Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.



ЗАКОН КАРЕЛЬСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


О социальном развитии села

Закон определяет основные положения приоритетности развития социальной сферы села и материально-технической базы агропромышленного комплекса (совхозы, рыболовецкие колхозы, сельскохозяйственные кооперативы, арендные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, подсобные хозяйства предприятий, личные подсобные хозяйства граждан) в структуре народного хозяйства Карельской АССР.

РАЗДЕЛ I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государство гарантирует приоритетность развития села* экономической, правовой и социальной политикой.

Статья 2. Экономическая деятельность сельского населения осуществляется на основе многообразия и равенства всех форм собственности на основе земельной реформы.

В случае расторжения трудового договора работник совхоза, подсобного сельского хозяйства или другого государственного сельскохозяйственного предприятия (кроме опытных хозяйств) имеет право с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства получить в пожизненно наследуемое владение, собственность или пользование земельный надел. Порядок организации крестьянского хозяйства, а также основания и порядок получения таким лицом части основных фондов предприятия (средств производства в натуре или их стоимости) регулируются законодательством о крестьянском хозяйстве и приватизации государственной собственности РСФСР и Карельской АССР.

Все формы хозяйствования имеют равные права на организацию производства, владение своей продукцией, распределение доходов.

Статья 3. Опережающие темпы социально-экономического развития села и агропромышленного комплекса обеспечиваются:

- пропорциями инвестиций на республиканском и местном уровнях;

- финансовой, кредитной и ресурсной политикой;

- системой государственной поддержки.

Статья 4. Программы социально-экономического развития, разрабатываемые Советом Министров Карельской АССР и утверждаемые Верховным Советом Карельской АССР, не могут быть приняты без учета приоритетности развития села.

* сельская местность (село, деревня,поселок, хутор) - это населенные пункты, на территории которых имеются предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, насчитывающие менее 3-х тысяч человек.

В отдельных случаях к категории сельских населенных пунктов
могут быть отнесены села, деревни, хутора, поселки с числен-
ностью населения и более 3-х тысяч человек, интегрированные с
сельскохозяйственным производством.

РАЗДЕЛ II

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕЛЕ

Статья 5. Развитие сельских населенных пунктов осуществляется в гармоничном сочетании всех традиционно сложившихся форм расселения сел, деревень, поселков, хуторов и других при полном равноправии на существование каждой из них.

Любые преобразования сельских населенных пунктов (объединение, разъединение, переименование, упразднение, перевод в другую категорию и т.д.) могут осуществляться только решением сельского, поселкового Совета народных депутатов, на территории которого находится сельский населенный пункт, и с согласия большинства жителей, проживающих в данном сельском населенном пункте.

Статья 6. За счет перераспределения объемов государственных вложений в капитальное строительство, обеспечения строительной программы финансовыми и материальными ресурсами, включения сельских строек в государственный заказ Карельской АССР опережающими темпами ведется строительство на селе жилых домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, объектов культуры, здравоохранения, социального обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, дорог, а также развитие электрификации для отопления жилья и объектов социально-культурной сферы, телефонизации, радиофикации, телевидения, медицинского, бытового и других видов обслуживания.

Статья 7. Рабочие и служащие, наемные работники, занятые на сельскохозяйственном производстве, имеют право:

- на получение в течение 6 месяцев рабочего места с установленной продолжительностью рабочей недели;

- профессиональную подготовку и переподготовку;

- оплату труда за выполнение работы определенной квалификации не ниже минимальной заработной платы;

- предоставление им ежегодно оплачиваемого отпуска не менее 21 календарного дня по истечении одиннадцати месяцев работы на предприятии, в крестьянском (фермерском) хозяйстве;

- на переподготовку и переквалификацию в случае изменений условий занятости с сохранением средней заработной платы по прежнему месту работы.

Статья 8. Рабочие, крестьяне и служащие, наемные работники, занятые на сельскохозяйственном производстве, имеют право преимущественного льготного приобретения в кредит тракторов, грузового автотранспорта, средства малой механизации, легкого высокой проходимости, тяжелого мотоцикла.

Статья 9. Семьям, гражданам, переселяющимся или переходящим для работы в сельское хозяйство в пределах республики в трудонедостаточные районы (по перечню, определяемому Советом Министров Карельской АССР по согласованию с местными Советами), а также специалистам сельского хозяйства, народного образования, культуры, здравоохранения, связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта, направляемым по заявкам хозяйств и сельских Советов, устанавливаются следующие льготы:

- предоставляются отдельные жилые дома или квартиры с надворными постройками и приусадебными участками на условиях заключенного договора. На период первых двух лет они обеспечиваются бесплатно топливом по действующим нормам за счет местного бюджета, за исключением тех, кто эти льготы имеет постоянно:

- бронируется жилая площадь по месту прежнего жительства на срок договора работы на селе, но не более чем на три года;

- сохраняется непрерывность стажа, если перерыв в работе не превышает одного месяца, не считая времени переезда, для получения процентных надбавок к заработной плате и других льгот;

- оказывается безвозмездная помощь для организации личного подсобного хозяйства за счет республиканского бюджета Карельской АССР в размерах, определяемых Советом Министров Карельской АССР.

Статья 10. Совет Министров Карельской АССР, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, хозяйственные органы и предприятия содействуют развитию индивидуального жилищного строительства на селе.

Работникам колхозов, совхозов, ассоциаций, кооперативов, арендных коллективов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других предприятий и организаций агропромышленного комплекса под строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и инженерное обустройство индивидуальных жилых домов в сельской местности предоставляются кредиты в размере сметной стоимости дома, а жителям, постоянно проживающим в сельской местности, для строительства индивидуального жилья предоставляется беспроцентная ссуда и выделяется бесплатно лес на корню. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов содействуют обеспечению в полном объеме строительными материалами индивидуальных застройщиков на селе.

Плата за пользование кредитами осуществляется на льготных условиях. По решению трудовых коллективов пятьдесят процентов кредита, выделенного работникам колхозов, совхозов, других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса, проработавшим не менее трех лет, погашается за счет средств предприятий и хозяйств. Погашение кредита другим работникам осуществляют по решению и за счет бюджетов местных Советов. Оставшуюся часть кредита застройщик выплачивает в зависимости от долговечности строения равными долями в течение 10-50 лет.

Статья 11. Расходы на содержание социальной инфраструктуры на селе, не покрытые доходами и средствами республиканского (РСФСР) бюджета, осуществляются за счет средств республиканского Карельской АССР и местных бюджетов, направляемых на социальное развитие села.

Статья 12. При продаже сельскохозяйственной продукции государству согласно договору контрактации Советом Министров Карельской АССР вводится обязательное отоваривание ее стоимости необходимыми селу материально-техническими ресурсами по государственным оптовым ценам.

РАЗДЕЛ III

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Статья 13. Строительство в городах и сельской местности новых и расширение действующих промышленных предприятий, не связанных с обслуживанием сельского хозяйства и переработкой его продукции, разрешается местными Советами народных депутатов по согласованию с Советом Министров Карельской АССР; строительство объектов, имеющих межрегиональное значение - по согласованию с Верховным Советом Карельской АССР.

Высвобождающиеся ресурсы и мощность строительных организаций направляются на развитие села.

Статья 14. Верховный Совет Карельской АССР и местные Советы народных депутатов обеспечивают приоритетное выделение государственных централизованных капиталовложений на социальное развитие села и укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса.

Устанавливается система государственной финансовой поддержки социального развития села за счет направления на эти цели не менее 15 процентов национального дохода Карельской АССР с учетом средств, выделяемых из бюджета РСФСР ежегодно.

Ежегодно разрабатываются Советом Министров Карельской АССР и утверждаются Карельской АССР целевые программы и государственные мероприятия по социально-экономическому развитию села и обеспечиваются финансированием в соответствии с законодательством РСФСР и Карельской АССР:

- поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств;

- создания социальной инфраструктуры на селе, строительства жилья, школ и дошкольных учреждений, объектов культуры, здравоохранения, автомобильных дорог, в том числе внутрихозяйственных, инженерных сетей, электрификации, телефонизации и радиофикации, водоснабжения сельских населенных пунктов;

- передачи объектов социальной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства села на баланс местных Советов народных депутатов;

- строительства межхозяйственных и гидротехнических сооружений, их содержания, коренного улучшения земель, закладки многолетних насаждений;

- строительства и реконструкции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объектов производственного назначения;

- проведения государственной градостроительно-технической политики - разработка генпланов комплексного развития территорий местных Советов, проектов новых типовых жилых и общественных зданий, нормативно-методических обоснований, поисковых разработок;

- землеустройства, противоэпизоотических мероприятий и мероприятий по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб;

- развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;

- подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов и рабочих, а также проведения научно-исследовательских работ;

- разработки комплексной программы автономного жизнеобеспечения на селе, организации производства или приобретения соответствующих устройств;

- возмещение сельскому населению расходов в связи с удорожанием стоимости древесного топлива и стоимости его доставки.

Статья 15. Прибыль промышленных предприятий и организаций, полученная от реализации продукции сельскохозяйственным предприятием, крестьянским (фермерским) хозяйством, подсобным хозяйством по взаимной договоренности в пределах предоставленных им прав, а также направленная на развитие сельскохозяйственного производства, социальное развитие села Карельской АССР, не облагается налогом.

Полностью освобождается от налога на два года прибыль, направляемая предприятиями и организациями других народнохозяйственных комплексов при переходе на выпуск новых видов продукции для агропромышленного комплекса.

В целях поощрения развития подсобных цехов и подсобных производств в сельскохозяйственных предприятиях для круглогодичной занятости кадров освободить их от государственного налога с прибыли.

Статья 16. Предприятиям, которым устанавливается государственный заказ на производство и поставку продукции для агропромышленного комплекса Карельской АССР, выделять основные виды материально-технических ресурсов для обеспечения его выполнения и устанавливать льготное налогообложение на прибыль, полученную от реализации данного госзаказа.

В случае недопоставки предприятиями республиканского (АССР) подчинения продукции по государственному заказу агропромышленному комплексу республики взыскивается с них штраф на сумму причиненного ущерба, который поступает хозяйству.

РАЗДЕЛ IV

ПОЛИТИКА ЦЕН

Статья 17. Государственную политику цен осуществлять при постоянном соблюдении эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства через систему государственных закупочных и договорных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырье, оптовых цен на средства производства, материальные ресурсы и тарифы на услуги селу в пределах компетенции Карельской АССР.

Сохранить государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию путем установления закупочных цен на отдельные виды продукции в сочетании с договорными ценами и системой внеценовой государственной поддержки сельского хозяйства.

Для обеспечения паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию производить регулярно их индексацию и обеспечить хозяйству компенсацию затрат в связи с повышением оптовых цен.

РАЗДЕЛ V

НАЛОГИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БЮДЖЕТОМ

Статья 18. Колхозы, межхозяйственные предприятия и организации, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства платят единый земельный налог.

Вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства, а также сельскохозяйственные кооперативы и арендные хозяйства освобождаются от обложения налогом по согласованию с местными Советами народных депутатов, но не менее чем на пять лет.

Статья 19. Граждане, постоянно проживающие в сельской местности, освобождаются от уплаты государственной пошлины на дома, приобретенные в частную собственность.

Статья 20. Промышленные и другие предприятия и организации несельскохозяйственного назначения, работники которых проживают в сельской местности, вносят плату за трудовые ресурсы соответствующим районным, сельским и поселковым Советам в порядке, установленном Советом Министров Карельской АССР. Указанные средства используются на ускорение социального обустройства села.

Статья 21. Ввести для совхозов, колхозов, арендаторов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий добровольное страхование имущества, включая посевы сельскохозяйственных культур.

РАЗДЕЛ VI

ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ,
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 22. Общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, детские дошкольные учреждения, профессионально-технические училища, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, магазины, узлы связи, клубы и библиотеки, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребности населения без ограничения численности учащихся и населения. Обучение учащихся разных лет начальных классов сельских малокомплектных школ производится раздельно. Программы и методы обучения в сельской школе учитывают особенности аграрного труда и образа жизни на селе.

Закрытие малокомплектных школ, детских дошкольных учреждений, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, узлов связи, магазинов, клубов и библиотек осуществляется только по решению местных Советов народных депутатов и с согласия схода граждан, проживающих в населенных пунктах, где расположены эти учреждения и предприятия.

Хозяйственная деятельность убыточных предприятий покрывается за счет средств Советов народных депутатов.

Статья 23. Профессиональная подготовка и переподготовка высвобождающегося в связи с изменением условий занятости сельского населения осуществляется системой государственных, кооперативных учреждений и организаций, а также на индивидуальной основе. Финансирование специального образования сельскохозяйственной направленности производится за счет бюджетных средств РСФСР.

При сельских профтехучилищах создается сеть методических центров по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих кадров непосредственно на производстве.

Статья 24. Установить специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, повышенные на 25 процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, из средств бюджета Карельской АССР.

Местные Советы народных депутатов могут вводить дополнительные повышенные коэффициенты к заработной плате работникам вышеуказанных профессий в зависимости от территориального расположения учебно-воспитательных, медицинских, социально-культурных учреждений и уровня социально-экономического развития населенных пунктов, использовать контрактную систему найма специалистов.

Статья 25. Учреждения культуры, физкультуры и спорта, имеющие в составе доходов бюджетные средства, а также содержащиеся за счет средств предприятий и организаций, находящихся в сельской местности, освобождаются от всех видов платежей в местный и республиканский бюджеты.

Статья 26. На все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности через местные Советы народных депутатов распространяются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, в том числе по первоочередному обеспечению жильем, продуктами питания.

Статья 27. На выпускников педагогических вузов и училищ, других специалистов, прибывших на работу в сельские учебно-воспитательные, дошкольные и внешкольные учреждения, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и техникумы. Педагогические работники сельских учебных заведений обеспечиваются художественной, политической и специальной педагогической литературой, другой книгоиздательской продукцией на льготных основаниях, включая выплачиваемую государством денежную компенсацию на эти цели в размере 10 процентов заработной платы.

Статья 28. Функционирование системы образования на селе осуществляется педагогическими коллективами на основе комплекса нормативов, отвечающих современным требованиям по обеспечению учебно-воспитательного процесса.

Финансирование всех форм образования до объемов гарантированного нормативного уровня производится государством вне зависимости от наличия дополнительных источников финансовых средств.

Для финансирования целевых программ по развитию образования на селе создается республиканский фонд из бюджета РСФСР.

Статья 29. В порядке, установленном законодательством, во владение или пользование сельским учебно-воспитательным учреждениям местными Советами народных депутатов передаются земельные участки в размерах, соответствующих их потребностям, в том числе для создания и развития учебных подсобных хозяйств.



Первый заместитель Председателя Верховного Совета
Карельской АССР И.П.АЛЕКСАНДРОВ

Петрозаводск. 2 июля 1991 г.
N XII-7/196


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ