Внимание! Документ недействующий.
Комментарии "Нарушитель? Отвечай.
Налоговый кодекс: ч. 1 "
В связи
с введением в действие с 1 января 1999 года
Общей части Налогового кодекса
утрачивает силу Закон РФ от 27.12.91 № -2118-1
"Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", которым
регламентировались основные принципы
взаимоотношений налогоплательщиков и
налоговых органов.
Нельзя утверждать, что Общая часть
Налогового кодекса кардинально меняет
эти отношения, но некоторые изменения,
касающиеся непосредственно контроля за
полнотой и своевременностью уплаты
налогов, заслуживают внимания как
налогоплательщиков, так и
налоговиков.
Так, статьями 82 - 105 кодекс дает
разъяснение по видам налоговых проверок,
которые осуществляют налоговые органы,
периодичности и особенностям их
проведения. Данные нормы дают четкое
представление налогоплательщику о
действиях налоговых органов, разъясняют
их права и обязанности по отношению друг
к другу.
Порядок проведения налоговых проверок,
регламентированный Налоговым кодексом,
имеет значительное отличие от
существующего порядка.
В соответствии со ст.87 НК выездными
налоговыми проверками, то есть
проверками с выходом непосредственно к
налогоплательщику, могут быть охвачены
не более чем три календарных года
деятельности налогоплательщика,
предшествовавших году проведения
проверки.
Запрещается проведение налоговыми
органами повторных выездных налоговых
проверок по одним и тем же налогам,
подлежащим уплате или уже уплаченным
налогоплательщиком за уже проверенный
период, за исключением случаев, когда
такая проверка проводится в связи с
реорганизацией или ликвидацией
организации налогоплательщика, а также
когда проводится проверка вышестоящим
налоговым органом в порядке контроля за
деятельностью нижестоящей налоговой
инспекции.
На основании ст.89 НК налоговая проверка
должна проводиться не чаще одного раза в
год и не может продолжаться более 2
месяцев:
В отличие от существующего до 01.01.99
порядка проведения налоговых проверок
уполномоченные должностные лица
налоговых органов, осуществляющие
проверку, при необходимости могут
проводить инвентаризацию имущества
налогоплательщика, а также проводить
осмотр (обследование) производственных,
складских, торговых и иных помещений и
территорий, связанных с содержанием
объектов налогообложения.
Налоговый кодекс в отличие от норм
Закона "0б основах налоговой системы в
РФ" предусматривает привлечение к
получению необходимой информации
свидетелей, которыми могут быть любые
физические лица, которым могут быть
известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для осуществления
налогового контроля.
Необходимо отметить, что новое налоговое
законодательство в отличие от
существующего предусматривает меры
ответственности за:
а) незаконное воспрепятствование
доступу должностного лица налогового
органа - штраф в размере 5 тысяч рублей;
б) непредоставление организацией
налоговому органу сведений о
налогоплательщике - штраф 5 тысяч рублей,
физическим лицом - 500 рублей;
в) отказ от предоставления документов и
предметов по запросу налогового органа -
штраф 5 тысяч рублей;
г) отказ свидетеля от дачи показаний, а
также дача заведомо ложных показаний -
штраф 3 тысячи рублей; неявка либо
уклонение без уважительной причины лица,
вызываемого по делу о налоговом
правонарушении в качестве свидетеля, -1
тысяча рублей.
Представляет интерес новый порядок
применения финансовых санкций.
Необходимо отметить их значительное
снижение по сравнению с действующим
порядком до 1 января 1999 года.
Так, неуплата или неполная уплата сумм
налога в результате занижения
налогооблагаемой базы или неправильного
исчисления налога по итогам налогового
периода, выявленные при выездной
проверке, влечет взыскание штрафа в
размере 20% от неуплаченной суммы налога
(до 01.01.99 - 100%). Те же действия, но
совершенные умышленно - соответственно
40% (До 01.01.99 - штраф в пятикратном размере -
500%).
Кроме применения к нарушителям
налогового законодательства финансовых
санкций, Налоговый кодекс
предусматривает привлечение к
административной ответственности
должностных лиц, допустивших нарушения.
В таких случаях по выявленным налоговым
органом нарушениям, за которые
налогоплательщики - физические лица или
должностные лица налогоплательщиков -
организаций подлежат привлечению к
административной ответственности,
уполномоченное лицо налогового органа,
проводившее проверку, составляет
протокол об административном
правонарушении.
Налоговый орган обязан предложить
налогоплательщику (иному обязанному
лицу) добровольно уплатить
соответствующую сумму налоговой
санкции, направив соответствующее
требование об уплате налога.
В случае, если налогоплательщик
отказался добровольно уплатить сумму
налоговой санкции или пропустил срок
уплаты, указанный в требовании,
налоговый орган обращается в суд с
исковым заявлением о взыскании с данного
лица налоговой санкции, установленной
Налоговым кодексом, за совершение
данного налогового правонарушения.
После вынесения решения о привлечении
налогоплательщика к ответственности за
совершение налогового правонарушения
соответствующий налоговый орган
обращается с исковым заявлением в суд о
взыскании с лица, привлекаемого к
ответственности за совершение
налогового правонарушения, налоговой
санкции, установленной Налоговым
кодексом.
Коренным образом изменен подход к
применению финансовых санкций к
некоторым видам налоговых
правонарушений, которые до января 1999
года фактически таковыми не являются. К
ним относится, например, уклонение от
постановки на налоговый учет. В
соответствии со ст. 116 - 117 при нарушении
установленного срока подачи заявления о
постановке на налоговый учет
предусмотрен штраф 5 тысяч рублей.
При уклонении от постановки на учет (при
наличии деятельности) более 90 дней
влечет взыскание штрафа в размере 10
процентов от доходов, полученных в
течение указанного времени в результате
такой деятельности, но не менее 20 тысяч
рублей.
При нарушении налогоплательщиком
установленного Налоговым Кодексом срока
представления в налоговый орган
информации об открытии и закрытии им
счета в каком-либо банке, если это не
повлекло за собой неуплату налогов,
влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч
рублей; если повлекло за собой неуплату
налогов - соответственно 10 процентов от
общей суммы денежных средств,
поступивших на счет за период задержки
представления или непредставления
сведений об открытии этого счета.
Ольга
Александрова, сотрудник отдела
организационно методической работы
и контроля за деятельностью налоговых
органов
Текст сверен
по
газета "Карелия"
30 октября - 5 ноября 1998 г.
№ 45 (508),с.17