Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ


Петрозаводск
от 25.03.98 N 88

Об утверждении Положения об аттестации
педагогических работников государственных,
муниципальных учреждений образования РК



Приказ введен в действие с 25.03.98 г.

Утратил силу на основании приказа Министерства образования Республики Карелия "О признании утратившим силу приказа Министерства образования Республики Карелия от 25 марта 1998 года N 88" от 14.02.03 г. , № 52, введенным в действие с 14.02.03 г. ( Газета " Карелия" N 26 (1012) от 13 марта 2003 года)




На основании решения Главной аттестационной комиссии Министерства образования Республики Карелия, протокол N 2 от 4 марта 1998 года, приказываю:

1. Утвердить Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Республики Карелия.

2. Положение об аттестации педагогических кадров, утвержденное приказом министра образования Республики Карелия N 180 от 4 мая 1994 г., считать утратившим силу.

Министр Г.Геккин

Зарегистрировано
Министерством юстиции РК
31 марта 1998 г. Рег. N 56

Приложение N 1 к приказу
Министерства образования
Республики Карелия
N 88 от 25.03.98

Положение
об аттестации педагогических и руководящих
работников государственных, муниципальных
учреждений образования Республики Карелия

1. Общие положения

1.1. Основой данного Положения является Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, единая федеральная основа которого призвана обеспечить необходимую преемственность территориальных ведомственных положений, социальную защиту педагогических и руководящих работников в случае переезда на новое место жительства.

При разработке регионального положения учтены экономические ситуации, особенности кадрового потенциала и возможности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также методической службы региона.

1.2 Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

Задачами аттестации являются: целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников; установление соответствия между качеством и оплатой труда, управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Аттестация - средство решения поставленных задач путем установления соответствующих квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.

Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников учреждений образования.

1.3. Основными принципами аттестации являются добровольность, открытость, коллегиальность, социальная и правовая защищенность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.

1.4. Нормативной основой аттестации являются данное положение, квалификационные характеристики, утвержденные Министерством образования Российской Федерации в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий и определяющие их количество, Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений образования.

Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Квалификационные категории педагогическим работникам (включая руководителей учреждения, их заместителей, мастеров и другой учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал, который, помимо основной штатной должности, ведет педагогическую деятельность) присваиваются на срок 5 лет.

При желании в течение последнего года действия присвоенной квалификации педагогический работник может пройти переаттестацию на подтверждение квалификационной категории. Педагогические и руководящие работники в год прохождения аттестации могут претендовать только на одну из квалификационных категорий: высшую, первую или вторую.

1.5. Аттестация для вновь назначаемых на должность руководителей учреждений образования является обязательной в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании".

1.6. Аттестацию могут проходить педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.

1.7. Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда устанавливаются:

педагогическим работникам - в зависимости от образования и стажа педагогической работы;

руководящим работникам - на уровне разрядов ЕТС, предусмотренных для соответствующих работников, имеющих 1-ю квалификационную категорию, при условии прохождения в течение трех лет аттестации.

1.8. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности педагогических и руководящих работников учреждений образования республики осуществляют Министерство образования Республики Карелия, муниципальные органы управления образованием.

2. Аттестационная комиссия, ее состав

2.1. Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов аттестации. Формы, процедуры, сроки проведения аттестации, решения по итогам аттестации определяются аттестационными комиссиями в соответствии с настоящим положением.

2.2. Для проведения аттестации создаются:

Главная аттестационная комиссия Министерства образования Республики Карелия;

Муниципальная аттестационная комиссия;

Аттестационная комиссия учреждения образования.

2.2.1. Главная аттестационная комиссия создается Министерством образования Республики Карелия.

2.2.2. Муниципальная аттестационная комиссия создается соответствующим органом управления образованием.

2.2.3. Аттестационная комиссия учреждения образования создается его советом (педагогическим советом).

2.2.4. Аттестация педагогических работников малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений, претендующих на вторую квалификационную категорию, может проводиться при органе управления образованием по подчиненности образовательного учреждения или на базе одного из образовательных учреждений по решению муниципальной аттестационной комиссии.

2.3. Персональный состав аттестационной комиссии, сроки полномочий и сроки проведения аттестации определяются приказом соответствующего органа управления образованием или руководителем учреждения образования.

2.4. В состав аттестационной комиссии входят:

председатель аттестационной комиссии - руководитель или заместитель руководителя органа управления образованием, учреждения образования;

заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.

Кроме работников системы образования, в состав аттестационной комиссии могут включаться специалисты научных, методических учреждений и учреждений профессионального образования, а также специалисты организаций, предприятий, органов исполнительной власти и управления, профсоюзов.

При аттестационной комиссии образуются квалификационные комиссии и экспертные группы по аттестации педагогических и руководящих работников по специальностям.

Главная аттестационная комиссия может привлекать членов муниципальных аттестационных комиссий для экспертной оценки педагогической деятельности аттестуемых.

За работниками учреждений образования и органов управления образованием, включенными в состав аттестационных комиссий, на период их непосредственной деятельности в составе комиссии сохраняется заработная плата, установленная при тарификации (утвержденная штатным расписанием), с соответствующей индексацией, проводимой Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Карелия в эти периоды.

При аттестационных комиссиях создается фонд оплаты труда для поощрения членов квалификационных комиссий, экспертных групп и членов аттестационных комиссий, работавших в выходные и праздничные дни, а также сверх своего основного рабочего времени.

2.5 Результаты аттестации определяются открытым голосованием на итоговом заседании аттестационной комиссии.

По результатам проведенной аттестации комиссия выносит каждому работнику одно из решений:

а) о соответствии заявленной квалификационной категории;

б) о несоответствии заявленной квалификационной категории.

Решение считается действительным, если в голосовании участвовало не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии и оно было принято большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим заявленной им квалификационной категории.

Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического или руководящего работника на более высокую квалификационную категорию.

В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее чем через год. Результаты аттестации оформляются протоколом, заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах (форма аттестационного листа прилагается), и сообщаются под расписку сразу же после голосования.

Главная аттестационная комиссия Министерства образования РК делегирует право сообщения результатов аттестации по подчиненности муниципальным аттестационным комиссиям.

Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.

Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

3. Порядок проведения аттестации

3.1. Аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих работников, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и управленческой деятельности работника.

3.2. Основанием для включения в списки аттестуемых является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием, а также с указанием документов, которые дают ему право на полное или частичное освобождение от первого или второго этапов аттестации в соответствии с пунктами 3.3.1 и 3.3.2 настоящего положения.

Работник, не имеющий необходимого стажа педагогической работы и уровня образования, установленных тарифно-квалификационными характеристиками, при наличии убедительных обоснований и по рекомендации муниципальной аттестационной комиссии (для высшей квалификационной категории), в порядке исключения может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

3.3. Аттестация проводится по двум направлениям (в два этапа).

3.3.1 Первое направление (первый этап) - обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников.

Это квалификационное испытание можно проводить в форме экзамена, собеседования, творческого отчета, защиты реферата, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, защиты программ развития и др.

При этом учитывается знание преподаваемого предмета, методики преподавания и (или) методики воспитательной работы, теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.

При аттестации руководящих работников учитывается знание основ теории управленческой деятельности, тенденций развития содержания образования, новых педагогических технологий, уровень управленческих навыков и умений, знание нормативных документов, регулирующих работу учреждений, а также тип образовательного учреждения и результат аттестации учебного заведения.

От первого этапа аттестации могут быть освобождены:

работники, имеющие научные степени и звания;

лица, сдавшие экзамены кандидатского минимума по профилю работы в течение последних трех лет;

педагогические работники, закончившие высшие учебные заведения заочного обучения 3 и менее лет тому назад и работающие по профилю;

студенты последнего курса высшего учебного заведения заочного обучения и работающие по специальности, получаемой в вузе;

педагогические работники - члены союзов художников, писателей, композиторов, театральных деятелей и др. при условии работы по профилю;

лица, имеющие свою авторскую программу (проект), которая прошла независимую экспертизу на федеральном или республиканском уровне и рекомендована к использованию в образовательном учреждении в течение 5 лет со дня получения заключения об экспертизе;

а также полностью или частично могут быть освобождены лица, прошедшие необходимый курс переподготовки и повышения квалификации, что подтверждается удостоверением, выданным учреждением повышения квалификации в течение 5 лет со дня получения удостоверения;

по желанию аттестуемого послекурсовой экзамен в Карельском ИПК может быть приравнен к прохождению квалификационного испытания на высшую квалификационную категорию (для учреждений республиканского подчинения и на 1-ю категорию), что подтверждается удостоверением особого образца, выданным Карельским институтом повышения квалификации. Итоги квалификационного испытания сохраняются в течение трех лет.

Решение об освобождении от квалификационного испытания выносит соответствующая квалификационная комиссия после рассмотрения представленных документов, дающих право на освобождение от испытания.

3.3.2. Второе направление (второй этап) - экспертная оценка практической деятельности педагогических и руководящих работников.

Может осуществляться путем использования различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности. Анализ учебно-воспитательных занятий, различного рода тестирование обучающихся (воспитанников), контрольные работы, анкетирование детей, коллег, родителей и т.д.

При проведении аттестации учитывается авторитет педагога среди обучающихся (воспитанников), родителей и коллег, мнение администрации и трудового коллектива образовательного учреждения и контингент учащихся, с которыми работает аттестуемый.

От II этапа аттестации на любую квалификационную категорию могут быть освобождены:

лица, имеющие обоснованное ходатайство образовательного учреждения, утвержденное педагогическим советом (Советом школы), а для высшей квалификационной категории и согласованное с муниципальным органом управления образованием.

3.4. Решение о соответствии педагогических и руководящих работников заявленным категориям выносят:

высшей квалификационной категории - Главная аттестационная комиссия Министерства образования Республики Карелия;

первой квалификационной категории - муниципальная
аттестационная комиссия;

второй квалификационной категории - аттестационная комиссия образовательного учреждения. Кроме того, Главная аттестационная комиссия МО РК выносит решение о соответствии руководящих работников высшей и первой квалификационным категориям (кроме заведующих и заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений, претендующих на первую категорию), педагогических работников учреждений республиканского подчинения (включая учреждения начального профессионального обучения) высшей и первой квалификационным категориям, а также специальных педагогов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов) высшей, первой и второй квалификационным категориям.

3.5. Руководители учреждений и организаций образования, ведущие преподавательскую деятельность, аттестуются соответствующими аттестационными комиссиями как руководители и как педагогические работники.

3.6. За педагогическими и руководящими работниками, вышедшими на аттестацию по собственному желанию до истечения срока установленной квалификационной категории и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

3.7 Работнику, не подтвердившему своевременно или в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением аттестационной комиссии образовательного учреждения категория понижается на одну (у педагогических работников, имевших высшую или первую категории) или снимается (у педагогических работников, имевших вторую квалификационную категорию).

3.8. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом в другой район, за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория на период ее действия по Положению об аттестации Республики Карелия и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в республике.

Педагогическим работникам, прибывшим в Республику Карелия из стран СНГ и других республик бывшего СССР, сохраняются полученные ранее квалификационные категории на период их действия по Положению об аттестации педагогических и руководящих работников Республики Карелия.

3.9. В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогических и руководящих работников во время:

длительной нетрудоспособности;

отпуска по уходу за ребенком;

длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;

отпуска до одного года в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"

по выходе на работу срок действия имевшейся у них квалификационной
категории продлевается в индивидуальном порядке на 1 год.

Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учреждения образования, в случае возобновления ими педагогической деятельности сохраняется имевшаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия или, в случае истечения срока действия, продлевается на 1 год.

Работникам, сменившим род профессиональной деятельности по не зависящим от них причинам, действие квалификационной категории продлевается на 1 год.

В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста. В случае продления пенсионером педагогической деятельности аттестация для него проводится на общих основаниях.

3.10. В случаях, не предусмотренных настоящим Положением, решение вопроса о соответствии педагогических и руководящих работников квалификационным категориям определяется Главной аттестационной комиссией Министерства образования Республики Карелия, муниципальными аттестационными комиссиями.

4. Сроки проведения аттестации

4.1. Прием заявлений на участие в аттестации проводится аттестационными комиссиями соответствующего уровня с 1 июня по 30 сентября.

4.2. Аттестация педагогических и руководящих работников проводится с 1 октября по 1 июня.

Порядок прохождения этапов аттестации аттестационные комиссии каждого уровня могут определять самостоятельно.

Конкретные сроки доводятся до сведения педагогических и руководящих работников органами управления образованием и аттестационными комиссиями не позднее чем за один месяц до аттестационных испытаний.

4.3. Проходящие аттестацию педагогические работники, в случае требования экспертными группами, представляют график своей работы (учителя и преподаватели - расписание уроков), заверенный администрацией образовательного учреждения. В случае изменения графика работы работник ставит об этом в известность экспертную группу.

В случае необходимости проведения контроля качества знаний, умений и навыков учащихся, проведения квалиметрических исследований, тестирования, проведения контрольных работ и т.д. экспертная группа согласовывает срок и время проведения испытаний с педагогическими работниками не менее чем за неделю до предполагаемого срока проведения.

Экспертная группа не обязана ставить работника в известность о сроках прихода экспертов для наблюдения и анализа учебно-воспитательных занятий.

4.4. Аттестационная комиссия определяет соответствие проходивших аттестацию педагогических работников квалификационным требованиям после изучения представленной квалификационными комиссиями и экспертными группами документации.

4.5. Аттестационная комиссия после определения соответствия проходивших аттестацию педагогических и руководящих работников квалификационным требованиям в течение 2 недель представляет итоговый документ о результатах аттестации в соответствующие органы управления образованием и в официальном порядке информирует педагогических работников, проходивших аттестацию.

4.6. Присвоенная по итогам аттестации квалификационная категория вступает в силу с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.

5. Реализация решений аттестационной комиссии. Рассмотрение
трудовых споров, связанных с аттестацией.

5.1. Руководитель органа управления образованием, учреждения образования на основании решения соответствующей аттестационной комиссии о присвоении работникам квалификационных категорий в течение двух недель издает приказ об установлении уровней оплаты труда по соответствующим им разрядам.

Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения. Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке. Вопрос о соответствии педагогического работника тарифным разрядам с 7 по 12 рассматривается без аттестационного испытания (для работников, не имеющих высшего образования, по 10 разряд).

Работнику, не имеющему специальной подготовки или стажа работы, установленных тарифно-квалификационными требованиями, но обладающему достаточным практическим опытом и выполняющему качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения образования, в порядке исключения может быть установлен соответствующий разряд оплаты труда по ЕТС, как и работнику, имеющему специальную подготовку и стаж работы. Убедительное обоснование и решение аттестационной комиссии учреждения образования хранятся в личном деле работника.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда разрабатываются аттестационной комиссией образовательного учреждения.

При переходе на другое место работы вышеуказанный работник обязан подтвердить полученный разряд в соответствии с требованиями к квалификации по разрядам оплаты труда данного учреждения образования.

5.3. В случае несогласия работника с процедурой проведения аттестации данный вопрос рассматривает аттестационная комиссия следующего уровня по его письменному заявлению в месячный срок после прохождения аттестации.

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

Газета "Карелия" N 19(482)
от 8-14 мая 1998 года, стр.15-16


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ