Согласовано:
Согласовано: Согласовано:
Министерство Министерство экологии
Государственный
образования и природных ресурсов
комитет Республики
Республики Карелия Республики
Карелия Карелия по лесу
Г.Г.Геккин
М.С.Фещенко А.П.Морозов
16 июня 1997 г. 16 июня 1997 г. 10 июня 1997 г.
Положение о школьном лесничестве
1. Цели и задачи школьного лесничества
1.1. Школьное лесничество - общественное
эколого-
образовательное объединение учащихся
(школьников), создаваемое на
добровольных началах при участии
педагогов и специалистов лесного
хозяйства, в целях воспитания у учащихся
бережного, экологически и
экономически обоснованного, социально
активного отношения к природе,
углубления знаний подростков в области
лесного хозяйства и экологии,
умения осуществлять на практике
мероприятия, направленные на
сбережение и приумножение лесных
богатств, сохранение и усиление
защитных, оздоровительных и иных
полезных природных функций леса.
1.2.
Задачами школьного лесничества
являются:
дополнительное образование учащихся в
области экологии и подготовка из их
числа будущих кадров лесного хозяйства,
с использованием имеющегося опыта и
вековых российских традиций
практической деятельности в этой
отрасли и достижений в науках,
составляющих систему знаний о природе,
лесных экосистемах, в лесном хозяйстве с
учетом принципов концепции устойчивого
гармоничного развития общества и
природы;
оказание практической помощи органам
управления лесным хозяйством,
предприятиям, учреждениям и
организациям, ведущим лесное хозяйство,
в деле воспроизводства, охраны и защиты
лесов, использования лесных богатств;
создание лесных опорных пунктов Малой
Академии Природы (в т. ч. Малой Лесной
Академии), ведение самостоятельной
кружковой работы и развитие навыков по
традиционным народным промыслам,
связанным с использованием лесных
ресурсов (сбор и заготовка ягод, грибов,
лекарственных и съедобных растений,
резьба по дереву, изготовление
"садовой" мебели, плотничное и
столярное искусство, работа с берестой и
др.);
обучение школьников специальным навыкам
исследования природы, леса, в т. ч.
привлечение их к участию в осуществлении
опытно-исследовательской работы для
решения региональных проблем локального
и более высокого уровней в области
охраны природы и лесного хозяйства
совместно с учеными и специалистами:
профессиональная ориентация учащихся;
пропаганда среди населения знаний о
лесе.
2.
Организация школьного лесничества
2.1.
Школьное лесничество может быть
организовано при каждой средней школе,
при станциях юных натуралистов,
эколого-биологических центрах, домах
культуры, дворцах творчества детей и т. д.
и состоит из учащихся 6 - 11 классов (общее
число постоянных членов в среднем 20
человек).
2.2. Члены школьного лесничества из своего
состава избирают:
лесничего;
помощника лесничего;
трех техников-лесоводов;
экономиста.
Остальные члены школьного лесничества
являются лесниками.
2.3. Производственной базой для школьных
лесничеств служат выделяемые
государственным лесничеством участки
леса.
2.4. Юридическим документом,
подтверждающим организацию школьного
лесничества являются совместный приказ
директора школы и директора лесхоза
(леспромхоза), в котором устанавливается
площадь и граница территории школьного
лесничества, содержание его
деятельности и руководящий состав, из
числа специалистов и членов школьного
лесничества. Ежегодно между школой и
государственным лесничеством
заключается договор, в котором
предусматриваются виды работ, их
обеспечение и участие специалистов в
проведении факультатива по
лесоводству.
2.5. Атрибутами школьного лесничества
являются: название, девиз, эмблема,
форменная одежда и другие отличительные
знаки.
3.
Руководство школьным лесничеством
3.1. Всю
работу школьного лесничества направляет
и контролирует Совет:
председатель - из числа преподавателей
школы или работников государственного
лесного органа;
лесничий, его помощник и
техники-лесоводы - из числа учащихся
старших классов.
3.2. Совет ежегодно разрабатывает и
утверждает план работы, на основе
которого осуществляется вся
деятельность школьного лесничества.
3.3. Высшим органом школьного лесничества
является собрание всех его членов,
которое собирается по необходимости, но
не реже одного раза в год.
3.4. Итоги работы школьных лесничеств
подводятся на районном и
республиканском слетах.
4.
Территория школьного лесничества
4.1.
Школьное лесничество осуществляет свою
деятельность на специально выделенной и
закрепленной за ним территории
государственного лесничества площадью
от 10 до 200 га.
4.2. Территория школьного лесничества
разделяется на три обхода (по количеству
техников-лесоводов).
4.3. Основная часть работ должна
выполняться на территории школьного
лесничества.
4.4. Территория школьного лесничества
используется для проведения учебных
экскурсий по ботанике, зоологии,
географии, природоведению и другим
предметам, для проведения
фенологических наблюдений и
опытно-экспериментальной работы по
лесоводству.
5.
Деятельность школьного лесничества
Школьное лесничество работает по
учебно-производственному плану, в
котором предусматривается:
5.1.
Систематические (круглогодичные)
занятия по лесоведению,
лесоводству и охране природы (за основу
можно взять "Книгу юного
лесовода". Курс лекций по основам
лесоведения, лесоводства и охраны
природы для слушателей Малой Лесной
Академии и членов школьных
лесничеств, изд. 2, Петрозаводск,
"Карелия", 1989 г., 256 стр.).
5.2.
Проведение фенологических наблюдений.
Программу рассылает Республиканский
детский эколого-биологический центр, он
же обобщает результаты наблюдений и
высылает их в фенологический сектор
Географического общества
(Санкт-Петербург).
5.3. Опытническая работа по дендрологии,
лесоведению, лесоводству и охране
природы по заданию ученых, специалистов
лесного хозяйства, работников РДЭБЦ и
других учреждений (см. книгу
"Воспитаем юных лесоводов",
Петрозаводск, 1973 г. и др.).
5.4. Практические лесохозяйственные
работы: посев и посадка леса, уход за
лесными культурами, осветление
молодняков сосны и ели, очистка леса от
захламленности, сбор шишек и семян
лесных и декоративных деревьев и
кустарников, уход за сеянцами в
питомниках, озеленение поселков и
городов, сбор грибов, ягод, лекарственных
растений, выявление и охрана памятников
природы, создание экологических троп и
др.
5.5. Заработанные учащимися деньги
поступают на счет школы (или учреждения)
и используются по распоряжению Совета
школьного лесничества (на проведение
праздников, вечеров, туристские поездки,
награждение членов школьного
лесничества и др.).
6.
Права
6.1.
Члены школьного лесничества:
имеют преимущественное право на
получение дополнительного образования в
Малой Академии Природы;
участвуют в районных, республиканских,
всероссийских и международных слетах
школьных лесничеств и конкурсах
("Подрост" и др.) и
эколого-образовательных проектах;
активным членам школьных лесничеств
будет вручаться сертификат.
7.
Поощрения
Лучшие
школьные лесничества поощряются:
ценными подарками и денежными премиями,
учрежденными оргкомитетом конкурсов;
почетными грамотами и дипломами;
активные члены лесничества получают
рекомендации для поступления в лесные
техникумы и вузы.
Примечание: Положение о школьном
лесничестве составлено методистами
РДЭБЦ К. А. Андреевым и И. К. Андреевой. За
основу взято положение о школьном
лесничестве, составленное и
утвержденное ранее (1972), а также
рекомендации Рослесхоза и ЦСЮН (1996).
Составитель:
Согласовано:
методист РДЭБЦ директор РДЭБЦ
Андреев К. А. Винокурова Н. А.
Зарегистрировано
Министерством юстиции
Республики Карелия
30 октября 1997 г.
Рег. N 51
Документ сверен:
официальное издание
"Собрание Законодательства
Республики Карелия"
от 30 декабря 1997 г. N 12
стр. 121-123