Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Именем Республики Карелия

Постановление
11 апреля 1997 года г.Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, П.А.Союнена, В.В.Сухачевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений части 14 статьи 12 Закона "О местном самоуправлении в Республике Карелия" и Постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 15.11.96 № 261 ПР "Об Уставе местного самоуправления города Петрозаводска".

Поводом к рассмотрению дела согласно статье 40 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" явилось ходатайство Главы самоуправления г.Петрозаводска С.Л.Катанандова.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли проверяемые положения названных актов Конституции Республики Карелия, ее статьям 78, 82.

Заслушав заявителя - С.Л.Катанандова, его представителей Т.П.Игнатьеву, Л.Н.Хотину, представителей Палаты Республики А.Ю.Демина, В.И.Недопекина, Е.И.Степанову, представителей Председателя Правительства Республики Карелия - А.П.Андреева, А.И.Киннера, исследовав материалы дела, Конституционный Суд

установил:

1. Согласно части 14 статьи 12 Закона "О местном
самоуправлении в Республике Карелия" (в редакции от 09.02.96) глава
местного самоуправления может наделяться Уставом правом
отлагательного вето (возврат должностным лицом принятого
представительным органом акта на повторное рассмотрение) на решения
Совета (представительного органа местного самоуправления), если он
не является депутатом этого Совета и не входит в его состав.

В соответствии со статьей 15 (части 5, 8) данного Закона Уставы местного самоуправления регистрируются Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия; основанием для отказа в государственной регистрации может быть только противоречие Устава Конституциям и законам Российской Федерации и Республики Карелия; отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Постановлением Палаты Республики от 15.11.96 № 261 ПР в регистрации
Устава местного самоуправления г.Петрозаводска отказано в связи с

несоответствием части 3 статьи 29 Устава части 14 статьи 12 Закона "О местном самоуправлении в Республике Карелия".

В части 3 статьи 29 Устава местного самоуправления г.Петрозаводска закреплено безусловное право отлагательного вето Главы самоуправления г.Петрозаводска на решения Совета.
Глава самоуправления г.Петрозаводска С.Л.Катанандов в своем ходатайстве исходит из того, что статьей 16 (часть 3) федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос о наделении собственной компетенцией главы муниципального образования подлежит разрешению в Уставе муниципального образования.

По мнению заявителя, оспариваемое положение Закона Республики Карелия о лишении права отлагательного вето глав местного самоуправления, являющихся депутатами Совета и входящими в его состав, не соответствует статье 78 Конституции Республики Карелия о самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий, федеральному Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и, наряду с Постановлением Палаты Республики от 15.11.96, ограничивает права местного самоуправления (Совета и Главы) на разрешение вопросов местного значения и регистрацию Устава.

2. Конституциями Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72) и Республики Карелия (пункт 12 статьи 42) установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и Республики Карелия.

Принимаемые субъектами Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного с Российской Федерацией ведения должны соответствовать федеральным законам (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 1, 5 статьи 2 Конституции Республики Карелия).

Частью 1 статьи 19 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что "наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации".

В статье 8 данного федерального Закона содержится перечень вопросов, обязательных для Устава любого муниципального образования, в том числе о порядке принятия нормативных правовых актов, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов (пункты 7, 15 части 1).

Согласно статье 6 Закона "О статусе Главы местного самоуправления в Республике Карелия" компетенция Главы определяется Законом "О местном самоуправлении в Республике Карелия" и Уставом местного самоуправления.

Таким образом, частью 14 статьи 12 порядок принятия решений представительным органом местного самоуправления, допускающий наделение дополнительной компетенцией главу местного самоуправления Уставом, определен в рамках вышеназванных законодательных полномочий субъекта Российской Федерации.

3. Норма Закона "О местном самоуправлении в Республике Карелия" о возможности наделения Уставом главы местного самоуправления правом отлагательного вето является отражением местных традиций и правомерна в силу пункта 13 статьи 5 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 9 статьи 8 Закона "О местном самоуправлении в Республике Карелия". Управомочивающий, а не обязывающий характер этой нормы, адресованной Советам, в соответствии со статьей 6 (часть 2 абзац 2) федерального Закона и статьей 6 (часть 2 пункт 39) Закона Республики Карелия о предметах ведения местного самоуправления подтверждает местную значимость данного конкретного вопроса.

Принцип разделения властей, закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации и в статье 4 (часть 1) Конституции Республики Карелия, является основой деятельности государственной власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации, статья 80, часть 1 Конституции Республики Карелия), вследствие чего использование в механизме их деятельности элементов системы сдержек и противовесов, в том числе права вето, не предусмотрено Конституциями Российской Федерации и Республики Карелия, федеральным Законом. Оспариваемые условия о недопустимости наделения правом вето глав местного самоуправления, являющихся депутатами представительного органа местного самоуправления и входящих в его состав, неправомерно базируются на принципе разделения властей и вступают в противоречие со статьями 8 (часть 2), 16 (части 1, 3) федерального Закона. Этими статьями закреплены безусловные права представительного органа местного самоуправления или непосредственно населения самостоятельно решать в Уставе вопросы о введении должности главы муниципального образования и наделении его правом входить в состав представительного органа.

Из статей 8 (часть 1, пункт 3), 14 (часть 3), 16 (часть 3) федерального Закона следует, что выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований.

Статьей 82 Конституции Республики Карелия местное самоуправление в Республике Карелия гарантируется... запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституциями, законами Российской Федерации и Республики Карелия.

Запрещение наделять правом отлагательного вето глав местного
самоуправления, являющихся депутатами представительного органа и
входящих в его состав, ограничивает права Советов, не соответствует
федеральному Закону и конституционным положениям о самостоятельности
местного самоуправления в пределах своих полномочий, вследствие чего
является неконституционным.

4. Постановление Палаты Республики от 15.11.96 об отказе в регистрации Устава местного самоуправления г.Петрозаводска является актом правоприменения, не носит нормативного характера.

Согласно части 1 статьи 27 федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", действующего с 1 января 1997 года, к компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации отнесено рассмотрение вопросов соответствия Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На основании этой нормы, а также статьи 43 (пункт 4 части 1, часть 2) Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" рассмотрение в части проверки конституционности постановления Палаты Республики Законодательного Собрания от 15.11.96 подлежит прекращению за неподведомственностью Конституционному Суду Республики Карелия. Отказ в регистрации Устава может быть обжалован в суд общей юрисдикции.

Руководствуясь статьями 2, 6, 33, 43, 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд

п о с т а н о в и л :

1. Признать не соответствующим Конституции Республики Карелия, статьям 78, 82, положение части 14 статьи 12 Закона "О местном самоуправлении в Республике Карелия", согласно которому запрещено наделять правом отлагательного вето на решения Совета глав местного самоупраления, являющихся депутатами представительного органа местного самоуправления и входящих в его состав.

2. Прекратить на основании части 1 статьи 27 федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 43 (пункт 4 части 1 и часть 2) Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" производство по делу в части проверки конституционности Постановления Палаты Республики Законодательного Собрания от 15.11.96 № 261ПР "Об Уставе местного самоуправления г.Петрозаводска".

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" и части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 федерального конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия

Официальный электронный текст
получен из Конституционного суда Республики Карелия

О проверке конституционности отдельных положений части 14 ст.12 закона "О местном самоуправлении в РК" и постановления Палаты Республики Законодательного Собрания РК от 15.11.96 № 26 ПР "Об уставе местного самоуправления г.Петрозаводска"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 11.04.1997 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 11.04.1997

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 6 1997 г., ст. 671




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000931

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000931



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane