Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

от 22 июля 1997 года N 215-3PK


О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия"

Принят Палатой Представителей 9 июля 1997 года
Одобрен Палатой Республики 10 июля 1997 года

Статья 1.

Внести изменения и дополнения в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия" (Ведомости Верховного Совета Республики Карелия, 1994, N 1-2, ст.592, Ведомости Верховного Совета Республики Карелия, 1994, N 5-6, ст.655, Ведомости Верховного Совета Республики Карелия, 1994, N 5-6, ст. 675, Собрание законодательства Республики Карелия, 1994, N 1, ст. 11, Собрание законодательства Республики Карелия, 1995, N 11(14), ст. 1116), изложив его в следующей редакции:

"

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы выборов

1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляются по одномандатным избирательным округам, образуемым по единой норме представительства на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Выборы главы местного самоуправления района, города, волости проводятся по общетерриториальному избирательному округу, границы которого совпадают с границами самоуправляющейся территории, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


Статья 2. Правовые основы организации и проведения выборов

Выборы депутатов представительных органов и глав местного самоуправления организуются и проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного Закона) Республики Карелия, Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Карелия.


Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие термины:

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

территориальная избирательная комиссия - избирательная комиссия, создаваемая на самоуправляющейся территории (районная, городская, волостная);

общетерриториальный избирательный округ - избирательный округ, границы которого совпадают с границами самоуправляющейся территории;

избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Карелия не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;

избирательный блок - добровольное объединение двух или более указанных выше общественных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока;

предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов.

Статья 4. Избирательные права

1. Право избирать депутатов представительных органов и глав местного самоуправления Республики Карелия принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет, местом жительства которых является соответствующая самоуправляющаяся территория Республики Карелия (в дальнейшем "гражданам").

Местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно (более 6 месяцев в году) проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды.

2. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин, постоянно или преимущественно проживающий на соответствующей территории, достигший 21 года.

3. Главой местного самоуправления может быть избран гражданин Республики Карелия, достигший 21 года.

4. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещается.


Статья 5. Численный состав представительного органа местного самоуправления

Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется Уставом местного самоуправления самоуправляющейся территории.


Статья 6. Дата выборов

Дата выборов депутатов представительных органов и глав местного самоуправления назначается Законодательным Собранием Республики Карелия не позднее, чем за 4 месяца до истечения полномочий депутатов представительных органов и глав местного самоуправления.


Статья 7. Право выдвижения кандидатов

1. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления выдвигаются избирательными блоками, избирательными объединениями, непосредственно избирателями, проживающими на территории соответствующего избирательного округа.

2. Кандидаты на должность главы местного самоуправления выдвигаются избирательными блоками, избирательными объединениями, непосредственно избирателями, проживающими на самоуправляющейся территории.

Статья 8. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах

1. Лица, у которых должность, мандат или занятие несовместимы по действующему законодательству Российской Федерации и Республики Карелия с мандатом депутата представительного органа, главы местного самоуправления дают письменное обязательство о прекращении в случае избрания соответствующей деятельности.

2. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.


Глава 2. Избирательные округа, избирательные участки, списки избирателей

Статья 9. Образование избирательных округов по выборам депутатов представительных органов и глав местного самоуправления

1. Избирательные округа по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления образуются с равным числом избирателей с допускаемым отклонением до 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов.

2. Число избирательных округов, образуемых на самоуправляющейся территории, устанавливается территориальной избирательной комиссией.

3. Общетерриториальный избирательный округ по выборам главы местного самоуправления включает всю самоуправляющуюся территорию.

4. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе устанавливается территориальной избирательной комиссией по представлению местной администрации самоуправляющейся территории и утверждаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 75 дней до назначенной даты проведения выборов.

5. Не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий.

6. Списки избирательных округов с указанием их границ публикуются в местной печати территориальной избирательной комиссией не позднее пяти дней после их образования.


Статья 10. Образование избирательных участков

1. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления самоуправляющейся территории по согласованию с территориальной избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

2. Избирательные участки образуются с учетом границ городов, сельских поселений, других населенных пунктов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 5 дней до дня выборов.

Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Командование войсковой части обязано предоставить военнослужащему по его просьбе возможность явиться на избирательный участок в день выборов с 8 до 22 часов по московскому времени.

В войсковых частях избирательные участки могут образовываться по решению территориальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

5. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования публикуются территориальными избирательными комиссиями в местной печати не позднее чем за 55 дней до дня выборов и вывешиваются на информационных стендах в течение десяти дней после принятия решения об образовании избирательных участков.


Статья 11. Списки избирателей

1. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме главой местного самоуправления. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местного самоуправления. Данные об избирателях глава местного самоуправления направляет в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

2. Уточнение списков избирателей завершается не позднее 15 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период после указанного срока либо не включенные в список в силу других обстоятельств, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

3. В список избирателей включается гражданин Российской Федерации, обладающий на день голосования активным избирательным правом, отвечающий требованиям частей первой и четвертой статьи 4 настоящего Закона и проживающий на территории соответствующего избирательного участка.

4. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командирами воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в плавании, составляются на основании данных, представляемых капитанами судов.

Списки избирателей, находящихся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

5. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день, месяц) и адрес места жительства избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.

6. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

7. Вносить изменения в списки избирателей после завершения голосования избирателей запрещается.

Глава 3. Избирательные комиссии

Статья 12. Виды избирательных комиссий

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и глав местного самоуправления образуются избирательные комиссии:

в городе, районе, волости - территориальные избирательные комиссии;

в избирательном участке - участковая избирательная комиссия.


Статья 13. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии

1. Территориальная избирательная комиссия в составе 7-15 членов формируется представительным органом местного самоуправления по предложениям органов местного самоуправления, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы или учебы не позднее чем на двадцатый день после назначения выборов.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии.

2. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии.

3. Территориальная избирательная комиссия является юридическим лицом.

4. В состав территориальных избирательных комиссий не могут входить супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении.

5. После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа, выдвинувшие кандидата или сам кандидат в депутаты представительного органа, а также кандидат на должность главы местного самоуправления вправе назначить своего представителя в соответствующую избирательную комиссию с правом совещательного голоса.


Статья 14. Порядок формирования участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5-13 человек.

2. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения органов местного самоуправления, общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.

3. В случае, если представительный орган местного самоуправления не сформировал состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящий статьи, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией.

4. В состав участковых избирательных комиссий в округах, в которых баллотируются кандидаты, не могут входить супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии.

5. После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат в депутаты по соответствующему избирательному округу, а также кандидат на должность главы местного самоуправления вправе назначить одного члена соответствующей участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

6. Помимо этого, в день выборов избирательные объединения, кандидаты в депутаты и кандидаты на должность главы местного самоуправления вправе направить в определенную участковую избирательную комиссию по 1 наблюдателю от каждого объединения или кандидата.

Указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии. В компетенцию наблюдателей входит контроль за соблюдением настоящего Закона на избирательном участке в день голосования.

Вмешательство наблюдателей в работу участковой избирательной комиссии не допускается.

Наблюдатели не имеют права участвовать в погашении избирательных бюллетеней и работе с ними, при подсчете голосов, в определении результатов и составлении протокола по итогам голосования.


Статья 15. Полномочия территориальных избирательных комиссий

Территориальные избирательные комиссии:

1) дают разъяснения о порядке применения настоящего Закона, обеспечивают его единообразное исполнение;

2) формируют состав участковых избирательных комиссий в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 14;

3) руководят деятельностью участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов;

4) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;

5) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издают инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

6) регистрируют инициативные группы избирателей;

7) регистрируют кандидатов в состав представительного органа, кандидатов на должность главы местного самоуправления, их доверенных лиц и наблюдателей, выдают вышеуказанным кандидатам, доверенным лицам и наблюдателям удостоверения установленного образца, публикуют сообщения о зарегистрированных кандидатах;

8) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех избирательных объединений и кандидатов;

9) осуществляют контроль за законностью проведения выборов депутатов представительных органов и глав местного самоуправления;

10) устанавливают формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения; утверждают текст бюллетеней для голосования, обеспечивают их печатание и снабжение ими участковых комиссий;

11) распределяют выделенные из бюджета средства на финансовое обеспечение выборов и контролируют их целевое использование;

12) рассматривают вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

13) устанавливают результаты голосования по соответствующей территории и публикуют их в печати, обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

14) регистрируют избранных депутатов и главу местного самоуправления: выдают им удостоверения об избрании, публикуют в печати списки избранных депутатов и сведения об избранном главе местного самоуправления;

15) организуют повторные выборы депутатов представительного органа и главы местного самоуправления;

16) контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материальнотехнического обеспечения выборов;

17) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

2. В случае выявления территориальной избирательной комиссией нарушений в ходе выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления (на должность главы местного самоуправления) комиссия не регистрирует гражданина, выдвинутого кандидатом в депутаты (на должность главы местного самоуправления).

3. В случае обнаружения нарушений после регистрации, но не позднее дня до выборов, территориальная избирательная комиссия обязана рассмотреть вопрос о правильности регистрации кандидата (кандидатов) и при необходимости отменить свое решение о регистрации.

4. В случае выявления фактов нарушения кандидатами в депутаты (на должность главы местного самоуправления) порядка проведения агитации, установленного действующим законодательством, территориальная избирательная комиссия обязана в трехдневный срок со дня поступления в ее адрес соответствующего письменного заявления, а в день выборов незамедлительно, проверить факты и принять по ним решение.

5. Территориальные избирательные комиссии действуют до образования территориальных избирательных комиссий в новом составе.


Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия:

1) на основании сведений об избирателях, представленных главой местного самоуправления, составляет список избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

4) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

6) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, соответственно в территориальную избирательную комиссию;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

2. Полномочия участковой избирательной комиссии заканчиваются через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов.


Статья 17. Организация работы избирательных комиссий

1. Решение о формировании избирательной комиссии и решение избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря доводятся до сведения избирателей.

2. В решении вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

3. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.

4. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство членов комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель.

5. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или, по его поручению, заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

6. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

7. По решению избирательных комиссий члены комиссии могут осуществлять свои обязанности в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы с оплатой в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

8. Решения избирательной комиссии подписываются председателем (а в случае его отсутствия - его заместителем) и ее секретарем.

9. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.

10. На заседаниях территориальной и участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации.

11. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

12. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

13. Помещение для работы избирательной комиссии выделяется соответствующей местной администрацией.

14. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

15. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий.


Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

2. Решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в территориальную избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законодательством. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

3. Территориальные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов немедленно.

Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов

Статья 19. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Выдвижение кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидата на должность главы местного самоуправления проводится на собрании местных отделений избирательных объединений.

2. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок.

3. Местные отделения избирательных объединений, избирательные блоки могут выдвинуть не более одного кандидата в депутаты по каждому избирательному округу.

4. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

5. В территориальную избирательную комиссию представляется протокол с решением съезда (конференции) избирательного блока, собрания местных отделений избирательных объединений о выдвижении кандидата. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род эанятий) и место жительства.

6. Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Республики Карелия, зарегистрированный устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.

7. Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в частях пятой и шестой настоящей статьи, представляют в территориальную избирательную комиссию самоуправляющейся территории протоколы съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.


Статья 20. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и на должность главы местного самоуправления непосредственно избирателями проводится путем инициативы избирателя, группы избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Инициатива избирателя, группы избирателей по выдвижению кандидата осуществляется в соответствующем округе путем создания инициативной группы избирателей, которая действует в течение избирательной кампании.

2. Инициативная группа избирателей обращается в территориальную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол о создании инициативной группы избирателей по выдвижению кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидата на должность главы местного самоуправления, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы избирателей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.

В ходатайстве инициативной группы избирателей указываются:

фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, эанимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидатов;

фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей.

3. Инициативная группа может выдвинуть не более одного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по соответствующему избирательному округу и не более одного кандидата на должность главы местного самоуправления.


Статья 21. Сроки выдвижения кандидатов

Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и кандидатов на должность главы местного самоуправления начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.


Статья 22. Сбор подписей в поддержку кандидатов

1. Для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее одного процента (но не менее 20 подписей), но не более двух процентов от числа избирателей округа.

2. Для регистрации кандидата на должность главы местного самоуправления необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей, составляющие в сумме не менее одного процента, но не более двух процентов от числа избирателей самоуправляющейся территории.

3. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество кандидата, год рождения, адрес места жительства, род занятий, кем выдвинут (избирателями либо избирательным объединением).

4. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату внесения подписи. Дата внесения подписи и сама подпись должны быть выполнены избирателем собственноручно. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

5. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных.

Статья 23. Регистрация кандидатов

1. Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления и кандидата на должность главы местного самоуправления не позднее 27 дней до дня выборов в территориальную избирательную комиссию представляются подписные листы в поддержку кандидата, заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), адрес места жительства.

2. Подписные листы представляются в территориальную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.

Территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение трех дней после поступления документов регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в подписном листе, в средствах массовой информации и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о эарегистрированных кандидатах после регистрации сообщаются всем заинтересованным средствам массовой информации.

3. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.

4. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в избирательном округе не останется ни одного кандидата, день выборов переносится по решению территориальной избирательной комиссии самоуправляющейся территории на срок до 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Законе.

Статья 24. Проверка подлинности подписей

1. Подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется территориальными избирательными комиссиями самоуправляющихся территорий.

2. Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу.

3. При проверке территориальными избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп, а также сами кандидаты.

В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей территориальная избирательная комиссия организует соответствующую дополнительную проверку подписных листов, в том числе может принять решение о направлении подписных листов в органы дознания и следствия.

4. О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям, блокам избирательных объединений, инициативным группам. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, блокам избирательных объединений, инициативным группам, изъявившим желание направить своих доверенных (уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке.

5. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей. Опрос того избирателя, чья подпись проверяется, проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно.

6. Недействительными считаются: - недостоверные подписи, а именно подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;

подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;

фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.

7. Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии.

8. Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа.

9. Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными, недостаточно для регистрации.


Статья 25. Статус кандидатов

1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Продолжение исполнения служебных обязанностей кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также работающим в средствах массовой информации во время участия в выборах, влечет за собой отмену решения о его регистрации избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, по инициативе избирательной комиссии, по протесту прокурора, по решению суда или по заявлению граждан, избирательных объединений.

2. По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 7 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда, ежемесячно выплачивается только кандидату на должность главы местного самоуправления территориальными избирательными комиссиями из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

3. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу по инициативе администрации (работодателя).

Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

4. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах самоуправляющейся территории, на которой он баллотируется (кроме такси), из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

5. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.

6. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия районного (городского) прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

7. Кандидат на должность главы местного самоуправления может иметь до 10 доверенных лиц; кандидат в депутаты представительного органа может иметь до 5 доверенных лиц, зарегистрированных территориальными избирательными комиссиями. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 4 настоящего Закона. Доверенные лица получают от территориальных избирательных комиссий удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части 1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Доверенные лица кандидатов не могут быть членами избирательных комиссий.

8. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и прочее), избирательная комиссия относит на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию.

9. Избирательное объединение, избирательный блок по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отменить решение о выдвижении им любого зарегистрированного кандидата и, если не истек установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на регистрацию в территориальные избирательные комиссии нового кандидата. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и прочее), избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ее расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию. Информация о выбытии и (или) замене кандидатов в депутаты представительного органа не позднее трех дней публикуется территориальными избирательными комиссиями в печати и сообщается в иные средства массовой информации.

Глава 5. Предвыборная агитация

Статья 26. Право на участие в предвыборной агитации

1. Граждане, кандидаты в депутаты представительного органа и на должность главы местного самоуправления, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные материалы:

органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным служащим при исполнении ими служебных обязанностей;

воинским частям, военным учреждениям и организациям;

благотворительным организациям и религиозным объединениям;

членам избирательных комиссий.

3. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплаты денежных средств.

Статья 27. Сроки проведения предвыборной агитации

1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).

2. В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

Статья 28. Порядок проведения предвыборных мероприятий

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещения для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальными избирательными комиссиями.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

4. Владельцы государственных и муниципальных общественных залов обязаны по требованию территориальных избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на согласованное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом территориальные избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.

Статья 29. Предвыборная агитация через средства массовой информации

1. В течение 3 дней до дня выборов и в день выборов запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.

2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, учреждения, а равно средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты представительного органа.

3. Порядок выступлений кандидатов по телевидению и радиовещанию устанавливается территориальными избирательными комиссиями по согласованию с руководителями центров такого вещания и должен обеспечивать получение бесплатного эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).

Журналистам, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются доверенными лицами кандидатов или членами избирательных комиссий.

Статья 30. Выпуск агитационных печатных материалов

1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные и печатные материалы должны содержать следующую информацию об организациях, избирательных объединениях, избирательных блоках и лицах, ответственных за их содержание и выпуск: название организации, избирательного объединения, избирательного блока, данные о лицах, ответственных за выпуск, их адрес, тираж издания, дату издания.

3. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Не допускается распространение заведомо ложных, позорящих кандидатов измышлений, а также умышленное унижение их чести и достоинства.

Территориальные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению зтой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные органы с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, Республики Карелия, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, с согласия собственника (владельца) этих объектов или уполномоченных им органов.

3апрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования.

6. В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материалы может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.


Глава 6. Финансирование выборов

Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Средства, выделенные из местного бюджета на подготовку и проведение выборов, поступают в распоряжение территориальных избирательных комиссий немедленно после их сформирования и распределяются ими между всеми избирательными комиссиями.

2. Участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

3. Территориальные избирательные комиссии представляют представительному органу отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее 2 месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован территориальными избирательными комиссиями в печати и сообщен в иные средства массовой информации не позднее 1 месяца со дня его представления в представительный орган.


Статья 32. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, порядок их создания

1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательного фонда должны содержаться на специальном временном счете в отделении банка.

Отделения банка открывают зарегистрированным кандидатам на основе сообщения в письменной форме территориальной избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.

2. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку в равных размерах на предвыборную агитацию территориальными избирательными комиссиями;

б) собственных средств кандидата или избирательного объединения, избирательного блока;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Привлечение других средств на избирательную кампанию не допускается.

3. Сумма пожертвований отдельного фиэического лица в фонд кандидата не может превышать 20-краткого минимального размера оплаты труда, а в фонд иэбирательного объединения, избирательного блока -30-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 200 и 300 раз.

Общая сумма денежных средств, аккумулированных в избирательном фонде, не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда: для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления - в 100 раз, для кандидата на должность главы местного самоуправления - в 500 раз.

4. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений, религиозных объединений.

5. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании за счет средств избирательного фонда.

6. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам или избирательным объединениям, избирательным блокам.

7. Если кандидат для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательный фонд, использовал иные денежные средства, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов - немедленно.


Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов

1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения, избирательного блока, перечисляются на специальный счет в банке.

2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается территориальными избирательными комиссиями.

3. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу кандидат или избирательное объединение, избирательный блок обязаны представить в территориальные избирательные комиссии финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается территориальными избирательными комиссиями. по согласованию с местными администрациями самоуправляющихся территорий. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации территориальными избирательными комиссиями одновременно с представлением территориальными избирательными комиссиями отчета о расходовании средств в соответствии с частью 3 статьи 31.

4. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда после завершения выборов перечисляются на расчетные счета организаций и текущие счета лиц, перечисливших денежные средства в избирательный фонд, пропорционально суммам пожертвований.

Глава 7. Голосование и определение результатов выборов

Статья 34. Помещение для голосования

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий администрацией самоуправляющейся территории. Оплата и возмещение убытков за аренду помещений производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных для проведения выборов.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также пути от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

3. Количество стационарных избирательных ящиков на избирательном участке определяется решением территориальной избирательной комиссии по предложению участковых комиссий.

Статья 35. Избирательные бюллетени

1. Каждый избиратель получает для голосования избирательный бюллетень, форма которого устанавливается территориальной избирательной комиссией.

2. Избирательный бюллетень для голосования по избирательному округу по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления и главы местного самоуправления содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и данные каждого кандидата, включающие его дату рождения, место работы, занимаемую должность (род эанятий), адрес места жительства, а также сведения о том, кем выдвинут кандидат. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.

3. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке заполнения бюллетеня. Текст разъяснения утверждается территориальной избирательной комиссией.

4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 1 процент. На лицевой стороне в правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.

5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.

Статья 36. Порядок голосования

1. Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов. На избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 22 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

2. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (за пятнадцать - четыре дня до выборов) или участковой (за три - один день до дня выборов) избирательных комиссиях с соблюдением тайны голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на выдаваемых ему избирательных бюллетенях ставится печать территориальной избирательной комиссии. 3аполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой избирательных комиссий, либо подписи двух членов избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом граждан.

Досрочное голосование в труднодоступных и удаленных от избирательных комиссий местностях осуществляется в соответствии с требованиями части десятой настоящей статьи и по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии, принятому не ранее чем за двадцать дней до дня выборов.

3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, число бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. После этого председатель комиссии приглашает избирателей получить избирательные бюллетени.

4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или удостоверения личности и расписывается. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня".

5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе, с разрешения участковой избирательной комиссии, пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме членов избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов.

6. В избирательных бюллетенях по выборам депутатов представительного органа, а также главы местного самоуправления, избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов".

7. Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

8. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они пытаются повлиять на волеизъявление избирателя или нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

9. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.

10. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Количество переносных избирательных ящиков на избирательном участке определяется решением территориальной избирательной комиссии по предложению участковых комиссий.

Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему не менее двух членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствувщее количеству письменных или устных заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей.


Статья 37. Подсчет голосов на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.

2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое заносится в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.

3. По каждому избирательному округу прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не заверенные избирательными комиссиями, а также такие, из которых нельзя установить волеизьявление избирателя, в частности, такие бюллетени, в которых крест либо любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

4. Участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно проводилось на данном участке.

В протоколе указывается:

а) число зарегистрированных избирателей, включая число избирателей, дополнительно внесенных в список;

б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, включая проголосовавших досрочно в территориальной избирательной комиссии;

в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

г) число погашенных избирательных бюллетеней;

д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;

е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;

ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

з) число действительных избирательных бюллетеней;

и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

к) по избирательным округам по выборам депутатов представительного органа, а также по выборам на должность главы местного самоуправления:

фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

число голосов, поданных против всех кандидатов.

Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней, обнаруженных в стационарных и переносных избирательных ящиках.

Решение о признании избирательных бюллетеней недействительными оформляется отдельным протоколом участковой избирательной комиссии.

Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.

5. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К протоколу прилагаются поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

6. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, второй зкземпляр вместе с опечатанными бюллетенями хранится в комиссии до окончания срока ее полномочий.

Третий экземпляр протокола представляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

7. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального объявления результатов голосования.


Статья 38. Установление результатов выборов

1. Территориальные избирательные комиссии по получении протоколов участковых избирательных комиссий не позднее двух дней после выборов производят подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Территориальные избирательные комиссии составляют протоколы по выборам депутатов представительного органа и главы местного самоуправления, в которых указывают:

а) число зарегистрированных избирателей, включая число избирателей, дополнительно внесенных в список;

б) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;

в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;

г) число погашенных бюллетеней;

д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;

е) число избирательных бюллетеней, поданных иэбирателями, проголосовавшими на дому;

ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

з) число действительных избирательных бюллетеней;

и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

к) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них; если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;

л) число голосов, поданных в графе "против всех кандидатов";

м) одно из следующих решений:

признание избранным кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по сравнению с другим кандидатом. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;

признание избранным кандидата на должность главы местного самоуправления, получившего наибольшее, по сравнению с другими кандидатами, число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;

признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "против всех кандидатов", превышает число действительных голосов, поданных за всех кандидатов.

3. Поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения прилагаются к протоколу.

4. Копии протоколов территориальной избирательной комиссии предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

5. Вся документация участковых и территориальных избирательных комиссий, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в администрации местного самоуправления в течение одного года после выборов, а протоколы избирательных комиссий - до назначения даты следующих выборов.


Статья 39. Регистрация избранных депутатов представительных органов местного самоуправления и главы местного самоуправления

1. Территориальные избирательные комиссии после подписания протокола об итогах выборов извещают об этом кандидата, избранного в представительный орган местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего Закона депутат, избранный в представительный орган местного самоуправления, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа местного самоуправления.

2. Территориальные избирательные комиссии после подписания протокола об итогах выборов регистрируют избранных депутатов представительного органа местного самоуправления при условии выполнения ими части первой настоящей статьи и не позднее чем через 10 дней после выборов публикуют в печати сообщение об итогах выборов.

3. Территориальные избирательные комиссии после подписания протокола об итогах выборов регистрируют избранного главу местного самоуправления и не позднее чем через 10 дней после выборов публикуют в печати сообщение об итогах выборов.

4. После опубликования итогов выборов депутатов представительных органов и глав местного самоуправления территориальная избирательная комиссия производит выдачу депутатам и главам местного самоуправления удостоверений об избрании.


Статья 40. Использование автоматизированной информационной системы

1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы территориальная избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены территориальной избирательной комиссии имеют право энакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную систему и выводимой из нее.

2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола территориальной избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий в территориальную избирательную комиссию.

3. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

4. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации.

Глава 8. Oтветственность за нарушение настоящего Закона

Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным главой местного самоуправления, депутатом представительного органа, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, общественных организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства, несут установленную законом ответственность.


Статья 42. Ответственность кандидата за нарушения законодательства о выборах

1. В случае нарушения законодательства о выборах кандидатом или уполномоченными кандидатом лицами решение о регистрации кандидата (до дня голосования) или регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, главой местного самоуправления может быть обжаловано в суд в месячный срок.

2. Территориальная избирательная комиссия обязана отменить решение о регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, главой местного самоуправления в случаях:

признания в судебном порядке незаконным в соответствии с частью первой настоящей статьи решения о регистрации кандидата или о его избрании;

неисполнения обязательства о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня официальной публикации общих итогов выборов.


Статья 43. Последствия отмены решений о регистрации депутатов представительных органов местного самоуправления и главы местного самоуправления

1. В случае, если по избирательному округу был зарегистрирован один кандидат в депутаты представительного органа или один кандидат на должность главы местного самоуправления, территориальная избирательная комиссия также назначает повторные выборы.

2. 8 случае отмены решения о регистрации депутата представительного органа местного самоуправления, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, территориальная избирательная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. Если этот кандидат получил голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то территориальная избирательная комиссия назначает повторные выборы по соответствующему округу.

3. В случае отмены решения о регистрации главы местного самоуправления по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, территориальная избирательная комиссия принимает решение в соответствии с частью второй настоящей статьи.

Статья 44. Оспаривание списков избирателей

1. Любой избиратель может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном порядке, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.


Статья 45. Оспаривание границ избирательных округов

1. В течение 10 дней после опубликования информации об образованных в соответствии с настоящим Законом избирательных округах, границы округов могут быть оспорены. Жалоба подается в территориальные избирательные комиссии, которые в течение пяти дней производят проверку жалобы и либо производят соответствующие исправления границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдают заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Отклонение жалобы территориальными избирательными комиссиями или невыполнение ими обязанностей, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.


Глава 9. Повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших

Статья 46. Повторные выборы

Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, территориальные избирательные комиссии принимают решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. При этом они могут принять решение о необходимости проведения выборов участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, уточненным на день голосования.


Статья 47. Проведение выборов депутатов в представительные органы местного самоуправления и главы местного самоуправления вместо выбывших

1. В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, в случае досрочного прекращения полномочий в соответствующих избирательных округах в 3-месячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего Закона.

2. В случае досрочного сложения полномочий главой местного самоуправления, выборы вместо него проводятся в соответствии с Законом Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия" и Уставом местного самоуправления.

3. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления менее чем за год до истечения срока полномочий выборы вместо выбывшего депутата не проводятся.

Статья 2.

Ввести настоящий Закон в действие с момента опубликования.

Председатель Правительства
Республики Карелия В. Н. Степанов

г.Петрозаводск
22 июля 1997 года
N 215-3PK

Приложение 1

Подписной лист

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты

(наименование представительного органа местного самоуправления
самоуправляющейся территории) по избирательному округу N

(Фамилия, имя, отчество)
родившегося "____" 19 года,
работающего


(должность или род занятий)
проживающего в
выдвигающегося

(иэбирателями, избирательным блоком, объединением)


N Фамилия, Год рож- Серия и Дата Под-
пп имя, от- дения (в Адрес места номер внесе- пись
чество возрасте жительства паспорта ния
18 лет- или за- подпи-
число и меняю- си
месяц щего до-
рождения кумента









Подписной лист удостоверяю:


(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата и подпись лица, собиравшего подписи)

Уполномоченный представитель избирательного блока, объединения,
инициативной группы избирателей

(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата и подпись уполномоченного представителя).

Приложение 2

Подписной лист

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
должность главы местного самоуправления

(наименование самоуправляющейся территории)

гражданина
(Фамилия, имя, отчество)
родившегося "____" 19 года,
работающего


(должность или род занятий)
проживающего в
выдвигающегося

(иэбирателями, избирательным блоком, объединением)


N Фамилия, Год рож- Серия и Дата Под-
пп имя, от- дения (в Адрес места номер внесе- пись
чество возрасте жительства паспорта ния
18 лет- или за- подпи-
число и меняю- си
месяц щего до-
рождения кумента









Подписной лист удостоверяю:


(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата и подпись лица, собиравшего подписи)

Уполномоченный представитель избирательного блока, объединения,
инициативной группы избирателей

(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата и подпись уполномоченного представителя).


Текст документа сверен по:
Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ