
Именем Республики Карелия
Постановление
[О проверке конституционности Закона
Республики Карелия "О
контрольно-счетной палате"]
17 марта 1997 года
г. Петрозаводск
Конституционный Суд Республики
Карелия в составе Председателя
О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой,
П.А.Союнена, В.В.Сухачевой рассмотрел в
открытом судебном заседании дело о
проверке конституционности Закона
Республики Карелия "О
Контрольно-счетной палате".
Поводом к рассмотрению дела согласно
статьям 40, 46 Закона "О Конституционном
Суде Республики Карелия" явились
ходатайства Председателя Правительства
В.Н.Степанова и депутата Палаты
Представителей Законодательного
Собрания С.Л.Катанандова.
Основанием к рассмотрению дела явилась
обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, нарушены ли Палатой
Республики Законодательного Собрания
Республики Карелия нормы об основах
конституционного строя и
предоставленные ей полномочия принятием
рассматриваемого Закона.
Заслушав объяснения С.Л.Катанандова и
его представителя Т.П.Игнатьевой,
представителей Председателя
Правительства Республики Карелия -
А.П.Андреева, А.И.Киннера, Палаты
Республики В.Е.Богданова, А.В.Чаженгина,
Е.И.Степановой, заместителя Прокурора
Республики Карелия - Б.Ф.Петрова,
Председателя Контрольно-бюджетного
комитета Законодательного Собрания -
Л.С.Кочневу, исследовав материалы дела,
Конституционный Суд установил :
1. Контрольно-бюджетный комитет
Законодательного Собрания Республики
Карелия в соответствии с Постановлением
Законодательного Собрания от 18.05.94 № 1-1/5
является структурным подразделением
Законодательного Собрания и действует
на основании Положения, утвержденного
Постановлением Законодательного
Собрания от 23.06.94 N 1-2/26.
Согласно пунктам 1.1, 1.3, 6 названного
Положения данный Комитет, как орган
контроля за исполнением
республиканского бюджета, подотчетен
Палатам Законодательного Собрания, их
председателям и может быть ликвидирован
Законодательным Собранием.
При утверждении Положения о
Контрольно-бюджетном комитете пунктом 3
Постановления Законодательным
Собранием поручено Комитету по
экономической политике и бюджету Палаты
Республики внести на рассмотрение Палат
проект Закона о комитете до 01.11.94.
28.12.95 постановлением Палаты Республики №
341- ПР принят Закон Республики Карелия
"О Контрольно-счетной палате" и
направлен для рассмотрения в Палату
Представителей Законодательного
Собрания.
Постановлением Палаты Представителей от
04.07.96 № 49-ПП данный Закон был отклонен,
подтверждена необходимость разработки
законопроекта о Контрольно-бюджетном
комитете Законодательного Собрания
Республики Карелия .
11.07.96 Палата Республики направила Закон
"О Контрольно-счетной палате"
Председателю Правительства Республики
Карелия, вето которого преодолела 12 .09.96
повторным принятием Закона.
30.09.96 Закон был подписан Председателем
Палаты Республики, опубликован в газете
"Карелия" № 106 (401) 18.10.96.
Нормами оспариваемого Закона установлен
статус Палаты как постоянно
действующего органа государственного
финансового контроля, образуемого
Законодательным Собранием и
подотчетного ему; определены задачи,
порядок создания и деятельности,
полномочия по пресечению выявленных
нарушений и т.д.
Заявители, направившие ходатайства в
Конституционный Суд, считают, что данный
Закон принят Палатой Республики в
нарушение статей 4, 58 Конституции
Республики Карелия по причине
самостоятельного его принятия Палатой
Республики без Палаты Представителей, а
также в силу наделения
Контрольно-счетной палаты статусом и
функциями государственного органа
власти, не предусмотренного
Конституцией.
Действие Закона в соответствии со
статьей 68 (пункт _с_) Конституции
Республики Карелия приостановлено до
решения Конституционного Суда.
Конституционный Суд, оценивая
конституционность оспариваемого акта,
исходит из его места в системе других
правовых актов, поскольку смысл
(конституционный или неконституционный)
законодательного регулирования в ряде
случаев выявляется лишь в результате
анализа совокупного действия правовых
предписаний.
2. Согласно статье 4 (часть 2) Конституции
Республики Карелия пределы полномочий
органов законодательной, исполнительной
и судебной властей, осуществляемых ими
самостоятельно, установлены
Конституцией и законами Республики
Карелия .
Компетенция представительного и
единственного законодательного органа
Республики Карелия - Законодательного
Собрания - определена в Конституции
республики как двухуровневая:
- в статье 55 содержится перечень
вопросов, подлежащих разрешению на
совместных заседаниях палат;
- в статьях 57, 58 - соответственно
компетенция Палаты Представителей и
Палаты Республики.
Организация взаимодействия между
Палатами и порядок разрешения вопросов
ведения Законодательного Собрания
устанавливаются Регламентом
Законодательного Собрания Республики
Карелия ( часть 1 статьи 55 Конституции
Республики Карелия ).
Сфера полномочий Палат Законодательного
Собрания в бюджетном процессе
усматривается из Конституции
республики, Законов "О порядке
рассмотрения и утверждения
республиканского бюджета на 1997 год",
"О Комитете Законодательного Собрания
Республики Карелия" и других.
Палата Республики уполномочена
осуществлять контроль за исполнением
государственного бюджета Республики
Карелия, а Палата Представителей -
рассматривает проект и утверждает
бюджет, выполняет определенные
контрольные полномочия.
Парламент вправе осуществлять свои
полномочия как непосредственно, так и с
помощью создаваемых им органов, формами
и средствами, присущими органу
законодательной власти.
Процедура формирования органов включает
в себя учреждение, принятие
правоустанавливающего документа и
непосредственно создание,
комплектование органа.
18.05.94 Законодательным Собранием в
соответствии со статьей 55 (пункт _ж_ части
2) Конституции Республики Карелия и
статьей 60 Регламента Законодательного
Собрания Республики Карелия учрежден
Контрольно-бюджетный комитет,
организационно обособленный внутри
парламента, но не являющийся
самостоятельным органом власти.
В целях регламентирования деятельности
и создания данного структурного
подразделения Законодательного
Собрания постановлением
Законодательного Собрания от 23 июня 1994
года № 1-2/26 было утверждено Положение,
действующее в настоящее время.
В соответствии с частью 3 статьи 1
Регламента Законодательного Собрания об
определении порядка деятельности
органов Законодательного Собрания
законами Республики Карелия и пунктом 3
названного Постановления Комитету по
экономической политике и бюджету Палаты
Республики надлежало разработать
законопроект о Контрольно-бюджетном
комитете Законодательного Собрания и
внести его на рассмотрение Палат.
Данное постановление Законодательного
Собрания носит властнообязывающий
характер, подлежит точному и неуклонному
исполнению ( статья 54 Конституции
Республики Карелия ).
Этим постановлением подтверждено, что
вопрос о создании органа, наделенного
контрольно-аналитическими функциями в
бюджетном процессе, находится в ведении
обеих Палат.
Однако Палата Республики 21 апреля 1995
года, несмотря на приоритетность и
правомерность акта всего
Законодательного Собрания, протокольно
приняла постановление о создании
Контрольно-счетной палаты с поручением
Комитету по экономической политике и
бюджету подготовить законопроект об
этом органе, а затем дважды выносила
решения о принятии данного Закона - 28.12.95
и 12.09.96.
Оспариваемый закон о Контрольно-счетной
палате, вопросы учреждения и
существования которой не были решены
Законодательным Собранием, является
неконституционным в силу превышения
Палатой Республики предоставленных ей
статьей 58 Конституции Республики
Карелия самостоятельных полномочий.
3. Закон "О Контрольно-счетной
палате" предусматривает создание
постоянно действующего, организационно
и функционально независимого органа
государственного финансового контроля,
деятельность которого не может быть
приостановлена или прекращена ( статьи 1,
3, 23).
Положения статей 1, 2, 4, 5-9, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 23,
26 рассматриваемого Закона подтверждают
подотчетность Контрольно-счетной палаты
Законодательному Собранию. Однако объем
и характер предоставленных ее
сотрудникам властных полномочий не
позволяют признание за
Контрольно-счетной палатой статуса
рабочего органа (статьи 5, 6, 8, 11-13, 18-20, 22).
Согласно статье 8 оспариваемого Закона
Контрольно-счетная палата является
специализированным органом,
осуществляющим контрольно-ревизионную,
информационную, экспертно-аналитическую
и иные виды деятельности, обеспечивающим
единую систему контроля за исполнением
республиканского бюджета и бюджетов
республиканских внебюджетных фондов.
Способы самостоятельного реагирования
Контрольно-счетной палатой на
выявленные нарушения (направление
представлений и предписаний,
обязательных для исполнения - статьи 19,
20), взаимодействия с другими
контрольными органами (статьи 18, 25),
представление Контрольно-счетной палаты
ее председателем в органах
государственной власти Российской
Федерации , Республики Карелия и за
рубежом, свидетельствуют о наделении
Палатой Республики этого органа
парламентского контроля функциями не
рабочего, а государственного органа с
определенными властными полномочиями.
Система органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
устанавливается субъектами Российской
Федерации самостоятельно в соответствии
с основами конституционного строя
Российской Федерации и общими
принципами организации
представительных и исполнительных
органов государственной власти,
установленными федеральным законом (
часть 1 статьи 77 Конституции Российской
Федерации ).
Контрольно-счетная палата, не имеющая
самостоятельного статуса органа
государственной власти и действующая в
рамках полномочий, предмета ведения и
структуры конституционного органа
власти, может быть учреждена
Законодательным Собранием, а ее
деятельность урегулирована законом без
внесения поправок в Конституцию.
В то же время полномочия
Контрольно-счетной палаты и статус ее
сотрудников не должны противоречить
принципу подотчетности этого
специального органа перед его создавшим
органом.
Отдельные положения (статьи) Закона "О
Контрольно-счетной палате" с точки
зрения их конституционности
Конституционный Суд не рассматривал,
поскольку в ходатайствах вопрос об этом
не ставился. Руководствуясь статьями 2, 6,
33, 44, 50 Закона "О Конституционном Суде
Республики Карелия", Конституционный
Суд постановил :
1. Признать Закон Республики Карелия "О
Контрольно-счетной палате", принятый
Постановлением Палаты Республики
Законодательного Собрания Республики
Карелия 12.09.96, не соответствующим
Конституции Республики Карелия , ее
статьям 4, 54, 58.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О
Конституционном Суде Республики
Карелия" Постановление является
окончательным, не подлежит
опротестованию и обжалованию, вступает в
силу немедленно после провозглашения и
действует непосредственно.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 63
Закона "О Конституционном Суде
Республики Карелия" настоящее
Постановление подлежит опубликованию
без каких-либо сокращений в газете
"Карелия" и сборнике "Собрание
законодательства Республики
Карелия".
Конституционный Суд Республики
Карелия
Официальный электронный текст получен
из
Конституционного суда Республики
Карелия
Ссылается на
- Конституция Республики Карелия (с изменениями на 20 февраля 2021 года)
- О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1997 год
- О Контрольно-счетной палате (Утратил силу на основании Закона Республики Карелия "О признании утратившим силу Закона Республики Карелия «О Контрольно-счетной палате» от 05.03.04 г., № 754-ЗРК. введенным в действие с 11.03.04 г., газета "Карелия" от 11...
- О законе Республики Карелия "О Контрольно-счетной палате"
- О законе Республики Карелия "О контрольно-счетной палате"
- О Конституционном Суде Республики (утратил силу с 15 марта 2021 года на основании Закона Республики Карелия от 25 февраля 2021 года N 2547-ЗРК)