Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ



Именем Республики Карелия

Постановление

20 мая 1998 года г.Петрозаводск


Конституционный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего О.Б.Переплеснина, судей А.И.Киннера,
В.В.Сухачевой, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87
Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части
1 статьи 39 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке
конституционности положения, касающегося требования о постоянной
прописке для постановки на учет на улучшение жилищных условий,
пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР,
утвержденных постановлением Совета Министров Карельской АССР от 4
апреля 1988 года №83.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Чаженгина А.В. о проверке конституционности вышеуказанного положения пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР.

Заслушав Представителя Председателя Правительства в Законодательном Собрании Республики Карелия Кохвакко В.В., заместителя начальника паспортно-визовой службы УВД г.Петрозаводска Кузьмина В.И., начальника юридического отдела жилищного комитета Администрации г.Петрозаводска Акатову А.Ф. и гражданина Лебедева В.А.,

исследовав материалы дела, Конституционный Суд

установил:

1. Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждены постановлением Совета Министров Карельской АССР и Карельским областным Советом профсоюзов от 4 апреля 1988 года № 83 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР".

В соответствии с пунктом 8 этих Правил обязательными условиями для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда является постоянное проживание и постоянная прописка в данном населенном пункте.

К депутату Палаты Республики Чаженгину А.В. обратился гражданин Лебедев В.А., которому в ноябре 1997 года было отказано Администрацией г.Петрозаводска в постановке на учет на улучшение жилищных условий по причине отсутствия постоянной прописки, хотя он постоянно проживает в городе с 1964 года.

По мнению ходатайствующей стороны оспариваемое положение пункта 8 Правил ограничивает конституционное право граждан Республики Карелия на свободу передвижения и выбор места жительства.

Депутат Палаты Республики Чаженгин А.В. просит признать оспариваемое положение пукнта 8 Правил не соответствующим статьям 4, 24, 40, 41 Конституции Республики Карелия.

Данное ходатайство соответствует требованиям статей 40, 41 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.

Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Проверка конституционности нормативных актов, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия, производится Конституционным Судом только по содержанию норм.

2. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 24 Конституции Республики Карелия).

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 во исполнение требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", прописка граждан заменена на их регистрацию по месту жительства.

С момента введения в действие вышеуказанного Федерального Закона институт прописки, носящий особый разрешительный характер, утратил в законодательстве свою правовую основу. Органы регистрационного учета в соответствии с этим Законом ( статьи 5, 6) уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.

Положение, касающееся требования о постоянной прописке, пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, хотя формально и не было признано утратившим силу, не подлежит применению, т.к. после вступления в силу вышеуказанного Федерального Закона и действующих Конституций Российской Федерации и Республики Карелия, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, правовой режим постоянной прописки не действует.

Однако, как показывает практика, оспариваемое положение пункта 8 Правил продолжает применяться, что затрагивает охраняемые государством конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и на жилище (часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 21 Конституции Республики Карелия).

В связи с этим Конституционный Суд Республики Карелия обязан проверить конституционность оспариваемого положения пункта 8 Правил, так как в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" в случаях, когда норма, конституционность которой оспаривается, была отменена либо утратила силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом производство не может быть прекращено, если в результате ее действия нарушаются конституционные права и свободы граждан.

3. Институт прописки согласно Положению о паспортной системе в СССР, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677, и постановлению Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 678 "О некоторых правилах прописки граждан" предполагал: отказ в прописке гражданам, не имеющим в паспортах или других документах, их заменяющих, отметок о выписке; ограничения в отношении граждан, прибывших на временное проживание; ограничения, связанные с реализацией гражданами своих прав и обязанностей в области семейных, трудовых, жилищных правоотношений.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для достижения целей, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции.

Ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.

Вышеуказанным федеральным законодательством прописка граждан заменена на их регистрацию по месту жительства.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение этого права граждан допускается только на основании федерального закона ( статья 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства также установлено Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12). В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Карелия граждане Республики Карелия пользуются всеми правами и свободами человека и гражданина, предоставленными общепризнанными нормами международного права.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства.

Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, предусмотрена федеральным законом, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии со статьей 3 вышеуказанного федерального Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, положение пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, касающееся требования о постоянной прописке для постановки на учет на улучшение жилищных условий, противоречит указанному выше федеральному законодательству, ограничивает конституционные права граждан на свободу выбора места пребывания и жительства и на жилище, не соответствует статьям 2 (часть 4), 11, 21 ( часть 1), 24 (часть 1), 40, 41 Конституции Республики Карелия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:

1. Признать пункт 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров Карельской АССР и Карельского областного Совета профсоюзов от 4 апреля 1988 года № 83 в части, касающейся требования о постоянной прописке, не соответствующим статьям 2 (часть 4), 11, 21 ( часть 1), 24 ( часть 1), 40, 41 Конституции Республики Карелия.

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".


Конституционный Суд Республики Карелия.



Текст сверен по:
газета "Карелия",
29 мая-4 июня 1998г., N 22

О проверке конституционности положений постановления Совета Министров Карельской АССР от 4 апреля 1988 года N 83

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 20.05.1998 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 20.05.1998

Опубликован: Газета "Карелия" 29 мая -4 июня 1998 г.




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919001547

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919001547

На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane