ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КАРЕЛЬСКОЙ АССР
О
порядке внесения и рассмотрения
запросов народных депутатов
на сессиях Верховного Совета Карельской
АССР
Президиум Верховного Совета
Карельской АССР постановляет:
Методические рекомендации для народных
депутатов Верховного Совета Карельской
АССР "О порядке внесения и
рассмотрения запросов народных
депутатов на сессиях Верховного Совета
Карельской АССР" утвердить
(прилагаются).
Первый
заместитель Председателя Верховного
Совета
Карельской АССР И.П.АЛЕКСАНДРОВ
Петрозаводск. 12 апреля 1991 г.
О
ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ
ЗАПРОСОВ
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НА СЕССИЯХ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
КАРЕЛЬСКОЙ АССР
( Методические рекомендации для народных
депутатов
Верховного Совета Карельской АССР)
В
соответствии со статьей 109 Регламента
Верховного Совета Карельской АССР
народный депутат, группа депутатов,
постоянная комиссия Верховного Совета
вправе обратиться с запросом к
соответствующим государственным
органам и должностным лицам дать
официальное разъяснение или изложить
позицию по вопросу, имеющему важное
значение для государственного,
хозяйственного и социального
строительства Карельской АССР.
Запрос наиболее тесно связан с
индивидуальной работой депутата, с
обеспечением ему возможности получить
поддержку всего Верховного Совета в
решении проблемы, представляющей
общественный интерес.
Поэтому депутаты используют право
запроса в случаях, когда принимаемые ими
меры не привели к устранению имеющихся
недостатков, нарушений и необходимо
вмешательство Верховного Совета.
При необходимости запросы перед
внесением их на сессии могут
рассматриваться в соответствующих
постоянных комиссиях.
Запрос может быть сделан по любому
вопросу в пределах компетенции
Верховного Совета независимо от
повестке дня сессии.
Запрос отличается от обращения, вопроса
депутата правовым статусом, содержанием
и особой процедурой рассмотрения.
Вопросы преследуют цель получить
информацию по поводу обстоятельств,
неясных депутату.
Если даже поступившие вопросы имеют
критическую направленность, то и в этом
случае они затрагивают, как правило, не
менее значительные дела, чем те, которые
требуют внесения запроса.
Вопрос и запрос различаются и по
юридическим последствиям. Вопрос не
включается в повестку дня сессии, и по
нему, как правило, не открываются прения
и не принимается постановление
Верховного Совета.
Запрос существенно отличается и от
обращений народных депутатов. Обращение
адресуется депутатами непосредственно в
государственные и общественные органы и
должностным лицам вне сессии Верховного
Совета. Ответ на обращение направляется
лично депутату.
Запросы вносятся в связи с невыполнением
Советом Министров, предприятиями,
организациями постановлений Верховного
Совета, его Президиума, рекомендаций
постоянных комиссий, наказов
избирателей, обещаний, данных
руководителями в ответ на обращения,
критические замечания и предложения
депутатов. Они могут иметь место и в
случаях, когда нарушается
законодательство.
В соответствии с Конституцией (Основным
Законом) Карельской Автономной
Советской Социалистической Республики (
статья 196) народный депутат может
обратиться с запросом к Председателю
Верховного Совета Карельской АССР, к
Совету Министров Карельской АССР, к
руководителям других органов,
образуемых или избираемых Верховным
Советом Карельской АССР, а также в адрес
руководителей министерств,
государственных комитетов и ведомств
РСФСР, предприятий, учреждений и
организаций союзного и республиканского
(РСФСР) подчинения, расположенных на
территории Карельской АССР, по вопросам,
отнесенным к ведению Карельской АССР.
Запрос может быть внесен в письменной
или устной форме, как непосредственно на
сессии Совета, так и заблаговременно.
Депутатский запрос составляется в
произвольной форме, однако
целесообразно его составлять по
следующей схеме:
- указывается, кому адресован запрос;
- приводятся факты нарушения Закона или
постановления Верховного Совета, его
Президиума, невыполнения наказов
избирателей и т.п.;
- указывается, что конкретно было сделано
депутатом (группой депутатов),
постоянной комиссией для устранения
вышеназванных недостатков, какие меры
принимались, кто давал обещания по
улучшению деятельности в
рассматриваемом вопросе, но
впоследствии их не выполнил;
- в чем, по мнению депутата (группы
депутатов), постоянной комиссии, должен
заключаться ответ на запрос (т.е. что и
когда должно быть сделано для решения
названной проблемы).
Если запрос изложен в письменной форме и
вносится группой депутатов, то он
подписывается всеми внесшими его
депутатами. Запрос от имени постоянной
комиссии, изложенный в письменной форме,
подписывается ее руководителем. Если
запрос вносится от имени постоянной
комиссии, то до его внесения должно
состояться заседание комиссии, на
котором решается вопрос о
целесообразности его внесения, на сессию
Верховного Совета. Ход обсуждения
данного вопроса отражается в протоколе
постоянной комиссии.
Запрос, внесенный в письменной форме,
подлежит обязательному оглашению на
сессии. В том случае, если депутат на
сессии решил внести устный запрос, он
должен направить записку
председательствующему сессии через
секретариат с просьбой предоставить ему
слово для внесения депутатского запроса.
Депутат, внесший запрос, просит принять
его к рассмотрению и включить в повестку
дня сессии.
После внесения устного запроса либо
оглашения письменного запроса
председательствующий ставит на
голосование вопрос о включении запроса в
повестку дня сессии.
Ответ на запрос, как это предусмотрено
Конституцией Карельской АССР, должен
быть дан не позднее чем в трехдневный
срок в устной или письменной форме.
Если для подготовки ответа необходимо
время для изучения положения дел,
получения необходимой информации, то в
своем выступлении на сессии должностное
лицо, к которому адресован запрос,
обращается с аргументированной просьбой
к Верховному Совету дать на подготовку
ответа определенное время.
Если ответ будет подготовлен к
установленному Советом сроку, но в
межсессионный период, то его содержание
сообщается депутату (группе депутатов),
внесшему запрос, и затем в обязательном
порядке оглашается на очередной сессии и
принимается постановление.
В случае, когда ответ на запрос дается на
следующей сессии (он обязательно
включается в проект повестки дня сессии),
то председательствующий на сессии или
должностное лицо, выступающее с ответом
на запрос, напоминает депутатам
содержание запроса, а затем отвечает на
него.
По включенному в повестку дня сессии
запросу могут открываться прения. По
ответу на запрос принимается
постановление с учетом мнений депутатов,
выступивших в ходе прений. После
получения на сессии ответа на запрос
депутат, внесший его, может предложить
проект постановления с оценкой действий
данного должностного лица или органа и
мерами, которые необходимо принять для
устранения недостатков и упущений.
К подготовке проекта постановления
обязательно привлекается депутат
(группа депутатов), внесших запрос. О
выполнении постановлений, принятых по
запросам, депутаты информируются по
истечении контрольного срока.