Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Именем Республики Карелия

Постановление

О проверке конституционности абзаца второго части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия “Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости
патентов для субъектов малого предпринимательства”
№ 123-ЗРК от 7 июня 1996 года

20 октября 1998 года
г. Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего О.Переплеснина, судей П.Союнена, В.Сухачевой, руководствуясь пунктом 3 статьи 2, статьей 51 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия”, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца второго части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства” № 123-ЗРК от 7 июня 1996 года в редакции Законов Республики Карелия от 19 октября 1997 года № 225-ЗРК и от 18 декабря 1997 года № 240-ЗРК в части лишения физических лиц, оказывающих транспортные услуги ( по перевозке пассажиров и грузов), права выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к принятой ранее системе.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство М.Игнатенко - субъекта малого предпринимательства, осуществляющего деятельность по оказанию транспортных услуг без образования юридического лица, о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 1 вышеназванного Закона Республики Карелия.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли указанные положения Конституции Республики Карелия.

Заслушав М.Игнатенко и его представителя - адвоката С.Сизову; представителей Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия- заместителя Председателя Палаты Представителей депутата А.Леккерева и начальника юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Е.Степанову; представителя Председателя Правительства Республики Карелия - заведующую отделом правового обеспечения и государственной службы Администрации Председателя Правительства Республики Карелия Т.Игнатьеву; заместителя Председателя Палаты Республики депутата А.Чаженгина; заместителя начальника Государственной налоговой инспекции по г.Петрозаводску В.Александрову; главного юрисконсульта Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия И.Беньяминова; главного госналогинспектора Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия Л.Рогозину, исследовав материалы дела, Конституционный Суд

установил :

1. Закон Республики Карелия “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства” принят Палатой Представителей 30 мая 1996 года, подписан Председателем Правительства 7 июня 1996 года и опубликован в газете “Карелия” № 73 от 2 июля 1996 года. Индивидуальным предпринимателям на добровольной основе в предусмотренном Законом порядке предоставлялось право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к принятой ранее системе (абзац второй пункт 1 статьи 1).

Законом Республики Карелия от 14 октября 1997 года Палата Представителей дополнила последнее предложение второго абзаца пункта 1 статьи 1 указанного выше Закона словами “за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории республики торговую деятельность, а также оказывающих транспортные услуги (по перевозке пассажиров и грузов). Для данной категории индивидуальных предпринимателей, регистрирующих свою деятельность, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности является обязательным, равно как и переход на эту систему индивидуальных предпринимателей, уже осуществляющих торговую деятельность и оказывающих транспортные услуги, в случае, если в течение предшествовавших 12-ти месяцев совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил 100000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного на первый день квартала, в котором осуществляется переход”.

Данный Закон 19 октября 1997 года подписан Председателем Правительства Республики Карелия и опубликован в газете “Карелия” № 45(456) от 7 ноября 1997 года.

11 декабря 1997 года Палата Представителей приняла новую редакцию абзаца второго пункта 1 статьи 1: “Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Законом, за исключением иностранных физических лиц, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации, осуществляющих на территории республики торговую деятельность, а также физических лиц, оказывающих транспортные услуги (по перевозке пассажиров и грузов)”.

Закон 18 декабря 1997 года подписан Председателем Правительства Республики Карелия , 26 декабря 1997 года опубликован в газете “Карелия” № 52 и вступил в силу с 1 января 1998 года.

2. В жалобе М.Игнатенко указывает, что в январе 1998 года в соответствии с вышеназванным Законом он вынужден был написать заявление с просьбой о переводе его на упрощенную систему налогообложения.

По его мнению, лишение Законом Республики Карелия индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием транспортных услуг, права выбора на добровольной основе системы налогообложения, учета и отчетности, в том числе, права перехода на упрощенную систему налогообложения, носит дискриминационный характер, нарушает принцип равенства граждан перед законом, независимо от рода и характера занятий, приводит к ограничению прав и свобод, гарантированных Конституцией Республики Карелия (статьями 11, 12, 16, 17, 39).

Кроме того, он также считает, что изъятия, установленные Законом Республики Карелия для физических лиц, занимающихся оказанием транспортных услуг, противоречат Закону Российской Федерации “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ, которым все субъекты малого предпринимательства поставлены в равные условия без каких-либо исключений.

Поскольку установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон (пункт “и” статьи 72, пункты 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статья 41, пункт 8 статьи 42 Конституции Республики Карелия).

3. Исходя из требований статьи 51 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия”, предметом рассмотрения в Конституционном Суде по жалобе М.Игнатенко являются положения абзаца второго пункта 1 статьи 1 Закона Республики Карелия “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства” в редакции Законов от 19 октября и 18 декабря 1997 года, на основании которых он, будучи индивидуальным предпринимателем, осуществляющим транспортные услуги, в обязательном порядке переведен Государственной налоговой инспекцией по г. Петрозаводску на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

В этой части жалоба М.Игнатенко является допустимой.

При рассмотрении настоящего дела Конституционный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе.

4. Согласно статье 72 (пункт “и” части 1) Конституции Российской Федерации и пункту 8 статьи 42 Конституции Республики Карелия установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации ( часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статья 41 Конституции Республики Карелия).
В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Из этого положения следует, что субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать нормы налогового законодательства в нарушение принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

На основании статьи 18 Конституции Российской Федерации орган законодательной власти должен руководствоваться требованиями о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.

В законах, регулирующих вопросы налогообложения, должны учитываться такие конституционные принципы, как принцип равенства и принцип соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (часть 1 статьи 19, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статья 12 Конституции Республики Карелия).

В части рассматриваемых положений республиканский Закон на момент его принятия 7 июня 1996 года соответствовал положениям Федерального Закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 22 декабря 1995 года.

Оба законодательных акта содержали принципиальное положение о праве выбора субъектами малого предпринимательства системы налогообложения, учета и отчетности, перехода к упрощенной системе или возврата к принятой ранее системе.

Закон Республики Карелия в редакциях от 19 октября и 18 декабря 1997 года положениями абзаца второго пункта 1 статьи 1 лишил индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию транспортных услуг, права добровольности выбора системы налогообложения, учета и отчетности и перехода к упрощенной системе, что противоречит части 1 статьи 1 Федерального Закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29 декабря 1995 года и статьям 2, 41 Конституции Республики Карелия.

5. Федеральный Закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, принятый 31 июля 1998 года, содержит принципиально новые положения, регулирующие единый налог.

В соответствии с Федеральным Законом “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 31 июля 1998 года № 149-ФЗ в пункт 1 статьи 20 этого Закона внесено дополнение, в соответствии с которым единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности отнесен к числу налогов республик в составе Российской Федерации.

Регулирование федеральным законом данного республиканского налога носит рамочный характер. Поэтому наполнение соответствующих элементов налоговых обязательств конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации, что вытекает из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт “и” части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статей 2 (часть 5) и 41 Конституции Республики Карелия.

Федеральный закон о едином налоге определил основные параметры налогообложения по объекту, субъектам, ставке и порядку расчета единого налога, порядку его зачисления и предоставил субъектам Федерации право принятия нормативных правовых актов о его установлении, введении в действие и конкретизации указанных выше общих правовых положений.

Этим Федеральным Законом предоставлено право законодателю субъекта Федерации устанавливать нормы, обязывающие, в частности, физических лиц, оказывающих транспортные услуги, к уплате единого налога на вмененный доход.

Однако на момент рассмотрения настоящего дела Судом Закон Республики Карелия об установлении и введении в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности не принят.

Поэтому в соответствии с правовыми предписаниями статьи 11 Федерального Закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” регулирование отношений в этой сфере должно осуществляться рассматриваемым Законом Республики Карелия с учетом положений, изложенных в пункте 4 мотивировочной части настоящего Постановления, и в соответствии с Законом Российской Федерации “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29 декабря 1995 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 56 Закона “О Конституционном Суде Республики Карелия”, Конституционный Суд

постановил :

1. Признать положение абзаца второго пункта 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 7 июня 1996 года “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства” в редакции от 19 октября 1997 года в части обязательности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги , не соответствующим статьям 2, 41 Конституции Республики Карелия.

2. Признать правовое предписание абзаца второго пункта 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 7 июня 1996 года “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства” в редакции от 18 декабря 1997 года, содержащееся в словах “а также физических лиц, оказывающих транспортные услуги (по перевозке пассажиров и грузов)”, не соответствующим статьям 2, 41 Конституции Республики Карелия.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона “О Конституционном Суде Республики Карелия”, части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона “О Конституционном Суде Республики Карелия” настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете “Карелия” и сборнике “Собрание законодательства Республики Карелия”.

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по

газета "Карелия"
30 октября - 5 ноября 1998 г.
№ 45(508),с.18

О проверке конституционности абзаца второго части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства” № 123-ЗРК

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 20.10.1998 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 20.10.1998

Опубликован: газета "Карелия" 30 октября - 5 ноября 1998 г. № 45(508), "Собрание законодательства Республики Карелия" № 5 (май 1999 г.), ст. 762




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919001760

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919001760

Ссылается на


На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane