Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ



Внимание! Документ недействующий.


Комментарии "Нарушитель? Отвечай. Налоговый кодекс: ч. 1 "

В связи с введением в действие с 1 января 1999 года Общей части Налогового кодекса утрачивает силу Закон РФ от 27.12.91 № -2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которым регламентировались основные принципы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Нельзя утверждать, что Общая часть Налогового кодекса кардинально меняет эти отношения, но некоторые изменения, касающиеся непосредственно контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов, заслуживают внимания как налогоплательщиков, так и налоговиков.

Так, статьями 82 - 105 кодекс дает разъяснение по видам налоговых проверок, которые осуществляют налоговые органы, периодичности и особенностям их проведения. Данные нормы дают четкое представление налогоплательщику о действиях налоговых органов, разъясняют их права и обязанности по отношению друг к другу.

Порядок проведения налоговых проверок, регламентированный Налоговым кодексом, имеет значительное отличие от существующего порядка.

В соответствии со ст.87 НК выездными налоговыми проверками, то есть проверками с выходом непосредственно к налогоплательщику, могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уже уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика, а также когда проводится проверка вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящей налоговой инспекции.

На основании ст.89 НК налоговая проверка должна проводиться не чаще одного раза в год и не может продолжаться более 2 месяцев:

В отличие от существующего до 01.01.99 порядка проведения налоговых проверок уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, при необходимости могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также проводить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у проверяющих должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится изъятие этих документов.

Налоговый кодекс в отличие от норм Закона "0б основах налоговой системы в РФ" предусматривает привлечение к получению необходимой информации свидетелей, которыми могут быть любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Необходимо отметить, что новое налоговое законодательство в отличие от существующего предусматривает меры ответственности за:

а) незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа - штраф в размере 5 тысяч рублей;

б) непредоставление организацией налоговому органу сведений о налогоплательщике - штраф 5 тысяч рублей, физическим лицом - 500 рублей;

в) отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа - штраф 5 тысяч рублей;

г) отказ свидетеля от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний - штраф 3 тысячи рублей; неявка либо уклонение без уважительной причины лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, -1 тысяча рублей.

Представляет интерес новый порядок применения финансовых санкций.

Необходимо отметить их значительное снижение по сравнению с действующим порядком до 1 января 1999 года.

Так, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной проверке, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (до 01.01.99 - 100%). Те же действия, но совершенные умышленно - соответственно 40% (До 01.01.99 - штраф в пятикратном размере - 500%).

Кроме применения к нарушителям налогового законодательства финансовых санкций, Налоговый кодекс предусматривает привлечение к административной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения. В таких случаях по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении.

Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с действующим административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному обязанному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, направив соответствующее требование об уплате налога.

В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом.

Коренным образом изменен подход к применению финансовых санкций к некоторым видам налоговых правонарушений, которые до января 1999 года фактически таковыми не являются. К ним относится, например, уклонение от постановки на налоговый учет. В соответствии со ст. 116 - 117 при нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на налоговый учет предусмотрен штраф 5 тысяч рублей.

При уклонении от постановки на учет (при наличии деятельности) более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей.

При нарушении налогоплательщиком установленного Налоговым Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей; если повлекло за собой неуплату налогов - соответственно 10 процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.

Ольга Александрова, сотрудник отдела
организационно методической работы
и контроля за деятельностью налоговых органов

Текст сверен по
газета "Карелия"
30 октября - 5 ноября 1998 г.
№ 45 (508),с.17


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2023 Кодекс ИТ