Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Именем Республики Карелия

Постановление

[О проверке конституционности отдельных статей Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Карелия" в редакции от 24 марта 1998 года]


18 июня 1998 года
г.Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего О.Б.Переплеснина, судей А.И.Киннера, В.В.Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статей 4 (часть 1 и 5), 6 (часть 1, 2, 3), 8, 9 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Карелия" в редакции от 24 марта 1998 года, а также статью 3 этого Закона как в редакции от 24 марта 1998 года, так и в редакции от 13 апреля 1997 года.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Прокурора Республики Карелия о проверке конституционности норм и положений вышеуказанных Законов Республики Карелия.

Заслушав стороны в лице представителей Прокурора Республики Карелия прокурора отдела Риммер Л.А. и старшего помощника прокурора Республики Карелия Кордюкову Т.Н. с одной стороны, Представителя Председателя Правительства в Законодательном Собрании Республики Карелия Кохвакко В.В. и его заместителя Андреева А.П. с другой стороны, а также специалистов:

заместителя начальника Карельского территориального Управления Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Швец Н.А., заместителя директора по сертификации Центра по стандартизации и метрологии Республики Карелия Матюшевскую Т.Я., главного врача Республиканского наркологического диспансера Целищева М.В., управляющего ликеро-водочным заводом "Петровский" Миронова В.В., заместителя начальника отдела экономической преступности МВД Республики Карелия Рюхина А.Ю., руководителя инспекции государственного комитета Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию по Республике Карелия Никитина В.Б., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Прокурор Республики Карелия обратился в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством, в котором просит проверить конституционность статей 4 (часть 1 и 5), 6 (часть 1, 2, 3), 8, 9 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Карелия" в редакции от 24 марта 1998 года, а также статью 3 этого Закона как в редакции от 24 марта 1998 года, так и в редакции от 13 апреля 1997 года.

Рассматриваемый Конституционным Судом Закон принят 13 июля 1995 года. Законами от 4 декабря 1996 года, 13 апреля 1997 года и 24 марта 1998 года в него вносились изменения и дополнения. Указанный Закон, а также все последующие Законы о внесении изменений и дополнений приняты Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, подписаны Председателем Правительства, опубликованы в газете "Карелия".

По мнению Прокурора, законодатель Республики Карелия вышел за пределы ведения, установленные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Карелия. Оспариваемыми нормами и положениями Закона расширены полномочия республиканских органов исполнительной власти в области лицензирования, регулируются отношения в области предпринимательской деятельности, оптового оборота, розничной торговли (сфера гражданского законодательства), что противоречит статьям 40, 41 и 42 (п.1, 2, 8) Конституции Республики Карелия.

В ходе судебного заседания ходатайствующая сторона уточнила свои требования: в части 5 статьи 4 оспаривается лишь положение, касающееся отказа предприятиям в выдаче лицензии в случае, "если имеются государственные или муниципальные предприятия, занимающиеся данными видами деятельности". От своих требований о проверке конституционности в полном объеме части 5 статьи 4 ходатайствующая сторона отказалась.

Суд находит возможным принять отказ Прокурора и производство по делу в этой части прекратить.

Ходатайство Прокурора Республики Карелия соответствует требованиям статей 40, 41 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.

Конституционный Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2.Федеральный Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" административно-правовыми нормами регулирует общественные отношения, возникающие в указанной сфере деятельности, не затрагивая при этом отношений, находящихся в сфере гражданского законодательства.

Поскольку административное право относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "к" Конституции Российской Федерации), статьей 2 этого Федерального Закона субъектам Федерации представлено право принимать законы, регулирующие (в определенных пределах) отношения в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции в Российской Федерации может осуществляться только после получения лицензии на указанные виды деятельности (статьи 6 и 11 Федерального Закона). Из статьи 1 рассматриваемого Судом Закона следует, что он как в целом, так и частью 1 статьи 3 регулирует вопросы, отнесенные к ведению Республики Карелия статьей 4 указанного Федерального Закона, в соответствии с которой республика вправе на своей территории устанавливать порядок и осуществлять лицензирование деятельности по производству и обороту, за исключением экспорта и импорта, этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6 % от объема единицы алкогольной продукции или с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год, а также по производству и обороту алкогольной продукции, изготовленной путем естественного брожения.

Исключение из части 1 статьи 3 ( в прежней редакции) указанных выше нормативов не порождает никаких юридических последствий, поскольку часть 1 статьи 3 подлежит применению с учетом положений статьи 1 оспариваемого Закона Республики Карелия.

Часть 1 статьи 3 Закона Республики Карелия предусматривает, что "производство и оборот этилового спирта, а также производство и розлив алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов на территории Республики Карелия осуществляется унитарными предприятиями, а также организациями иных форм собственности, в которых контрольный пакет акций (не менее пятидесяти одного процента акций) принадлежит государству или органам местного самоуправления и которые имеют соответствующее оборудование для производства, хранения и отпуска этилового спирта, алкогольной продукции, а также лаборатории контроля качества".

В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального Закона Республика Карелия вправе устанавливать дополнительные условия, выполнение которых обеспечивает качество выпускаемой продукции и полноту уплаты соответствующих налогов. Установленные законодателем Республики Карелия в части 1 статьи 3 дополнительные требования, связанные с необходимостью наличия соответствующего оборудования, а также лаборатории контроля качества, обеспечивают реализацию вышеназванных задач, предусмотренных в Федеральном Законе.

Вместе с тем, законодатель фактически ограничил возможность заниматься указанными видами деятельности предприятиям иных форм собственности, в которых контрольный пакет акций не принадлежит государству или органам местного самоуправления (часть 1 статьи 3), а также установив, что данная деятельность может осуществляться лишь в случаях, если государственные унитарные предприятия и акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству или органам местного самоуправления, не обеспечивают производство и оборот указанной продукции в "необходимых объемах" (часть 2 статьи 3).

В Республике Карелия гарантируется свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита (часть 3 статьи 6 Конституции Республики Карелия). Пределы свободы экономической деятельности могут быть установлены законом (часть 4 статьи 6 Конституции Республики Карелия). В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, право гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации) может быть ограничено только федеральным законом.

Федеральное законодательство не содержит такого основания для отказа в выдаче лицензии юридическим лицам по производству, хранению и оптовой продаже спирта и алкогольной продукции, как наличие на данной территории государственных и муниципальных предприятий, занимающихся этим видом деятельности.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 4, статей 40 и 41 Конституции Республики Карелия органы государственной власти Республики Карелия не вправе принимать решения, находящиеся в сфере исключительного ведения федеральных органов государственной власти, а также противоречащие решениям федеральных органов по предметам совместного ведения.

Следовательно, правовое предписание части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия, содержащееся в словах: "в которых контрольный пакет акций (не менее пятидесяти одного процента акций) принадлежит государству или органам местного самоуправления и", а также часть 2 данной статьи не соответствуют Конституции Республики Карелия.

3. По этим же основаниям, изложенным в пункте 2 настоящего постановления, не соответствуют Конституции Республики Карелия (часть 2 статьи 4, статьи 40 и 41) положения части 5 статьи 4 и части 2 статьи 6, касающиеся отказа в выдаче лицензии, в связи с тем, что имеются "государственные и муниципальные предприятия", занимающиеся этими видами деятельности; а также части 3 статьи 9 Закона Республики Карелия, так как установленные ею требования (запрет в выдаче лицензии на деятельность по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции на арендуемых производственных площадях, складах и технологическом оборудовании) не согласуются с предусмотренными Федеральным Законом (статьи 6 и 12) дополнительными условиями для выдачи лицензий, которые могут вводиться субъектами Российской Федерации.

4. Анализируя оспариваемые положения части 1 статьи 4, Суд исходит из того, что в ведении субъектов Российской Федерации находится осуществление контроля за соблюдением организациями условий, предусмотренных лицензией на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (статья 4 Федерального Закона). Положение части 1 статьи 4 Закона Республики Карелия, касающееся регистрации республиканским органом государственного управления лицензий, выданных за пределами Республики Карелия, не содержит требований об уплате каких-либо сборов за эту регистрацию, не ограничивает свободы предпринимательской деятельности, правового положения участников гражданского оборота и согласуется с целями защиты здоровья и жизни граждан, проживающих на территории республики.

Таким образом, Конституционный Суд находит, что положения части 1 статьи 4 Закона Республики Карелия приняты законодателем в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством, и соответствуют Конституции Республики Карелия.

5. Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляется на платной основе органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями Федерального Закона (статьи 6 и 12) лицензии, связанные с деятельностью по обороту алкогольной продукции, включая и его розничную реализацию, выдаются на срок не менее 3 лет. Поэтому положение части 1 статьи 6 Закона Республики Карелия, ограничивающее этот срок до 1 года, противоречит Федеральному Закону и не соответствует части 4 статьи 2 и статье 41 Конституции Республики Карелия.

6. Лицензионный сбор, вносимый юридическими и физическими лицами за право торговли винно-водочными изделиями, является одним из видов местных налогов, вводится на своей территории решениями органов местного самоуправления, его ставки установлены Федеральным Законом ( пункт "л" части 1, часть 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

При осуществлении лицензионной деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции на нескольких территориально-обособленных объектах плательщик уплачивает сбор отдельно за право осуществления деятельности на каждом обособленном объекте ( статья 4 Федерального Закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции").

Однако действие этого положения не распространяется на отношения, связанные с розничной реализацией указанной продукции (часть 4 статьи 1 этого федерального Закона).

Законодатель Республики Карелия вышел за рамки предоставленных ему полномочий, установив частью 3 статьи 6 Закона дополнительный, не предусмотренный федеральным налоговым законодательством местный налог (за выдачу лицензии на право розничной торговли на каждый территориально-обособленный объект).

Таким образом, правовое предписание части 3 статьи 6 Закона о том, что "Органы местного самоуправления могут устанавливать взимание лицензионного сбора за право розничной торговли алкогольной продукцией за каждый территориально-обособленный объект", противоречит статьям 2 (часть 4), 4 (часть 3), 41 Конституции Республики Карелия.

7. Статьи 8 и 9 Закона регулируют отношения в области оптовой и розничной продажи алкогольной продукции, произведенной за пределами республики.

Так, законодатель установил, что предприятия розничной торговли могут приобретать эту продукцию только на уполномоченных Председателем Правительства Республики Карелия государственных предприятиях или акционерных обществах с долей государственной собственности более 51% ( часть 1 статьи 8 Закона). А юридические лица могут только указанным предприятиям поставлять эту продукцию для последующей реализации (часть 1 статьи 9). При этом порядок осуществления оптового оборота алкогольной продукции утверждается Председателем Правительства Республики Карелия (часть 2 статьи 9).

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" под оборотом алкогольной продукции понимается экспорт, импорт, поставка, закупка, оптовая и розничная реализация.

Порядок заключения договоров розничной торговли и поставки урегулирован Гражданским Кодексом Российской Федерации (параграфы 2, 3 раздел 4, часть 2), другим федеральным законодательством.

Гражданское законодательство основано на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (часть 1 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, законодатель Республики Карелия вышел за пределы своих полномочий, предоставив Председателю Правительства право утверждать порядок осуществления оборота алкогольной продукции и установив непредусмотренный гражданским законодательством порядок заключения договоров розничной купли-продажи и поставки алкогольной продукции в республике, чем нарушил положения статей 2 (часть 4), 40, 41 Конституции Республики Карелия.

8. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона розничная и оптовая реализация алкогольной продукции может осуществляться только после прохождения инспекционного контроля за уже сертифицированной продукцией в одном из уполномоченных на то органов по сертификации, зарегистрированных и расположенных на территории Республики Карелия.

Согласно статей 3 и 4 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции отнесена к ведению федеральных органов, а непосредственное осуществление этого контроля - субъектов Российской Федерации.

Требования части 2 статьи 8 Закона Республики Карелия в части необходимости прохождения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией является дополнительной мерой защиты интересов граждан и не выходит за пределы полномочий субъекта Федерации.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в целях установления того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации (статья 15 Федерального Закона "О сертификации продукции и услуг" и пункт 3.7 Постановления от 21 сентября 1994 года № 15 Госстандарта России "Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации").

Положения части 2 статьи 8 соответствуют вышеуказанным целям, не ограничивают прав юридических и физических лиц в области предпринимательской деятельности, не регулируют вопросы обязательной и добровольной сертификации продукции, а также порядка проведения сертификации продукции, приняты законодателем в рамках его полномочий, не противоречат федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия.

9. В случае, если акт или какие-либо из его норм были отменены или утратили силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом производство может быть прекращено за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Ходатайствующая сторона просит проверить конституционность части 3 статьи 3 Закона, которая исключена и утратила силу в соответствии с Законом от 24 марта 1998 года, так как, по ее мнению, отказ от рассмотрения этой нормы может создать препятствия для обжалования индивидуальными предпринимателями действий и решений, принятых на ее основании.

Судом уточнялись эти требования, однако ходатайствующей стороной в процессе заседания не приведено доказательств, что этой нормой права кого-либо из предпринимателей республики были нарушены.

Закон "О Конституционном Суде Республики Карелия" не содержит императивного требования о прекращении производства по делу, если акт или его часть отменены. Суд может по своему усмотрению продолжить рассмотрение дела и вынести решение о конституционности или неконституционности оспариваемого, но уже недействующего акта или его части.

По мнению прокурора, частью 3 статьи 3 исключена возможность участия индивидуальных предпринимателей в деятельности по розничной реализации алкогольной продукции.

Реализация отечественной и импортируемой алкогольной продукции осуществляется индивидуальными предпринимателями в розницу при наличии лицензий, выдаваемых на основании решений соответствующего органа местного самоуправления (статья 16 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции").

Эта норма содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым розничная реализация алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями не допускается.

Ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции, причем вне зависимости от формы собственности, могут устанавливаться органом законодательной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления исключительно в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм поведения (статья 16 того же Федерального Закона).

Оспариваемая норма, регулируя отношения в области розничной торговли алкогольной продукцей, ставит возможность реализации субъектами этих отношений своих прав в зависимость от формы собственности и ее организации (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), что противоречит статьям 2 (часть 4), 6 (часть 3), 40, 41 Конституции Республики Карелия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:

1. Признать не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (части 4), 4 (часть 3), 6 (часть 3), 40 и 41 правовые предписания Закона Республики Карелия "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Карелия" в редакции от 24 марта 1998 года:

в части 1 статьи 3 - "в которых контрольный пакет акций (не менее пятидесяти одного процента акций) принадлежит государству или органам местного самоуправления";

части 2 статьи 3 - полностью;

в части 5 статьи 4 - "а также если имеются государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся данными видами деятельности";

в части 1 статьи 6 - " лицензия выдается на определенный срок, не превышающий одного календарного года";

части 2 статьи 6 - полностью;

в части 3 статьи 6 - "Органы местного самоуправления могут устанавливать взимание лицензионного сбора за право розничной торговли алкогольной продукцией за каждый территориальнообособленный объект";

части 1 статьи 8 - полностью;

статьи 9 - полностью.

2. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания данного Закона:

части 1 статьи 3 за исключением положения, признанного неконституционным в пункте 1 резолютивной части настоящего постановления;

части 1 статьи 4 - полностью;

части 2 статьи 8 - полностью.

3. Признать часть 3 статьи 3 Закона Республики Карелия "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Карелия" в редакции от 13 апреля 1997 года не соответствующей статьям 2 (часть 4), 6 (часть 3), 40, 41 Конституции Республики Карелия.

4. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

5. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст документа сверен по:
рассылка

О проверке конституционности отдельных статей Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Карелия" в редакции от 24 марта 1998 года

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 18.06.1998 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 18.06.1998

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия № 14-15 (15 августа 1998 г.) ст. 1157, Газета "Карелия" 27 июня 1998 г. №27 (490)




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919001571

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919001571

Ссылается на


На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane