
Внимание! Документ недействующий.
Комментарии "Нарушитель? Отвечай.
Налоговый кодекс: ч. 1 "
В связи
с введением в действие с 1 января 1999 года
Общей части Налогового кодекса
утрачивает силу Закон РФ от 27.12.91 № -2118-1
"Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", которым
регламентировались основные принципы
взаимоотношений налогоплательщиков и
налоговых органов.
Нельзя утверждать, что Общая часть
Налогового кодекса кардинально меняет
эти отношения, но некоторые изменения,
касающиеся непосредственно контроля за
полнотой и своевременностью уплаты
налогов, заслуживают внимания как
налогоплательщиков, так и налоговиков.
Так, статьями 82 - 105 кодекс дает
разъяснение по видам налоговых проверок,
которые осуществляют налоговые органы,
периодичности и особенностям их
проведения. Данные нормы дают четкое
представление налогоплательщику о
действиях налоговых органов, разъясняют
их права и обязанности по отношению друг
к другу.
Порядок проведения налоговых проверок,
регламентированный Налоговым кодексом,
имеет значительное отличие от
существующего порядка.
В соответствии со ст.87 НК выездными
налоговыми проверками, то есть
проверками с выходом непосредственно к
налогоплательщику, могут быть охвачены
не более чем три календарных года
деятельности налогоплательщика,
предшествовавших году проведения
проверки.
Запрещается проведение налоговыми
органами повторных выездных налоговых
проверок по одним и тем же налогам,
подлежащим уплате или уже уплаченным
налогоплательщиком за уже проверенный
период, за исключением случаев, когда
такая проверка проводится в связи с
реорганизацией или ликвидацией
организации налогоплательщика, а также
когда проводится проверка вышестоящим
налоговым органом в порядке контроля за
деятельностью нижестоящей налоговой
инспекции.
На основании ст.89 НК налоговая проверка
должна проводиться не чаще одного раза в
год и не может продолжаться более 2
месяцев:
В отличие от существующего до 01.01.99
порядка проведения налоговых проверок
уполномоченные должностные лица
налоговых органов, осуществляющие
проверку, при необходимости могут
проводить инвентаризацию имущества
налогоплательщика, а также проводить
осмотр (обследование) производственных,
складских, торговых и иных помещений и
территорий, связанных с содержанием
объектов налогообложения.
При наличии у проверяющих должностных
лиц достаточных оснований полагать, что
документы, свидетельствующие о
совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, скрыты, изменены или
заменены, проводится изъятие этих
документов.
Налоговый кодекс в отличие от
норм Закона "0б основах налоговой
системы в РФ" предусматривает
привлечение к получению необходимой
информации свидетелей, которыми могут
быть любые физические лица, которым
могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для
осуществления налогового контроля.
Необходимо отметить, что новое налоговое
законодательство в отличие от
существующего предусматривает меры
ответственности за:
а) незаконное воспрепятствование
доступу должностного лица налогового
органа - штраф в размере 5 тысяч рублей;
б) непредоставление организацией
налоговому органу сведений о
налогоплательщике - штраф 5 тысяч рублей,
физическим лицом - 500 рублей;
в) отказ от предоставления документов и
предметов по запросу налогового органа -
штраф 5 тысяч рублей;
г) отказ свидетеля от дачи показаний, а
также дача заведомо ложных показаний -
штраф 3 тысячи рублей; неявка либо
уклонение без уважительной причины лица,
вызываемого по делу о налоговом
правонарушении в качестве свидетеля, -1
тысяча рублей.
Представляет интерес новый порядок
применения финансовых санкций.
Необходимо отметить их значительное
снижение по сравнению с действующим
порядком до 1 января 1999 года.
Так, неуплата или неполная уплата сумм
налога в результате занижения
налогооблагаемой базы или неправильного
исчисления налога по итогам налогового
периода, выявленные при выездной
проверке, влечет взыскание штрафа в
размере 20% от неуплаченной суммы налога
(до 01.01.99 - 100%). Те же действия, но
совершенные умышленно - соответственно
40% (До 01.01.99 - штраф в пятикратном размере -
500%).
Кроме применения к нарушителям
налогового законодательства финансовых
санкций, Налоговый кодекс
предусматривает привлечение к
административной ответственности
должностных лиц, допустивших нарушения.
В таких случаях по выявленным налоговым
органом нарушениям, за которые
налогоплательщики - физические лица или
должностные лица налогоплательщиков -
организаций подлежат привлечению к
административной ответственности,
уполномоченное лицо налогового органа,
проводившее проверку, составляет
протокол об административном
правонарушении.
Рассмотрение дел об этих
правонарушениях и применение
административных санкций в отношении
должностных лиц
организаций-налогоплательщиков и
физических лиц - налогоплательщиков,
виновных в их совершении, производятся
налоговыми органами в соответствии с
действующим административным
законодательством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Налоговый орган обязан
предложить налогоплательщику (иному
обязанному лицу) добровольно уплатить
соответствующую сумму налоговой
санкции, направив соответствующее
требование об уплате налога.
В случае, если налогоплательщик
отказался добровольно уплатить сумму
налоговой санкции или пропустил срок
уплаты, указанный в требовании,
налоговый орган обращается в суд с
исковым заявлением о взыскании с данного
лица налоговой санкции, установленной
Налоговым кодексом, за совершение
данного налогового правонарушения.
После вынесения решения о привлечении
налогоплательщика к ответственности за
совершение налогового правонарушения
соответствующий налоговый орган
обращается с исковым заявлением в суд о
взыскании с лица, привлекаемого к
ответственности за совершение
налогового правонарушения, налоговой
санкции, установленной Налоговым
кодексом.
Коренным образом изменен подход к
применению финансовых санкций к
некоторым видам налоговых
правонарушений, которые до января 1999
года фактически таковыми не являются. К
ним относится, например, уклонение от
постановки на налоговый учет. В
соответствии со ст. 116 - 117 при нарушении
установленного срока подачи заявления о
постановке на налоговый учет
предусмотрен штраф 5 тысяч рублей.
При уклонении от постановки на учет (при
наличии деятельности) более 90 дней
влечет взыскание штрафа в размере 10
процентов от доходов, полученных в
течение указанного времени в результате
такой деятельности, но не менее 20 тысяч
рублей.
При нарушении налогоплательщиком
установленного Налоговым Кодексом срока
представления в налоговый орган
информации об открытии и закрытии им
счета в каком-либо банке, если это не
повлекло за собой неуплату налогов,
влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч
рублей; если повлекло за собой неуплату
налогов - соответственно 10 процентов от
общей суммы денежных средств,
поступивших на счет за период задержки
представления или непредставления
сведений об открытии этого счета.
Ольга
Александрова, сотрудник отдела
организационно методической работы
и контроля за деятельностью налоговых
органов
Текст сверен
по
газета "Карелия"
30 октября - 5 ноября 1998 г.
№ 45 (508),с.17