Согласовано:
Согласовано:
Согласовано:
Министерство
Министерство экологии
Государственный
образования и
природных ресурсов комитет Республики
Республики Карелия
Республики Карелия Карелия по лесу
Г.Г.Геккин
М.С.Фещенко
А.П.Морозов
16 июня 1997 г. 16 июня 1997 г.
10 июня 1997 г.
Положение о
школьном лесничестве
1. Цели и задачи
школьного лесничества
1.1. Школьное лесничество -
общественное эколого-
образовательное объединение учащихся
(школьников), создаваемое на
добровольных началах при участии
педагогов и специалистов лесного
хозяйства, в целях воспитания у
учащихся бережного, экологически и
экономически обоснованного, социально
активного отношения к природе,
углубления знаний подростков в области
лесного хозяйства и экологии,
умения осуществлять на практике
мероприятия, направленные на
сбережение и приумножение лесных
богатств, сохранение и усиление
защитных, оздоровительных и иных
полезных природных функций леса.
1.2. Задачами школьного
лесничества являются:
дополнительное образование
учащихся в области экологии и подготовка
из их числа будущих кадров лесного
хозяйства, с использованием имеющегося
опыта и вековых российских традиций
практической деятельности в этой
отрасли и достижений в науках,
составляющих систему знаний о природе,
лесных экосистемах, в лесном хозяйстве с
учетом принципов концепции устойчивого
гармоничного развития общества и
природы;
оказание практической помощи
органам управления лесным хозяйством,
предприятиям, учреждениям и
организациям, ведущим лесное хозяйство,
в деле воспроизводства, охраны и защиты
лесов, использования лесных богатств;
создание лесных опорных пунктов
Малой Академии Природы (в т. ч. Малой
Лесной Академии), ведение
самостоятельной кружковой работы и
развитие навыков по традиционным
народным промыслам, связанным с
использованием лесных ресурсов (сбор и
заготовка ягод, грибов, лекарственных и
съедобных растений, резьба по дереву,
изготовление "садовой" мебели,
плотничное и столярное искусство, работа
с берестой и др.);
обучение школьников специальным
навыкам исследования природы, леса, в т.
ч. привлечение их к участию в
осуществлении опытно-исследовательской
работы для решения региональных проблем
локального и более высокого уровней в
области охраны природы и лесного
хозяйства совместно с учеными и
специалистами:
профессиональная ориентация
учащихся;
пропаганда среди населения знаний
о лесе.
2.
Организация школьного лесничества
2.1. Школьное лесничество
может быть организовано при каждой
средней школе, при станциях юных
натуралистов, эколого-биологических
центрах, домах культуры, дворцах
творчества детей и т. д. и состоит из
учащихся 6 - 11 классов (общее число
постоянных членов в среднем 20 человек).
2.2. Члены школьного лесничества из
своего состава избирают:
лесничего;
помощника лесничего;
трех техников-лесоводов;
экономиста.
Остальные члены школьного
лесничества являются лесниками.
2.3. Производственной базой для
школьных лесничеств служат выделяемые
государственным лесничеством участки
леса.
2.4. Юридическим документом,
подтверждающим организацию школьного
лесничества являются совместный приказ
директора школы и директора лесхоза
(леспромхоза), в котором устанавливается
площадь и граница территории школьного
лесничества, содержание его
деятельности и руководящий состав, из
числа специалистов и членов школьного
лесничества. Ежегодно между школой и
государственным лесничеством
заключается договор, в котором
предусматриваются виды работ, их
обеспечение и участие специалистов в
проведении факультатива по
лесоводству.
2.5. Атрибутами школьного
лесничества являются: название, девиз,
эмблема, форменная одежда и другие
отличительные знаки.
3.
Руководство школьным лесничеством
3.1. Всю работу школьного
лесничества направляет и контролирует
Совет:
председатель - из числа
преподавателей школы или работников
государственного лесного органа;
лесничий, его помощник и
техники-лесоводы - из числа учащихся
старших классов.
3.2. Совет ежегодно разрабатывает и
утверждает план работы, на основе
которого осуществляется вся
деятельность школьного лесничества.
3.3. Высшим органом школьного
лесничества является собрание всех его
членов, которое собирается по
необходимости, но не реже одного раза в
год.
3.4. Итоги работы школьных
лесничеств подводятся на районном и
республиканском слетах.
4.
Территория школьного лесничества
4.1. Школьное лесничество
осуществляет свою деятельность на
специально выделенной и закрепленной за
ним территории государственного
лесничества площадью от 10 до 200 га.
4.2. Территория школьного
лесничества разделяется на три обхода
(по количеству техников-лесоводов).
4.3. Основная часть работ должна
выполняться на территории школьного
лесничества.
4.4. Территория школьного
лесничества используется для проведения
учебных экскурсий по ботанике, зоологии,
географии, природоведению и другим
предметам, для проведения
фенологических наблюдений и
опытно-экспериментальной работы по
лесоводству.
5.
Деятельность школьного лесничества
Школьное лесничество
работает по учебно-производственному
плану, в котором предусматривается:
5.1.
Систематические (круглогодичные)
занятия по лесоведению,
лесоводству и охране природы (за
основу можно взять "Книгу юного
лесовода". Курс лекций по основам
лесоведения, лесоводства и охраны
природы для слушателей Малой Лесной
Академии и членов школьных
лесничеств, изд. 2, Петрозаводск,
"Карелия", 1989 г., 256 стр.).
5.2. Проведение
фенологических наблюдений. Программу
рассылает Республиканский детский
эколого-биологический центр, он же
обобщает результаты наблюдений и
высылает их в фенологический сектор
Географического общества
(Санкт-Петербург).
5.3. Опытническая работа по
дендрологии, лесоведению, лесоводству и
охране природы по заданию ученых,
специалистов лесного хозяйства,
работников РДЭБЦ и других учреждений (см.
книгу "Воспитаем юных лесоводов",
Петрозаводск, 1973 г. и др.).
5.4. Практические лесохозяйственные
работы: посев и посадка леса, уход за
лесными культурами, осветление
молодняков сосны и ели, очистка леса от
захламленности, сбор шишек и семян
лесных и декоративных деревьев и
кустарников, уход за сеянцами в
питомниках, озеленение поселков и
городов, сбор грибов, ягод, лекарственных
растений, выявление и охрана памятников
природы, создание экологических троп и
др.
5.5. Заработанные учащимися деньги
поступают на счет школы (или учреждения)
и используются по распоряжению Совета
школьного лесничества (на проведение
праздников, вечеров, туристские поездки,
награждение членов школьного
лесничества и др.).
6.
Права
6.1. Члены школьного
лесничества:
имеют преимущественное право на
получение дополнительного образования в
Малой Академии Природы;
участвуют в районных,
республиканских, всероссийских и
международных слетах школьных
лесничеств и конкурсах ("Подрост" и др.) и
эколого-образовательных проектах;
активным членам школьных лесничеств
будет вручаться сертификат.
7.
Поощрения
Лучшие школьные
лесничества поощряются:
ценными подарками и денежными
премиями, учрежденными оргкомитетом
конкурсов;
почетными грамотами и дипломами;
активные члены лесничества
получают рекомендации для поступления в
лесные техникумы и вузы.
Примечание: Положение о
школьном лесничестве составлено
методистами РДЭБЦ К. А. Андреевым и И. К.
Андреевой. За основу взято положение о
школьном лесничестве, составленное и
утвержденное ранее (1972), а также
рекомендации Рослесхоза и ЦСЮН (1996).
Составитель:
Согласовано:
методист РДЭБЦ
директор
РДЭБЦ
Андреев К. А.
Винокурова
Н. А.
Зарегистрировано
Министерством юстиции
Республики Карелия
30 октября 1997 г.
Рег. N 51
Документ сверен:
официальное издание
"Собрание Законодательства
Республики Карелия"
от 30 декабря 1997 г. N 12
стр. 121-123