелия в период до формирования новых органов государственной власти Республики Карелия могут быть избраны Верховным Советом Республики

Состав, компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда Республики Карелия определяются законом Республики Карелия.
Конституционный суд Республики Карелия в целях защиты конституционного строя Республики Карелия, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Карелия на всей ее территории рассматривает:

1) дела о конституционности: нормативных и других актов органов

законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления;
не вступивших в силу международных договоров и соглашений Республики Карелия, заключенных в пределах ее компетенции; договоров и соглашений между Республикой Карелия и Российской Федерацией, Республикой Карелия и другими субъектами Федерации;
2) споры о компетенции между государственными органами Республики Карелия, органами местного самоуправления, а также между государственными органами и органами местного самоуправления.
По существу вышеуказанных дел Конституционный Суд выносит решения, которые являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.
Конституционный суд Республики Карелия по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.
Конституционный суд Республики Карелия на основании и в порядке, предусмотренном статьей 69 Конституции Республики Карелия, отрешает от должности Председателя Правительства Республики Карелия и руководителей республиканских органов государственного управления.

Статья 88. Верховный Суд Республики Карелия - высший судебный орган Республики Карелия в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства и по иным делам, рассматриваемым судами общей компетенции. Верховный Суд Республики Карелия осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей компетенции в Республике Карелия.
Состав, полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда Республики Карелия устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 89. Высший Арбитражный Суд Республики Карелия - высший орган правосудия в Республике Карелия по экономическим спорам, спорам в сфере управления и по иным делам, рассматриваемым Высшим Арбитражным Судом Республики Карелия.
Состав, полномочия, организация и порядок деятельности Высшего Арбитражного Суда Республики Карелия устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 90. Полномочия, организация и порядок деятельности народных и мировых судей определяются законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 91. Судьи Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, районных и городских судов Республики Карелия назначаются Законодательным Собранием Республики Карелия в установленном законодательством порядке.

Статья 92. Судья одновременно не может быть народным депутатом, членом политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Законодательством могут быть установлены дополнительные требования к судьям.

Статья 93. Полномочия судей Республики Карелия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законами Российской Федерации и Республики Карелия.

Статья 94. Дела в судах рассматриваются коллегиально, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с законом для рассмотрения отдельных категорий дел действуют суды присяжных и суды,состоящие из трех профессиональных судей.

Статья 95. Разбирательство дел в судах открытое. Слушание дел в
закрытом судебном заседании допускается лишь в
случаях, установленных законом.

Статья 96. Правосудие осуществляется на началах состязательности и равенства сторон перед законом и судом.


Статья 97. Судопроизводство в Республике Карелия ведется на государственном языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.


Глава 11. Прокуратура

Статья 98. Прокуратура Республики Карелия входит в единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Прокурор Республики Карелия назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Законодательным Собранием Республики Карелия.
Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.



VII. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Статья 99. Государственным гербом Республики Карелия является прямоугольный закругленный в нижней трети, трижды пересеченный в равных долях цветами государственного флага Республики Карелия щит с изображенным на нем профилем стоящего медведя черного цвета. Золотое обрамление щита переходит в стилизованное изображение ели с левой стороны и сосны - с правой. В навершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета.

Статья 100. Государственный флаг Республики Карелия представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса - красного цвета, средняя - голубого цвета и нижняя - зеленого цвета. Отношение ширины флага к длине - 2:3.

Статья 101. Государственным гимном Республики Карелия является "Гимн Республики Карелия" композитора А.Белобородова. Текст Государственного гимна утверждается законом Республики Карелия.

Статья 102. Столицей Республики Карелия является город Петрозаводск.

Сверено по :
Официальное издание

Редакция документа с учетом
изменений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ