Заместитель руководителя
государственной
налоговой службы Российской Федерации
103381, Москва,
К-381, Неглинная, 23
Телефон: 200-3848; Телетайп: 112647 ГНС
Телефакс: 200-4901; Telex: 411607 ELSI SU
от 11.03.98 N 11-05/90
на N 691 от 17.11.97
Государственная налоговая
инспекция
по Республике Карелия
Филиал-трест
"Питкярантамежрайгаз"
186810,Республика Карелия,г.Питкяранта,
ул. Садовая, 22
Государственная налоговая
служба Российской Федерации рассмотрела
обращение директора филиала-треста
"Питкярантамежрайгаз" В.Д. Телегина
по вопросу применения к предприятию
штрафных санкций за нарушение
налогового законодательства по налогу
на добавленную стоимость и спецналогу,
начисленных ему Госналогинспекцией по
г.Питкяранта по акту документальной
проверки от 14.03.97 г., и сообщает.
1. В соответствии со статьей 11 Закона
Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации" налогоплательщик обязан
представлять налоговым органам
необходимые для исчисления и уплаты
налогов документы и сведения.
Для целей налогообложения учет объектов
налогообложения ведется в налоговых
декларациях и расчетах по конкретному
виду налога по установленной форме,
которые плательщики налога в
установленные для уплаты налога сроки
представляют налоговым органам.
Письмом Госналогслужбы России от 10.05.95 N
ВГ-4-14/17н по согласованию с Минфином
России (зарегистрировано в Минюсте
России 18.05.95 N 855) установлено, что
освобождение налогоплательщика от
ответственности, предусмотренной
подпунктом "а" пункта 1 статьи 13
Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы Российской
Федерации" за налоговое
правонарушение, возможно только в
случае, если налогоплательщик
самостоятельно до проверки налоговым
органом выявил ошибки, в результате
которых в бюджет не были уплачены или
неполностью уплачены суммы налогов и
других обязательных платежей, и в
установленном порядке внес исправления
в бухгалтерскую отчетность и в расчеты
по налогам и платежам.
В случае непредоставления в налоговый
орган уточненных расчетов по налогам и
платежам ссылка филиала-треста
"Питкярантамежрайгаз" на то, что им
самостоятельно до проведения проверки
госналогинспекцией были внесены
исправления допущенных ошибок в
бухгалтерскую отчетность, не может быть
принята во внимание при решении вопроса
о применении к налогоплательщику
вышеуказанной ответственности,
поскольку такого основания для
освобождения от применения
ответственности налоговым
законодательством не предусмотрено.
Учитывая, что филиалом-трестом
"Питкярантамежрайгаз" не были
внесены исправления в расчеты по
налогам, в том числе по налогу на
добавленную стоимость и спецналогу,
отдельно за каждый отчетный период,
оснований для освобождения филиала от
ответственности не имеется.
2.1. Согласно пункту 11 информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 10.12.96 N 9
"Обзор судебной практики применения
законодательства о налоге на
добавленную стоимость" в случае, если
недоимка по налогу на добавленную
стоимость по конкретному периоду
восполняется переплатой в
предшествующие периоды, состав
налогового правонарушения,
предусмотренный подпунктом "а"
пункта 1 статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации",
отсутствует.
Указанное положение обосновано тем, что
в рассматриваемом случае
налогоплательщиком исполнена
обязанность, предусмотренная пунктом 1
статьи 11 названного Закона по уплате в
полном размере налога, то есть на момент
правонарушения необходимая сумма
средств поступила в бюджет, хотя и за
счет предшествующей переплаты, и
фактически недоимки не возникает.
В случае, когда факт переплаты
совершается организацией в последующие
за отчетным месяцем (кварталом) периоды,
к налогоплательщику правомерно
применяются меры ответственности,
определенные подпунктом "а" пункта 1
статьи 13 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в
Российской Федерации".
2.2. Пунктом 2 Федерального Закона
Российской Федерации от 23.02.95 N 25-ФЗ "О
специальном налоге с предприятий,
учреждений и организаций для финансовой
поддержки важнейших отраслей народного
хозяйства Российской Федерации и
обеспечения устойчивой работы
предприятий этих отраслей" с 1 января
1996 г. отменен специальный налог.
В соответствии с телеграммой Минфина
России и Госналогслужбы России от 11.01.96 г.
N 04-03-02 / N ПВ-6-03/16 суммы спецналога,
внесенные в бюджет до 1 января 1996 г. с сумм
авансовых и иных платежей, поступивших в
счет предстоящих поставок товаров,
выполнения работ, оказания услуг,
возврату не подлежат. В связи с этим, по
недоимке по специальному налогу в сумме
193 тыс.рублей, которая образовалась
вследствие неправомерного завышения
филиалом-трестом
"Питкярантамежрайгаз" суммы
специального налога, подлежащей
исключению с авансов и предоплат,
исчисленных в предыдущем отчетном
периоде, пени не начисляются.
2.3. В соответствии с пунктом 14 названного
выше информационного письма Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации за занижение налога на
добавленную стоимость, подлежащего
взносу в бюджет, в связи с завышением
сумм налога по материальным ресурсам,
работам, услугам, принимаемого к зачету,
финансовые санкции, предусмотренные
подпунктом "а" пункта 1 статьи 13
Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации", применяются только в том
случае, если нарушение допущено до
введения в действие Закона Российской
Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" (в редакции Федерального
закона от 25.04.95 N 63-ФЗ).
Поскольку с изменением порядка
исчисления налога на добавленную
стоимость, подлежащего внесению в
бюджет, в соответствии с Законом от 25.04.95 N
63-ВЗ, завышение предприятием стоимости
приобретенных (оприходованных) в
отчетном периоде материальных ресурсов
не ведет к занижению добавленной
стоимости и оборотов по реализации
товаров, данное нарушение не может быть
квалифицировано как неучет объекта
налогообложения и повлечь применение
ответственности, установленной
подпунктом "а" пункта 1 статьи 13
Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации".
С учетом изложенного Госналогинспекции
по Республике Карелия следует
пересмотреть в соответствии с
положениями информационного письма
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 10.12.96 N 9 "Обзор
судебной практики применения
законодательства о налоге на
добавленную стоимость" решение
Госналогинспекции по г.Питкяранта по
акту документальной проверки
филиала-треста
"Питкярантамежрайгаз" и уточнить
расчеты с бюджетом филиала в части
применения к нему штрафных санкций по
налогу на добавленную стоимость и
спецналогу.
Государственный советник
налоговой службы I ранга В.Г.Кораблев
Текст
документа сверен по:
официальная рассылка.