Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Именем Республики Карелия

Постановление

[О проверке конституционности части 1 статьи 14 и отдельных положений статьи 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях"]

г.Петрозаводск
6 мая 1997 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего, судьи П.А. Союнена, судей Л.М. Жарковой, В.В. Сухачевой, руководствуясь статьей 87 (часть5) Конституции Республики Карелия, статьями 2 (пункт 3), 51 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 14 и отдельных положений статьи 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина П.Г. Киселева на нарушение его конституционных прав и свобод применением части 1 статьи 14, отдельных положений статьи 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статьям 24, 29 Конституции Республики Карелия часть 1 статьи 14, предусматривающая административную ответственность за уклонение водителей транспортных средств от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения, и положения статьи 38 о рассмотрении дел и наложении административных взысканий за данное правонарушение органами внутренних дел Республики Карелия.

Заслушав объяснения представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия депутата С.Г. Ушакова, консультанта юридического отдела О.А. Прокиной, представителя Председателя Правительства Республики Карелия А.П. Андреева, представителя депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия С.Л. Катанандова - Игнатьевой Т.П., исследовав имеющиеся в деле материалы, Конституционный Суд Республики Карелия установил:

1. Согласно статье 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" органы внутренних дел ( милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14, в отношении водителей транспортных средств, уклоняющихся от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения.

Постановлением начальника ОГАИ г.Костомукша от 22.08.96 Киселев П.Г. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" и лишен права управления транспортными средствами сроком на 2 года.

Решением Костомукшского городского народного суда от 04.12.96 Киселеву П.Г. отказано в удовлетворении жалобы на данное постановление.

22.01.97 жалоба Киселева П.Г. рассмотрена Верховным Судом Республики Карелия и также оставлена без удовлетворения.

При рассмотрении жалоб Киселева П.Г. народным судом города Костомукша и Верховным Судом Республики Карелия подтверждена правомерность применения Закона Республики Карелия и не установлено оснований для признания его недействительным ( статья 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Киселев П.Г. оспаривает конституционность части 1 статьи 14 и соответствующие положения статьи 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях". По его мнению, эти нормы не соответствуют статьям 165 и 203 ( о компетенции органов внутренних дел) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, их применение ограничивает его права на свободу и личную неприкосновенность, судебную защиту.

Рассмотрение дел по жалобам граждан о конституционности закона Республики Карелия , примененного в конкретном деле, осуществляется Судом согласно Закону "О Конституционном Суде Республики Карелия", статьям 51, 52 (пункт 9 части 3), 58 только на предмет проверки соответствия нормам Конституции Республики Карелия, в которых предусмотрены права и свободы, нарушенные или незащищенные по мнению заявителя.

2. Провозглашенное в статье 24 ( часть 1) Конституции Республики Карелия право на свободу и личную неприкосновенность включает право не подвергаться ограничениям без предусмотренных законом оснований.

Условия такого правомерного ограничения устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации ( статья 55 часть 3) федеральным законом, в данном случае статьей 245 КоАП РСФСР, предусматривающей направление на освидетельствование на состояние опьянения водителей при наличии к тому достаточных оснований.

Ответственность водителей за уклонение от прохождения освидетельствования определена статьей 165 КоАП РСФСР наряду с другими правонарушениями, посягающими на установленный порядок управления.

Норма части 1 статьи 14 Закона Республики Карелия по диспозиции и примененной к заявителю санкции соответствует статье 165 КоАП РСФСР, принята в рамках компетенции Республики Карелия согласно пункту 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия ( административное законодательство), влечет ограничения свободы и личной неприкосновенности гражданина только в той мере, в какой они установлены федеральным законом.

3. Правовые нормы о подведомственности дел об административных правонарушениях являются частью административно-процессуального законодательства, находящегося в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов ( пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия).

Кодексом РСФСР об административных правонарушениях ( статья 202) рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных статьей 165, отнесено к компетенции районных ( городских) народных судов.

Статьей 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" правом рассмотрения дел об аналогичных правонарушениях и наложения административных взысканий от имени органов внутренних дел на территории Республики Карелия наделены начальники и заместители начальников отделений ( отделов, управлений) Государственной автомобильной инспекции, командиры подразделений дорожно-патрульной службы и их заместители.

Наделение Законом Республики Карелия органов внутренних дел, входящих в структуру исполнительной власти Республики Карелия, новой компетенцией по отношению к статье 203 КоАП РСФСР, не нарушает конституционное право гражданина, подвергнутого административному взысканию, на судебную защиту.

Такое право, предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 29 Конституции Республики Карелия, гарантировано государством, не подлежит ограничениям и реально осуществимо путем обжалования решений должностных лиц органов внутренних дел, применивших статью 14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", что подтверждается по настоящему делу решением Костомукшского городского народного суда от 04.12.96 по жалобе Киселева П.Г.

4. Административные правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых, действующей от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой, в данном случае правонарушителю, обязанность повиновения. Требования административного органа основаны не на договоре, а на законе.

Следовательно, наделение Законом Республики Карелия органов внутренних дел правом наложения административных взысканий по делам об уклонении от освидетельствования на состояние опьянения при наличии последующего судебного контроля, как способа защиты прав граждан, обеспечивает права личности и государства в целом, отвечает интересам общества и не противоречит принципам правового социального государства, закрепленным Конституциями Российской Федерации и Республики Карелия.

Оспариваемые Киселевым П.Г. положения статьи 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" в части одинаковой компетенции федерального органа судебной власти и органов внутренних дел Республики Карелия не подлежат проверке на соответствие статьям 41, 42 (пункт 1) Конституции Республики Карелия, ввиду недопустимости подобной проверки при отсутствии нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Руководствуясь статьями 2, 6, 33,51, 56, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд постановил:

1. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия (статьям 24, 29 ) и подлежащими применению часть 1 статьи 14 и части 1, 2 (пункт 2) статьи 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" в отношении полномочий должностных лиц органов внутренних дел налагать административные взыскания за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14, примененные в деле об административном правонарушении Киселева Павла Григорьевича.

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" и части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 федерального конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия

Официальный текст получен из
Конституционного суда Республики Карелия

О проверке конституционности части 1 статьи 14 и отдельных положений статьи 38 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 06.05.1997 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 06.06.1997

Опубликован: Рассылка




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919001751

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919001751



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane