Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Именем Республики Карелия

Постановление


25 декабря 1996 г. г. Петрозаводск

Конституционный суд Республики Карелия в составе Председателя О. Б. Переплеснина, судей Л. М. Жарковой, П. А. Союнена, В. В. Сухачевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта "а" пункта 8 статьи 1 закона "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия"" и пункта 1 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 30 мая 1996 года N 108 ПР о принятии данного закона.

Поводом к рассмотрению дела согласно статье 40 закона "О Конституционном суде Республики Карелия" явилось ходатайство Председателя Правительства В. Н. Степанова.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли проверяемые положения названных актов Конституции Республики Карелия с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Карелия, принципу равенства всех перед законом.

Заслушав представителей Председателя Правительства А. П. Андреева, А. И. Киннера, представителей Палаты Республики Законодательного Собрания депутата А. Ю. Демина, Е. И. Степанову и В. И. Недопекина, исследовав материалы дела, Конституционный суд установил:

1. Постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания от 30.05.96 года N 108 ПР принят закон "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия"" (24 ноября 1994 года).

Председатель Правительства Республики Карелия возвратил данный закон с поправками в Палату Республики без подписания. В процессе повторного рассмотрения этого закона в Палате Республики дважды (20 июня и 10 июля 1996 года) проводилось голосование, в результате чего 10 июля 1996 года поправки Председателя Правительства были отклонены, закон принят, 10 сентября 1996 года подписан Председателем Палаты Республики в соответствии со статьей 61 Конституции Республики Карелия и официально опубликован в газете "Карелия" 20 сентября 1996 года N 102 (397).

Согласно статье 21 (часть 1) закона "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия" (в редакции закона от 20 сентября 1996 года) "депутат на самоуправляющейся территории не может быть задержан(за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Республики Карелия".

Председатель Правительства обратился в Конституционный суд с ходатайством о проверке конституционности подпункта "а" пункта 8 статьи 1 закона от 20 сентября 1996 года и пункта 1 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания от 30 мая 1996 года N 108 ПР, которые, по его мнению, противоречат статье 12 Конституции Республики Карелия, регулируют вопросы, находящиеся в исключительной компетенции Российской Федерации, и нарушают принцип равенства всех перед законом.

В ходе судебного заседания представители Председателя Правительства в обоснование ходатайства привели дополнительный довод о том, что при повторном рассмотрении закона нарушена процедура его принятия, предусмотренная статьей 61 Конституции Республики Карелия.

2. Установление общих принципов организации местного самоуправления согласно пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 42 Конституции Республики Карелия находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Карелия.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 часть 2 Конституции Российской Федерации).

Оспариваемое положение части 1 статьи 21 закона Республики Карелия (в редакции закона от 20 сентября 1996 года) полностью воспроизводит аналогичную норму части 7 статьи 18 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступил в силу 1 сентября 1995 года), носит статусный характер, реализует обязанности государства по обеспечению народовластия через органы местного самоуправления, является одной из гарантий запрета на ограничение прав местного самоуправления (статьи 3, 82 Конституции Республики Карелия).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции Республики Карелия каждый человек имеет право на свободу, на государственную охрану и защиту от незаконных посягательств на его личность (личная неприкосновенность).

Неприкосновенность депутата представительного органа местного самоуправления является гарантией более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности.

Она обусловлена и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации и Республики Карелия, а именно:

частью 1 статьи 7 Европейской хартии о местом самоуправлении о том, что "статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий";

частью 1 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, запрещающей лишение свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

Депутат любого уровня является народным избранником, реализация властных полномочий которого осуществляется преимущественно в коллегиальной форме на сессиях представительного органа.

В обеспечение специфической деятельности депутатов федеральными законами устанавливается повышенная охрана личности как депутатов, так и кандидатов в депутаты.

Неприкосновенность (депутатский иммунитет), закрепленная в части 7 статьи 18 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имеет публично-правовой характер, ограждает депутата от необоснованных преследований, способствует беспрепятственной деятельности депутата и тем самым - представительного органа власти, их самостоятельности и независимости (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 18, статьи 19 и части 2 статьи 20 федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

В отношении депутатов представительных органов местного самоуправления норма об обязательном согласии прокурора субъекта Российской Федерации для задержания, ареста, обыска по месту жительства или работы, привлечения к уголовной ответственности гарантирует закрепленные в конституциях Российской Федерации и Республики Карелия права граждан на местное самоуправление и является неотъемлемой составной частью общих принципов организации местного самоуправления, устанавливаемых Российской Федерацией и подлежащих единообразному применению на ее территории.

3. Возложение на прокурора субъекта Российской Федерации обязанности санкционирования вышеназванных процессуальных действий в отношении депутата местного самоуправления не означает освобождение депутата от ответственности в случае совершения правонарушения или преступления, не влечет ущемления конституционных прав потерпевших, не может расцениваться как изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом (статья 12 часть 1 Конституции Республики Карелия, постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы).

В исключительном ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также принятие федеральных законов о полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры (пункты "в", "о" статьи 71, часть 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации). Следовательно, легитимность нормы федерального закона о неприкосновенности депутата местного самоуправления безусловна.

Содержание оспариваемого положения части 1 статьи 21 закона Республики Карелия полностью соответствует части 7 статьи 18 федерального закона, статьям 2 (части 4, 5), 4 (часть 3), 5 (часть 1), 16, 41, 78, 82 Конституции Республики Карелия и статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.

Данная норма принята Палатой Республики Законодательного Собрания во исполнение статьи 55 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пределах ведения Республики Карелия и компетенции этой Палаты.

Статья 61 Конституции Республики Карелия не устанавливает особого срока и порядка повторного рассмотрения закона,возвращенного Председателем Правительства. Закон "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия"" принят в соответствии со статьей 61 Конституции Республики Карелия, в рамках законодательного процесса.

Основания для признания пункта 1 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 30 мая 1996 года N 108 ПР неконституционным отсутствуют.

Руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44, 63 закона "О Конституционном суде Республики Карелия", Суд постановил:

1. Признать часть 1 статьи 21 закона "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия" (в редакции закона от 20 сентября 1996 года) и пункт 1 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 30 мая 1996 года N 108 ПР соответствующими Конституции Республики Карелия.

2. Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.

3.В соответствии со статьями 24, 31, 63 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный суд Республики Карелия


Документ сверен по:
официальное издание
"Собрание Законодательства
Республики Карелия"
от 20 февраля 1997 года N 2
стр. 123-125

О проверке конституционности подпункта "а" пункта 8 статьи 1 закона "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия" и пункта 1 постановления П...

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 25.12.1996 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 25.12.1996

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 2 1997 г., ст.241




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000802

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000802



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane