Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Именем Республики Карелия

Постановление

10 июля 1998 года г.Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего О.Б.Переплеснина, судей А.И.Киннера, В.В.Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статей 17, 18, 19 Закона Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия".

Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Мрыхина М.И. и Прокурора Республики Карелия о проверке конституционности статей 17,18, 19 вышеуказанного Закона.

Заслушав стороны: депутата Мрыхина М.И. и представителя Прокурора Республики Карелия старшего помощника Кордюкову Т.Н. с одной стороны, представителей Палаты Республики депутата Баранова М.Н., консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Союнен Н.П. и представителя Председателя Правительства советника по правовым вопросам Игнатьеву Т.П. с другой стороны, а также заместителя Председателя Палаты Представителей депутата Леккерева А.М.,

исследовав материалы дела, Конституционный Суд

установил :

1. Закон "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия" принят Палатой Республики Законодательного Собрания 31 октября 1994 года, подписан Председателем Правительства 24 ноября 1994 года, опубликован в Собрании Законодательства Республики Карелия N 3 за 1994 год статья 161.

Статьями 17, 18, 19 рассматриваемого Закона установлена неприкосновенность депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, предусмотрены особые условия привлечения их к уголовной, гражданско-правовой и административной ответственности.

Ходатайствующие стороны просят проверить конституционность статей 17, 18, 19 рассматриваемого Закона с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Карелия и конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом.

Ходатайства депутата Мрыхина М.И. и Прокурора Республики Карелия соответствуют требованиям статей 40, 41 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" и являются допустимыми.

Оба ходатайства касаются одного и того же предмета. Конституционный Суд объединил их в одном производстве.

При принятии данного постановления Суд исходит только из предмета, указанного в обращениях, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии с частью 1 статьи 17 рассматриваемого закона депутат Палаты Представителей и депутат Палаты Республики в течение всего срока его полномочий не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, подвергнут обыску, допросу, личному досмотру без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность распространяется также на жилое помещение депутата, занимаемые им служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи (часть 2 статьи 17).

В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-процессуальное законодательство относятся к ведению федеральных органов государственной власти. По этим вопросам принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не предусматривают необходимости получения согласия соответствующего законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации для возбуждения уголовного дела в отношении депутата, проведения следственных действий и привлечения его к уголовной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 4 и статьи 40 Конституции Республики Карелия полномочия органов государственной власти Республики Карелия не могут превышать пределы, установленные Федеративным договором и Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 17 рассматриваемого Закона, регулирующие вопросы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, приняты Палатой Республики с превышением полномочий органов государственной власти республики как субъекта Российской Федерации и не соответствуют Конституции Республики Карелия.

3. Статья 18 рассматриваемого Закона предоставляет право депутатам Законодательного Собрания Республики Карелия отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу.

Регулирование отношений в сфере гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства относится к ведению Российской Федерации. В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации только федеральным законом могут устанавливаться случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Следовательно, законодатель Республики Карелия, установив исключение из общих правил гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства, вышел за пределы своих полномочий, определенных статьями 4 (часть 3) и 40 Конституции Республики Карелия.

4. Статья 19 рассматриваемого Закона определяет порядок и условия, при которых депутат может быть лишен неприкосновенности. Данная статья устанавливает, что для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, на задержание (кроме случаев задержания на месте преступления), арест и обыск депутата Прокурор Республики Карелия обязан внести в соответствующую Палату представление. Палата не позднее чем в 10-дневный срок со дня внесения представления принимает по нему мотивированное постановление, после чего возможно или невозможно привлечение депутата к ответственности.

Содержание правовых предписаний статьи 19 Закона, исключающих возможность привлечения депутата к уголовной и административной ответственности без согласия соответствующей Палаты Законодательного Собрания, свидетельствует о том, что установлен непредусмотренный Конституцией и федеральным законодательством порядок судопроизводства и деятельности Прокурора в Республике Карелия.

Между тем, порядок организации и деятельности судебной власти, осуществления правосудия (статья 71, пункты "г", "о", статья 118 Конституции Российской Федерации), полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации (часть 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации) относятся к ведению Российской Федерации.

Следовательно, законодатель Республики Карелия в нарушение требований статей 4 (часть 3) и 40 Конституции Республики Карелия вышел за пределы своих полномочий.

5. Статьи 17 и 19 оспариваемого Закона содержат правовые предписания, регулирующие не только вопросы уголовной, но и административной ответственности депутата.

Административное и административно-процессуальное законодательство относятся к предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 72 пункт "к" Конституции Российской Федерации, статья 42 пункт 9 Конституции Республики Карелия).

В соответствии со статьей 41 Конституции Республики Карелия законы республики, принятые по предметам совместного ведения, должны соответствовать федеральному законодательству.

Правовое регулирование неприкосновенности депутатов в сфере административной ответственности затрагивает принципы, основные положения и институты административного права и административной ответственности, установленные действующим федеральным законодательством. Изъятия по такому кругу вопросов не могут быть введены актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года).

Установление Законом Республики Карелия особых, не предусмотренных федеральным законодательством, условий применения административных мер к депутатам Законодательного Собрания, противоречит основным положениям и институтам административного права и не соответствует статье 41 Конституции Республики Карелия.

6.Конституции Российской Федерации (статья 19) и Республики Карелия (статья 12) провозглашают равенство всех перед законом и судом. Определенные исключения из этого общего правила допускаются в случаях, предусмотренных Конституцией, как это сделано статьей 98 Конституции Российской Федерации в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Однако установленная Конституцией неприкосновенность (парламентский иммунитет) не может являться личной привилегией, а призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций.

Неприкосновенность депутата "не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1), а с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (статья 52)." (пункт 4 постановления Конституционного Суда от 20 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

В соответствии с рассматриваемым Законом депутат Законодательного Собрания обладает неприкосновенностью вне зависимости от того, связано ли преступление или иное правонарушение с осуществлением депутатских полномочий, что противоречит вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, законодатели Республики Карелия распространили депутатскую неприкосновенность на все случаи совершения депутатом административных правонарушений. В то же время федеральное законодательство ограничивает пределы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы при совершении ими административных правонарушений только теми случаями, когда они несут ответственность в судебном порядке.

Тем самым парламентский иммунитет депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия превышает гарантии неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и фактически превращен в личную привилегию депутата, чем нарушен принцип равенства всех перед законом, провозглашенный статьей 12 Конституции Республики Карелия.

7. Оспариваемые нормы содержат также правовые предписания, регулирующие права и свободы, гарантированные Конституцией каждому человеку. В первом предложении части 1 статьи 17 провозглашается принцип неприкосновенности депутата. В соответствии со статьей 24 Конституции Республики Карелия и статьей 22 Конституции Российской Федерации это право принадлежит каждому человеку с момента рождения.

Положения части 3 статьи 17 Закона о том, что депутаты не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата (в том числе и по истечении срока их полномочий), соответствуют конституционным нормам (статья 29 Конституции Российской Федерации и статья 25 Конституции Республики Карелия) о свободе мысли, слова, выражения мнений и убеждений. Указанные выше положения части 1 статьи 17 и части 3 статьи 17 Закона не препятствуют привлечению депутата к уголовной либо административной ответственности за совершение преступления либо иного правонарушения, являются констатацией свободного осуществления депутатами своих полномочий в рамках, предусмотренных законодательством о статусе депутата.

Оснований для признания их неконституционными не имеется.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и нормы, связанные с гарантиями депутатской деятельности, включая депутатскую неприкосновенность, в соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно, но должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. Законодатель Республики Карелия, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 4, статьей 41 Конституции Республики Карелия вправе определенным образом регламентировать депутатскую неприкосновенность, не вторгаясь при этом в прерогативы федерального законодателя и не нарушая установленных им процессуальных механизмов в сфере уголовной и административной ответственности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд

поcтановил :

1. Признать не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (части 4), 4 (части 3), 12, 40, 41, правовые предписания Закона Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия" от 24 ноября 1994 года, содержащиеся во втором предложении части 1 статьи 17, части 2 статьи 17, а также статьи 18 полностью и статьи 19 - полностью.

2. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия положение части 1 статьи 17 данного Закона "Депутат Палаты Представителей и депутат Палаты Республики обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий." и положения части 3 статьи 17 Закона, как не затрагивающие прерогативы федерального законодателя и не препятствующие привлечению депутата к ответственности за преступление либо иное правонарушение.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".


Конституционный Суд Республики Карелия

рассылка

О проверке конституционности статей 17, 18, 19 Закона Республики Карелия "О статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 10.07.1998 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 10.07.1998

Опубликован: Газета "Карелия" 17-23 июля 1998 г. №30 (493)




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919001609

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919001609

На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane