Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.


ЗАКОН КАРЕЛЬСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 28 ноября 1990 года N XII-4/113

"О занятости населения"



Утратил силу на основании

Закона Республики Карелия N 867-ЗРК от 29.04.05 года "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия в области занятости населения" , введенным в действие с 18.05.05 г. (Газета "Карелия" N 48 (1326) от 7 мая 2005 года, стр. 17)


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Карельской АССР регулирует отношения занятости в Карельской АССР, определяет организационные, правовые и социально - экономические гарантии граждан республики на труд и выбор вида занятости в условиях регулируемой рыночной экономики и различных форм собственности.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Государственная политика занятости.

Граждане, проживающие на территории Карельской АССР, имеют право на труд и право на выбор любого законного вида занятости.

Верховный Совет Карельской АССР утверждает и контролирует разработанную Советом Министров Карельской АССР республиканскую программу занятости. Совет Министров Карельской АССР утверждает структуру государственных органов занятости и определяет их компетенцию. Финансирование органов и программ занятости осуществляется за счет республиканского (РСФСР, КАССР) и местных бюджетов.

Государственную политику занятости в городах и районах республики осуществляют местные Советы народных депутатов.


Статья 2. Государственные гарантии занятости.

Карельская АССР в лице своих органов государственной власти и государственного управления гарантирует гражданам республики:

1. общеобразовательную и профессиональную подготовку;

2. право выбора вида занятости;

3. бесплатные услуги государственной службы занятости;

4. получение информации о свободных рабочих местах и вакансиях для специалистов;

5. помощь в трудоустройстве;

6. пособие по безработице;

7. материальную помощь безработным и их семьям в размере и порядке, устанавливаемых правительством республики.


Статья 3. Дополнительные гарантии занятости.

Совет Министров Карельской АССР разрабатывает и осуществляет мероприятия, обеспечивающие занятость отдельных категорий граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

В Карельской АССР дополнительные гарантии реализации права на труд устанавливаются следующим категориям граждан:

1. несовершеннолетним;

2. впервые поступающим на работу;

3. женщинам, имеющим малолетних детей, матерям-одиночкам и многодетным матерям;

4. инвалидам с ограниченной трудоспособностью;

5. лицам предпенсионного возраста;

6. высвобожденным в результате сокращения штатов или ликвидации предприятия;

7. высвобожденным из Вооруженных Сил СССР, органов государственной безопасности и внутренних дел в связи с мероприятиями по их сокращению и увольнению в запас по окончании сроков службы;

8. гражданам республики после отбытия наказания в исправительно-трудовых учреждениях или лечения в лечебно-трудовых профилакториях.

Статья 4. Государственная служба занятости Карельской АССР гарантирует регулярную публикацию статистических данных и информационных материалов о состоянии рынка труда.



Глава II. Права и обязанности граждан, связанные с занятостью


Статья 5. Виды занятости

В Карельской АССР признаются равнозначными следующие виды занятости:

1. на государственных предприятиях, в организациях, учреждениях, хозяйствах;

2. в арендных, кооперативных, акционерных, общественных и совместных с иностранным капиталом предприятиях и организациях;

3. работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными, инвалидами и престарелыми гражданами;

4. выполнение работ по договору, индивидуальная трудовая деятельность;

5. работа граждан за рубежом;

6. служба в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

7. очное обучение в общеобразовательных школах, профтехучилищах, высших учебных заведениях, другие виды очного обучения;

8. профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Законодательством Карельской АССР могут предусматриваться другие виды занятости.

Гражданин, имея занятость, предусмотренную п. 3 настоящей статьи, вправе претендовать на получение с помощью службы занятости работы на предприятии, в организации, учреждении, кооперативе (предприятие, организация, учреждение, кооператив - в дальнейшем именуются предприятие), а также на пособие по безработице и других компенсаций, предусмотренных статьями 9, 10 настоящего Закона.

Добровольная незанятость трудоспособных граждан допускается при наличии у них иных, не противоречащих законодательству источников доходов.


Статья 6. Право граждан на контрактную миграцию

Граждане Карельской АССР могут заключать через государственную службу занятости контрактные договоры о трудоустройстве с предприятиями, расположенными на территории других союзных и автономных республик или в другой местности данной союзной и автономной республики, а также за границей на срок до 3 лет.

На весь срок действия контрактного договора о трудоустройстве за гражданином бронируется жилая площадь по прежнему месту жительства.



Глава III. Социальные гарантии и компенсации для безработных


Статья 7. Статус безработного

Безработным признается трудоспособный гражданин, который по не зависящим от него причинам не имеет заработка или иного законного источника дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, зарегистрированный в государственной службе занятости, ищущий работу и выразивший готовность пройти переподготовку по имеющейся специальности или сменить профессию в связи с отсутствием прежней профессии в квалификационном справочнике.

Статус безработного гражданин приобретает на 11-й день с момента его регистрации в службе занятости.

Статья 8. Виды компенсаций безработным

Правительство республики содействует незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности. С этой целью оно гарантирует им выплату в установленном порядке следующих видов компенсаций:

1. пособие по безработице;

2. стипендии в период повышения квалификации или переобучения в рамках ученического договора с государственной службой занятости на срок до 6 месяцев в размере средней заработной платы по последнему месту работы. Для лиц, не имеющих трудового стажа - в размере минимальной заработной платы;

3. материальную помощь членам семьи безработного с учетом наличия иждивенцев;

4. оплату расходов на переезд семьи и провоз имущества к новому месту работы и жительства, а также выдачу единовременного пособия в размерах, установленных по сельскохозяйственному переселению;

5. сохранение на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средней заработной платы с учетом месячного пособия и непрерывного трудового стажа высвобождаемым работникам при реорганизации и ликвидации (банкротстве) предприятий, учреждений, организаций, сокращении штата работников, а также при обнаружении несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы.

Статья 9. Размер и порядок выплаты пособия по безработице

Гражданам, имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере:

а) 50 процентов средней заработной платы по последнему месту работы - при наличии трудового стажа не менее 3-х лет.

Указанное пособие выплачивается при условии, что гражданин в течение одного года, предшествующего регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу не менее 3-х месяцев. В случае потери работы в результате несчастного случая на производстве или наступлении профессионального заболевания выплата пособия в указанном размере производится независимо от трудового стажа. Размер пособия по безработице не должен быть ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, но не выше средней заработной платы, сложившейся в республике;

б) минимальной заработной платы - во всех иных случаях, включая граждан, ищущих работу впервые.

2. Пособие по безработице выплачивается с момента регистрации безработного до его трудоустройства, но не более 12 месяцев. Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до 3 месяцев в случае выдачи гражданину в соответствии с действующим порядком выходного пособия и других выплат при высвобождении с предприятий, из учреждений и организаций.

3. Уволенные за нарушение трудовой дисциплины, совершение правонарушения или преступления, а также уволившиеся более одного раза в году по собственному желанию, регистрируются государственной службой занятости, помощь в трудоустройстве им оказывается, но пособие по безработице не выплачивается.

4. В случае отказа безработного от двух предложений подходящей работы или переобучения на другую профессию, гарантирующую занятость, выплата пособия прекращается.

5. Отказ работодателей в приеме на работу не лишает безработного права получение пособия по безработице, если отказ не стимулируется самим безработным (несвоевременная явка на собеседование, дача заведомо неверных сведений о себе и т. д.).

6. За безработным сохраняется непрерывный трудовой стаж на период получения пособия по безработице, но не более 12 месяцев.

7. Если срок выплаты пособия закончился, а гражданину по не зависящим от него причинам не была предоставлена подходящая работа, ему может оказываться материальная и иная помощь, включая оплату пользования коммунальными услугами, общественным транспортом, погашение квартплаты и т. п.

8. Пособие по безработице выплачивается еженедельно учреждениями банка на основании чеков, выданных органами службы занятости.


Статья 10. Общественные работы

Общественные работы организуются для временной занятости безработных предприятиями и местными Советами народных депутатов при участии органов государственной службы занятости.

На граждан, занятых общественными работами, распространяются социальные гарантии, в том числе право на пенсионное обеспечение, оплату больничного листа и пособия по безработице.

Финансирование общественных работ производится предприятиями, для которых выполняются эти работы, а также, при необходимости, службой занятости.

Статья 11. Подходящая работа

Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке работника, учитывающая его возраст, трудовой стаж и опыт прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места.

Подходящей не может считаться работа, если:

- она значительно удалена от постоянного места жительства;

- заработная плата не соответствует среднереспубликанскому уровню по данной специальности (профессии);

- отказ от нее обоснован другими основаниями, в частности личным или семейным положением трудящихся.


Статья 12. Обязанности работодателя

1. Работодатели, высвобождающие работников, нуждающихся в дополнительной социальной защите, обязаны уведомлять их о предстоящем увольнении не менее, чем за 3 месяца.

2. При сокращении численности высвобождаемым работникам за 2 года до достижения ими пенсионного возраста и невозможности трудоустройства и при наличии необходимого трудового стажа для назначения пенсии предприятием выплачивается 75 процентов средней заработной платы.

При ликвидации предприятия высвобождаемым работникам за 2 года до достижения ими пенсионного возраста предоставляется право выхода на пенсию досрочно или получение пособия по безработице в течение 24 месяцев при невозможности их трудоустройства.

3. При прочих равных условиях работодатели в первую очередь принимают на работу лиц, зарегистрированных в государственной службе занятости.

4. Работодатели обязаны представлять в государственную службу занятости сведения о свободных рабочих местах и вакансиях не позднее 5 дней с момента их образования.

5. Работодатели для приглашения на временную работу граждан других стран, а также из других регионов страны обязаны получить соответствующие лицензии в государственной службе занятости.

Порядок контрактной миграции на работу за границу определяется государственной службой занятости.

6. Предприятие согласовывает свои планы использования трудовых ресурсов с местными Советами народных депутатов, а также создает специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными Советами народных депутатов.

Совет Министров Карельской АССР, исполкомы местных Советов народных депутатов освобождают предприятия, организации, учреждения от платежей в республиканский и местный бюджет за прием на работу лиц, не достигших 18-летнего возраста, инвалидов, пенсионеров, одиноких женщин, имеющих детей до 14 лет, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы и лечебно-трудовых профилакториев.



Глава IV. Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения


Статья 13. Источники финансирования

Мероприятия по обеспечению занятости населения финансируются из республиканских (РСФСР, АССР), районных, городских (городов республиканского подчинения) бюджетов, добровольных поступлений, а также за счет хозрасчетной деятельности государственной службы занятости.

Статья 14. Расходование республиканского фонда занятости

Средства республиканского фонда занятости расходуются:

1. на выплату пособий по безработице;

2. на обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;

3. на создание и содержание центров социально-трудовой реабилитации инвалидов, граждан, освобожденных после отбытия уголовного наказания и потерявших трудовые навыки;

4. на создание рабочих мест с нежесткими режимами труда для социально малозащищенных категорий населения;

5. на материальную помощь по окончании срока выплаты пособия по безработице;

6. на содержание и развитие службы занятости населения.


Глава V. Профсоюзы и занятость


Статья 15. Участие профсоюзов в содействии занятости

1. Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов республики и решений местных Советов народных депутатов.

2. Органы государственного управления, хозяйственные органы и профессиональные союзы регулярно проводят совместные консультации по проблемам занятости, заключают коллективные договоры (соглашения), направленные на обеспечение занятости и социальную защиту высвобождаемых работников и других категорий трудящихся.


Глава VI. Контроль и ответственность за нарушение законодательства о занятости населения


Статья 16. Органы, осуществляющие контроль

Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляется Советами народных депутатов, соответствующими государственными органами, профессиональными союзами и инспекцией государственной службы занятости.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о занятости

Лица, виновные в нарушении Закона о занятости населения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Порядок разрешения споров

Все споры по применению настоящего Закона разрешаются в судебном порядке.

Первый заместитель председателя
Верховного Совета Карельской АССР
И. П. АЛЕКСАНДРОВ

г. Петрозаводск.
28 ноября 1990 г.

Текст документа сверен по:
"Ленинская правда"
12 декабря 1990 г.
2 стр.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ